Япония во второй половине ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы являетсяанализ материалов по Японии ХХ в. Особое внимание уделяется истории страныпосле второй мировой войны. В этих разделах работы содержится информация поосновным этапам послевоенного времени - период оккупации; 50 - 70 гг. ХХ в.; 80- 90-е гг. ХХ в. Отдельно рассматривается история современной Японии (развитиепромышленности, сельского хозяйства и политическое устройство). В конце работыимеется приложение - разработка урока истории «Япония после второй мировойвойны».

Содержание работы

Введение
1. Историческая справка
2. Япония в первой половине ХХ в.
2.1 Япония в 20 - 30-х гг. ХХ в. Начало процесса фашизации
2.2 Япония во второй мировой войне
3. Япония во второй половине ХХ в.
3.1 Первый период оккупации
3.2 Второй период оккупации
3.3 Экономические развитие страны во второй половине ХХ в.
4. Современная Япония
4.1 Промышленное производство
4.2 Сельское хозяйство
4.3 Политическая система современной Японии
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

referat_po_istorii.rtf

— 367.21 Кб (Скачать файл)

 

Реформа образования. Вмарте 1947 г. был издан Закон о школьном обучении и Основной закон о просвещении.Использовав рекомендации американских специалистов, японские работникипросвещения создали систему народного образования, в основном отвечающуюположениям новой конституции. Период обязательного и бесплатного обучения былувеличен с 6 до 9 лет. Существенному изменению подверглись методы преподаванияи программы. Из школьного обучения была устранена националистическая ишовинистическая пропаганда. Аналогичные пре6образования были проведены и всистеме университетского образования.

 

Была проведенадецентрализация управления школьным обучением. Муниципальным и сельским органамвласти предоставили в этой сфере большую автономию. Децентрализация управления просвещениемоблегчила создание более широкой сети специализированных колледжей иинститутов, значительно ускорило темпы подготовки и качество новых кадров.

 

Закон о труде. В апреле1947 г. был принят Закон о трудовых нормах. Он установил 8-часовой рабочийдень, часовой перерыв на обед, 25% надбавку к зарплате за сверхурочные работы, оплачиваемыйотпуск, ответственность нанимателя за охрану труда и за санитарные условия, выплатукомпенсаций за производственные травмы, об охране труда подростков и т.д.

 

И хотя после выхода этогоЗакона в производстве сохранились некоторые негативные явления, сам по себеэтот Закон имел очень большое прогрессивное значение.

 

Принятие новой Конституции.Острая борьба демократических и реакционных сил развернулась вокруг проектановой японской конституции. Американские оккупационные власти считали, чтоимператорский строй может быть удобным орудием осуществления политики США. Подобныепроекты вызвали резкую критику как за рубежом, так и внутри Японии. Несколькостран, в том числе и Советский Союз, склонялись к тому, чтобы вообщеликвидировать императорский строй и создать в Японии систему парламентскойбуржуазной демократии. В конце концов штаб оккупационных войск в феврале 1946г. предложил новый компромиссный вариант, по которому император сохранялся, нотолько в качестве национального символа, по примеру Англии. Макартур признавалпозднее, что вынужден был пойти на уступки только благодаря позиции СоветскогоСоюза. Большое влияние на характер проекта оказало демократическое движениесамого японского народа /Кутаков, 1965, с. 190/.

 

В уже готовый перед этимпроект были внесены несколько очень важных статей и исправлений. В частностибыла добавлена статья об отказе от войны, как метода разрешения конфликтов. Япониизапрещалось иметь собственные вооруженные силы. Прерогативы императора ограничивалисьпредставительскими функциями как символа Японии. Палата пэров упразднялась /тамже, с. 190/.

 

Демократические тенденциисодержались также в разделе «Права и обязанности народа», гдеторжественно заявлялось, «что народ беспрепятственно пользуется всеми основнымиправами человека, что право людей на жизнь, свободу и стремление к счастью должныявляться высшим предметом заботы в области законодательства и другихгосударственных дел» /История Японии, 11978, с. 47/.

 

Конституция провозгласиларавенство всех граждан перед законом и упразднение в связи с этимпривилегированного аристократического сословия. Кроме того - «неотъемлемоеправо граждан избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности»;«свободу мысли и совести, свободу собраний, слова и печати»; «свободунаучной деятельности»; «право трудящихся на создание своихорганизаций и коллективные договоры» /там же, с. 48/.

 

Международный военный трибунал.Важным звеном в послевоенном обустройстве Японии играли вопросы, связанные с проблемойяпонской армии, полицией, офицерскими кадрами и вопросы о придании судуполитических и военных деятелей страны. Японские правящие круги уже наканунекапитуляции, предвидя будущие последствия, пытались сохранить контроль надситуацией и не довести ее до нежелательного для себя исхода. 17 августа 1945 г.правительство Хигасикуни быстрыми темпами осуществило демобилизацию японской армии.Вооруженные силы в то время составляли 7 млн. человек, из них 4 млн. находилосьв собственно Японии.

 

28 августа 1945 г. былиуничтожены или спрятаны многие мобилизационные документы и списки офицерскогосостава. Гвардейскую дивизию реорганизовали в управление императорской полиции,сохранив ее костяк на случай восстановления. Основные руководящие и наиболееопытные кадры армии и флота были распределены по государственным учреждениям ивоенно-промышленным компаниям. Все это делалось для того, чтобы сохранитьофицерские кадры и вывести их из под возможных негативных последствий в случаепоражения Японии /Кутаков, 1965, с. 181/.

 

Однако эти планы идействия последнего японского правительства не оправдались. В соответствии сусловиями Потсдамской декларации, а также по настоянию международнойобщественности и народов азиатских стран, был создан Международный военный трибунал,который заседал в г. Токио. В его состав вошли представители 11 стран - СССР, США,Великобритании, Китая, Франции, Австралии, Новой Зеландии, Голландии, Индии иФилиппин. Он привлек пристальное внимание миллионов честных людей во всем мире,видевших в нем проявление борьбы за мир и искоренение фашизма.

 

Суду Международноготрибунала были преданы 28 представителей правящих верхов Японии, среди которыхбыли бывшие премьер-министры, высшие военные руководители, дипломаты, идеологияпонского империализма, хозяйственные и финансовые деятели. В ноябре 1948 г. Международныйтрибунал в Токио, после судебных процессов, которые длились более 2,5 лет, вынессвой приговор по делу 25 главных военных преступников. Трибунал приговорил ксмертной казни восьмерых. 16 подсудимых были приговорены к пожизненномузаключению. Приговор трибунала был встречен с большим одобрением мировойдемократической общественностью.

 

Кроме того, Трибуналосудил японскую агрессию как международное преступление и установил, чтоимпериалистическая Япония в тесном союзе с гитлеровской Германией, добиваласьзавоевания целых стран и порабощения их народов. Было также доказано, чтоЯпония на протяжении многих лет готовила агрессию против СССР и в 1938-1939 гг.совершала вооруженные нападения на СССР. В разделе «Политика Японии поотношению к СССР», в частности говорило: «Трибунал считает, чтоагрессивная война против СССР предусматривалась и планировалась Японией втечение рассматриваемого периода, что она была одним из основных элементовяпонской национальной политики и что ее целью был захват территорий СССР наДальнем Востоке» /там же, с. 48-49/.

 

В приговоре былиперечислены конкретные виды помощи, которую Япония оказывала Германии в еевойне против Советского Союза в нарушение ее обязательств по Пакту онейтралитете. В частности указывалась, что Япония снабжала Германию военно-разведывательнымиданными о Советской Армии, ее резервах, о переброске советских войск, опромышленно потенциале СССР.

 

3.2 Второй период оккупации

 

Влияние корейской войны. 26июня 1950 г. на другой день после внезапного нападения Южной Кореи на КНДР,подготовленного и спровоцированного американским империализмом, СоветБезопасности ООН, созванный по требованию США, при отсутствии советскогопредставителя принял незаконную резолюцию об оказании вооруженной помощи ЮжнойКорее. Позже, 7 июля 1050 г. Совет Безопасности принял другое решение - осоздании армии ООН в Корее во главе с генералом Макартуром. Так прикрываясьфлагом ООН, США и их южнокорейские союзники начали агрессивную войну противкорейского народа.

 

Япония стала основнойвоенной базой, с которой осуществлялась переброска американских войск в Корею. Здесьже был расположен штаб Макартура.

 

Большой спрос на вооружение,военные материалы, продовольствие и другие товары, на военные перевозки иуслуги, который был вызван войной, создал военно-инфляционный бум в японскойэкономике. Япония не только производила ремонт танков, самолетов и другойвоенной техники, подбитой в Корее, но и поставляла американским войскамбоеприпасы, бронемашины, грузовики и другое военное оборудование. Японский флотучаствовал в переброске американских войск и военного снаряжения на корейскийфронт /История Японии, 1978. с. 76/.

 

Большие долларовыепоступления по спецзаказам позволили Японии покрыть свой дефицит во внешнейторговле и добиться увеличения валютного фонда и увеличить импорт промышленногосырья. Возобновление военного производства потребовало отмены установленныхранее ограничений на внешнюю торговлю Японии.

 

После развязывания СоединеннымиШтатами войны в Корее роль Японии в стратегических планах американскогокомандования особенно возросла. Япония стала служить очень важной тыловой базойи перевалочным пунктом американских войск, действовавших в Корее под флагомООН. Через две недели после начала воны Макартур в письме премьер-министру Ёсидапотребовал создания Резервного полицейского корпуса в количестве 75 ты. Человеки увеличения штата морской полиции до 8 тыс. человек. Резервный полицейскийкорпус формально создавался с целью усиления полицейских сил внутри страны всвязи с переброской значительной части американских оккупационных войск изЯпонии на корейский фронт. Однако по своему построению, техническойоснащенности он представлял собой настоящее воинское формирование, зародышбудущей японской армии. Большинство командных постов в нем заняли бывшиеофицеры императорской армии. Представители СССР в Союзном совете для Японии иДальневосточной комиссии решительно протестовали против возрождения японскихвооруженных сил /там же, с. 78/.

 

Сан-Францисский мирныйдоговор. На 4 сентября 1951 г. была назначена конференция в Сан-Франциско дляподписания мирного договора с Японией. Соединенные Штаты сами в одностороннемпорядке определили состав участников этой конференции. На конференцию не былиприглашены несколько стран, которые были в этом очень заинтересованы - Китай, КНДР,ДРВ. Отказались участвовать в конференции такие крупные азиатские государства,как Индия и Бирма, которые были жертвами японской агрессии. Отказаласьучаствовать и Югославия. Зато были представлены все латиноамериканскиегосударства - Гондурас, Коста-Рика, Сальвадор, Эквадор и другие. Былиприглашены Люксембург, Греция и еще много других стран (всего 52), которые невоевали с Японией и не имели конкретных интересов по заключению договора.

 

Вопреки расчетамамериканских политиков Советское правительство приняло приглашение. Оно сочлоцелесообразным использовать трибуну конференции для того, чтобы показатьмировому сообществу позицию Советского государства в этом вопросе, указав путик заключению подлинного демократического, всестороннего мирного договора, атакже разоблачить истинные цели американской политики на Дальнем Востоке. Советскаяделегация, прежде всего, поставила вопрос о приглашении на конференцию КНР,поскольку Китай был первой жертвой японской агрессии и глубоко заинтересован вподготовке мирного договора с Японией. Но советские предложения были отвергнутыбольшинством государств /Кутаков, 1965, с. 212/.

 

С обстоятельной иглубокой критикой американо-английского проекта договора выступил глава советскойделегации А.А. Громыко. В его выступлении были изложены принципы построениямирного договора - создание гарантий против возрождения милитаризма идемократизации политической и общественной жизни Японии, чего как раз и не былов американском проекте. Советский представитель указал, что представленныйпроект нарушает исторические права Китая и СССР на территории, отторгнутые в результатеяпонской агрессии (Тайвань, Пескадорские острова, Курильские острова, ЮжныйСахалин и др.). В проекте содержалось лишь упоминание об отказе Японии от этихтерриторий, но умалчивалось о том, что эти территории соответственно должныпринадлежать КНР и СССР.

 

Советская делегациявыдвинула четкие конструктивные предложения в виде поправок и дополнений камерикано-английскому проекту. Эти поправки включали следующие предложения -признание Японией суверенитета КНР над Маньчжурией, Тайванем, островамиПескадорскими и Пратас и др. И признание суверенитета СССР над южной частьюСахалина. И Курильскими островами и отказ Японии от всех прав и притязаний наэти территории.

 

Советская делегацияпредлагала вывести вооруженные силы союзных держав не позже чем в 90 дней содня вступления в силу договора. Советская делегация предложила включить ещевосемь новых статей, которые должны были возложить на Японию обязательстваобеспечить японскому народу основные свободы -- слова, печати и изданий,религиозного культа, политических убеждений и публичных собраний. А также обязательствао недопущении возрождения на территории Японии фашистских и милитаристскихорганизаций. Кроме того, советские предложения предусматривали строгоеограничение вооруженных сил Японии, которые должны были служить исключительноцелям самообороны.

 

Предложения СССРпривлекли широкое внимание общественности Америки, Японии и других стран. Ониоживленно обсуждались в кулуарах конференции и в журналистских кругах. Однако,председательствующие на конференции американцы отказались поставить наобсуждение поправки и предложения советской делегации

 

8 сентября 1951 г. состоялосьподписание мирного договора с Японией. Представители СССР, Польши и Чехословакиине присутствовали на этой церемонии. В итоге большинство стран подписавшихдоговор, не принимали прямого участия в войне против Японии.

 

В итоге Мирный договор непрекращал состояния войны между Японией, с одной стороны, и Советским Союзом,Китаем, Индией, Бирмой и другими государствами, с другой стороны. Договорсовершенно не решил репарационного вопроса. Через несколько часов послеподписания договора был подписан японо-американский «договор безопасности»,согласно которому США получали право размещать свои вооруженные силы натерритории Японии /там же, 212-214/.

 

 

3.3 Экономическое развитиеЯпонии во второй половине ХХ века

 

Выйдя из второй мировойвойны с крайне отсталым и в значительной степени разрушенным производственнымаппаратом промышленности, разоренным сельским хозяйством и практически не имеясколько-нибудь значительных сырьевых ресурсов (за исключением каменного угля), Японияуже к концу 60-х гг. смогла занять второе место в капиталистическом мире пообъему промышленного производства, а в начале 70-х гг. и по объему валового национальногопродукта (ВНП). На протяжении 1950 - 1973 гг. темпы роста японской экономики былисамыми высокими среди развитых капиталистических стран и составляли около 11 %в год.

Информация о работе Япония во второй половине ХХ века