Законы царя Хаммураппи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 19:18, контрольная работа

Описание работы

Первые государства на Земле, первые очаги цивилизации сложились в строго определенных местах, в странах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: в долине Нила, затем в долинах Тигра и Евфрата, в долине Ганга, в лессовых долинах китайских рек.

Содержание работы

Введение 2

1.Специфика экономики древневосточных обществ (роль государства) 3

2.Законы царя Хаммурапи 6

3.Сопоставление социально-экономических взглядов основных течений китайской социально-философской мысли (конфуцианство, моизм, легизм)10

Заключение 14

Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

Контр по истории экон учений.docx

— 40.59 Кб (Скачать файл)

Известно, что в Вавилоне были хорошо развиты товарно-денежные отношения, при этом особое место  занимали ростовщики. Царю пришлось заниматься крестьянскими долгами. Хаммурапи  несколько раз отменял все  накопившиеся в стране долги, ограничивал  долговое рабство тремя годами, умерял "аппетиты" ростовщиков.

     Опираясь на текст законов Хаммурапи, можно выделить приоритетные аспекты экономических представлений древних вавилонян, прежде всего власть имущих. Одной  из главных задач государства считалась охрана собственности, покушение на нее во многих случаях каралось смертной казнью. Кроме того, государство должно было покровительствовать интенсивному развитию земледелия: законодательно карать  ленность и небрежность, проявлять особую заботу о регулировании орошения, отношений между соседями, между хозяином и арендатором, поощрять распашку пустырей, развитие садоводства, виноделия. Перед государством также важной задачей было сохранение общины. Чтобы предотвратить массовое обезземеливание крестьян, утрату ими личной свободы, устанавливались нормы ссудного процента: 20 % - по денежным займам, 30 % - по натуральным; кроме того, устанавливался максимальный срок долговой кабалы – три года.[1]

     Известно, что законы Хаммурапи переведены на разные языки. Следы вавилонского правотворчества сохранились в праве других народов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Сопоставление  социально-экономических взглядов  основных течений китайской социально-философской  мысли (конфуцианство, моизм, легизм)

     На Древнем Востоке экономическая мысль Китая была наиболее развитой. Она нашла отражение  преимущественно в филосовско-религиозных и политических концепциях, таких как конфуцианство, моизм и легизм.[1]

На рубеже II-I вв. до н.э., в  Китае возникает важнейшая религиозно-мировоззренческая  система – конфуцианство. Основатель — Кун-цзы (Кунфо, Конфуций, 551-479 гг. до н. э.). Конфуций, как и многие другие философы Древнего Китая, утверждал принцип почитания неба. Конфуций делал упор на чувство страха перед небом, перед его карающей силой и неотвратимостью небесной судьбы. «Не о чем молиться тому, кто провинился перед небом». [4]

В Конфуцианстве считалось, что в прошлом люди вели себя достойно, следовали принципам долга, не обманывали других и т. л. Идеалы Конфуция - в  прошлом, а не в будущем. Конфуцианство  в значительной мере выражало интересы родовой знати, эпоха господства которой клонилась к закату, подвергаясь  серьезным ударам со стороны «новых богатеев» из числа зажиточных ремесленников, купцов и новых землевладельцев.

Конфуций говорил, что  благородный муж должен испытывать страх перед небесной судьбой, и  даже подчеркивал: "Кто не признает судьбы,  тот не может считаться  благородным мужем" ("Лунь юй", гл. "Яо юэ").[4]

В книге «Дасюэ» («Великое учение») сформулированы три принципа для управляющих «благородных мужей»: «служить примером в добродетели, любить народ, стремиться к высшей доброте». Конфуции говорил о силе и значении нравственного примера вышестоящих для нижестоящих. Конфуций почитал небо как грозного, всеединого и сверхъестественного повелителя,  обладающего при этом известными антропоморфическими свойствами.  Небо Конфуция определяет для каждого человека его место в обществе,  награждает,  наказывает и т.  п. Верховная власть сына неба священна, и только на нее, как на представляющую волю неба, может опираться общественная и государственная жизнь.[4]

Другим направлением китайской  мысли является моизм. Основателем школы является Мо-цзы (Мо Ди, ок. 475-395 гг. до н. э.). Мо-цзы  и его сторонники выступили решительными противниками взглядов Конфуция.  Они противопоставили  конфуцианству принципы своего учения: "почитание мудрости", "почитание единства", "всеобщая любовь", "против нападений", "за экономию в расходах", "за экономию при захоронениях", "воля неба", "духовидение", "против судьбы", "против музыки и увеселений".  В противоположность конфуцианскому тезису о "выдвижении талантов" (из аристократии),  Мо-цзы  провозгласил  принцип "почитания мудрости". [5]

"Сановники не вечно  должны быть знатными,  простолюдины  не вечно должны быть низкими  " - эту мысль развивал он  и  в  принципе "почитания   единства".  Мо-цзы  выступил против наследования власти по принципу родства. Впервые в истории Китая он выдвинул теорию происхождения государства и власти на основе общего договора людей,  согласно которому власть вручалась "самому мудрому из людей" независимо от  его происхождения. Во многом взгляды Мо-цзы на государство перекликаются с идеями Платона, Эпикура и Лукреция.[5]

Тем самым Мо-цзы, выступавший против конфуцианских тезисов о предопределенности судьбы,  попал в неразрешимое противоречие,  так как воля неба и "духовидение" подрывали критику моистов в адрес конфуцианцев.  Лишь поздние моисты освободили  учение  о "всеобщей любви" от религиозных наслоений и логически обосновали необходимость осуществления всеобщей любви как высшей нормы отношений между людьми.[5]

Мо-цзы выступал против учения Конфуция о врожденном знании. Знание он понимал как результат соприкосновения с вещами. Для познания необходимы три условия; органы чувств, соприкосновения чувств с вещами и - как результат соприкосновения органов чувств с вещами - образ, ощущение. Моисты уделяли большое внимание проблемам познания. Фактически они первыми в древнекитайской философии начали изучать процесс познания, источник знания, пути познания и критерии истины.

Мо-цзы приводит следующие критерии истинности:

1) исторический опыт «совершенномудрых правителей»;

2) реальная обстановка, которую «слышит и видит народ»

3) главный критерий — как суждение используется в управлении страной, отве¬чает ли оно интересам государства и народа. 

Школа легистов сложилась  в IV в. до н.э. Наиболее известные ее представители — Шан Ян (390-338 гг. до н.э.) и Хань Фэй (ок. 280 - 233 гг. до н.э.). Представители этой школы сосредоточили свои исследования на проблеме управления государством. Если в конфуцианстве говорилось об управлении на основе ритуала и традиций, то в легизме сначала были предложены иные концепции. Шень Бухай говорил об управлении, основанном на «положении» (авторитете), власти. Шень Дао призывал к «искусству управления». Шан Ян говорил об управлении на основе законов.

Оценив различные точки  зрения, Хань Фэй развивает концепцию управ-ления на основе законов; эта концепция становится главной у легистов. Выступая против конфуцианцев, они высмеивали их рассуждения о человеколюбии, долге, справедливости, братской любви, называя их «игрой в слова» и сравнивая с детской игрой «приготовления изящных яств из песка». В противовес управлению на основе ритуала, добродетели легисты пропагандируют управление на основе закона. В «Шан цзюнь шу» («Книга правители области Шан» — трактат IV - III вв.) необходимость управления на основе закона обосновывается тем, что человек от природы зол. Звериное начало, заложенное в человеке, не может быть изменено воспитанием, но проявления его могут быть предотвращены строгими законами, системой наказаний и поощрений. Спокойствие и порядок в стране могут основываться только на законах. Законы должны быть жесткими. Строгие наказания необходимы для того, чтобы люди боялись закона. Законы должны быть едиными, обязательными для всех. Хань Фэй писал: «Награды должны быть щедрыми и даваться заслуженно, чтобы они были выгодны народу; наказания должны быть тяжелыми и неотвратимыми, чтобы народ боялся их, закон должен быть единообразным и устойчивым, чтобы народ знал его».

Легисты так же утверждали, что политические методы управления должны соответствовать реальному  положению дел и меняться в  зависимости от условий и эпохи. Направление легизма придавали особое значение хозяйственной функции государства, его регулирующей роли в экономике, поддержании земледелия, поддержании цен на рынке, создании сильной армии. В этой школе были сформулированы концепции государственного регулирования экономических процессов в стране, института бюрократии, системы круговой поруки, института цензорского надзора и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

С появлением первых государственных  образований и зарождением различных  форм участия государства в хозяйственной  жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество  насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор  и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социаль-но-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.

В своем политическом развитии страны Древнего Востока прошли в  це-лом общий путь — от небольших племенных образований, новых городов-государств к гегемониям-царствам, а затем к относительно централизованным империям, как правило, полиэтническим, создаваемым за счет завоевания и грабежа своих соседей.

Выразителями экономической  мысли Древнего мира были крупные  мыслители (философы) и отдельные  правители рабовладельческих государств. Они стремились идеализировать и  сохранить навсегда рабовладение и  натуральное хозяйство как главные  условия открытого разумом и  охраняемого гражданскими законами непреходящего «естественного порядка».

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой  литературы

1.ru.wikipedia.org/wiki/Свод_законов_Хаммурапи

2. www.bibliotekar.ru/polk-17/2.htm ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

3. В.С.Адвадзе, А. К. (2004). История экономических учений. Москва: "ЮНИТИ-ДАНА".

4. www.openreality.ru/school/philosophy/chinese/ancient/confucianism/

5. www.openreality.ru/school/philosophy/chinese/ancient/moizm/

 


Информация о работе Законы царя Хаммураппи