Законы хаммурипи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 19:49, реферат

Описание работы

Законы Хаммурапи (фактически судебник) были составлены, по некоторым предположениям, в конце его правления и вобрали законы предшествующих правителей, обычное право и собственные установления Хаммурапи - его указы и типичные решения судебных дел. Обычное право здесь, как и в других районах мира, представляло собой собрание хранимых в народной памяти правил решения имущественных споров или взаимных личных обвинений при общей для заинтересованных сторон уверенности в справедливости и высшей мудрости этих правил.

Содержание работы

Введение
. Структура законов Хаммурапи
. Собственность и обязательственные отношения
. Брак и лично-имущественные отношения в семье
. Преступления и наказания
. Судебное разбирательство
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

законы хаммурипи.docx

— 39.03 Кб (Скачать файл)

Развод был упрощенным только для мужа. Жену, изменившую мужу, бросали в реку связанной вместе с любовником, если муж ее не прощал (в случае ее прощения царь мог помиловать и любовника). Бесплодную жену муж был вправе покинуть, дав ей выкуп и вернув приданое. Только длящаяся измена мужа, который уходит из дома и "очень позорит жену", давала последней право на развод: она уходила в дом отца со своим приданым.

Отец не имел права жизни  и смерти над своими детьми Женщина  в Вавилонии, по Законам Хаммурапи, имела более высокий и привилегированный статус по сравнению с более поздними кодификациями (например, Кодексом Наполеона 1804 г). Если муж избивал жену, унижал ее и изменял ей, то она могла забрать свое приданое и вернуться к родителям. Нарушение брачного договора влекло утрату задатка и выкупной платы. Ни возраст, ни рабское положение не служили мужу препятствием для брака (ст. 175-176). Рабыня, родившая детей своему хозяину, не могла быть проданной после этого "за серебро", а после смерти хозяина-отца отпускалась на свободу (ст. 171). Если муж попадал в плен или пребывал в безвестном отсутствии и оставлял жену без надлежащего материального обеспечения, то она имела возможность выйти замуж вторично с условием вернуться к первому мужу после его возвращения домой.

Считался возможным брак свободного человека и рабыни, причем дети от такого брачного союза становились  свободными. Равным образом с рабом  могла жить в браке и свободная  женщина, ее дети также считались  свободными. Только в случае смерти мужа-раба половина нажитого имущества  переходила хозяину раба, а другая половина оставалась жене, от которой  она потом переходила по наследству ее детям. Запрещались кровосмесительные  браки между близкими родственниками и свойственниками (например, между  мачехой и пасынком).

"Если жена возненавидит  своего мужа и скажет ему  "не касайся меня", то следует  исследовать ее дело среди  ее соседей. Если она целомудренна  и беспорочна, а ее муж ходит  из дома и очень позорит  ее, то эта женщина невиновна;  она может взять свое приданое  и уйти в дом своего отца" (ст. 142). Если она не целомудренна и "ходит из дома, разоряет свой дом, позорит своего мужа, то эту женщину должно бросить в воду".

Если авилум берет себе жену, которая рожает ему детей, а потом умирает, то ее приданое принадлежит только ее детям (ст. 162).

В семье сохранялись многие патриархальные порядки. Отец мог отдать детей в долговую кабалу, дочь в  жрицы или блудницы, сына лишить наследства "за тяжкие грехи". Жене он мог подарить сад, поле, а ставшая  затем вдовой его жена могла все  это подарить "любимому сыну" (ст. 150). Наследование происходило в основном по закону. Все сыновья уравнивались, даже от рабыни, если того пожелал отец. Жена владела вдовьей долей только пожизненно, затем она переходила детям. Сыновья рабыни могли быть признаны законными наследниками в  том случае, если их отец признавал  их наследниками в определенном порядке. В любом случае сыновья от рабыни считались свободными.

 

4. Преступления  и наказания

 

Законы не проводили различия между преступлением и гражданским правонарушением. Более четко обособлялись некоторые формы виновности - различные виды недоносительства, укрывательства. К числу отягчающих обстоятельств отнесены посягательства на личность или имущество представителей высших сословий, дерзость рабов по отношению к хозяевам или детей по отношению к родителям. Возможны наказания без вины. Строитель дома, в котором обрушилась крыша, погубившая сына хозяина дома, наказывался смертью собственного сына. Такой вид наказания - редкая форма талиона - равновозмездного наказания, которое вслед за ветхозаветным библейским текстом иногда называют правилом "око за око". Э. Аннерс называет этот принципзеркальным талионом.

Наиболее употребимым было наказание в виде денежного штрафа. Выработан своего рода тариф поранений, согласно которому повреждение в драке или по злому умыслу кости авилума, мушкенума и раба влечет за собой различные виды компенсаций - либо по принципу "око за око" (для авилумов), либо в виде денежной компенсации. Некоторые разновидности штрафов имели явно завышенный размер, равносильный приговору к смертной казни. Например, похититель вола или ладьи из царского дворца или храма обязывался уплатить штраф в размере 30-кратной стоимости похищенного.

Разновидности описываемых  и перечисляемых преступлений можно  сгруппировать следующим образом:преступления против личности, против собственности, против семейных устоев, а также должностные и государственные преступления.

Наиболее суровыми были наказания  за лжесвидетельства и клятвопреступления, особенно в случаях несправедливых обвинении в убийстве. К смерти приговаривали того, кто после продажи своего товара обвинял покупателя в том, что тот украл у него товар.

В числе преступлений против личности перечислены убийство мужа женой, неудачная операция лекаря, телесные повреждения в драке, оскорбление словом и действием, ложные обвинения. Большое значение имело социальное положение обвиняемого и потерпевшего, которое способствовало возникновению особого тарифа поранений и иных форм причинения вреда здоровью или имуществу. Если авилум ("сын человека") ударил равного ему, то с него брали штраф 10 сикле серебра. Если раб авилума ударил сына человека, то ему отрезали ухо. Если человек ударил по щеке человека, высшего по положению, он должен был быть подвергнут бичеванию плетью в количестве 60 ударов (ст. 202-205).

Смертью карали того, кто  крал ребенка у свободных родителей  с целью превратить его в раба. Сурово наказывалось снятие клейма с  раба (ст. 226). Если бык, идя по улице, забодает человека и причинит ему  смерть, то это не было основанием для  претензии к хозяину быка (ст. 250).

В числе преступлений против собственности чаще всего встречаются кражи и грабеж, повреждение чужого имущества, а также многочисленные посягательства на чужих рабов: кража и укрывательство раба, снятие с раба знака его рабского состояния. Особо выделены некоторые составы мошеннических проделок - мошенничество корчемницы, тамкара и др.

Если вор признавался  до собирания свидетельских показаний, то ему дозволялось в качестве наказания оплатить стоимость украденной вещи в 10- или 30-кратном размере. Если у него не было такой суммы денег, его уличали при свидетелях и убивали (ст. 7-8). Если человек осмеливался украсть имущество из царского дворца или из храма, убивали его самого и того, кто купил краденое.

Преступления  против семейных устоев включают кровосмешение, неверное и распутное поведение жены, похищение и подмену ребенка.

В разряде совершающих должностные преступления упомянуты судьи, меняющие вынесенный приговор на другой, солдаты, младший командный состав. Не упомянуты государственные преступления в виде измены или мятежа как полагают, в силу их общеизвестной и безусловной наказуемости.

Наказания были дифференцированными и весьма строгими по сравнению с некоторыми образцами предшествующего законодательства в древних государствах Шумера и Аккада. Смертная казнь осуществлялась путем утопления, сожжения или сажания на кол. Широко применялись также устрашающие членовредительные наказания: отсечение руки, пальцев рук, отрезание уха, языка и иные формы наказания по принципу талиона. Задолго до римлян принцип талиона, т.е. равновозмездности, был определен в ьиблии как принцип "око за око", а в законах Вавилонии и других древних государств он получил вид конкретного предписания: "если человек повредит глаз какого-либо из людей, то должно повредить его глаз" (ст. 196 Законов Хаммурапи).

Преступников обращали в  рабство, изгоняли из страны помимо обычных  наказаний в виде штрафов и  членовредительных действий. В Законах Хаммурапи можно обнаружить три разновидности наказаний по принципу талиона: наказание по типичному (простому) талмону "око за око" для авилума, по правилу символического талиона (сыну, ударившему отца, отрубали руку, лекарю, неудачно удалившему бельмо, отрубали кисть руки и др.) и по правилу так называемого зеркального талиона (наказание смертью сына строителя дома, если обвалилась крыша построенного им по заказу дома и загубила жизнь сына хозяина дома).

 

5. Судебное разбирательство

 

Судебное решение воспринималось как акт справедливости, который совершался и при помощи законов, а иногда и с участием богов, например бога Реки в случае испытания водой. Проверяемых бросали связанными в реку, и невиновным считался тот, кто после этого всплывал. Этот редкий вариант истолкования невиновности контрастирует с обыкновениями древних индийцев и средневековых европейцев, у которых всплывал во время испытаний человек виновный, нечистый, греховный.

Судебный процесс был  устным и состязательным, а также  единым по делам уголовным и гражданским. Истец сам приводил ответчика  в суд, а преступника приводили  царские слуги, которые находились в подчинении и распоряжении наместников. Практиковалось разбирательство с  учетом алиби и вещественных доказательств. Большое значение придавалось клятвам свидетелей и судебным испытаниям с участием местных богов(ордалии). Отсрочка в представлении свидетельских показаний могла предоставляться до 6 месяцев (ст. 13). Приговоры о смертной казни и членовредительстве приводились в исполнение немедленно и публично.

Суды были нескольких уровней  и разных юрисдикции: на уровне общины, храмовые и царские суды. Часть разбирательств начиналась принесением клятвы в стенах храма, здесь же заверялись некоторые свидетельства для предъявления в суде. Богиней справедливости считалась Китту, дочь бога Солнца, справедливости и предсказаний Шамаша. Китту посвящались многие храмы на территории царства. Верховные судебные полномочия принадлежали суду царя. Царские суды разбирали дела в отношении авилумов и "царских людей" (мушкенумов), осуществляли помилование по некоторым категориям дел, в том числе могли помиловать любовника жены, если согрешившая жена была прощена своим мужем. В противном случае обоих ожидала смертная казнь через утопление.

Очень важную роль в судебном разбирательстве играли письменные свидетельства. Письменная фиксация документов, в том числе юридических (торговых, брачных и др.), имела большое  значение в сохранении и воспроизводстве  политической и правовой культуры древнего общества. По замечанию известного востоковеда Дж. Брестеда, широкое распространение письменности в государственном делопроизводстве, в религии и коммерции создавало во все времена классовое различие между неграмотными и образованными, - различие, которое создает проблему и в современном обществе.

Таким образом, сборник Законов Хаммурапи в целом был продуктом зрелой стадии эволюции древнего общества, в котором сложились устойчивая классовая структура, упорядоченные отношения между социальными группами жрецов, воинов и земледельцев. Рабы воспринимались интегральной частью социальной структуры, и значительная часть законов регулировала их правовой статус, который исключал конкретные права, но предполагал возможность женитьбы раба на свободной, что было его относительной свободой.

Справедливость в суде гарантировалась ордалиями на взаимной основе для истца и ответчика, а также дифференцированной системой штрафов. Самое тщательное регулирование  торговли свидетельствует о большом  хозяйственном значении городского населения страны, заинтересованного  в товарах и торговом обмене со всем окружающим миром. Характерно также, что по некоторым преступлениям  высшие классы подвергались более суровому наказанию, чем низшие (например, тамкары по отношению к шамма-лумам, командиры по отношению к солдатам, авилум по отношению к не равному себе по статусу и др.).

Заключение

закон хаммурапи ответственность наказание судебный

На основе знакомства с  политикой и Законами Хаммурапи  возникает картина большого культурного  государства с обществом, уже  прошедшим все начальные стадии своего формирования. В центре власть уже не имеет соперников из местных  городских династий, в аппарате управления чиновники вытеснили знать, кровная  месть уступает выкупу на основе тарифа поранений. Государство через своих  служителей заботится о благосостоянии народа, о подъеме земледелия, торговли, прокладывании и поддержании  в надлежащем режиме водных сообщений  и каналов. Государство придерживается мирной позиции, нет привилегий у  тех или иных национальностей (вавилонян, эламитов и др.). Социальная структура в значительной мере дифференцировалась на основные и неосновные группы и слои (например, в жречестве имелось несколько категорий и классов служителей, служба царю выдвинула классы баиру (охотники), ридсабе (служилые люди, солдаты). Хаммурапи в части документов предстает вдумчивым и гуманным правителем Однако в сборнике законов, где очень простым и понятным языком говорится о браках, собственности, долгах, ворах, наемных работниках, а также о договорах, банковско-кредитном деле и общественной морали, наказания выглядят жестокими и произвольными. Относительная жестокость этих наказаний связана с самим фактом создания Вавилонского царства вторгшимися с запада племенами амореев, которым и пришлось вводить дополнительные меры по установлению мира и порядка, в том числе меры устрашения, с тем чтобы удержать свое господство в этом районе.

Долгое время Законы Хаммурапи  считались самыми древними из дошедших до нас и хорошо сохранившихся  древних сборников. Однако, в 1952 г. обнаружена была глиняная табличка с частью свода  шумерского правителя города Ура (царствовал около 2050 г. до н.э.), которая донесла  до нас сведения о характерных  для этого правителя социальных и этических реформах. Он отстранил  от власти и лишил доходов взяточников  и обманщиков, учредил справедливую и неизменную систему мер и  весов, позаботился о том, чтобы "сирота не становился жертвой богача", "вдова - жертвой сильного" и "человек шекеля (мелкая денежная единица) - жертвой человека мины".

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

. О.А. Омильченко. Всеобщая история государства и права // Учебник №1. - М.: Приор, 199. - С. 68-77.

. Законы вавилонского  царя Хаммурапи // Хрестоматия  по истории Древнего Востока.  Ч. 1. М., 1980. С. 173-186.

Информация о работе Законы хаммурипи