Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 22:08, контрольная работа
Экстремальность современного состояния нашей цивилизации требует нового осмысления действительности, понимания ее взаимообусловленности всей историей человечества и взаимосвязанности с масштабами Вселенной. Именно сейчас необходим комплексный, философский подход к пониманию пути развития человечества и, в связи с этим, изучение истории мировой культуры, в том числе мировосприятия наших предшественников - языческих славян.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Ступени развития славянского язычества..………………………….…4
Непосредственное поклонение природе и стихиям (анимистические культы)….4
Поклонение божествам, олицетворяющим природные и стихийные явления….8
Поклонение кумирам, вознесшимся над людьми…………………………………10
Глава 2. Градация славянских языческих божеств…….……………………….11
Глава 3. Значение язычества в развитии славянской цивилизации……..……..19
Заключение………………………………………………………………………..23
Библиографический список……………………………………
Чернобог – бог зла, приносит неудачи и несчастья. Темнота, ночь и смерть связывались с этим божеством. (Царнибу (балт.), Tiarnaglof, Церноглов (балт.)) – Бог Зла, лжи, ненависти, ночи. Противник Белобога и Вышних Богов. Навий («злой») бог согласно «Славянской хронике» Гельмольда, обычно отождествляется с Черноголовом из «Книтлингасаги», имеет воинские функции.
Петр Альбин в «Миснейской летописи» говорит: «славяне для того почитали Чернобога, как злое божество, что они воображали, будто всякое зло находится в его власти, и потому просили его о помиловании, они примиряли его, дабы в сей или загробной жизни не причинил он им вреда».[24]
Гельмольд в своей «Славянской Хронике» описывает, что когда на пиру у славян чествовали злого бога Чернобога, то при обносе гостей чашею каждый произносил проклятия, а не слова благословения. Впрочем, каждый понимает в меру своего воспитания: «Удивительное суеверие славян, ибо они на своих празднествах и пирах обносят круговую чашу, возглашая над нею слова – не скажу благословения, но проклятия, во имя богов доброго и злого, так как ожидают от доброго бога счастливой доли, а от злого – несчастливой; поэтому злого бога даже называют на своём языке Чернобогом».[25]
В сознании древнерусских язычников добрые боги были главными действующими персонажами, неотвратимо побеждающими злых богов. Зло представлялось в ущербном виде, оно было неравноправно с добром. Появление зла имело эпизодический или сезонный характер.
Кроме Чернобога древнерусские язычники знали таких злых богов, как Карачун, Марена и Позвизд.
Карачун (Корочун) – божество смерти, подземный бог, повелевающий морозами, злое божество скотского падежа. В народе понятие «карачун» в смысле погибели, смерти используется до сих пор. День языческого почитания Карачуна (23 декабря) приходился на день зимнего солнцеворота. По языческим поверьям, именно Карачун укорачивал светлую часть суток, повергая мир во тьму.
Богиня Марена (Морена) воплощала смерть и сезонное умирание и воскресение природы. Богиня Смерти, болезней, холода, зимы, зла, ночи, тьмы, черного колдовства, гнева. Дочь Сварога, супруга Кощея, Дажьбога. Мать Обиды, Мсты, Карны, Жели, Угомона, Сна, Мора, Мороза, Лени.[26]
Злой бог Позвизд (Посвист, Похвист) считался повелителем ветров, бурь и непогоды. Неподалеку от Киева в чистом поле существовал его идол.
К концу 10 века в результате реформ Владимира появляются 3 разряда богов: на первом месте стоит общегосударственный княжеский бог Перун. Второй разряд составляют древние божества неба, земли и белого света - Стрибог, Макошь, Даждьбог. В третий разряд попадают божества дополнительного характера: Хорс дополняет Даждьбога, Семаргл – Макошь и т.д. То есть сложился своеобразный пантеон языческих богов.
Глава 3.
Значение язычества в развитии славянской цивилизации.
Культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но «применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.»[27]
Язычникам были известны многие виды искусств. Они занимались живописью, скульптурой, музыкой, развивали ремёсла.
Большое значение язычники придавали одежде. Она несла не только функциональную нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась изображениями берегинь, рожаницами, символами солнца, земли и отражала многояростность мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось с головным убором, земле соответствовала обувь и т. д.
Древнее славянское почитание начиналось со сферы дома и повседневного быта, причем, все элементы здесь, начиная от самых обыденных предметов быта, имели свои смыслы и значения, которые распадались на целый спектр уровней осмысления от конкретно-практического до мировоззренческого. Эта особенность славянского языческого отношения к жизненной повседневности подчеркивается разными исследователями, хотя критерии деления на уровни восприятия могут быть предложены разные.
В славянском языческом обществе самые обыденные предметы человеческого быта почитались и освящались. Так, земледельческие орудия и принадлежности получили в народе священное значение. Это же относится и к результатам человеческой деятельности. Например, различные блюда славянской кухни - блины, каша, пироги - играют важную роль в религиозных обрядах. В народных приметах им придается вещая сила. Замечу, что "хлеб-соль" до сих пор считается за эмблему плодородия, богатства и счастья, составляя необходимую принадлежность всякого семейного и общественного торжества, каковы новоселье, свадьба, встреча почетных гостей.
Важное значение у славян придавалось дому-жилищу, его построению и сохранению. К сожалению, почти вся языческая архитектура была деревянной и для нас почти утрачена, но в сохранившихся ранних каменных христианских храмах можно увидеть в отделке и орнаменте языческие мотивы. Это типично для периода двоеверия, когда художник мог изобразить рядом христианского святого и языческого божества, свести вместе в витиеватом орнаменте крест и древние славянские символы.
Собственно говоря, владельцем дома, верховным в нем распорядителем, является Домовой, а действительный глава рода оказывается лишь его представителем. Положительную роль домового не отрицал даже критически настроенный по отношению к язычеству Е.Г.Кагаров. «Поверье о домовом очень распространено среди русского простонародья. Домовой охраняет дом и хозяйство, предостерегает людей от грядущих несчастий, старается обеспечить благосостояние той семьи, с которой делит жилище. Домовой среди представителей низших уровней славянского языческого пантеона занимает одно из самых важных мест. Ему обычно придается в среде русского народа самое положительное и благоприятное значение». [28]
Большое внимание сфере дома, быта и повседневной человеческой деятельности с точки зрения стоящего за ними глубокого сакрального смысла уделял М.Б.Никифоровский: «Сфера дома непосредственно связана с семьей и родом. Объединяющее начало здесь, согласно исследователю, приобрел огонь. Издревле огонь был знамением всякого радостного события в семейной и государственной жизни. Особое же значение у языческих славян получил огонь, возжигаемый на очаге. Пылающий огонь почитался собирателем семьи, охранителем жилья и принадлежащих к нему владений, защитником брачных и родственных связей. Огонь скреплял супружеские узы, давал детей, покой и счастье, словом - являлся представителем всего нравственного мира, заключенного в стенах дома.»[29]
С почитанием домашнего очага и Домового теснейшими узами связывалось поклонение душам усопших предков. Как ни представляли древние славяне загробную жизнь, во всяком случае, смертью не оканчивалась связь человека с землей. Умершие, по верованию славян, заботятся об оставшихся в живых, а живые обращаются к умершим прародителям, рассказывая им свои горести и радости, будучи уверены, что их слышат. Дух предка естественно делался хранителем рода. Идею родового начала несли в себе, как было отмечено, и божества: Чур, Дед, Род и Рожаницы. В народных обычаях и обрядах проявляется то уважение, почитание, которое питали к родоначальнику, главе рода и старейшинам. В языческую эпоху у славян были годовые праздники в честь солнца и других светлых божеств жизни и плодородия. Но эти же праздники были вместе с тем и празднествами в честь и память усопших предков, посещения кладбищ и поминок.
Для древних славян сфера дома и быта являлась наполненной глубоким священным содержанием. Почитание повседневного круга действий уходит своими корнями к пониманию взаимосвязанности всех уровней Мироздания, к осознанию высшей силы, пронизывающего все света и божественной воли, предписывающей правила жизни, которые и реализуется в этических традициях славян.[30]
Для славянского язычества характерно неоднозначное понимание духовной субстанции человека. Душа осознается как тончайшая духовно-телесная часть человеческого существа как целого, непосредственно связывающая его с тонкими духовными мирами Мироздания. Понятийно-образное восприятие славянами духовного существа человека предполагает проявление единой духоматериальной субстанции в различных аспектах - человек как живая чувствующая и действующая суть, как неповторимый "облик", отождествляемый с именем и внешним видом, как органическая жизненная сила и, наконец, бытие сохраняющейся после гибели человека сущности. Посмертное бытие включает многообразие вариантов предстоящих путей, которые непосредственно задаются правомерностью человеческой жизни. В тоже время процесс реализации выпавшей доли достаточно длителен и зависит от множества дополнительных условий.
Древним славянам было свойственно сложное понимание соотношения судьбы и свободы воли человека. Судьба находится в соответствии с собственными поступками человека, гармонией божественного веления, законами и планами единого Мироздания. Поэтому любые действия у язычников-славян имели значение сакрального деяния, были судьбоносными и взаимосвязанными с Мирозданием в целом. В этом обнаруживается своеобразная славянская языческая протодиалектика свободы и зависимости в идее судьбы и связанном с ней понятии поступка-выбора.
В славянском язычестве особое место занимали обряды и культы. Почитание распространялось на все сферы жизни славян от бытовой до социальной и религиозной. Обряды были тесно связанны с магией действия, слова и цвета. Важное значение в славянском социуме приобрел институт жрецов. Совокупная деятельность славянского жречества была направлена на сохранение основ языческих верований, посредничество в связи божественного мира с человеческим, исполнение молений, гаданий и жертвоприношений. Моления и гадания находились, в понимании славян, в непосредственном отношении к подвижной взаимосвязи человеческой судьбы и свободы воли. Они, по сути, формировали высшую судьбоносную практику людей. Новое осмысление сущности жертвоприношений может быть связано с идеей благости последующих жизней и перевоплощения. Славянское языческое мировоззрение базировалось на идее деятельностной сакральности.
Славянские антропологические взгляды в полной мере отражают все архетипические особенности человеческого сознания. Мир людей представлялся славянам сложным, но организованным миром взаимодействий как телесных, так и духовных компонентов, а в целом - как проявление и составная часть единого Мироздания, Одной из характерных особенностей человеческого мира, по языческим воззрениям, было осознание того, что люди взаимосвязаны со всеми видимыми и невидимыми мирами Мироздания, что они обладают возможностью сознательного обращения ко всем уровням бытия и могут вносить те или иные желаемые изменения и в свой мир, и в другие миры. Мир для древних славян познаваем именно в единой системной взаимосвязи. Образная система взглядов в символичной форме выражает собой познавательные элементы.
Заключение.
Славянское язычество - это стройная система взглядов, которая пронизывала жизнь традиционного славянского общества, решая возникающие мировоззренческие вопросы, определяя коллективные приоритеты и вытекающие из них ценностные и деятельностные установки поведения людей.
В 988 году Русь приняла христианство, но языческое мировоззрение продолжало ещё долго сосуществовать с христианским, воплощаясь в феномене двоеверия. В результате снова возникает многобожие, несмотря на формальное поклонение богу единому. Подобное сочетание старого и нового, наслоение разных исторических этапов становится с этого времени постоянной, типической чертой русской культуры. В эпоху двоеверия христианство и язычество не столько боролись друг с другом в народном сознании, сколько взаимодополнялись.
Со временем христианские святые вытеснили языческих богов. Перуна заменил Илья-Пророк, который, по народным поверьям, проносился на колеснице по небу во время грозы. Праздник Перуна совпал с днём почитания Ильи. Велеса заменил Николай-Угодник — один из наиболее почитаемых на Руси святых. Культ Рожаниц слился с Богородничным, образ Даждьбога — с Христом.
Языческая традиция нашла своё применение в прикладном искусстве и в фольклоре. Практически до наших дней дошли некоторые заговоры и заклинания, пословицы и поговорки, загадки, часто хранящие следы древних магических представлений, обрядовые песни, связанные с языческим земледельческим календарём, свадебные песни и похоронные плачи. С далёким языческим прошлым связано и происхождение сказок, былин. Многочисленные праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт древнего славянина. Многие их этих обрядов живы в народе и по сей день, особенно в северных областях России, именно там христианство приживалось дольше и труднее, на севере особенно сильны языческие традиции, что привлекает повышенное внимание со стороны этнографов.
Языческое наследие и высокая культура стран христианства — два источника, обеспечившие развитие славянского мира. Сочетание столь несхожих религий привело к тому, что христианство у славян обогатилось многими чертами, неизвестными Западной Европе, а от язычества сохранились лишь самые поэтические мифы и образы. Языческие верования сохраняются в общеславянском менталитете как подсознательные элементы, они находят выражение в фольклоре, символике прикладного искусства, языке, в сказах и сказках, в обрядности, в суевериях, в целительстве и т.п.
Библиграфический список.
http://russianmyth.ru
http://www.perun.tv/
http://window.edu.ru/
1. Баженова А.И., Вардучин В.И. Мифы древних славян. . Саратов, 1993.
2. Гельмгольд Славянская хроника, [пер. с лат.], М., 1963. В. В. Иванов,В. Н. Топоров
3. Доватур А.И., Каллистратов Д.П., Шишова Н.А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота. М., 1982.
4. Кагаров Е. Г. Религия древних славян. М., 1918.
5. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 1996
7. Попович М.В. - Мировоззрение древних славян Киев."Наукова Думка" 1985
8. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян.
10. Энциклопедический словарь. Славянская мифология. М., 1995.
[1] Русское язычество. Никифоровский М.Б. СПб., 1875, стр. 29
[2] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. Изд.2 ипр, М, 2002, стр 112
[3] http://window.edu.ru/
[4] http://www.perun.tv/
[5] Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995, стр.112
[6] http://russianmyth.ru
[7] Религия древних славян. Кагаров Е.Г. М.. 1918, стр.58
[8] Гельмгольд, Славянская хроника, [пер. с лат.], М., 1963. В. В. Иванов,В. Н. Топоров
[9] Религия древних славян. Кагаров Е. Г. М., 1918.
[10] М.В. Попович - Мировоззрение древних славян Киев: "Наукова Думка" 1985
[11] М.М.Маковский «Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках» Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 1996
[12] Язычество древних славян. Изд. 2 испр, М, 2002, стр 156
[13] Религия древних славян. Кагаров Е. Г. М., 1918.
[14] Доватур А.И. Каллистратов Д.П. Шишова Н.А. народы нашей страны в «Истории» Геродота, М. 1982
[15] Религия древних славян Сб.тр. Л. 1990
[16] Русское язычество Никифоровский М.Б. Спб 1985
[17] Славянская мифология. Энциклопедический словарь М. 1995
[18] Язычество восточных славян. Сб. тр. Л., 1990
[19] Мифы древних славян сост. А.И Баженова, В.И Вардучин, Саратов, 1993
[20] Мифы древних славян сост. А.И Баженова, В.И Вардучин, Саратов, 1993
[21] Славянская мифология. Энциклопедический словарь, М., 1995
[22] Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси, М., 1987
[23] Мифы древних славян А.И. Баженова, В.И. Вардучин, Саратов, 1993
[24] Русское язычество Никифоровский М.Б. Спб, 1875
[25] Гельмгольд, Славянская хроника, [пер. с лат.], М., 1963. В. В. Иванов,В. Н. Топоров
[26] Славянская мифология. Энциклопедический словарь., М., 1995
[27] Язычество восточных славян. Сб. тр. Л., 1990
[28] Е.Г. Кагаров «Религия древних славян» с. 19
[29] М.Б. Никифоровский "Русское язычество" с.35
[30] Доватур А.И., Каллистратов Д.П., Шишова Н.А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота. с.61