Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 03:48, доклад
В конце X века произошло одно из наиболее значимых событий в истории России - приобщение к христианству. Древняя Русь восприняла новую веру далеко неоднозначно: слишком глубокими были укоренившиеся веками языческие традиции, которые оказали огромное влияние на культуру народов, населявших древнерусское государство.
Теперь можно привести несколько примеров нечистой силы:
Домовой. О происхождении домовых рассказывают следующую легенду. Когда Господь при сотворении мира сбросил на землю всю непокорную и злую небесную силу, которая возгордилась и подняла мятеж против своего Создателя, на людское жилье попадали нечистые духи. При этом неизвестно, отобрались ли сюда те, которые были подобрее прочих, или уж так случилось, что, приселившись поближе к людям, они обжились и пообмякли, но только эти духи не сделались злыми врагами, а оказались с привычками людей веселого и шутливого нрава.
Леший. Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, что присущи ему одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями, выходя для прогулок и забав на лесные опушки, он ходит там малой былинкой, ниже травы, свободно укрываясь там под любым ягодным листочком.
Оборотни. Оборотни - такие же мнимые существа как и русалки. Чтобы стать настоящей русалкой, то есть потерять право и возможность возвратиться в первобытное состояние, по народным толкам, необходимо четыре года. Только девушкам-самоубийцам возврата нет. Точно так же не закрыт путь для обратного превращения всякого сорта оборотням, волкодлаков или волколаков. Это суть чаще всего люди, обращенные в волка, реже в собаку, кошку, куст, пень и прочее.
Примеров такой нечисти в народных преданиях, предостаточно. Но это еще не все. Языческие образы зачастую встречаются в фольклорном народном творчестве - в сказках, преданиях, пословицах, поговорках. Откроем книгу В.И. Даля «Пословицы русского народа»: простой народ упорнее хранит и сберегает исконный быт свой.
Среди собранных Далем пословиц и поговорок нередко встречаются и такие, где видны отголоски язычества:
Просил Святого, пришло до слова просить клятого.
Всяка нежить на праздник тешит.
Бог любит праведника, лихо (одноглазое, часто леший) ябедника.
Много встречается пословиц и поговорок, где отражены дурные приметы - тоже своеобразная дань язычеству. Чаще всего они связаны со смертью:
Грешно дать умереть младенцу в люльке - все одно, что на виселице.
Умереть на печи - все равно, что с перепою, с печником в обнимку, змеем исповеданным.
Чрезвычайно сильна связь в народном творчестве языческих образов со смертью. Народ в сказках поход героя к нечистым всегда представляет как поход в царство мертвых, откуда ворота нет. В том и геройство, что вышел с того света - образ уже христианский, с верой победил оковы смерти - образ чисто библейский.
Можно вспомнить тому такие примеры:
Баба Яга - костяная нога говорит: Чую, чую дух русский! (читаем: дух живой).
Попасть к Яге обычно можно, когда дорожку укажет водной, леший, иная нечисть - прямая дорожка к смерти.
Но ни князь
Владимир Святославич, ни его потомки
не собирались бороться с верой в домовых,
водяных и леших, или с весенне-летними
аграрными ритуалами. «Низовые», традиционно-бытовые
верования были не подконтрольны государству,
и оно почти не вмешивалось в эту сферу,
не имея «механизмов контроля и управления»
данной областью религиозной жизни. Поэтому
низшая мифология, верования анимические
и магические, оставались «по ту сторону»
борьбы христианства и язычества в ее
конкретно-исторических формах конца
X - XI вв Карпов А.В., «Язычество, христианство,
двоеверие: религиозная жизнь Древней
Руси в IX - XI веках», стр. 81.
Христианство
лишь частично уничтожило довольно свободную
и в некоторых отношениях достаточно
аморфную структуру язычества, поставило
его в иные условия и подчинило
своей значительно более
Для крестьян Восточной Европы такое положение вещей было вовсе не «оязычиванием» христианства, а напротив, «охристианиванием» религии их предков. Когда будет написана история этой «народной теологии», как она проявляет себя в календарных праздниках и религиозном фольклоре, станет ясно, что «космическое христианство» не является ни новой формой язычества, ни синкретизмом язычества с христианством. Оно является совершенно своеобразным религиозным творение, где эсхатология и сотериология приобретают космические размеры народного христианства. С другой стороны, как раз христианский, а не «языческий», дух пронизывает все эти творения фольклора: все концентрируется на спасении человека...
Язычество и его элементы не следует воспринимать как нечто совершенно чуждое христианству, как его антипод во всех отношениях и компонентах. Язычество в течение веков, еще в дохристианскую пору эволюционировало и во многом сохраняло наслоения разных периодов.
В то же время вся христианская образованность III-V вв. н.э. полна языческих реминисценций. Даже представители церкви тщетно ломают свою природу, стараясь забыть Цицерона. Церковь не в силах преобразить в христианскую идею языческую культуру и, нуждаясь в ней принуждена принимать ее целиком.
Само это
специфическое явление, которое, видимо,
правильнее во всех отношениях называть
народным христианством, а не «двоеверием»,
вобрало не только христианскую и
языческую (в узком смысле восточнославянскую)
традиции, но и мощный пласт так
называемой городской, ахристианской
культуры, во многом определившем характер
и формы нового духовного симбиоза.