Законы хаммурипи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 19:49, реферат

Описание работы

Законы Хаммурапи (фактически судебник) были составлены, по некоторым предположениям, в конце его правления и вобрали законы предшествующих правителей, обычное право и собственные установления Хаммурапи - его указы и типичные решения судебных дел. Обычное право здесь, как и в других районах мира, представляло собой собрание хранимых в народной памяти правил решения имущественных споров или взаимных личных обвинений при общей для заинтересованных сторон уверенности в справедливости и высшей мудрости этих правил.

Содержание работы

Введение
. Структура законов Хаммурапи
. Собственность и обязательственные отношения
. Брак и лично-имущественные отношения в семье
. Преступления и наказания
. Судебное разбирательство
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

законы хаммурипи.docx

— 39.03 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

. Структура законов Хаммурапи

. Собственность и обязательственные  отношения

. Брак и лично-имущественные  отношения в семье

. Преступления и наказания

. Судебное разбирательство

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Законы Хаммурапи (фактически судебник) были составлены, по некоторым  предположениям, в конце его правления  и вобрали законы предшествующих правителей, обычное право и собственные установления Хаммурапи - его указы и типичные решения судебных дел. Обычное право здесь, как и в других районах мира, представляло собой собрание хранимых в народной памяти правил решения имущественных споров или взаимных личных обвинений при общей для заинтересованных сторон уверенности в справедливости и высшей мудрости этих правил.

Законы Хаммурапи были составлены с учетом распространенных мифологических представлений о  путях достижения "истинного счастья  и доброго правления" (слова  из торжественного Пролога к Законам  Хаммурапи).

Текст Законов был выбит  на каменном столбе с изображением восседающего на троне бога Солнца, правосудия и предзнаменований по имени  Шамаш, который считался строгим блюстителем справедливости на Небе ("судья богов") и на Земле.

 

1. Структура законов  Хаммурапи

 

Законы Хаммурапи состояли из Пролога, текста законов и Эпилога Всего из сплошного текста выбитого на камне, переводчиками выделено 282 параграфа, или статьи, причем около 37 статей оказались уничтоженными (соскобленными) Дело в том, что каменная стела из базальта была в свое время вывезена из Вавилона в соседнее царство Элам (территория нынешнего Ирана), где по приказу местного правителя и было выскоблено место для традиционной хвалебной надписи о подвигах покорителя Вавилона Этот камень нашли в 1901 г французские археологи в районе города Сузы, бывшей столицы Элама. Выставленный на городской площади "столб законов" должен был служить правосудию, совершавшемуся здесь же, и одновременно напоминать: никто не может отговариваться незнанием права.

Первые статьи, помещенные после Пролога, посвящены наказаниям за клятвопреступления и наговоры в  суде, а также за незаконный пересмотр  судебного решения (ст. 1-5) Затем следуют статьи о защите дворцовой, храмовой и частной собственности от воровства со следующими градациями статьи о краже собственности (ст. 6-14), о продаже без свидетелей и заключения соответствующего договора (ст. 7), о наказании за содействие беглому рабу (ст. 15-20), о грабеже (ст. 21-23), о воровстве на пожаре (ст. 25).

Следующая группа статей регулирует удельные имущественные права состоящих  на царской военной службе (ст. 26-37) Далее следуют статьи об аренде земли и правилах водопользования (ирригационными сооружениями) Здесь же перечисляются условия и меры по обеспечению возврата долгов (ст. 38-107), обращения в долговую кабалу Определенный интерес представляют способы возмещения вреда вследствие небрежного пользования обводными каналами, а также содержание запрета на самовольное изъятие невозвращаемого долга (ст. 53, 113 и др.)

Особую группу составляют статьи, требующие наказания за причинение вреда общественному миру и согласию- не противодействие заговорщикам (ст. 108), обман соседей с мнимой кражей, а также статьи об отработке долга домашней кабалой у кредитора, о лжесвидетельстве против соседей, против жрицы или против жены свободного человека (ст. 102-103, 114-117, 120-127)

Самыми крупными из последующих  разделов являются раздел о семейственном  праве - о личных и имущественных правах в брачно-семейных отношениях (ст. 128-163), о наследовании (ст. 165-182), о личных отношениях правового характера в семье между родителями и детьми - законными и приемными (ст. 185-195).

Защита от причинения вреда  здоровью, имуществу, личному достоинству (оскорбления, телесные повреждения  и тд.) регулируется ст. 196-214 Последнюю группу статей образуют правила и регулирование ответственности за пользование движимым имуществом, за совершение торговых операций и предоставление различных услуг или средств труда (ст. 215-282). Здесь регулируются обязательственные отношения в связи с услугами по излечению болезней, снятием клейма с раба, производством строительных работ, арендой движимого имущества, наймом и продажей рабочей силы и средств труда.

 

2. Собственность  и обязательственные отношения

 

Вавилония была страной интенсивного земледелия, существовала собственность на землю (царя, царских людей, храмов, общины, частных владельцев). Земля обрабатывалась с помощью рабов или самостоятельно либо сдавалась внаем (аренду). В области имущественных отношений законы четко подразделяют имущественные права собственника, арендатора и наемных работников и разграничивают меры ответственности за утерю, хищение, невозврат собственности или причинение вреда имуществу.

Большое внимание уделялось договорной фиксации различных сделок. Наиболее важные из них запечатывались в двойной конверт из глины в нескольких копиях и обжигались для надежной сохранности. Некоторые из таких документов, запечатленных на обожженных глиняных табличках, сохранились до нашего времени.

Договором оформлялся брак. Договор был необходим для фиксации займа, аренды (поля, сада), найма (скота, судна, раба). Если во время найма и аренды происходила порча имущества, законы учитывали радивое или нерадивое отношение нанимателя. Вина последнего сильно смягчалась, если порча происходила по "Божьей воле" (стихийное бедствие и т.п.).

Скотоводство. Если пастух похитит доверенный ему скот, заменив тавро, и продаст его за серебро, он в случае разоблачения обязан возместить хозяину скота его стоимость в десятикратном размере. Если скот поразила чесотка по вине пастуха, то он обязан восстановить поголовье полностью. Однако в случае эпидемии или если на стадо нападал лев, пастух приносил клятву в своей невиновности и убытки брал на себя хозяин. Если приглашенный лекарь проводил лечение заболевшего скота удачно, его вознаграждали серебром, если же лечение приводило к потере вола или осла, то сам лекарь должен был заплатить владельцу четверть стоимости покалеченного лечением животного.

Садоводство. Одной из отраслей сельского хозяйства в Месопотамии было садоводство, а главной выращиваемой культурой в садах, судя по Законам Хаммурапи, была финиковая пальма, о которой упоминается в пунктах 64 и 66. Причем самым распространённым способом садоводства была сдача хозяином земли или целины другому человеку в аренду на определенный срок для создания сада и по истечении этого времени последующий радел результатов труда между арендатором и владельцем земли поровну. Правда, хозяин выбирал свою долю первым (п. 60):

А на случай недобросовестного  выполнения своих обязанностей со стороны  садовода вводились статьи, карающие столь нехорошее деяние.

Земледелие было основной хозяйственной деятельностью в стране, и законы уделяют ему самое пристальное внимание. Самым распространенным видом этого хозяйствования было мелкое землевладение. Крупные землевладельцы прибегали к использованию труда низшей категории царских служилых людей (мушкенов)либо сдавали землю мелкими участками в аренду за фиксированную долю в треть или половину урожая, а также за фиксированную плату, вносимую заранее (ст. 45). Крестьянин-общинник мог менять, закладывать и сдавать в аренду свой участок, а кроме того, передавать его по наследству вместе с другой недвижимой собственностью (ст. 39-47, 60-65). Все эти правомочия утрачивались, если он выходил из общины. Жена беглеца из общины могла отказаться от него (ст. 136). Отчуждение земли воспринималось как несчастье, покупка земли- как несправедливость.

Каждый земледелец обязан был поддерживать в исправности  оросительные сооружения и нести  ответственность за нерадивое или  неумелое с ними обращение перед  соседями, которые понесли вследствие такой нерадивости ущерб (ст. 53-56).

Законы Хаммурапи уделяют  большое внимание аренде недвижимости, а также закладу и обеспечению  ссуд (ст. 42-43).. Существовало два вида земельной аренды: с уплатой определенной денежной суммы вперед или с уплатой доли урожая (при аренде сада - до 2/3) после уборки. Льготные условия предоставлялись в том случае, если в аренду отдавался необработанный участок. В этом случае арендная плата взималась только начиная с четвертого или пятого года. Причем если человек, арендуя эту целинную землю, не поднял ее, то это не освобождало его от взятых им на себя обязательств (п. 44).

Очень важным моментом является то, что Хаммурапи в своих законах  учел также различные природные  катаклизмы, что можно проследить в пунктах 45, 47, 48.

Объектом аренды могла  быть не только недвижимость, но и любое  движимое имущество. В статьях 236 - 239 говорится о найме речных судов  для транспортировки различных  грузов водным путем.

Еще одним объектом из движимого  имущества, часто бравшимся в  аренду был скот.

Наемные сельские работники  получали плату серебром или хлебом. За невыращенный хлеб полагался штраф, равно как за кражу семян или изнурение скота. Штраф выплачивался зерном. Неуплата штрафа влекла за собой наказание смертью: неплательщика разрывали на части при помощи тяглового скота (быков) (ст. 256)

Ростовщичество, как известно, существовало в разных странах, и Вавилон, конечно же, не был исключением. Кредиторы, видимо, нередко принуждали своих должников отдавать им в " аренду " землю в счет уплаты долга, причем даже и землю, на которой уже зреет урожай. Доход кредитора от такой " сделки " мог значительно превышать сумму долга вместе с процентами. Такое злоупотребление ЗХ запрещают (п. 49 - 51 и 66).

Законы Хаммурапи содержат положение, согласно которому должник  в случае неурожая может переписать долговую расписку на следующий год  и освобождается от уплаты процентов  за этот дополнительный год (п. 47 и 48).

В Законы Хаммурапи имеется  также и ряд других статей, направленных на ограничение ростовщичества и  защиту свободных общинников от злоупотреблений  со стороны кредиторов.

Должник вынужден был отдавать свою землю в обеспечение долга  либо отдавать в кабалу детей, других членов семьи. В заслугу Хаммурапи  ставится ограничение ростовщического  процента по займам и возможность  в некоторых случаях отсрочить  уплату долга (ст. 48). Так, торговый агент (тамкар), выдавший кредит, не мог брать больше 20% при займе серебром и свыше 33,5% при займе зерном (ст. 89). В случае завышения этого процента тамкар рисковал не получить всю долговую сумму. Устанавливался запрет забирать в покрытие долга поле или сад (ст. 49 и 66).

Ремесло. Прежде всего, надо сказать, что ремесла, как частного рода деятельности, в Месопотамии не существовало, т. к. все ремесленники были подчинены царскому или храмовому хозяйству. Это можно проследить в п. 188, гласящем:

В судебнике Хаммурапи  отмечаются и профессиональные занятия. Первые места среди них занимают придворные служащие и высшее жречество. Те и другие стояли в непосредственной близости к царю, как средоточию светской и духовной власти.

В соответствии с важным государственным значением религии  и храмов в Вавилонии почетное положение среди других профессий занимают храмовые служащие. Из них в Законах Хаммурапи отмечаются только лица женского пола: НАДИТУМ, ЭНТУМ, ЗИКРУМ (п. 179).

Работа по найму практиковалась очень широко, и свободные люди участвовали в этом наряду с рабами. Нанимали, как правило, на короткий срок - на время посевных работ или жатвы. Оплата в основном была поденной, но в таком размере, чтобы наемный работник был в состоянии прокормить свою семью в течение всего периода работы по найму.

Особое регулирование  получила работа профессионалов (людей  высокой квалификации) - врачей, строителей, корабельщиков. Услуги были дифференцированы в оплате в зависимости от категорий потребителей услуг, например, хирург получал разную в кратном отношении плату за операцию для авилума, для муш-кенума и раба.

Договоры поручения (что-либо вывезти и продать) оформлялись  письменно. Нарушение этого ритуала  и формы было сопряжено с ответственностью для обеих сторон.

Торговля. Сначала устанавливался общий принцип партнёрства (п. 99). Характерными были отношения между крупными и мелкими торговыми агентами - между тамкарами и шаммалумами соответственно. Последние были партнерами-помощниками тамкаров и несли определенную ответывенность за недопплучения торговой прибыли. Если прибыль не получена, шаммалум возмещал ее тамкару в трехкратном размере. Если продажа была удачной и прибыль получена, шаммалум обязан был передать прибыль с надлежащими документами тамкару. В случае непредставления документа сделка считалась недействительной, прибыль утаенной и шаммалум обязывался возмещать прибыль в трехкратном размере. В случае несправедливости обвинения в утаивании прибыли шам-малумом, тамкар обязывался компенсировать несправедливое обвинение в размере, превышающем размер прибыли в 6 раз.

 

3. Брак и лично-имущественные  отношения в семье

 

Брак заключался по договору жениха и отца невесты. Отец невесты  после предварительного согласия на брак дочери и получения выкупа обязывался выдать дочь замуж. Если он нарушал  свое обязательство, то принуждался  оплатить жениху двойную сумму выкупа. Если дочь, будучи замужем, не приносила  наследника и умирала, муж имел право  востребовать свой выкуп за невесту  с отца, но к отцу возвращалось приданое дочери. Выкуп выплачивался частями, вначале предоставлялся задаток. Жена могла потребовать включения  в договор оговорки, лишающей мужа права продавать ее за свои долги (ст. 151).

Информация о работе Законы хаммурипи