Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 19:18, контрольная работа
Первые государства на Земле, первые очаги цивилизации сложились в строго определенных местах, в странах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: в долине Нила, затем в долинах Тигра и Евфрата, в долине Ганга, в лессовых долинах китайских рек.
Введение 2
1.Специфика экономики древневосточных обществ (роль государства) 3
2.Законы царя Хаммурапи 6
3.Сопоставление социально-экономических взглядов основных течений китайской социально-философской мысли (конфуцианство, моизм, легизм)10
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Содержание
Введение
1.Специфика экономики древневосточных обществ (роль государства) 3
2.Законы царя Хаммурапи
3.Сопоставление социально-экономических взглядов основных течений китайской социально-философской мысли (конфуцианство, моизм, легизм)10
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Первые государства на Земле, первые очаги цивилизации сложились в строго определенных местах, в странах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: в долине Нила, затем в долинах Тигра и Евфрата, в долине Ганга, в лессовых долинах китайских рек. Эти государства и принято называть государствами Древнего Востока.
С момента появления государства,
оно играло исключительно важную
роль. Ирригационные системы
Зарождение экономической
мысли относится еще к
Целью данной контрольной работы - исследовать тему «Основная проблематика экономической мысли Древнего Востока».
Задачей данной темы является выяснить роль государства в развитии обществ Древнего Востока, а также выяснить без чего невозможно было продуктивное земледелие.
1. Специфика экономики древневосточных обществ (роль государства)
Древний Восток – колыбель цивилизации на Земле. Именно здесь возникли первые системы письменности, первые государства, появились первые памятники экономической мысли в истории человечества. Развитие древневосточных стран характеризуется огромной ролью государства во всех сферах жизни общества. В большинстве стран Древнего Востока преобладала государственная собственность на землю, хотя существовала также собственность территориальных общин, а с I тыс. до н.э. развивается частная собственность на землю. Хозяйственная жизнь контролировалась государственным бюрократическим аппаратом. [3; 12]
В странах Древнего Востока постепенно сформировались три основных класса: класс рабов и близких им подневольных работников, класс мелких производителей и господствующий класс, куда входили землевладельческая, придворная и служилая аристократия, командный состав армии, жречество, состоятельная верхушка земледельческих общин. Каждый класс не был монолитен и однороден, а состоял из нескольких слоев, различавшихся по юридическому и бытовому положению, имущественной состоятельности. Наличие трех основных классов определило сложный характер классовых и социальных взаимоотношений в древневосточных обществах.
Важнейшей особенностью общественного устройства на Древнем Востоке является существование общин — основных социальных и территориальных единиц. Любое древневосточное государство, за исключением немногих городов, состояло из множества сельских общин, каждая из которых имела свою организацию и представляла собой замкнутый мирок. Внутри общин существовала имущественная и другая дифференциация, выделились богатая и знатная верхушка и бедняки, арендаторы чужой земли. Община сохраняла коллективистские формы жизни и производства, что тормозило развитие частнособственнических отношений. Устойчивость общинной организации, коллективных начал в быту и производстве объясняется особенностями древневосточной экономики, социальной структуры и форм государственной власти, прежде всего организацией ирригационного земледелия. Необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин способствовала возрастанию роли государственной власти в странах Древнего Востока, созданию специфической формы такой власти — неограниченной монархии, которую часто называют «древневосточной деспотией». Сущность ее, как и всякой другой формы рабовладельческого государства, в подавлении сопротивления эксплуатируемых (рабов и свободных мелких производителей) в интересах господствующего класса. Однако специфика древневосточного государства состояла в том, что оно выступало как верховный организатор системы искусственного орошения, необходимой для нормальной хозяйственной жизни в стране. Активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь страны привело к появлению многочисленной администрации, организованной по бюрократическому принципу: деление на ранги, субординация, общественное положение в зависимости от места на служебной лестнице. [2]
Поскольку древневосточный
правитель и его аппарат
Вместе с тем значительная
часть земли была сосредоточена
непосредственно в руках
Важной особенностью древневосточной
деспотии являлось особое положение
главы государства — правителя-
В своем политическом развитии страны Древнего Востока прошли в целом общий путь — от небольших племенных образований, новых городов-государств к гегемониям-царствам, а затем к относительно централизованным империям, как правило, полиэтническим, создаваемым за счет завоевания и аннексий своих соседей.
2 Законы царя Хаммурапи
Самыми известными
законами Месопотамии по праву
считаются законы Хаммурапи. В
них нашли отражение многие
сферы жизни Вавилонского
Хаммурапи - один из величайших политиков древности, шестой царь первой Вавилонской династии, правил в Вавилоне с 1792 по 1750 годы до н.э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по тем меркам государства, включавшего в себя основную часть Междуречья. Чтобы владения не распались на отдельные области, власть царя должна быть сильной. Повелитель велел записать, что "после смут, разоривших народ, он привел в порядок русла рек и каналов, собрал разбежавшихся и обидевшихся жителей и дал им опять пропитания, охраняя их от врагов". Хаммурапи добился большего, чем его предшественники или цари соседних стран. Он первым из правителей древности соразмерил с силой царя силу закона и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни.
Мудрый Хаммурапи нашел приемы, позволяющие царю управлять деятельностью подданных. Свод законов Хаммурапи (или Кодекс Хаммурапи), созданный Хаммурапи в конце его правления (приблизительно в 1750-х годах до н. э.), является одним из древнейших законодательных памятников. Сохранился в виде клинописной надписи на чёрной диоритовой стеле, найденной французской археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901—1902 годах в Сузах (территория древней Месопотамии). Современные издатели делят свод на 282 статьи (37 статей, как полагают многие, были стёрты ещё в древности, но частично восстановлены по глиняным табличкам, найденным в различных местах, в частности в библиотеке Ашшурбанапала). [1]
Законы выбиты клинописью на обеих сторонах столба на классическом вавилонском диалекте аккадского языка. В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, получающий законы из рук бога солнца Шамаша (по другой версии, на стеле изображен бог Мардук. [1]
Клинописный текст законов состоит из трех частей: введения, собственно законов и заключения. В первой и последней частях указана цель составления законов: защищать слабых. Законы Хаммурапи позволяют охарактеризовать экономический и общественный строй Древневавилонского царства, его правовую сторону.
Законы Хаммурапи непосредственно вытекают из шумерской правовой традиции и являются одним из важнейших источников для изучения права и социально-экономического устройства Месопотамии того времени. В центре внимания законов хозяйственные, экономические и семейные отношения. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственный контроль над хозяйственной жизнью.[1]
Судебник Хаммурапи
Известно, что Хаммурапи не стал создавать царские поместья, отбирая землю у крестьян. Он воспользовался участками, которые общины выделяли ему как царю. На эти земли Хаммурапи посылал своих людей-воинов и так называемых "мушкену". Любопытно, что рабовладельцы делились на две категории - авилум и мушкену. Мушкену считались приближенными царя, они особо оберегались, получали от царя землю, скот, зерно. Их собственность защищалась особенно энергично. Кража имущества у мушкену каралась строже, чем кража у простого крестьянина.
Рабовладельцы группы авилум занимали более высокое положение. По-нятно, почему законы назначали более тяжёлое наказание, когда потерпев-шим был авилум.
Раб находился в полной собственности хозяина. Раба можно было продать, передать по наследству. В наказание рабов обычно не убивали, не калечили; им наносили физическое увечье, например, отрезали ухо. Убийство раба наносило бы ущерб его господину. При этом в Вавилоне раб имел своё имущество, мог совершать сделки в отношении этого имущества, мог протестовать против продажи и суд даже рассматривал этот протест. Однако после смерти раба его имущество забирал хозяин. Кража раба, укрывательство беглого раба карались жестоко. В Вавилоне допускалось отпущение раба на волю, при этом удаляли со лба его клеймо. Но предусматривали суровое наказание за удаление клейма без разрешения хозяина. Налицо - защита собственности. Тут же можно отметить защиту имущества илку - чиновников и воинов, выполняющих службу Земли, дома и другое имущество илку не продавались и не покупались, обладатели имущества илку лично выполняли военную службу в пользу государства.