Языческая культура и ее традиции на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 14:42, реферат

Описание работы

Культурное наследие России складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру. Тема язычества является одной из основополагающих в курсе культурологи: ее знание дает ключ к пониманию становления и развития специфических черт культуры русского народа.
Цель реферата: познакомиться с традициями язычества на Руси.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Особенности формирования Древнерусского государства
Глава 2. Язычество Древней Руси и ее роль в русской культуре
2.1 Понятие «язычество»
2.2 Славянская мифология как основа языческой веры
2.3 Язычество древних славян
- Традиции, обряды язычества.
- Духи языческой восточнославянской мифологии
- Погребальная обрядность древних славян
Языческие святилища, идолы, игрища
Глава 3. Язычество и христианство -«Двоеверие»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

История.docx

— 58.47 Кб (Скачать файл)

 

ГБОУ  ВПО ОрГМА МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ

КАФЕДРА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Языческая культура и ее традиции на Руси

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 114 гр.

лечебного факультета

Китова М.В.

 

                                                Оренбург, 2012

Содержание

 

Введение 

Глава 1. Особенности формирования Древнерусского государства

 

Глава 2. Язычество Древней  Руси и ее роль в русской культуре

2.1 Понятие «язычество» 

2.2 Славянская мифология  как основа языческой веры

2.3 Язычество древних славян

-Традиции, обряды язычества.

- Духи языческой восточнославянской  мифологии

-Погребальная обрядность  древних славян

Языческие святилища, идолы, игрища

 

Глава 3. Язычество и христианство

-«Двоеверие»

 

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение.           

Культурное наследие России складывалось в процессе становления  и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным  и мировым культурным опытом. Оно  дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую  культуру.

Тема язычества является одной из основополагающих в курсе  культурологи: ее знание дает ключ к  пониманию становления и развития специфических черт культуры русского народа.

Язычество прошло сложный  многовековой путь от архаических, примитивных  верований древнего человека до государственной  «княжеской» религии Киевской Руси объединившего восточнославянские, составлявшие его основной компонент, и некоторые неславянские племена  относится к IX веку. Это событие  ознаменовало собой создание Киевской Руси, рождение военно-феодального  класса; слияние воедино обеих  зон, предопределило участие племенной  знати в регулярных далеких экспедициях  в Византию и арабский халифат. Границы  познаваемого мира раздвинулись. К  этому времени язычество обогатилось  сложными обрядами (можно выделить обряд погребения, в котором сконцентрировались многие представления язычников  о мире), чёткой иерархией божеств (создание пантеона) и имело огромное влияние на культуру и быт древних  славян.

Развитие культуры восточных  славян было связано с их расселением  по лесной зоне и ассимиляцией с  ними литовско-латышских, а позднее - финно-угорскими племенами Севера. Переселенцы оказывались в новых  природных условиях, в соседстве  с племенами, сформировавшими свою систему понимания мира. Это было бурное время стремительных перемещений  и нашествий, союзов и вторжений  десятков племен. Происходило взаимопроникновение  и ассимиляция ряда народов. Однако фольклор свидетельствует о том, что многое вынесенное из наследия общеславянской прародины, было сохранено и передавалось из поколения в поколение. Собственные языческие восточнославянские традиции стали важнейшими составляющими духовной культуры Древней Руси.

Язычество Древней Руси - это огромный культурный пласт, представляющий интерес для историков, этнографов и искусствоведов. Изучение язычества - это не только углубление в первобытность, но и путь к пониманию культуры народа. Таким образом, данная тема и сегодня остается актуальной.

Замысел реферата был таким: понять, что такое язычество и  детально изучить язычество восточных  славян.

 Цель реферата: познакомиться  с традициями язычества на  Руси.

 Для достижения этой  цели были поставлены следующие  задачи:

-изучить особенности  формирования Древнерусского государства;

-понять, что такое «язычество»;

-изучить основное содержание восточнославянского язычества;

-понять, что такое «двоеверие» древнерусского общества ;

-изучить взаимосвязь  язычества и христианства Древнерусского  государства.

Крупнейшим специалистом по древнерусской истории безоговорочно  считается академик Б.А. Рыбаков.  Работу начала именно с чтения его  книги «Язычество древней Руси». Происхождение древних славян, начало русской государственности, культура русских земель, верования древних  славян – «он написал обо всём этом, изучив так досконально, как  будто вернулся из путешествия во времени».

«Язычество древних славян» - это книга, которая стала основным источником при написании первой главы реферата.

 Очень интересный и  полезный материал нашла в  книге Бычкова А.А. «Энциклопедия  языческих богов. Мифы древних  славян». 

 

1. Особенности формирования Древнерусского государства

История восточного славянства и русского этноса как самостоятельной  ветви славян начинается в I тысячелетии  до н.э., когда славянские племена Среднего Поднепровья борются за свою независимость, строят первые крепости, впервые сталкиваются с враждебной степной конницей киммерийцев и с честью выходят из сражений. К этому времени ученые относят создание первичных форм славянского героического эпоса.

До образования государства  жизнь славян была организована по законам патриархального или  родового быта. Всеми вопросами в  общине управлял совет старейшин. Типичной формой славянских поселений являлись небольшие деревни - в один, два, три  двора. Несколько поселков объединились в союзы.

Древнейшие поселения  восточных славян, из которых позже  образовались первые русские города, обосновались на реках. Река в значительной степени обеспечивала жизнедеятельность  наших предков: давала воду для приготовления  пищи и ведения хозяйства, снабжала рыбой и водной птицей, предоставляла  легкий, идеально гладкий путь по воде летом, по льду - зимой; река образовывала также естественную защиту на крутых, изрезанных притоками берегах.

Ко времени прихода  скифов в южнорусские степи (VII век  до н. э) славяне прошли уже большой  исторический путь, отраженный как  в археологических материалах, так  и в мифах.

В конце V - середине VI века началось великое переселение славян на юг, за Дунай, на Балканский полуостров, когда  славянские дружины отвоевали и  заселили почти половину Византийской империи. Грандиозное по своим масштабам  движение славян перекроило всю этническую и политическую карту раннесредневековой Европы.

Освоенная славянами территория представляла собой так называемые «ворота народов» - пространство между  Уральскими горами и Каспийским морем, через которые непрерывным потоком  вливались в южнорусские степи  волны кочевых народов.

Период с VIII по конец XVII в. - самый беспокойный в истории  нашей страны. В это время русские земли подвергались опустошительным набегам. «Ворота народов», южнорусская степь, манили к себе многих.

В I тысячелетии до н.э. здесь  возникли Боспорское и Скифское государства.

В VII-VI вв. до н.э. берега Средиземного, Черного и Азовского морей  колонизировали греки.

Во II столетии до н.э. южнорусские степи заняли иранские племена сарматов, затем аланы.

В III-II веках до н.э. сюда вторглись  германские племена готов, образовавшие большое царство от Дуная до Дона.

В 375 году н.э. готов оттеснили  монгольские орды гуннов заняв своими кочевьями пространство между Волгой и Дунаем.

На смену гуннам в VI веке явилось в южнорусские степи  новое монгольское племя аваров, господство которого было также непродолжительным.

Ему на смену в VII-VIII веках  явились новые азиатские орды - угров (венгров), болгар и хазар. Угры, недолго задержавшись, прошли в долину Дуная, где и основали свое национальное государство. Хазары образовали в VIII-IX вв. обширное государство (каганат).

Как видим, на роль хозяев Великой  русской степи претендовали многие народы, но только древним русам, отразившим многочисленные набеги превосходящих по силе врагов, удалось не только закрепиться, но со временем создать одно из самых могучих из когда-либо существовавших государств.

На его основе сформировался  особый цивилизационный тип - евразийский, о сущности, особенностях и предназначении которого специалисты продолжают дискутировать до сих пор.

 

2. Язычество Древней  Руси и ее роль в русской  культуре

2.1 Понятие «язычество» 

Понятие «язычество» происходит от слова «языки», т.е. отождествляется  непосредственно с сутью конкретного  народа, племени и выступают самобытной формой освоения природного бытия конкретным обществом и человеком.

В современной науке под  язычеством понимается комплекс религиозных  обрядов, верований, представлений, предшествовавший возникновению мировых религий (христианства, магометанства, буддизма) и послуживший  их основой.

Языческая культура - это  первый системообразующий социокультурный слой, с которого начинала формироваться и строиться любая цивилизация.

По мнению ученого-религиеведа И.А.Крывелева общая особенность мышления человека в древности состояла в том, что его объектом и материалом были предметы и явления, входившие в непосредственное окружение человека и имевшие для него жизненное значение. Поэтому и религиозные представления вначале относились к предметам и явлениям ближайшего окружения, притом к тем, которые были вплетены в жизнедеятельность человека.

 

2.2 Славянская  мифология как основа языческой  веры

"В культуре древних  славян центральное место занимала  языческая религия". Она проявлялась  в фольклоре (райское дерево  Вырий, дуб, берёза), в мотивах северной вышивки, в скульптуре, в зодчестве (коньки на крышах домов), в узелковой письменности славян. Славянская мифология являлась основой языческой веры.

По мере расселения славян с праславянской территории (между  Вислой и Днепром, прежде всего из области Карпат) по Центральной и  Восточной Европе от Эльбы (Лабы) до Днепра и от Южных берегов Балтийского  моря до севера Балканского полуострова  происходило разделение славянской мифологии и обособление местных  вариантов, долго сохранявших основные характеристики общеславянской мифологии.

Собственно славянские мифологические тексты не сохранились: религиозно-мифологическая целостность язычества была разрушена  в период христианизации славян. Возможна лишь реконструкция основных элементов  славянской мифологии на базе вторичных  письменных, фольклорных и вещественных источников. Главный источник сведений по раннеславянской мифологии -- средневековые хроники, анналы, написанные посторонними наблюдателями на немецком или латинском языках и славянскими авторами (мифология польских и чешских племен), поучения против язычества ("Слова") и летописи. Ценные сведения содержатся в сочинениях византийских писателей (начиная с Прокопия, 6 в.) и географических описаниях средневековых арабских и европейских авторов. Обширный материал по славянской мифологии дают позднейшие фольклорные и этнографические собрания, а так же языковые данные (отдельные мотивы, мифологические персонажи и предметы). Все эти данные относятся в основном к эпохам, следовавшим за праславянской, и содержат лишь отдельные фрагменты общеславянской мифологии. Хронологически совпадают с праславянским периодом данные археологии по ритуалам, святилищам (храмы балтийских славян в Арконе, Перыне под Новгородом и др.), отдельные изображения (Збручский идол и д.р.).

«Велесова Книга» - это священные писания новгородских волхвов VIII-IX вв. нашей эры. Эта книга была вырезана на буковых дощечках новгородскими волхвами и посвящена языческому богу Велесу (Волосу). Книга описывает историю славян и многих других народов Евразии от времен Прародителей (XX тыс. до н. э.), а также от исторического времени, определяемого нами как начало I-ого тысячелетия до нашей эры, и вплоть до IX века нашей эры. Она открывает перед нами духовную Вселенную древних россов. Она вобрала в себя опыт многих тысячелетий духовных исканий, борьбы, побед и поражений многих народов, населявших Евразию.

 

2.3 Язычество древних славян

О культуре славян того периода  нам известно очень мало.

Религиозные верования древних  славян представляли собой, с одной  стороны, поклонение явлениям природы, с другой - культ предков. У них  не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, хотя были волхвы, кудесники, которые  почитались служителями богов и  толкователями их воли. Языческое  мировоззрение лежало в основе миропонимания  славян.

На первом этапе обожествлялись силы природы. Вся она населялась множеством духов, которых надо было умилостивить, чтобы они не вредили  человеку, помогали в трудовой деятельности.

На втором этапе в русско-славянском язычестве развивается и держится дольше других видов верований культ предков, поклонение божествам, олицетворяющим некоторые явления. Почитали Рода - творца Вселенной и Рожаниц — богинь плодородия.

Третий этап- поклонение кумирам, вознесшимся над людьми. Переходя на новую ступень развития, язычество не отрицало и предыдущей, впитывая ее черты, модифицируя их, приспосабливая под новые понятия.

На третьем этапе развития языческой религии появляется, «Бог богов», удаленный от мира. Это уже  существо небесное, глава иерархии богов. В VI веке повелителем Вселенной  признавали бога—громовержца Перуна. В договорах Х века с греками  русские князья клялись двумя  богами: Дружинным—Перуном (впоследствии—княжеским богом), а купцы — Белесом — богом скота (впоследствии — богом богатства и торговли). У славян существовали довольно развитые формы языческой обрядности, т. е. организованной, упорядоченной системы магических действий, практическая цель которых в том, что бы воздействовать на окружающую природу, заставить ее служить человеку. Поклонение идолам сопровождались языческими ритуалами, которые не уступали христианским по пышности, торжественности и воздействии на психику.

 

Традиции, обряды язычества.

Славянскому образному мышлению издревле был свойственен антропоморфизм, т.е. перенесение человеческих свойств  на область нечеловеческую. Природа  представлялась одушевленной или населенной множеством мелких духов: в лесах  жили лешие, в реках - водяные. Души умерших представлялись в виде опасных для неосторожного человека русалок. Все это выражалось в разных верованиях, празднествах и обрядах, создаваемых и учреждаемых на основании этого обожествлении природы.

Наиболее ранними у  славян являются культы огня, воды и  земли. Воде и огню приписывались  очищающие и охранные функции, земле - функции животворящие и охранные. Славяне почитали огонь небесный (молния, солнце) и огонь земной (домашний очаг, сакральный костер).

Небесный огонь соединял в себе два начала - карающее, воплощенное  позднее в образе Перуна; и очищающее, несущее свет, тепло, а вместе с  ними и жизнь. Это начало воплощалось  в почитании солнца и солнечных  богов - Ярило (Яровит), Сварог, Хорс, Дажьбог (Даждьбог). Почитание солнца нашло широкое отражение в славянском фольклоре: в заговорах, обрядовых песнях, загадках, сказках и т.п. Обряды весеннего цикла призваны были разбудить солнце. В форме солнца выпекались масленичные блины, сжигая Масленицу (Кострому, Мару), славяне призывали на землю весну. Солнце охраняло людей от нечистой силы. Славяне считали, что она может свободно разгуливать по земле только до восхода солнца; как только дневное светило зажигает свои первые лучи, нечисть разбегается, чувствуя свое бессилие.

Информация о работе Языческая культура и ее традиции на Руси