Законы царя Хаммураппи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 19:18, контрольная работа

Описание работы

Первые государства на Земле, первые очаги цивилизации сложились в строго определенных местах, в странах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: в долине Нила, затем в долинах Тигра и Евфрата, в долине Ганга, в лессовых долинах китайских рек.

Содержание работы

Введение 2

1.Специфика экономики древневосточных обществ (роль государства) 3

2.Законы царя Хаммурапи 6

3.Сопоставление социально-экономических взглядов основных течений китайской социально-философской мысли (конфуцианство, моизм, легизм)10

Заключение 14

Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

Контр по истории экон учений.docx

— 40.59 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                           2                                                                                                     

1.Специфика экономики древневосточных обществ (роль государства)     3    

2.Законы царя Хаммурапи                                                                             6

3.Сопоставление социально-экономических взглядов основных течений китайской социально-философской мысли (конфуцианство, моизм, легизм)10                  

Заключение                                                                                                            14 

Список использованной литературы                                                        15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Первые государства на Земле, первые очаги цивилизации  сложились в строго определенных местах, в странах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: в долине Нила, затем в долинах Тигра и Евфрата, в долине Ганга, в лессовых долинах китайских рек. Эти государства и принято называть государствами Древнего Востока.

С момента появления государства, оно играло исключительно важную роль. Ирригационные системы наблюдались  государственным чиновником, распределение воды контролировалось фараоном, государем или царем, выражалась система государственных монополий (соль, железо), государственное рабовладение. Деспотическое и назойливое вмешательство государства нарушало экономику, ущемляло интересы, как господ, так и средних слоев населения. Впервые в истории экономической мысли возникает сложная проблема определения пределов вмешательства государства в экономическую жизнь страны.

Зарождение экономической  мысли относится еще к первобытному этапу истории человечества, и лишь в эпоху древности с появлением письменности и института государства, с усложнением организации хозяйства, с появлением его новых форм становится возможной и необходимой фиксация экономических идей. Исследуя тему «Основная проблематика экономической мысли «Древнего Востока» можно выяснить, что с развитием рабовладения, товарно-денежных отношений, появлением частной собственности на землю предпринимаются попытки осмысления хозяйственной деятельности.

     Целью данной контрольной работы - исследовать тему «Основная проблематика экономической мысли Древнего Востока».

     Задачей данной темы является выяснить роль государства в развитии обществ Древнего Востока, а также выяснить без чего невозможно было продуктивное земледелие.

   

1. Специфика экономики древневосточных обществ (роль государства)

     Древний Восток – колыбель цивилизации на Земле. Именно здесь возникли первые системы письменности, первые государства, появились первые памятники экономической мысли в истории человечества. Развитие древневосточных стран характеризуется огромной ролью государства во всех сферах жизни общества. В большинстве стран Древнего Востока преобладала государственная собственность на землю, хотя существовала также собственность территориальных общин, а с I тыс. до н.э. развивается частная собственность на землю. Хозяйственная жизнь контролировалась государственным бюрократическим аппаратом.  [3; 12]

     В странах Древнего Востока постепенно сформировались три основных класса: класс рабов и близких им подневольных работников, класс мелких производителей и господствующий класс, куда входили землевладельческая, придворная и служилая аристократия, командный состав армии, жречество, состоятельная верхушка земледельческих общин. Каждый класс не был монолитен и однороден, а состоял из нескольких слоев, различавшихся по юридическому и бытовому положению, имущественной состоятельности. Наличие трех основных классов определило сложный характер классовых и социальных взаимоотношений в древневосточных обществах.

     Важнейшей особенностью общественного устройства на Древнем Востоке является существование общин — основных социальных и территориальных единиц. Любое древневосточное государство, за исключением немногих городов, состояло из множества сельских общин, каждая из которых имела свою организацию и представляла собой замкнутый мирок. Внутри общин существовала имущественная и другая дифференциация, выделились богатая и знатная верхушка и бедняки, арендаторы чужой земли.  Община сохраняла коллективистские формы жизни и производства, что тормозило развитие частнособственнических отношений. Устойчивость общинной организации, коллективных начал в быту и производстве объясняется особенностями древневосточной экономики, социальной структуры и форм государственной власти, прежде всего организацией ирригационного земледелия. Необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин способствовала возрастанию роли государственной власти в странах Древнего Востока, созданию специфической формы такой власти — неограниченной монархии, которую часто называют «древневосточной деспотией». Сущность ее, как и всякой другой формы рабовладельческого государства, в подавлении сопротивления эксплуатируемых (рабов и свободных мелких производителей) в интересах господствующего класса. Однако специфика древневосточного государства состояла в том, что оно выступало как верховный организатор системы искусственного орошения, необходимой для нормальной хозяйственной жизни в стране. Активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь страны привело к появлению многочисленной администрации, организованной по бюрократическому принципу: деление на ранги, субординация, общественное положение в зависимости от места на служебной лестнице. [2]

Поскольку древневосточный  правитель и его аппарат выступали  в роли организатора системы искусственного орошения, а в конечном итоге —  всего земледелия (а также ремесла  и торговли), государство рассматривало  орошенную землю в качестве собственной: государственной или царской  земли. Однако понятие полной собственности  вряд ли применимо к государственной  или царской земле на Древнем  Востоке. Это была скорее не собственность  в современном смысле слова, а  право распоряжения и контроля, получения  определенного налога. Фактически большая  часть орошенной и пригодной  к возделыванию земли находилась в наследственном владении многочисленных общин (а внутри общин распределялась между общинниками). Часть земли  раздавалась придворным, воинам, аристократии, создававшим частные хозяйства. Все эти хозяйства за право  пользования землей обычно платили  поземельный налог в пользу государства, несли некоторые повинности. После выплаты налога и выполнения повинностей владельцы могли распоряжаться землей вплоть до ее продажи.  [2]

Вместе с тем значительная часть земли была сосредоточена  непосредственно в руках древневосточного деспота и зависимого от него жречества. На этих землях были организованы крупные  царские и храмовые поместья, где  трудились рабы, рабочие отряды зависимых  лиц, многочисленные арендаторы. Таким  образом, в руках деспота сосредоточивалось  большое количество производимой в  стране сельскохозяйственной и ремесленной  продукции, других материальных ценностей, получаемых непосредственно из царских  имений или в виде налогов со всего  населения. [2]

Важной особенностью древневосточной  деспотии являлось особое положение  главы государства — правителя-деспота. Царь считался не только носителем  всей полноты власти: законодательной, исполнительной, судебной,— но вместе с тем признавался сверхчеловеком, ставленником богов, их потомком или  даже одним из богов. Обожествление  личности царя-деспота — важная особенность древневосточной деспотии. Однако в разных странах Древнего Востока степень деспотизма была то наиболее полной, как деспотия в  Древнем Египте, то весьма ограниченной, как, например, власть царя у хеттов. Даже в разные исторические периоды, например, в Египте, степень деспотизма была неодинаковой. Существовали в  странах Древнего Востока и немонархические  формы государства, своего рода олигархические республики, например в ряде государственных  образований Древней Индии, в  некоторых городах Финикии.[2]

В своем политическом развитии страны Древнего Востока прошли в  целом общий путь — от небольших  племенных образований, новых городов-государств  к  гегемониям-царствам, а затем к относительно централизованным империям, как правило, полиэтническим, создаваемым за счет завоевания и аннексий своих соседей.

 

 

2 Законы царя Хаммурапи

     Самыми известными  законами Месопотамии по праву  считаются законы Хаммурапи. В  них нашли отражение многие  сферы жизни Вавилонского общества. Почти две трети статей регулируют  хозяйственные и имущественные  отношения: обеспечивают охрану  собственности различных категорий  населения; регулируют земельные  отношения, торговлю, ростовщичество, операции с движимым имуществом, в том числе аренду; кодифицируют  нормы найма, положение рабов,  сохранявших еще некоторые права.[1]

     Хаммурапи - один из величайших политиков древности, шестой царь первой Вавилонской династии, правил в Вавилоне с 1792 по 1750 годы до н.э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по тем меркам государства, включавшего в себя основную часть Междуречья. Чтобы владения не распались на отдельные области, власть царя должна быть сильной. Повелитель велел записать, что "после смут, разоривших народ, он привел в порядок русла рек и каналов, собрал разбежавшихся и обидевшихся жителей и дал им опять пропитания, охраняя их от врагов". Хаммурапи добился большего, чем его предшественники или цари соседних стран. Он первым из правителей древности соразмерил с силой царя силу закона и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни.

Мудрый Хаммурапи нашел  приемы, позволяющие царю управлять деятельностью подданных. Свод законов Хаммурапи (или Кодекс Хаммурапи), созданный Хаммурапи в конце его правления (приблизительно в 1750-х годах до н. э.), является одним из древнейших законодательных памятников. Сохранился в виде клинописной надписи на чёрной диоритовой стеле, найденной французской археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901—1902 годах в Сузах (территория древней Месопотамии). Современные издатели делят свод на 282 статьи (37 статей, как полагают многие, были стёрты ещё в древности, но частично восстановлены по глиняным табличкам, найденным в различных местах, в частности в библиотеке Ашшурбанапала). [1]

     Законы выбиты клинописью на обеих сторонах столба на классическом вавилонском диалекте аккадского языка. В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, получающий законы из рук бога солнца Шамаша (по другой версии, на стеле изображен бог Мардук. [1]

     Клинописный текст законов состоит из трех частей: введения, собственно законов и заключения. В первой и последней частях указана цель составления законов: защищать слабых. Законы Хаммурапи позволяют охарактеризовать экономический и общественный строй Древневавилонского царства, его правовую сторону.

     Законы Хаммурапи непосредственно вытекают из шумерской правовой традиции и являются одним из важнейших источников для изучения права и социально-экономического устройства Месопотамии того времени. В центре внимания законов хозяйственные, экономические и семейные отношения. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственный контроль над хозяйственной жизнью.[1]

Судебник Хаммурапи затрагивает  самые различные вопросы права. Правовые положения изложены казуистически, без достаточных обобщений. В предисловии к статьям законов содержатся многочисленные религиозные формулы, славящие богов и царя. При этом особо отмечается, что главные черты Хаммурапи, делающие его достойным правителем – это его смирение перед богами и покорность их воле. Среди деяний царя прославляются, в первую очередь, укрепление храмов. По всей видимости, царская власть считалась божественной по своему происхождению, а царь был прежде всего исполнителем воли богов. Светская власть царя тесно была связана с властью жречества. Значительную часть заключения составляют проклятия в отношении того, кто не примет законы, и перечисляются кары, которые боги нашлют на ослушавшегося.[1]

     Известно, что Хаммурапи не стал создавать царские поместья, отбирая землю у крестьян. Он воспользовался участками, которые общины выделяли ему как царю. На эти земли Хаммурапи посылал своих людей-воинов и так называемых "мушкену". Любопытно, что рабовладельцы делились на две категории - авилум и мушкену. Мушкену считались приближенными царя, они особо оберегались, получали от царя землю, скот, зерно. Их собственность защищалась особенно энергично. Кража имущества у мушкену каралась строже, чем кража у простого крестьянина.

Рабовладельцы группы авилум занимали более высокое положение. По-нятно, почему законы назначали более тяжёлое наказание, когда потерпев-шим был авилум.

Раб находился в полной собственности хозяина. Раба можно  было продать, передать по наследству. В наказание рабов обычно не убивали, не калечили; им наносили физическое увечье, например, отрезали ухо. Убийство раба наносило бы ущерб его господину. При этом в Вавилоне раб имел своё имущество, мог совершать сделки в отношении этого имущества, мог протестовать против продажи  и суд даже рассматривал этот протест. Однако после смерти раба его имущество  забирал хозяин. Кража раба, укрывательство беглого раба карались жестоко. В  Вавилоне допускалось отпущение  раба на волю, при этом удаляли со лба его клеймо. Но предусматривали  суровое наказание за удаление клейма без разрешения хозяина. Налицо - защита собственности. Тут же можно отметить защиту имущества илку - чиновников и воинов, выполняющих службу Земли, дома и другое имущество илку не продавались и не покупались, обладатели имущества илку лично выполняли военную службу в пользу государства.

Информация о работе Законы царя Хаммураппи