Законы Хаммурапи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Междуречье двух рек – Тигра и Евфрата (Месопотамия или Междуречье) – это регион, где одним из первых появились государства и правовые системы. Первые города-государства появились в этом регионе на рубеже третьего-второго тысячелетия до н.э. Ко времени возникновения Старовавилонского царства (20-17 века до н.э.) в Месопотамии сменилось немало государств-гегемонов, но объединить всю Месопотамию удалось только царь города Вавилон («Врата Бога») – Хаммурапи, который правил с 1792 по 1750 до н.э. Он создал обширную державу, которая простиралась от Персидского залива до Сирии. Распад единого государства в Месопотамии произошел в 1595 году до н.э., а в 538 году до н.э. его завоевывают персы.

Содержание работы

Введение 3-5
1. Законы Хаммурапи 6-10
2. Государственный строй Вавилона 11-15
3. Общественный строй Вавилона 16-22
Заключение 23-24
Список используемой литературы 25

Файлы: 1 файл

ИГПЗС.docx

— 52.02 Кб (Скачать файл)

Особую категорию составляли жрицы-энтум (как правило, дочери, вышедшие из-под власти отца). Они получали значительные привилегии в наследовании отцовского имущества, вообще в отношении их собственности. Однако на них налагались и определенные запреты: так, жрицы не могли посещать “злачных” мест, заниматься торговлей, корчемством – эти занятия, видимо, считались обычными для прочих женщин. Жрицы, в отличие от жрецов-мужчин, которые состояли на жалованье у царя, могли обладать наделами из дворцовых или царских земель.8

Низшие ступени профессионально-служебной  лестницы занимают крупные купцы  и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, ветеринаров, в отличие, например, от архитекторов и корабельщиков, получавших за свой труд гонорар (подарок); врачи получали плату.

В законах Хаммурапи выделяется две категории воинов:

1. Тяжеловооруженные воины, которые назывались «Редум».

2. Легковооруженные воины, которые назывались «Баирум».

Воины получали за службу у  государства неотчуждаемые наделы, которые назывались «Илку». Законы защищали воинов от произвола командиров, предусматривали выкуп из плена. Воин был обязан исправно нести службу, за уклонение от которой его могли казнить.

За свою воинскую службу царю они наделялись землей, где  вели сельское хозяйство, на определённых условиях. Закон обязывал воинов строго выполнять главное условие - нести  службу: если воин отказывался идти в поход, его ждала казнь. Надел  мог быть унаследован в семье, если был сын, пусть даже пока малолетний, который сможет в впоследствии служить. В случае плена и даже долгого отсутствия права воина на надел сохранились. Имущество и надел, данные воину на праве иклу, нельзя было продавать, да и любые денежные сделки с ними вообще считались не действительными. Однако если воин сам бросил надел и по своей воле отсутствовал более 3 лет, он не мог претендовать на возврат имущества. Законы защищали воинов от злоупотреблений низших воинских начальников, которых ждала смерть за попытки присвоить надел или подарок царя.

Земельные наделы и скот, пожалованные воинам, не могли отбираться у них за долги. Кредитор мог отобрать лишь купленные воином поле, сад, дом. Взрослый сын воина становился законным наследником его надела. Воины, обеспеченные своим земельным наделом, были обязаны за это по приказу царя в любое время выступить в поход. За отказ следовала смертельная казнь, а человек, выступивший вместо воина, получал его земельный надел.9

 

 

Заключение

 

Вавилон является одним из государств, которое выросло из протогосударств, образовавшихся на территории Нижней Месопотамии (современный южный Ирак). Первые земледельческие племена стали поселяться в этом районе (в долине нескольких великих плодородных рек) с VI тысячелетия до н.э.

Таким образом, сборник Законов  Хаммурапи в целом был продуктом  зрелой стадии эволюции древнего общества, в котором сложились устойчивая классовая структура, упорядоченные  отношения между социальными  группами жрецов, воинов и земледельцев. Рабы воспринимались интегральной частью социальной структуры, и значительная часть законов регулировала их правовой статус, который исключал конкретные права, но предполагал возможность  женитьбы раба на свободной, что было его относительной свободой.

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства господствующей силой, в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Законы Хаммурапи - это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй и частную собственность.

Можно так же отметить и  то, что в данных законах люди не были одинаковы по своим юридическим  возможностям, по своим правам и  обязанностям по отношению к государству  и друг к другу. Хотя четких границ между категориями людей не было, и все они – в большей, меньшей  или совсем малой степени –  обладали правоспособностью как  в области имущественных, так и личных прав.

Субъектами права по Законам  Хаммурапи признаются свободный  общинник авилум и неполноправный свободный, находящийся на царской службе - мушкенум. Некоторыми правами (право на развод и возвращение приданого) пользовались также свободные женщины. Рабы и дети  же рассматривались лишь как объекты права.

 

Мы рассмотрели правовое положение населения по Законам царя Хаммурапи, не смотря на достаточно высокий уровень развития товарно-денежных отношений структура месопотамского общества отличалась сложностью, которая была связана с многоукладным характером экономики, с незавершенностью процессов образования классов. Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества, прежде всего на свободных и рабов. Наряду с сословным признаком можно выделить так же слои по роду занятий (храмовые служащие, ремесленники, воины и т.д.), о которых упоминается в Законах Хаммурапи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Графский В. Г.  Всеобщая история права и государства. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 1744с.

2. Жидков О.А, Крашенникова Н. А. / История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. Часть 1. – М, 1999. – с.45

3. История государства и права древневосточных цивилизаций: учебное пособие / Иванов Ю.А.; Воронежский государственный университет. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2012. – 168 с.

4. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран/А.И. Косарев. -  3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2012. – 376 с.

5. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник. / Том 1 М. 2001. – с. 72

6. Садиков В.Н. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Учебное пособие. – М, 2002. – с. 18

7. Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с Древнейших времен до конца ХХ века. М., 2001. – с.63

1 Графский В. Г.  Всеобщая история права и государства. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 1744с.

2 Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран/А.И. Косарев. -  3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2012. – 376 с.

3 История государства и права древневосточных цивилизаций: учебное пособие / Иванов Ю.А.; Воронежский государственный университет. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2012. – 168 с.

4 Жидков О.А, Крашенникова Н. А. / История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. Часть 1. – М, 1999. – с.45

5 Садиков В.Н. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Учебное пособие. – М, 2002. – с. 18

6 О. А. Омельченко. Всеобщая история государства и права: Учебник. / Том 1 М. 2001. – с. 72

7 Садиков В.Н. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Учебное пособие. – М., 2002. – с. 176

8 Омельченко О. А. Всеобщая история государства и права: Учебник. / Том 1 М. 2001. – с. 72

9 Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с Древнейших времен до конца ХХ века. М., 2001. – с.63

 


Информация о работе Законы Хаммурапи