Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 22:20, курсовая работа
Цель работы – выявить содержательные особенности Кревской унии и Грюнвальдской битвы.
Задачи, которые решались для достижения поставленной цели:
Рассмотреть процесс утверждения Тевтонского ордена на Балтике.
Выявить особенности внешнего и внутреннего положение Польского королевства во времена Владислава Локетка и Казимира Великого.
Определить внешнеполитические предпосылки и значение Кревской унии.
Выявить орденский фактор в отношении Польши и ВКЛ.
Рассмотреть причины и результаты «Великой войны» 1409 – 1411 гг.
Определить взаимоотношения Польши и Ордена в первой половине 15 века.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Утверждение Тевтонского ордена на Балтике……………………....6
1.1. Покорение Пруссии…………………………………………………..6
1.2. Военно-политическая и экономическая организация Ордена…….9
1.3. «Drang nach Osten»…………………………………………………..11
Глава 2. Внешнее и внутреннее положение Польского королевства во времена Владислава Локетка и Казимира Великого…………………………16
Глава 3. Кревская уния…………………………………………………………20
3.1. Внешнеполитические предпосылки. Значение Кревской унии…....20
Глава 4. Орденский фактор в отношении Польши и ВКЛ…………………...24
Глава 5. «Великая война» 1409 – 1411 гг……………………………………...27
5.1. Грюнвальдская битва………………………………………………..27
5.2. Торуньский мир 1411 года…………………………………………..36
Глава 6. Взаимоотношения Польши и Ордена в первой половине 15 века…37
6.1. Тринадцатилетняя война 1454 – 1466 и 2-ой Торуньский мир……………………………………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………...39
Список использованной литературы…………
Немецкие крестоносцы под
Таким образом, крестоносная угроза содействовала польско-литовской унии, но отнюдь не была ее основной причиной. Главной причиной было стремление литовских феодалов, опираясь на помощь Польши, удержать и расширить русские владения. Польские же феодалы, в свою очередь, надеялись инкорпорировать в состав Польши саму Литву вместе с ее русскими владениями [12].
Сближение Литвы с Польшей имело еще один чрезвычайно важный аспект. Литва оставалась последним в Европе языческим государством, где языческое меньшинство доминировало над христианским большинством. К тому же это христианское большинство уже принадлежало к соперничавшему с западным католицизмом греческому православию. Такая ситуация ставила литовское государство в изолированное и весьма уязвимое положение. Христианизация Литвы была неизбежным условием включения ее в систему европейской цивилизации, а выбор между Польшей и Русью означал для литовской знати не только отказ от язычества. Он означал выбор между западным католицизмом и восточным православием. Это был не только политический, но и цивилизационный выбор, выбор этнокультурной ориентации.
В начале лета 1385г. три больших посольства – Великого княжества, Польши и Венгрии – собрались в Крево. Переговоры велись без торопливости, и к 14 августа были выработаны обязательства Ягайло, которые он должен был выполнить за получение королевской короны. Великий князь обещал принять католичество и обратить в эту веру своих родственников и подданных, покрыть нанесенный Польше ущерб, отвоевать все захваченные другими странами польские земли и «страны свои Литву и Русь навечно присоединить к короне королевства Польского». Была среди договоренностей еще одна. В 1378 г. при подписании договора о женитьбе Вильгельма Габсбурга на Ядвиге стороны условились о выплате компенсации в 200 тысяч флоринов (это более 700 кг золота) стороной, отказавшейся от брака. В Крево и эту огромную сумму Ягайло обязался заплатить за польскую сторону.
На съезде в Волковыске в 1385г. были одобрены такие условия унии: объединенными государствами должен управлять один человек, сочетающий функции короля и великого князя, сначала таковым будет Ягайло, а затем – прямой потомок его и Ядвиги, ведение внешнеполитических дел, касающихся обеих держав, а также защита территории должны быть совместными, внутреннее управление в каждой из стран – раздельное, и в Польше, и в Великом княжестве – свои войска, правительства и отдельная казна. Белорусскому населению была оставлена свобода исповедания восточно-христианской веры.
11 января 1386 г. польское посольство
вручило князю Ягайло документ,
утверждающий, что он избран «королем
и обладателем» королевства
2 февраля в Люблине
В связи с существовавшей традицией возводить на польский трон только католика православный Ягайло-Яков крестился по католическому обряду и получил новое имя – Владислав. Вместе с ним в этом обряде принимали участие и его родственники, в том числе и Витовт, который, как уже отмечалось, два года назад уже крестился по католическому обряду. Через четыре дня состоялся брак новоявленного Владислава с Ядвигой. Затем Ягайло в окружении князей и рыцарства с большой пышностью направился из замка в собор. Там архиепископ Бадзанта в сопровождении епископов краковского и познанского возложил на голову Ягайло богато отделанную драгоценными камнями золотую корону короля Польши. На другой день король в соответствии с обычаем вместе со своей свитой объехал город, а затем на рынке, сев на специально подготовленный трон, принес присягу на верность жителям столицы и ее городскому совету.
Уния 1386г. не являлась только династическо-персональной, когда государства объединялись посредством общего для них монарха и его потомков. Практически в Кревском замке был составлен и подписан акт государственно-правового объединения двух государств [11].
Юридически уния была как бы инкорпорацией Великого княжества в королевство Польское. Создавался единый политико-государственный организм. Статус Ягайло определялся «как монарха обеих стран».
После принятия унии все литовские и белорусские князья должны были принять присягу на верность короне Польской, а бояре-католики княжества получили те же права, что были у польской знати.
С принятием Ягайло католичества стало меняться социально-политическое и правовое положение белорусских земель в Великом княжестве. Чтобы укрепить свое положение, «король польский, великий князь литовский и преемник Руси» Ягайло в 1387г. издал привилей, который давал литовским феодалам большие права и вольности по принятии ими католической веры. Католическая знать получала неограниченные права владения и распоряжения своими вотчинами, освобождалась от ряда государственных повинностей. На православную знать привилегии не распространялись.
Но фактически самостоятельность Великого княжества Литовского не была утрачена. Беларусь и Литва долго еще, до второй половины XVI в., будут жить своей, самостоятельной жизнью. Великое княжество Литовское сохранило свои финансы, войско, символику, самостоятельно проводило внешнюю политику, кроме случаев, затрагивавших совместные с Польшей интересы.
Глава 4. Орденский фактор в отношении Польши и ВКЛ
Захватнические замыслы Ордена не ограничивались Жмудью. В 1392 году между Тевтонским орденом и венгерским королем Сигизмундом Люксембургским был заключен договор о совместном ведении войны против Польши и Великого княжества, в результате которой предполагалось разделить территорию противника следующим образом: Орден получал Жмудь, Белую и Литовскую Русь, Полесье, Подляшье, Мазовецкое княжество, псковские и новгородские земли, Великопольшу; Сигизмунд должен был обрести южную Польшу и Червоную Русь (то есть всю Волынь и Подолье) [15].
При таком соседстве
государственное развитие
Стратегическое решение в войне было принято польским королем Владиславом - Ягайлой и великим князем литовским Витовтом на тайном совещании в Новогрудке в декабре 1408 года. Первым действием войны стало восстание Жмуди, которая в это время находилась под управлением Ордена. По приказу Витовта жмудские отряды напали на рыцарские земли и вырубили крестоносцев. Послы Ордена, как записал Ян Длугош, тотчас обратились к Ягайле выяснить его отношение к тому, что Александр - Витовт, Великий князь литовский отнял у них землю самагитов (Жмудь), несмотря на то, что открытой грамотой записал ее в вечный дар магистру и Ордену и отрекся от всякого права притязать на нее, а начальников и наместников его и Ордена перебил или захватил в плен с позором и срамом. И хотя магистр и Орден снаряжали много посольств к упомянутому Александру - Витовту и многократными просьбами и настояниями добивались возвращения захваченной земли и возврата пленных, однако их старания и просьбы не оказали никакого действия, так как Александр, князь литовский, насмеялся над их настояниями и требованиями.
Польские послы в Мариенбурге (столица Ордена) в ответ на угрозу магистра, что он наберет войско и нападет на Великое княжество ответили:
«Перестань, магистр, страшить нас, что пойдешь войной на Литву, так как, если ты решишь это сделать, то не сомневайся, что лишь только ты нападешь на Литву, наш король вторгнется в Пруссию». Тогда немцы, не медля, начали военные действия против поляков и захватили Добжинскую землю. Боевые действия длились не долго и завершились перемирием Польши с Орденом до Купалья 1410 года. Но перемирие с Великим княжеством великий магистр не заключил, что давало ему возможность продолжать военный натиск против Литвы и Белоруссии. Арбитром в споре Польши и Ордена взялся выступить чешский король Вацлав; решение его должно было быть оглашено в Праге 9 февраля 1410 года. Поскольку ни Ягайла, ни Витовт не сомневались, что Вацлав объявит решение в пользу Ордена, то возобновление войны следующим летом было неотвратимо.
В декабре
1409 года Витовт и Ягайла
На брестском
совещании Витовт и Ягайла
обговорили также численность
и место сбора войск Польши
и Великого княжества,
Соответственно
плану в последних числах мая
1410 года в Гродно стали
В ряду
крупных битв того времени
Грюнвальюская выделяется как
количеством участвовавших в
ней войск, так и
Глава 5. «Великая война» 1409 – 1411 гг.
5.1. Грюнвальдская битва
В ряду крупных битв того времени Грюнвальдская выделяется как количеством участвовавших в ней войск, так и необыкновенной удачей результатов: Орден, который еще утром 15 июля 1410 года был одним из могущественных государств Европы, к вечеру стал почти ничем, и ему угрожало исчезновение с политической карты. Хоть впоследствии Ордену удалось воспрянуть и окрепнуть, поражение его в Грюнвальдской битве изменило политический и военный климат в Европе и вывело Польшу и Великое княжество Литовское в число действенных стран, с которыми следовало считаться.
В битве участвовали хоругви из всех белорусских земель и княжеств; все города, каждая деревня дали воинов для Грюнвальдского сражения, и, конечно же, любопытно проследить по имеющимся прямым и косвенным свидетельствам, каково было это участие.
Польское войско пришло на битву в составе 50 хоругвей; из них 7 выставили подчиненные Польше украинские земли. Длугош называет следующие украинские полки: Львовский, Холмский, Галицкий, Перемышльский и три Подольских; в двух хоругвях были наемные рыцари из чехов, моравов, силезцев [6].
Великое княжество Литовское выставило на поле боя 40 хоругвей: 30 из них имели на знамени Погоню – герб Великого княжества; 10 – герб Колонны – белые столпы на красном фоне. Помимо них, с Витовтом пришла конница хана Джелаладдина. Длугош в своей « Истории Польши определяет число татар, участвовавших в Грюнвальдском сражении в 300 человек. Цифра, безусловно, во много раз занижена. По преданиям белорусско- литовских татар, их пришло к Витовту 40 тысяч. Поэтому мнения исследователей были весьма разноречивы. Одни считали, что в походе 1410 года было около 30 тысяч татар, другие утверждают, что Джелаладдин выставил для битвы 10-15 тысяч воинов, третьи ограничивают численность помогавших Витовту татар 1-2 тысячами. Не имея точных данных, трудно согласиться с любым мнением, но косвенные свидетельства позволяют считать, что Джелаледдин присоединил к войску Великого княжества не менее 5 тысяч всадников. Такой вывод можно сделать на основании того, что ордынцы, пришедшие с Тохтамышем были размещены во многих белорусских и литовских поветах; и далее- восстановление на отцовском троне могло быть реальным для Джелаледдина только при наличии у него самого достаточной военной силы.
Кроме того,
в орденских хрониках записано,
что великий магистр Ульрик
фон Юнгинген погиб от руки
татарского хана Багардина,
Из сорока хоругвей Великого княжества Длугош поименно называет 21: виленскую, трокскую, гродненскую, ковенскую, лидскую, полоцкую, витебскую, новогрудскую, волковыскую, медницкую, брестскую, пинскую, киевскую, стародубскую, дрогичинскую, мельницкую, кременецкую, смоленскую, а еще хоругвь князя Сигизмунда - Корибуда, хоругвь князя Семена - Лингвена Мстиславского и хоругвь некоего Георгия (Юрия) [4].
Информация о работе Взаимоотношения Польши и Ордена в первой половине 15 века