Языческая культура и ее традиции на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 14:42, реферат

Описание работы

Культурное наследие России складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру. Тема язычества является одной из основополагающих в курсе культурологи: ее знание дает ключ к пониманию становления и развития специфических черт культуры русского народа.
Цель реферата: познакомиться с традициями язычества на Руси.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Особенности формирования Древнерусского государства
Глава 2. Язычество Древней Руси и ее роль в русской культуре
2.1 Понятие «язычество»
2.2 Славянская мифология как основа языческой веры
2.3 Язычество древних славян
- Традиции, обряды язычества.
- Духи языческой восточнославянской мифологии
- Погребальная обрядность древних славян
Языческие святилища, идолы, игрища
Глава 3. Язычество и христианство -«Двоеверие»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

История.docx

— 58.47 Кб (Скачать файл)

Огонь земной воплощался в  образе домашнего очага - защиты и  объединяющего начала семьи. Домашний огонь постоянно поддерживали в  печи, сохраняли его ночью в  виде горячих углей как символ достатка и благополучия в доме. Он осмыслялся как живое существо, способное защищать, гневаться, наказывать. Образ домашнего огня упоминается  в сказках, заговорах, оберегах. Огонь  «подкармливали» - оставляли на ночь в печи горшок с водой и полено, - чтобы в доме всегда был достаток. Позднее одним из олицетворений  домашнего очага стал домовой. При  переезде в новый дом его старались  забрать с собой, чтобы и на новом месте он оберегал домочадцев. При этом восточные славяне, например, в печь клали лапоть со словами: «Дедушко домовой! Вот тебе сани, поезжай с нами!», перевозили его также и в горшке с углями из старой печи, повторяя при этом: «Домовой, домовой! Поедем со мной!».

Славяне сжигали своих  покойников. Они считали, что вместе с пламенем душа переносятся в  Ирий, рай. Огненная река служила рубежом между миром живых и миром мертвых (в некоторых местах, особенно на Украине, после выпечки хлеба кладут в печь полено, чтобы потом было по чему перейти через огненную реку). С сакральным огнем были связаны и жертвы, приносимые славянами; огонь в данном случае служил посредником между человеческим, земным и божественным, небесным. Так, например, в ночь Ивана Купалы было принято сжигать белого петуха - символ плодородия; в огонь бросали первый сноп, чтобы урожай был богатым.

Вода являлась той стихией, из которой, по мнению славян, возникла сама земля; на воде, по представлению  славян и других народов, она и  покоится. Если огонь связывается  с культурой, то вода, как и земля, - с жизнью. У славян широко представлен  культ колодцев, ключей, озер - вообще всяких водных источников, который  перешел и в христианскую веру (например, Крещение, освящение воды в Крещение и в Благовещение). Вода, по представлению славян, является матерью солнца, которое каждый вечер опускается в море-океан, чтобы очиститься и отдохнуть от мирских забот. С водой связаны мифологические образы девы Зари, Марьи Моревны, русалок, водяного и т.д.

Воде и огню посвящен праздник Ивана Купалы. Обливание водой  в этот день было не только очистительным, но и должно было способствовать возникновению  животворящего для земли дождя. Обряды, связанные с водой, проходили  и в русалью неделю, и в Перуновы дни. Как очищение представлено мытье или просто обливание водой в свадебном обряде, в обряде обмывания покойника. Вода смывает грехи и болезни, уносит с собой всю грязь. Вода может и рассказать о будущем.

Всё это очень широко использовалось славянами в гаданиях и заговорах, а также в толковании снов. Причем именно в толковании снов раскрывается негативная символика воды: если кто-то видит во сне чистую воду, она  предвещает слезы; грязную, мутную, - болезни, смерть. И южные, и восточные славяне  считали «мертвой» воду, которая  находилась в доме в момент смерти кого-либо из членов семьи. Это связано  с представлением о том, что после  смерти человека, его душа погружается  в воду. Представление о противоположных - животворящем и смертоносном - началах  воды отражено в сказочной «живой»  и «мертвой» воде. «Живая» вода способна вернуть к жизни мертвого человека, «мертвая» убивает даже непобедимого врага.

Кроме стихий, от которых  напрямую зависела жизнь человека, славяне поклонялись животным. Следы  этого культа можно обнаружить в  позднем орнаменте на предметах  быта, в изображениях на стенах христианских (особенно древнерусских) соборах, в  книжных заставках, в фольклоре, особенно в волшебных и животных сказках. Следы тотемизма находим  и в изображении некоторых  славянских богов. Так, например, Дый и Бес представляются в виде человека с бычьей головой. Баган - бог домашнего скота - изображался в виде человека с бараньей головой. Отголоски тотемизма обнаруживаются и в святочных вечерах, когда колядующие надевали на себя звериные шкуры.

У южных славян существует поверье: давным-давно все животные были людьми, но впоследствии, те из них, кто приносил ложные клятвы, оскорблял  мать, злодействовал, были обращены в  животных, рыб и птиц. Любое животное всё видит, всё слышит и даже всё  предвидит; более того, оно знает  и то, что чувствует человек. Этот божественный дар получен взамен дара речи. Животные, растения и даже камни не могут говорить с людьми, но разговаривают между собой. В  древние времена родоплеменного строя славяне считали своими прародителями священных животных. Так, например, лютичи почитали волка. Во время зимнего солнцестояния мужчины этих племен надевали волчьи шкуры, что символизировало превращение в волков. Так они общались со звериными предками, у которых просили силы и мудрости. Волк считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Языческий жрец, совершавший охранительные обряды, также одевался в звериную шкуру. С этим обрядом связан у славян культ оборотничества. Одни мифы рассказывают о колдунах, умеющих на время превращаться в волков, другие - о людях, превращенных в волков. Славяне считали, что тому, кто поклоняется волку, он помогает. Это верование нашло отражение в сказке «Иван Царевич и Серый Волк».

Особым почтением у  славян пользовался медведь - хозяин языческого леса, защитник от всякого  зла и покровитель плодородия. С весенним пробуждением медведя  древние славяне связывали наступление  весны. Славяне считали, что медведь  наделен особой мудростью, всеведением, он способен защитить от колдовства, болезней и всевозможных бед. Медвежья лапа считалась  очень сильным оберегом от всяческих  напастей, поэтому многие славяне  хранили такой талисман у себя дома. С течением времени хозяин леса из медведя превратился в  косматого лешего с рогами и лапами, но все же напоминающего человека. Лешему, покровителю охоты, оставляли на пне первую добытую дичь. Считалось, что он может вывести из леса заплутавшего путника, но если его рассердить, может, наоборот, завести человека в чащу и погубить.

Древнейшей славянской богиней  плодородия, неба и солнечного света  считалась Олениха (Лосиха). Богиня эта была рогатой, рога были символом солнечных лучей - оберегом от всякой ночной нечисти, поэтому они прикреплялись либо над входом в избу, либо внутри жилища.

В период энеолита складывается и расцветает культ Рода и Рожаниц, порожденный верой в души мёртвых, а также культом предков. Род, по понятиям славян, объединяет добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, создание и разрушение. Все остальные боги являются его проявлением. Род - божество двуполое: он и Отец, и Мать богов. Часто с понятием Рода славяне связывают Вселенную. Помощницами Рода являются Рожаницы - Лада и Леля. Почитание Рода и Рожаниц возникло, вероятно, в связи с усилением родовой организации.

Другим социальным фактором возникновения культа предков послужило  выделение в роде возрастной группы старейших. Почитание их в земной жизни сказывалась и на отношении к ним после смерти. На культ предков указывает сохранившийся повсеместно у славян обычай поминания «родителей» в определенные дни года: у русских это радуница или родительская суббота. В эти дни славяне приходят на кладбище, «греют» мертвых (жгут костры), «угощают» их (подают милостыню, оставляют на могилах всякую снедь).

Славяне верили в невидимые  души умерших, которые подобно дыму от сжигаемых жертв поднимаются  к небу и небесным властителям. Место захоронения горшка для еды с прахом предка становилось местом культа предков. Они чествовали умерших прародителей, считали их покровителями и приносили им жертвы. Местами языческого культа на Руси были святилища (капища), где происходили моления и жертвоприношения. Они представляли собой округлые или сложные по очертаниям, как розетки, земляные и деревянные сооружения на возвышенных местах или насыпях, окруженные валами или рвами. В центре капища находилось каменное или деревянное изображение бога, вокруг него жгли жертвенные костры. В жертву богам приносили плоды, животных и птиц; были известны и человеческие жертвоприношения. Вера в загробный мир заставляла вместе с покойником класть в могилу все, что могло ему пригодиться, в том числе и жертвенную пищу. При похоронах людей, принадлежащих к социальной верхушке, сжигали их наложниц. След культа предков сохранился и в образе Чура, или Щура. По мнению этнографа С.А.Токарева, это был почитаемый предок-родоначальник. Имя его сохраняется и сейчас в словах пращур «прапредок», чураться «держаться в стороне», чересчур, чурка «обрубок дерева, из которого делались изображения Чура», в восклицании: «Чур! Это моё!» Чур - божество границ. С этим словом связаны также черт, очерчивать.

Полуберегиней - полурожаницей, несомненно, связанной с культом мертвых, является и Баба-Яга, зорко охраняющая все входы и выходы в царство мертвых. Однако ее роль в славянской мифологии неоднозначна. Она не только охраняет царство мертвых, она и обеспечивает связь между мирами, она помогает или мешает людям, предостерегает их от оплошностей. Многие исследователи склонны видеть в Бабе-Яге нижнюю ипостась Мокоши - покоровительницы женщин как продолжательниц рода, покровительницы женских работ.

Так невидимые духи - души предков и родителей, двойники предметов  и явлений-фетишей, объекты тотемистического культа постепенно проникают в окружающий древнего славянина мир.

 

Духи языческой  восточнославянской мифологии

 С течением времени  духи, первоначально представлявшие  однородную массу, начинают различаться.  Прежде всего, по месту обитания, становясь "хозяином места": "вне дома" (лес, поле, болото и т.д.), "дома", "ниже земли" и "выше земли". Отличаются они и отношением к человеку: злые и добрые.

Домовой – дух дома. Местонахождение  домового указывают по-разному: под  печкой и за печкой, под порогом, в подполье, на чердаке, в чулане, в печной трубе, на полатях, в углу; по ночам он навещает конюшню и  хлев, за пределы дома или усадьбы  не выходит. Домовой редко обладает злым нравом. Но упрямство и злопамятность  домового иногда играет недобрую шутку  с новоселами. Гнев домового падет  на первого, кто войдет в новую  избу. Потому первым в избу пускают  кошку и петуха. Ворчливого духа задабривают куском каравая. Домовые любят хорошее теплое жилье и добрых хозяев. При переезде в новый дом надлежало совершить особые обряды, чтобы уговорить домового переехать вместе с хозяевами. Но место обитания для них важнее и часто домовые остаются в заброшенных или сгоревших избах. Домовой покровительствует трудолюбивым хозяевам, которые его уважают и умеют ему угодить. Ленивых и беспутных хозяев, которые не оказывают ему почтения, домовой не любит и может довести до разорения. Чаще всего милость или немилость домового проявляется в его отношении к скоту, особенно лошадям. У каждого домового есть любимая масть лошади. В этом случае домовой ухаживает за ней, заплетает ей ночью гриву; если же лошадь нелюбимой масти, то домовой замучает ее или заставит хозяина переменить лошадь.

Верили в то, что домовой  может предсказывать счастливые и несчастливые события. Он предупреждает  о них разными звуками, плачем, оханьем, стонами (к горю), песнями, прыжками (к радости), чаще же прикосновением: если прикоснется домовой мохнатой или теплой своей лапой, — это  к добру, если голой или холодной, — не к добру.

Водяной - хозяин глубоких темных озер и омутов. Тихими лунными ночами водяной забавляется тем, что  хлопает ладонями по воде, а когда  рассердится, то разрывает плотины  и ломает мельницы. Выглядит он как  обмотанный тиной голый старик в  шапке из водорослей. В выборе места  для жительства водяные неразборчивы, охотно селятся и в реках, особенно в тех, которые протекают в  темных и сумрачных еловых чащах. Злобный характер водяного выражается в том, что он сторожит каждого  человека, появляющегося в его  владениях. С собой на дно он утаскивает тех, кто вздумает летней порой купаться в реках и озерах после заката. Еда его - раки, угри, сомы и налимы. Часто при постройке новой  мельницы ему приносили человеческую жертву, сталкивая в воду проходящего  путника. Но водяной может обходиться мукой или крошками хлеба. Рыбаки должны делиться с водяным, отпуская первую пойманную рыбу.

Леший-хозяин леса, угрюмый  бородатый старик, любящий больше всего зло шутить над людьми, забредшими в его владения - чащи и буреломы. Селится он в хвойных лесах. Верят, что когда леший идет, то ростом равен самым высоким деревьям, но может быть меньше самой малой  былинки. Когда он поет без слов, хлопая в ладоши, начинается буря. Лешие  могут плакать, кричать, аукать, но при  встрече с людьми непременно замолкают. Леший может заставить плутать  и кружить на одном месте, связав в узел все лесные тропинки и проходы. Зная, что леший носит лапти, обутые не на те ноги, славяне, желая угодить проказливому духу, делали тоже самое. Больше всего леший не любит неосмотрительных людей и тех, кто оскверняет лесную тишину бранным словом.

Дворовой - помощник обычного домового, хозяйничал во дворе. Он причислен к злым духам, потому что мучит, калечит и убивает домашних животных. Дружит он только с собакой и козлом. Особенно ему ненавистны новорожденные животные, и он не упускает случая придушить теленка или ягненка, оставленного хозяйкой без присмотра.

Полевик - дух полей и лугов. Он еженощно обходит владения, проявляясь в виде огненной искры. Чаще всего полевой выглядит как маленький и уродливый человечек. Вместе со своей женой и детьми — межевиками — полевой живет в меже. Дети — полевички — бегают по меже и ловят птиц, а, увидев человека, прежде всего спящего, могут защекотать или даже задушить.

Обычно полевой появляется летом в полдень и следит за тем, чтобы все работавшие в поле вовремя устроили перерыв. Как и  другие домашние духи, может быть как  злым, так и добрым. Он оберегает  посевы, но может принести вред, запутав  колосья или наслав на работающих в поле солнечный удар. Чтобы умилостивить полевого, следовало принести ему в подарок пару куриных яиц, а также старого петуха. Их закапывали в поле ночью накануне Духова дня. Когда заканчивалась уборка хлеба, на поле оставляли пучок колосьев или последний сноп. Полагали, что полевой использует их как убежище, в котором прячется до следующего года.

Русалки– духи умерших девушек, иногда утопленниц, которые выходили из воды в поле. Они могли заманить в воду или защекотать до смерти случайного прохожего. Русалки наказывали тех, кто работал в поле на русальную неделю, когда цветет рожь. Оживают они к весне и до самого дня Купалы резвятся на холодном дне водоемов. Когда солнце согревает темное дно, русалки перебираются на деревья, где обитают до первого снега.

Погребальная  обрядность древних славян

Эволюция погребальной обрядности и разные, порою резко отличные друг от друга, формы погребального  обряда отмечают существенные перемены в осознании мира, в той картине  мира, которую древний человек  создавал себе из сочетания познаваемой  реальности с изменяющимися представлениями  о предполагаемых, вымышленных силах, рассеянных, как ему казалось, в  природе.

Информация о работе Языческая культура и ее традиции на Руси