Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 19:15, курсовая работа
Целью работы являетсяанализ материалов по Японии ХХ в. Особое внимание уделяется истории страныпосле второй мировой войны. В этих разделах работы содержится информация поосновным этапам послевоенного времени - период оккупации; 50 - 70 гг. ХХ в.; 80- 90-е гг. ХХ в. Отдельно рассматривается история современной Японии (развитиепромышленности, сельского хозяйства и политическое устройство). В конце работыимеется приложение - разработка урока истории «Япония после второй мировойвойны».
Введение
1. Историческая справка
2. Япония в первой половине ХХ в.
2.1 Япония в 20 - 30-х гг. ХХ в. Начало процесса фашизации
2.2 Япония во второй мировой войне
3. Япония во второй половине ХХ в.
3.1 Первый период оккупации
3.2 Второй период оккупации
3.3 Экономические развитие страны во второй половине ХХ в.
4. Современная Япония
4.1 Промышленное производство
4.2 Сельское хозяйство
4.3 Политическая система современной Японии
Заключение
Литература
Однако для того, чтобыустранить опасность возрождения японской угрозы Америке, необходимо было,прежде всего, подорвать позиции абсолютистской монархии, военщины, помещиков,бюрократии, ослабить влияние монополистического капитала. Соединенные Штатыпонимали, что осуществить такие важные задачи силами только оккупационной армиинельзя, и поэтому пытались использовать социальные и политические силы внутрисамой Японии - пацифисты, представители средней и мелкой буржуазии, рабочие икрестьяне, либералы и т.д.
Первые шаги оккупационныхвластей. В отличие от оккупации Германии, в результате которой ее правительствобыло полностью распущено и управление страной осуществлялось непосредственносоюзными державами, создавшими Союзную военную администрацию для Германии, вЯпонии США в основном сохранили старый государственный аппарат во главе сяпонским императором, лишь несколько перестроенный и обновленный в ходе чистки,и поручили этому аппарату проведение в жизнь американских директив опослевоенных преобразованиях.
Вместе с тем США присвоилисебе ряд государственных функций. Они полностью взяли в свои руки область финансови внешней торговли, поставили под свой контроль все органы правосудия, полицейскуювласть, составление государственного бюджета, ограничили законодательную властьпарламента. В области дипломатии японское правительство было лишено праваустанавливать и поддерживать связи с иностранными державами /там же, с. 15,16/.
Сразу же послекапитуляции США предприняли
ряд мер, направленных возрождение в страненекоторых
демократических норм, которые или вообще
отсутствовали в Японии, илибыли ограничены
в ходе мировой войны. Было официально
объявлено о роспускеультранационалистическ
Уже в сентябре 1945 г. всоответствии с Потсдамской декларацией оккупационные власти издали директивы ороспуске вооруженных сил страны, о запрещении военного производства, об арестеглавных военных преступников. 4 октября 1945 г. была ликвидирована тайнаяполиция (Токко), аналогичная немецкому гестапо, одновременно были выпущеныполитзаключенные.
С целью ослабления культаимператора 1 января 1946 г. состоялось его публичное отречение от мифа о егобожественном происхождении.
4 января оккупационныевласти издали декрет о чистке государственного аппарата и политических организацийот лиц, связанных в прошлом с фашистской и милитаристской деятельностью и ороспуске 27 шовинистических организаций. В результате этих чисток от общественнойи политической деятельности было отстранено более 200 тыс. человек.
Были арестованы и преданыМеждународному военному трибуналу 28 главных военных преступников, в том числебывшие премьеры Тодзё, Койсо, Хирота, Хиранума, генералы Араки, Дойхара, Итагаки,Кимура, Минами, Мацуи, и некоторые дипломаты. Хотя оккупационные власти такимобразом намеревались избавиться от неугодных им лиц, преследовали только свои интересы,тем не менее был нанесен серьезный удар по старой бюрократической системе, накоторую опирался императорский режим.
В декабре 1945 г. былопубликован Закон о профсоюзах, впервые в истории Японии предоставивший всемрабочим, в том числе работникам государственных предприятий и учреждений, правона организацию профсоюзов, на коллективные переговоры и стачки. Закон предусматривалтакже участие профсоюзов в обсуждении вопросов о кадрах, найме и увольнении,выплату зарплаты освобожденным профработникам.
22 октября 1945 г. вышел меморандумоккупационных властей в отношении народного образования. В немпредусматривалось запрещение культивирования милитаристской идеологии ипреподавания военных дисциплин в обычных школах. Указывалось, что воспитание детейдолжно вестись в с учетом воспитания у детей уважения к достоинству личности,его правам, уважения прав и интересов других народов. Меморандум предусматривалтакже реабилитацию работников просвещения, уволенных в свое время залиберальные или антивоенные взгляды. Одновременно запрещалась любаядискриминация по отношению к учителям, учащимся и работникам просвещения напочве расовой или религиозной принадлежности и политических убеждений. Впредьдо выхода новых учебников запрещалось преподавание в школах истории Японии /там же, с. 16-18/.
Экономическое положение. Производственно-
Что же касается мощностейтяжелой промышленности, то они сохранились на довольно высоком уровне. Разрушаяи предавая огню малозащищенные мирные города и села, американцы почти совершенноне затронули главную угольно-металлургическую базу Японии на острове Кюсю. Вчастности целиком сохранился крупнейший в Японии металлургический комбинат«Явата». Тем не менее производство в Японии резко упало. Импортсырья, топлива и продовольствия по существу прекращен в результате запрещенияподдерживать торговые связи с другими государствами.
В течение первых двух летоккупации Япония занимала последнее место в мире по темпам восстановленияпромышленности. Тем не менее Соединенные Штаты в начальный период оккупациибыли вынуждены оказывать Японии экономическую помощь. Делалось это больше пополитическим, чем по экономическим соображениям - с целью предупреждения острыхсоциальных конфликтов, а также для достижения самоокупаемости японской экономики.
В результате прекращениявоенного производства, демобилизации армии и флота, репатриации японцев избывших колоний и оккупированных территорий (Корея, Маньчжурия, Тайвань, островаЮжных морей) возникла массовая безработица. Около 10 млн. безработных былиброшены на произвол судьбы.
Для того, чтобы несколькосгладить надвигающийся финансовый кризис, правительство встало на путьмассового выпуска бумажных денег для погашения своих многочисленныхобязательств перед монополиями, для выплаты пособий офицерскому составу армии ифлота, для покрытия дефицита государственного бюджета. В результате этих мервозникла острая инфляция и резко снизилась реальная заработная плата и без тогоочень низкая.
Образование политических партий.Сразу же после капитуляции Японии стали восстанавливаться старые и возникатьновые партии.
10 октября 1945 г. былиосвобождены из тюрьмы коммунисты в том числе и руководители партии,находившиеся в заключении 18 лет. Компартия Японии впервые получила возможностьлегального существования и немедленно развернула свою работу среди масс. 1декабря 1945 г. открыл свою работу 1У съезд К П Я - первый легальный съездяпонских коммунистов. На нем была принята программа и устав. В своихпрограммных документах коммунисты призывали к осуществлению в стране глубокихдемократических преобразований, ликвидация императорской системы и образованиедемократической республики, проведение аграрной реформы и искоренениемилитаризма.
2 ноября 1945 г. научредительном съезде было провозглашено о создании Социалистической партииЯпонии ( СПЯ ). В нее вошли социал-демократы всех оттенков. Программа партии выдвигалалозунги демократии, мира и социализма. При чем под социализмом СПЯ подразумевалане уничтожение капиталистических отношений, а проведение глубоких социальныхреформ в рамках капиталистического строя.
9 ноября 1945 г. былаобразована Либеральная партия ( Дзиюто ), основное ядро которой составили членыдовоенной буржуазно-помещичьей партии Сэйюкай. Эта партия станет в будущемотражать интересы крупной монополистической буржуазии.
16 ноября 1945 г.появилась Прогрессивная партия (Симпото). Она отражала интересы некоторой частикрупной буржуазии, помещиков и верхушки японского крестьянства /там же, с.24-26/.
Роспуск японскихмонополий - д з а й б а ц у. В экономике довоенной Японии господствовали крупныемонополистические объединения, именуемые «дзайбацу». Обычно ониносили закрытый или замкнутый характер и контролировались одной семьей.Используя систему «личной унии» и другие средства. Головные компаниидзайбацу контролировали десятки и сотни дочерних акционерных компаний, занятыхв области промышленности, торговли, кредита, транспорта и в других отрасляххозяйства. Эти дочерние компании, в свою очередь, г7осподствовали надразличными другими компаниями и т.д. Таким путем сравнительное небольшое число могущественныхдзайбацу -- Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Ясуда - при поддержке поддерживающего их правительственногоаппарата охватывало своими щупальцами буквально все отрасли японской экономики.Кроме всего, дзайбацу являлись главными вдохновителями и организаторами империалистическойагрессии Японии и во время войны еще более усилили свою роль.
Вопрос о роспуске этихобъединений выдвигался демократическими силами как первоочередная задача.Ликвидация всевластия дзайбацу рассматривалась ими как необходимая предпосылка подлиннойдемократизации и демилитаризации Японии. Ситуация в какой-то степениоблегчалось еще и тем, что уже давно дискредитировали себя в глазах общественностии мешали восстановлению позиций крупной японской буржуазии.
В директиве американскогоправительства от 6 сентября 1945 г., переданной Макартуру, кроме некоторыхэкономических проблем, в том числе и указывалось на необходимость «разработкипрограммы роспуска крупных промышленных и банковских объединений, которыеосуществляют контроль над большей частью промышленности и торговли Японии»,и о замене их организациями предпринимателей, которые могут обеспечить «болееширокое распределение доходов и собственности на средства производства иторговли» /История Японии, 1978, с. 40-41/.
В феврале 1946 былиограничены в правах занимать руководящие посты в компаниях 56 членов семей руководящихдеятелей дзайбацу, что должно было способствовать устранению господствадзайбацу над другими компаниями посредством личной унии.
В соответствии суказаниями оккупационных властей японское правительство разработало планроспуска головных концернов «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо»и «Ясуда», а их активы были заморожены.
Правда, дзайбацу получилиполную компенсацию за ценные бумаги в виде правительственных долговыхобязательств, которые подлежали оплате через 10 лет. Впоследствии головныекомпании этих крупных концернов объявило о своем самороспуске. Несколькопозднее оккупационные власти и само японское правительство приняло несколькозаконодательных актов, которые предусматривали ряд экономических и юридическихмер, которые должны были воспрепятствовать возрождению дзайбацу в будущем …
Аграрная реформа. Аграрныйвопрос давно принадлежал к числу наиболее острых социальных проблем Японии. Довойны в японской деревне господствовала феодальная помещичьего землевладения,которая сформировалась после преобразований Мэйдзи в 70-80-х гг. Х1Х в. Более половиныобрабатываемой земли принадлежало помещикам, которые сдавали ее крестьянам варенду на кабальных условиях. Арендная плата доходила до 60 % с урожая и восновном собиралась только натурой.
Кабальная система арендыприводила к образованию аграрного перенаселения, служившего резервуаром дешевойрабочей силы. Все это отрицательно сказывалось на общем жизненном уровне, как вгороде, так и в деревне. Существовавшая система феодального землевладениясдерживала развитие производительных сил в сельском хозяйстве, препятствовалаповышению производства продовольствия и сельхоз сырья. Одновременно с этифеодальный облик деревни отрицательно сказывался и на развитии капиталистическихотношений в системе городского производства. Ликвидация этих отношений,несомненно, позитивно могла сказаться и на демократизации всего политическогостроя Японии /История Японии 1978, с. 43/.
Капитуляция Японииоткрыла новую страницу в борьбе крестьян за свои права. Резкий подъемкрестьянского движения, объединение его в лице Всеяпонского крестьянского союзавызвали серьезные опасения как у оккупационных властей, так и у правящих круговстраны. Стремясь не допустить демократического преобразования сельскогохозяйства силами самого народа правящие круги США и Японии вынуждены былипровести земельную реформу сверху, легальным, парламентским путем.
В ноябре 1945 г. японскоеправительство само внесло в парламент законопроект земельного закона. Этотдокумент был составлен японскими правящими кругами и отражал интересы толькосамих помещиков.
В декабре 1945 г. вразгар парламентских дебатов, штаб оккупационных войск опубликовал «Меморандумо земельной реформе». Этот закон вызвал острое недовольство японскихдемократических сил. С такой же критикой закона выступила КПЯ и Всеяпонскийкрестьянский союз. Закон о земельной реформе был подвергнут жесткой критике исо стороны представителей советских властей. Советская администрация предложиласвой довольно радикальный вариант закона, в котором больше учитывались интересыкрестьян. В конечном итоге японский парламент утвердил третий вариант закона,предложенный Англией, который был менее радикальным, чем советский, но более позитивный,чем американский.
В основу этой земельнойреформы были положены следующие общие принципы. Земли, сверх определеннойнормы, выкупались государством у помещиков и затем продавалась крестьянам. Припродаже земли предпочтение отдавалось тем крестьянам, которые раньшеобрабатывали эту землю в качестве арендаторов.
После проведения реформы (1949-1950 гг.) частное крестьянское хозяйство стало преобладающей формой хозяйства. Арендныеплатежи с этого времени могли взиматься только в денежной форме и не должныбыли превышать 25% от урожая /там же, с. 45/.
Горные леса и большая частьцелинных земель по-прежнему оставались в руках помещиков. Леса ранеепринадлежавшие императорской фамилии, были объявлены государственнойсобственностью /Иноуэ Киёси, 1955, с.327/.
Хотя земельная реформа ипривела к существенному изменению классовых отношений в деревне, тем не менееона полностью не решила аграрного вопроса. Мелкокрестьянское хозяйство не моглообеспечить значительного роста производительных сил и технического прогресса всельском хозяйстве. Простое превращение арендаторов в самостоятельныхземлевладельцев в конечном счете поставило их в зависимость от преобразованной капиталистическойэкономики. Многие прежние помещики, сохранившие в своих руках леса, пастбища,луга, осуществляли контроль над местными органами власти, кооперативами иразличными обществами и в значительной степени сохранили экономические иполитические позиции в деревне /История Японии, 1978, 45-46/.