Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 02:17, контрольная работа
В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру скорее этических, чем правовых. Данные нормы носили ярко выраженный религиозный характер. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках – дхармашастрах. Наиболее известной дхармашастрой являются законы Ману (Ману – мифический бог).
Уголовное право было сословным. Мера наказания зависела главным образом от варно-кастовой принадлежности как преступника, так и потерпевшего. Оно различало вину и неосторожность, умысел и рецидив. Но определённым фактором при назначении наказания была кастовая принадлежность. В целом уголовное право отличалось жестокостью. Вор, застигнутый на месте преступления, мог быть убит немедленно. Ночная кража каралась посажением на кол. Распространёнными наказаниями были штрафы и членовредительство, клеймение. Штрафы, как правило, поступали в царскую казну. В особый вид преступлений выделялся грабёж, который карался смертной казнью. Смертной казнью наказывалось и умышленное убийство, а также преступления против государственного и общественного строя. Среди других преступлений законы называли мошенничество, изнасилование, продажу недоброкачественных товаров. Ряд преступлений влёк утрату варновой принадлежности и перемещение на более низкую ступень социальной иерархии: похищение собственности брахмана, лжесвидетельство о земле. Законы предусматривали освобождение от наказания, если преступление было совершено в условиях вынужденной необходимой обороны. В некоторых случаях можно было откупиться от наказания.
Преступления и наказания.
Сборник различает четыре самых тяжких поступка: убийство брахмана, осквернение ложа гуру, кражу золота брахмана, питьё хмельных напитков (VIII, 349). К разряду тяжких преступлений относились нанесение вреда живым существам, вкушение недозволенной пищи, воровство, прелюбодеяние. Ряд прегрешений преступного характера влёк за собой лишение варновой принадлежности и перемещение в низшие варны и касты – похищение собственности брахмана либо имущества на хранении, а также лжесвидетельства о земле. При наказаниях за лжесвидетельства учитывалось, что виновный как бы убивает тем самым 100 ближних людей и родственников и за это ему уготован ад – так оценивалось лжесвидетельство в делах об убийстве лошади, высокоценимой в домашнем хозяйстве. Виновный убивает 1000 близких себе людей, когда речь идёт об убийстве человека, и он же «убивает все», если речь идёт о земле (дхармашастра Баудхаяна).
Законы Ману предусматривали освобождение от наказания за преступления, совершённые в ситуации вынужденной и необходимой обороны: «…убивающий, защищая самого себя при охране жертвенных даров, при защите женщины и брахмана, по закону не совершает греха» (при этому не имело значение, убит ли гуру, ребёнок, престарелый или «даже брахман, весьма учёный») (VIII, 350). Публичные наказания в Древней Индии предусматривались за все серьёзные преступления. Лестница наказаний была обширной – от лёгкого внушения до самой жестокой смертноё казни (отдача на съедение собакам, разрезание на куски и др.). Искупление и наказание считались альтернативными средствами в деле погашения вины (IX, 236).
Наказания предусматривались в следующих разновидностях: сожжение, утопление, сажание на кол, наложение клейма на лоб, на бедро.
6. Организация суда и правила судопроизводства.
В Древней Индии функционировали царские и внутриобщинные суды. В каждой из 10 деревень создавались судебные коллегии из трёх человек для суда и надзора за ворами. Царский суд состоял из царя, брахмана и советников. Существовала определённая иерархия источников правил для вынесения судебных решений: закон, судебное разбирательство, обычаи, правительственное распоряжение.
Показания свидетелей учитывались при наличии их кастовой совместимости. Члены каждой варны свидетельствовали о равных себе. В древнеиндийском суде широко применялись ордалии.
Существовало
18 поводов для судебного
Допускалось самоуправство (кулачное право), однако при соблюдении некоторых правил. Кредитор мог употребить хитрость, принуждение (путём захвата сыновей, животных либо осады дома должника), силу. О последнем способе в сборнике говорится следующее: «…схватив должника, приводит его в свой дом и держит у себя, моря голодом и избивая до тех пор, пока тот не заплатит долг» (VIII, 176)
Сборник содержит помимо перечня поводов также некоторые характерные правила судопроизводительной (процедурной) и одновременно религиозно-этической деятельности с элементами наставлений в тактике и технике судебного следствия. «Руководствуясь правилами судопроизводства, надо иметь в виду истину, предмет [иска], себя самого [не нарушать своей дхармы], свидетеля, место, время и обстоятельства» (VIII, 45). При равенстве голосов свидетелей предпочтение отдавалось брахману либо голосам «наделённых выдающимися качествами» (VIII, 73).
Показания свидетелей учитывались при наличии их кастовой совместимости. Женщины должны были свидетельствовать о женщинах, члены касты о равных себе по статусу. Клятвы имели различие в своём словесном оформлении: брахман клялся своей правдивостью, иначе ему угрожал грех, распространяющийся на 100 последующих поколений; кшатрии клялись сохранностью колесниц и оружия, вайшьи – коровами, зерном и золотом, шудры – всеми тяжкими преступлениями. Если не было достаточных вещественных доказательств, сборник советовал следить за тем, как отвечает на вопросы обвиняемый, - «по выражению лица, по движениям, по походке, жестам, речи» следовало улавливать его сокровенные мысли (Законы Ману. VIII, 25, 26).
Об ордалиях (судебном испытании с участием богов)
Было сказано так: «…злодеи думают, что не видят их, но их видят боги» (VIII, 85).
В этом разделе
имеется описание результатов божеского
суда, которое сильно отличается от
аналогичного истолкования в Законах
Хаммурапи и ближе к
Особой сложностью в империи Маурьев отличалось административное деление и связанная с ним система местного управления.
Лишь часть территории империи находилась под непосредственным управлением царя и его двора. Самой крупной административной единицей была провинция. Среди них выделялись пять наиболее крупных провинций, управляемых царевичами, и пограничные провинции, управляемые другими членами царской семьи. В функции правителя провинции входила защита ее территорий, охрана порядка, сбор налогов, обеспечение строительных работ.
Менее крупной административной единицей был округ, возглавляемый окружным начальником, "думающим о всех делах", в его обязанности входил контроль над сельской администрацией. Он получал доход "с города" (Законы Ману, VII, 119).
8. Армия.
Армия играла огромную роль в государствах Древней Индии. Войны и грабеж других народов рассматривались как важный источник процветания государства. Почитался царь — мужественный воин, добывающий силой "то, что он не имеет" (Законы Ману, VII, 101). Царю переходила и большая часть награбленного имущества, в частности земля, оружие, золото, серебро; остальное подлежало дележу среди солдат (VII, 97).
Армия комплектовалась из наследственных воинов, наемников, воинов, поставляемых отдельными объединениями, в частности торговыми гильдиями, зависимыми союзниками, вассалами. Армия была кастовой. В основном лишь кшатрии могли носить оружие, другие "дважды рожденные" могли браться за оружие лишь тогда, когда для них "наступает время бедствий" (VIII, 348).
Армия выполняла и функции охраны общественного порядка. Она бдительно должна была стоять на защите государственной целостности. Воинские отряды помещались в связи с этим среди "двух, трех, пяти, а также сотен деревень" (VII, 114).
9. Варны и группы населения Индии.
Законы Ману различали четыре варны, которые, в свою очередь, подразделялись на более мелкие образования – касты. Основные варны:
Желая сохранить чистоту
В Законах Ману (VIII, 415) указаны семь разрядов рабов (а соответственно и семь источников рабства): захваченный под знаменем (военный плен), раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству, и раб в силу наказания.
Ст. 415, гл. VIII:
«Захваченный под знаменем (дхваджахарта)1, раб за содержание (бхакта-даса), рожденный в доме (грахаджа)2, купленный (крита), подаренный (датрирна), доставшийся по наследству (паитрика), и раб в силу наказания (данда-даса)3 – таковы семь разрядов рабов.»
Право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба было общепризнанным в Древней Индии. Раб был неправоспособен, заключенные им сделки считались недействительными (VIII, 163 и др.). Рабов продавали, уплачивая при этом пошлину, равную 20—25% их цены, как при продаже других товаров, сдавали внаем, закладывали и пр. Потомство рабыни считалось собственностью хозяина (IX, 48, 54—55).
В дхармашастрах в одних случаях проводятся различия между рабами и шудрами, между рабами и лицами, находящимися в услужении, в других — эти различия отсутствуют. Слово "даса" в Законах Ману (X, 32) одновременно обозначает и раба, и лицо, находящееся в услужении. Связано это было с тем, что рабство в Древней Индии было одной из форм зависимости, но далеко не единственной. Здесь широко были представлены многочисленные переходные социальные формы, промежуточные социальные состояния (от свободных, но неполноправных беднейших слоев населения — к рабам).
Дхармашастры закрепляют четкие религиозно-правовые границы между брахманами, кшатриями, вайшиями и шудрами, основанные на многочисленных религиозно-ритуальных ограничениях, запретах, предписаниях. Шудры устраняются, например, от участия в жертвоприношениях, ритуалах — "самскарах", за исключением самскары брака. За каждой верной строго закрепляется наследственный круг занятий. Изучение священных книг — привилегия брахманов, кшатриев и вайшиев, которые получают название дважды рожденных (в отличие от шудр — единожды рожденных). Второе рождение и было связано с ритуалом особого посвящения в связи с началом изучения священных книг.
В буддийской и джайнистской литературе древности описывается высокое положение богатых купцов, которые, вопреки представлениям дхармашастр, причислялись к варне кшатриев, пользовались большой властью, в том числе и в суде. Затронуло имущественное расслоение и варну шудр. Об этом свидетельствуют Законы Ману (X, 129): «Шудра не должен накапливать богатство, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов». О неоднородности варны шудр свидетельствует и то, что к шудрам по мере усиления кастового деления стали относить отверженные, «неприкасаемые» касты париев, выполняющих самую унизительную работу. В Законах Ману упоминаются лица, «презренные даже для отверженных» (X, 39).
Таким образом,
внутри каждой варны развивалось
социальное неравенство, деление на
эксплуатируемых и
Заключение
Таким образом,
Законы Ману и Артхашастра – самые
известные и самые