Законы Хаммурапи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Междуречье двух рек – Тигра и Евфрата (Месопотамия или Междуречье) – это регион, где одним из первых появились государства и правовые системы. Первые города-государства появились в этом регионе на рубеже третьего-второго тысячелетия до н.э. Ко времени возникновения Старовавилонского царства (20-17 века до н.э.) в Месопотамии сменилось немало государств-гегемонов, но объединить всю Месопотамию удалось только царь города Вавилон («Врата Бога») – Хаммурапи, который правил с 1792 по 1750 до н.э. Он создал обширную державу, которая простиралась от Персидского залива до Сирии. Распад единого государства в Месопотамии произошел в 1595 году до н.э., а в 538 году до н.э. его завоевывают персы.

Содержание работы

Введение 3-5
1. Законы Хаммурапи 6-10
2. Государственный строй Вавилона 11-15
3. Общественный строй Вавилона 16-22
Заключение 23-24
Список используемой литературы 25

Файлы: 1 файл

ИГПЗС.docx

— 52.02 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение 3-5

1. Законы Хаммурапи 6-10

2. Государственный строй Вавилона 11-15

3. Общественный строй Вавилона 16-22

Заключение 23-24

Список используемой литературы 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Междуречье двух рек –  Тигра и Евфрата (Месопотамия  или Междуречье) – это регион, где одним из первых появились  государства и правовые системы. Первые города-государства появились в этом регионе на рубеже третьего-второго тысячелетия до н.э. Ко времени возникновения Старовавилонского царства (20-17 века до н.э.) в Месопотамии сменилось немало государств-гегемонов, но объединить всю Месопотамию удалось только царь города Вавилон («Врата Бога») – Хаммурапи, который правил с 1792 по 1750 до н.э. Он создал обширную державу, которая простиралась от Персидского залива до Сирии. Распад единого государства в Месопотамии произошел в 1595 году до н.э., а в 538 году до н.э. его завоевывают персы.

Вавилон был одной из первых человеческих цивилизаций на земле. Здесь же намного раньше других стран  древности возникли и политические общества, объединившие людей системой властных, правовых и административных отношений. Уже один этот факт привлекает к себе внимание, рождает интерес  к исследованию этой цивилизации, этого  государства.

Среди городов Древнего Востока  Вавилон был, пожалуй, самым почитаемым. Само название города - Баб-Илу ("Ворота Бога") - говорило о его святости, об особом покровительстве богов. Верховному Вавилонскому богу Мардуку поклонялись многие народы, даже не подвластные Вавилону, его храмы и жрецы получали богатые дары от соседних царей.

Вавилонская государственность  не сформировалась сразу в окончательно готовом виде. От века к веку она  все больше совершенствовалась. Но в то же время она все время  видоизменялась, как изменялись и  условия существования вавилонского государства. Поэтому, несомненно, развитие вавилонской государственности  во времени представляет интерес  для исследователя.

Вавилонское государство располагалось по среднему и нижнему течению рек Евфрата и Тигра. Название свое получила от города Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центром государства. Население здесь занималось главным образом рыболовством, скотоводством и земледелием. Каменные орудия постепенно сменялись медными и бронзовыми. Необходимость осушения болот и создания оросительной сети обусловило применение рабского труда в глубокой древности. Рост производительных сил приводил к дальнейшему имущественному и социальному расслоению. Углублению классовых противоречий способствовало развитие обмена с соседними странами, в частности с Эламом, откуда привозили камень, дерево и руду.

Первое упоминание о Вавилоне содержится в надписи аккадского царя Шаркалишарри (23 в. до н.э.).

Резкое деление общества на классы рабовладельцев и рабов, выделение  из общей массы свободных людей  крупных богачей, владевших рабами, скотом и землей, появление промежуточных  слоев населения в виде неполноправных жителей завоеванных территорий (мушкенумов), наконец, массовое разорение общинников характеризуют более сложную, чем ранее, структуру вавилонского общества, в котором развертывалась острая классовая борьба. Это в свою очередь приводило к централизации и укреплению государственного аппарата, необходимого рабовладельцам для подавления и эксплуатации трудовых масс рабов и бедняков. Так, в царствование Хаммурапи оформляется типичная для Древнего Востока деспотия.

 Древневавилонское государство  достигло наибольшего расцвета  в царствование Хаммурапи (1792-1750 до н. э.). Главным памятником  этого периода является кодекс  Хаммурапи.

В Вавилоне был особый государственный и общественный строй.

Цель данной работы заключается в рассмотрении правового положения различных категорий населения Древнего Вавилона по Законам Хаммурапи, изучение государственного и общественного строя древней цивилизации. Законы древневавилонского правителя Хаммурапи считаются одними из древнейших в мире, именно поэтому они весьма актуальны и интересны. По своему содержанию и по юридическому значению эти законы стали самыми важными памятником всего древневосточного права, отразив вместе с тем самое начало развития права вообще.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Законы Хаммурапи

 

В числе источников права  древней Месопотамии можно выделить следующие:

1. Обычное право, роль которого постоянно снижалась, но она продолжало регулировать значительную часть местных внутриобщинных споров, ряд семейных у уголовных преступлений; более того, постепенно значительная часть норм и положений обычного права закреплялась законодательно, став составной частью писанных законов;

2.Сохранившиеся в незначительных фрагментах клинописных табличек древнейшие шумерские законы, в частности, первый писанный сборник законов Ур-Намму, законы более поздних царств Ларсы, Эшнунны, Исины;

3.Важнейшим среди правовых памятников древнего Междуречья являлся свод законов вавилонского царя Хаммурапи – первый известный современной науке подробный сборник писанных законов древневосточного государства.

Черная базальтовая стела, на которой был высечен текст  законов, была найдена в 1901 году французскими археологами при раскопках города Сузы. Очевидно, сюда она попала как  трофей, вывезенный после разгрома Вавилона. В верхней части стелы  изображен сам Хаммурапи, стоящий  в молитвенной позе перед сидящим  на троне богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему судейский жезл и кольцо. Стремление представить законы, исходящими от Бога было в обычае у всех древних законодателей. Таким образом пытались придать им большую силу. В отличие от римлян и славян, писавших свои законы на деревянных досках, древневосточные народы использовали камень. Дерева здесь мало, камня много. Выставленный на городской площади “столб законов” должен был служить правосудию, совершавшемуся здесь же, и одновременно напоминать: никто не может отговариваться незнанием права.

Структурно законы Хаммурапи  делятся на введение, основную часть  и заключение.

 

В достаточно пространном  введении:

1) прославляется автор законов как «заботливый и богобоязненный правитель», перечисляются его титулы и благодеяния;

2) декларируется цель его законодательной деятельности – «дабы справедливость в стране была установлена, дабы сильный не притеснял слабого,…дабы плоть людей была удовлетворена»;

3) демонстрируется, что законы – итог объединительной политики и законодательной деятельности Хаммурапи.

В заключении автор пытается воздействовать на своих последователей, заранее благословляя тех царей, которые будут чтить и соблюдать положения законника, проклиная желающих его отменить.

 

Основная часть содержит сам текст законов, который современными учеными для удобства исследования разбит на 282 статьи. При этом блок из примерно 35 статей на стеле выскоблен, но большая часть содержавшейся  там информации восстановлена с  высокой степенью достоверности  по копиям текста, обнаруженным в раскопанных  археологами библиотеках других городов.

Первые статьи посвящены  наказаниям за клятвопреступления и  наговоры в суде, а также за незаконный пересмотр судебного решения (ст.1-5). Затем следуют статьи о защите дворцовой, храмовой и частной собственности  от воровства со следующими градациями: статьи о краже собственности (ст.6-14), о продаже без свидетелей и  заключения соответствующего договора (ст.7), о наказании о содействии беглому рабу (ст.15-20), о грабеже (ст.21-23), о воровстве на пожаре (ст.25)

Следующая группа статей регулирует удельные имущественные права состоящих  на царской военной службе (ст.26-37). Далее следуют статьи об аренде земли  и правилах водопользования (ирригационными сооружениями). Здесь же перечисляются  условия и меры по обеспечению  возврата долгов (ст.38-107), обращения  в долговую кабалу. Определенный интерес  представляют способы возмещения вреда  вследствие небрежного пользования  обводными каналами, а также содержание запрета на самовольное изъятие  невозвращаемого долга (ст.53,113 и  др.).

Особую группу составляют статьи, требующие наказания за причинение вреда общественному миру и согласию (ст.108), обман соседей с мнимой кражей , а также статьи об отработке долга домашней кабалой у кредитора, о лжесвидетельстве против соседей, против жрицы или против жены свободного человека (ст.102-103,114-117,120-127).

Самыми крупными из последующих  разделов являются раздел о семейственном  праве – о личных и имущественных  правах в брачно-семейных отношениях (ст.128-163), о наследовании (ст.165-182), о  личных отношениях правового характера  в семье между родителями и  детьми – законными и приемными (ст.185-195). Защита от причинения вреда  здоровью, имуществу, личному достоинству (оскорбления, телесные повреждения  и т. д.) регулируется статьями 196-214.

Последнюю группу статей образуют правила и регулирование ответственности  за пользование движимым имуществом, за совершение торговых операций и  предоставление различных услуг  и средств труда (ст.215-282). Здесь регулируются обязательственные отношения в связи с услугами по излечению болезней, снятием клейма с раба, наймом и продажей рабочей силы и средств труда 1.

Характерные черты законов  Хаммурапи:

• сохранение пережитков древних обычаев: здесь более полно, чем в других древневосточных законодательствах проявился «принцип

талиона», по которому, например, «если авилум сломал кость авилуму, то надлежит сломать ему кость» (ст. 197); коллективная ответственность общины: например, возмещение ею ущерба ограбленному на ее территории, если грабитель не пойман (ст. 23);

• казуистичность – рассмотрение конкретных обычаев вместо обобщающих определений; в законах указываются преступление и конкретное наказание, не предусматривающее никакой альтернативы;

• формализм – правовой акт сопровождался сложными ритуальными действиями (клятвами, жестами, религиозными гимнами), а отступление от установленной формы приводило к тому, что необходимый правовой результат не достигался;

• символичность многих правовых норм: так, кормилица, подменившая вверенного ей ребенка, каралась отрезанием груди (ст. 194);

• наличие объективного вменения – возложение ответственности на невиновных: так, если при обрушении построенного дома погибал сын хозяина, то надлежало убить сына строителя (ст. 230);

• примитивность правовой техники, в частности, допущение самосуда: так, пойманный при краже на пожаре должен быть здесь же брошен в огонь (ст. 25); отсутствие разницы между гражданским правонарушением и преступлением;

• тесная связь права и религиозно-морального ритуала, прямое жесткое вмешательство государства в большинство сфер человеческих взаимоотношений, проявляющееся, в частности, в фиксации ставок оплаты труда (ст. 215-237), размеров платы при личном (ст. 253-258, 273) или имущественном (ст.237-250) найме, процентных ставок ростовщика (ст. 89-102, 113-117).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственный строй Вавилона

 

Законченная самостоятельная  административная система сложилась  в Вавилонском государстве в  старовавилонский период и возродилась, с некоторыми изменениями, в периоды среднего (XVI – XI вв. до н.э.) и нового царств. Государственная администрация была жестко централизованной, но далеко не всеобъемлющей. Рядом с ней продолжала существовать храмовая администрация жрецов и чиновников. А на самом низшем уровне государственными административными функциями наделялись руководителями общин и союзов.

Вавилонское государство  приобрело определенные черты древневосточной  деспотии. Во главе государства стоял  царь, обладавший законодательной, исполнительной, судебной и религиозной властью. Он считался наместником богов и  был классическим древневосточным  монархом. Его власть имела и религиозный, и государственный характер. Если в период протогосударств и ранней монархии при возобновлении династии правителя, как правило, избирали (на особых собраниях от всех областей-номов; известны примеры об избрании царя 36000 представителей), со старовавилонского царства власть его наследственна, но точного порядка наследования не было; нередки случаи, когда наследовали и женщины царского или жреческого родов. Царь одновременно был и верховным военачальником.

В Вавилонии верховные боги изображались в виде царей, цари на земле изображались в качестве земных богов. Цари считались не только посредниками между богами и людьми, но даже потомками богов, наследниками их власти, живыми их воплощениями на земле. Царям III династии Ура поклонялись, как богам, не только при жизни, но и даже после их смерти. Царь этой династии заставил воздавать себе божеские почести. В честь него строились храмы, его статуе приносились жертвы в дни новолуния и полнолуния. В честь царя пелись гимны. Имя обожествленного царя входило в состав имен его подданных. Царь Бурсин называл себя «богом, дающим жизнь своей стране», «богом-солнцем своей страны». Ему, как богу, приносили жертвы в храмах, ему посвященных. Равным образом и вавилонский царь Хаммурапи сравнивал себя с богом солнца Шамашем.

 

На втором месте в вавилонской  иерархии государственных должностей стоял жрец. Он выполнял религиозные  обряды, руководил храмовыми хозяйствами  с санкции правителя; вероятно, пользовался  и судебными правами.

 

Отношения между центральной  властью и храмами были также  сложны и противоречивы. Храмы, опираясь на собственное крупное землевладение  и значительное число зависимых  от них лиц, стремились к экономической  независимости. Лишь при Хаммурапи  почти полностью были подчинены  в административном и хозяйственном  отношении царю, который назначал в них жрецов и администраторов, требовал отчета о хозяйственной  деятельности.

 

Третье место занимал  так называемый «человек приказаний», или советник. Собственных полномочий у него не было, он обязывался контролировать исполнение указаний правителя и  координировал работу остальных  чиновников с финансовыми, налоговыми и чисто административными функциями; в его распоряжении был штат писцов, некоторые из которых имели собственную  сферу письменной деятельности. Затем  следовал «высший посол», которому вменялось координировать внешнеполитическую деятельность, присутствовать на приемах  иноземных послов и который считался постоянным представителем правителя  в других государствах.

Информация о работе Законы Хаммурапи