Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:32, реферат
История русско-французских культурных связей уходит своими корнями в далекие времена, когда французский король Генрих I задумал жениться на дочери Ярослава Мудрого, княжне Анне Ярославне, известной своим благочестием и красотой. Так, двадцатисемилетняя киевская княжна становится французской королевой. С этого момента, с 1054 года, начинается история взаимной притягательности двух стран и двух народов.
Введение 3
II. Основная часть 4
1. Галломания 4
2. Чем мы обязаны Франции 6
3. Взаимодействие русской и французской культур 14
в XVII - XVIII веке
III. Заключение 19
IV. Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
Кафедра романской филологии
Взаимодействие русской и
французской культур в XVII - XVIII веке
Самара
2009
Содержание
II. Основная часть
1. Галломания
2. Чем мы обязаны
Франции
3. Взаимодействие русской и французской культур 14
в XVII - XVIII веке
III. Заключение
IV. Список литературы
I. Введение
История русско-французских культурных связей уходит своими корнями в далекие времена, когда французский король Генрих I задумал жениться на дочери Ярослава Мудрого, княжне Анне Ярославне, известной своим благочестием и красотой. Так, двадцатисемилетняя киевская княжна становится французской королевой. С этого момента, с 1054 года, начинается история взаимной притягательности двух стран и двух народов.
Русско-французские культурные связи, едва ли не вечная тема гуманитарных наук. Роман русского общества с Францией и французским языком ярко проявляется в XVIII в. Рождается галломания, русская культура становится двуязычной, идеи Просвещения захватывают умы россиян. После Великой французской революции (1789-1793г.) наступил период соперничества культур, государственных систем, армий и правителей. Это соперничество стимулировало культурный обмен между Россией и Францией. Мало того, Россия по-французски одевалась, ела, сверяла время и даже спала. Трудно найти пример более продолжительных и глубоких культурных контактов, нежели контакты между Россией и Францией. Тематика этих связей необыкновенно широка, от политики до живописи, от архитектуры до моды, от биологии до поэзии, от театра до астрономии, от музыки до виноторговли.
II. Основная часть.
1. Галломания
приятнее Франции».
Карамзин.
В XVIII веке в Россию приходит галломания.
Русская знать наслаждается французскими драмой и комедией, приспосабливается писать belles letters, знакомится с Расином, начинает понимать толк в шампанском. Граф Иван Иванович Шувалов вступает в переписку с Вольтером на предмет создания последним «Истории Петра Великого». Ему уж было начали посылать соответствующие архивные сведения, предварительно переведенные на французский...
Русское искусство с этих пор прочно опирается на французский каркас. В России трудятся французские архитекторы, парковые ансамбли сооружаются по образцу Версаля. Французским художникам доверяют воспитание вкуса: в создании Российской Академии трех знатнейших художеств принимают участие французский архитектор Валлен-Деламот, скульптор Жилле.
Миф о прекрасной Франции затмевает все и вся. Русский патриотизм задвинут на второй план. Родной язык в гостиных едва ли можно было услышать, его перекрывала, сверкающая и пестрая французская речь. Дворянское общество говорило, писало и думало по-французски. Даже сражавшиеся с армией Бонапарта русские офицеры зачастую говорили по-французски на много лучше, чем по-русски. Французский язык был тогда наподобие латыни и служил пропуском в высший свет.
Если же говорили по-русски, то лексикон пестрил галлицизмами, вроде аллюра, бельэтажа, сервиза, гардероба, десерта, жакета, лимонада, лорнета, манжета, маскарада, неглиже, помады, променада, софы, туалета, шезлонга, ридикюля и пр.
Французы воспитывали детей, готовили еду, шили платье, учили танцам, походке, манерам, верховой езде, преподавали в привилегированных учебных заведениях, скопированных с парижских, а русскую историю в них изучали по французским книгам.
Мода требовала, чтобы образование было во французском духе, и чтобы воспитателями были исключительно французы. Пример пушкинского Онегина:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur L’Abbe, француз убогий,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
Заметно участились поездки русских во Францию. В Петербурге только и видно было, что едущих или возвращающихся. Одни отправлялись учиться, другие советоваться с докторами, третьи - в качестве туристов.
Русские модницы окончательно признали право французов на роль неоспоримого авторитета. Провинциальные барышни сходили с ума по парижскими шляпкам, рюшам, рединготам и прочим новинкам из модных лавок на Кузнецком мосту. Французы повсеместно ставились в пример, французам подражали, французами восхищались. Париж сделался «родиной сердца и воображения», Франция – законодательницей вкусов и восприемницей всей европейской культуры. Как некогда Италия, став во главе эпохи Просвещения, Франция явилась генератором не только политических и философских, но и художественных идей. И, хотя Россию с этой страной не связывали общие границы, стихия славянской породы все же столкнулась с безукоризненным вкусом, и Россия не смогла не вдохновиться столь совершенным образцом.
2. Чем мы обязаны Франции?
Мы обязаны Франции многим. Бесспорно, она научила нас хитростям комфорта, убранства интерьера и обстановк. Художественные стили, столь часто сменяющие друг друга во Франции, практически все - обнаружили собственное отражение в русском декоративном искусстве.
Барокко. Ветер парижской моды достиг берегов Невы вместе с прибытием туда зодчего Леблона. Знаменитый француз прихватил в Россию новые веяния европейского искусства. Леблон лично руководил меблировкой Орехового кабинета во дворце сподвижника Петра, Светлейшего князя Меншикова. Украшением комнаты стал двустворчатый шкаф, в облике которого отчетливо прочитывались признаки стиля барокко. Во времена правления Людовика XIV создавались роскошные интерьеры, парадные залы в которых располагались анфиладой по одной оси и обильно уснащались позолоченной резьбой. Стены украшались гобеленами, лепным узором, или обтягивались дорогими тканями. В цветовой гамме преобладало сочетание белого с золотом. Огромные окна и зеркала в простенках, иллюзорно увеличивающие пространство, обрамлялись богатым декором. Собственно вот это пышное убранство версальских покоев некогда так поразило молодого Петра, что он счел необходимым перенести сие великолепие к себе в столицу.
При создании убранства парадных зал Большого Дворца Петергофа и Екатерининского дворца в Царском селе на вооружение был взят именно стиль «Людовик XIV». Мебель виделась архитекторами частью общего декоративного замысла. В ее формах они свободно использовали резьбу в виде завитков, стилизованных цветов, птиц и фруктов. Для украшения вводились бронзовые детали. И, тем не менее, в декоре все еще сохранялась симметрия построения, придающая предмету уравновешенность и ощущение прочности.
Стиль барокко.
Рококо. Тотальная асимметрия сменила симметрию с воцарением весьма причудливого орнаментально-декоративного стиля рококо, считающийся поздним этапом барокко. А еще его иногда именуют стилем «a la Pompadour». Во Франции рококо как раз пришлось на годы правления Людовика XV). Страна в ту пору находилась в состоянии необычайного экономического подъема, что, несомненно, влекло за собой тягу к роскоши и комфорту. Особенно в аристократической среде. Рококо, с его любовью к изящной мебели, трепетным вниманием к мелочам, утонченным деталям, наиболее ярко проявило себя в искусстве интерьера.
Русскую царицу
Елизавету, питавшую слабость ко всему
французскому не мог оставить равнодушной
причудливый и капризный
Екатерина Великая, которая проявляла значительный интерес к французской мебели, устоять перед очарованием рококо также не могла.
Стиль рококо.
Классицизм. Рококо с его вычурностью не могло долго продержаться, и вскоре стиль «устал»: линии выпрямились, поверхности стали все более четкими и ясными, детали строже. На этом фоне пробуждается новый интерес к античному искусству, чему немало поспособствовали археологические открытия в Помпеях и Геркулануме. Эпоха классицизма принесла особую культуру комфорта и понимания красоты, соединившую в себе одновременно практичность, изящество и аристократизм. Во Франции этот новый стиль именовался стилем Людовика XVI.
Мебель русского классицизма сохраняла легкость форм, что достигалось особым выбором пропорций, при котором ножки стульев, кресел или комодов оставались относительно тонкими и сужались книзу. Впечатление легкости добавляли вырезанные каннелюры, украшавшие ножки стульев и шкафов. Резьба при этом делалась куда скромнее, и использовалась преимущественно в местах скрепления. Излюбленными мотивами стали гирлянды, пальмовые ветви, венки, лавровые листы, ленты и вазы с цветами. Мебель иногда расписывалась изображениями мифологических персонажей золотой краской по синему фону. Появились предметы обстановки, выполненные в технике наборного дерева.
В 1793 года в виду
экономических соображений и
нестабильности международной ситуации
Екатерина вводит блокаду на ввоз
иностранной мебели. В России возникают
собственные мебельные
Классицизм
Ампир. Завершающим аккордом, переродившегося в эпоху наполеоновской империи, классицизма, стал стиль ампир (или empire). Стиль Людовика XVI как бы выкристаллизуется, и на смену былой грациозности приходит холодный пафос, помпезность и рассудочность. Арсенал ампира составляли элементы древнеримского военного снаряжения: связки копий, щиты, пучки стрел, ликторские топоры, знаки с орлами. Одновременно с этим присутствовали мотивы египетского искусства. Опорами диванов, столов, кресел служили львы, химеры, грифоны, лебеди. Образцами мебели стали тяжелые римские скамейки, ложи, курульные сиденья. Исполненная из экзотических пород древесины (красное дерево, орех, тополь, карельская береза) мебель часто окрашивалась в белый цвет и обрабатывалась золоченой резьбой. Повышенная цветовая насыщенность была характерна для ампира. Для облицовок в интерьере нередко использовались драгоценные камни.
Будучи в Париже, император Александр I останавливался во дворце Тюильри, интерьеры которого были оформленные по последней моде. В Париже император посетил мастерские скульптора Гудона, живописцев Давида и Гро. Вернувшись в Россию, Александр, неназойливо дал почувствовать свою художественную волю.
Прошедшие через всю Европу русские офицеры возвращались на родину с трофеями - изделиями из бронзы, стекла и фарфора. В Петербурге находились французские архитекторы, проектировавшие не только здания, но и всю обстановку; существовали мебельные и бронзолитейные мастерские, руководимые французами. Никогда еще в России не было лучших условий для расцвета парадного интерьера, чем в эту эпоху. Никогда еще искусство ансамбля не достигало столь невиданных высот.
Информация о работе Взаимодействие русской и французской культур в XVII - XVIII веке