Законы Ману

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 02:17, контрольная работа

Описание работы

В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру скорее этических, чем правовых. Данные нормы носили ярко выраженный религиозный характер. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках – дхармашастрах. Наиболее известной дхармашастрой являются законы Ману (Ману – мифический бог).

Файлы: 1 файл

Государственное образовательное учреждение.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

 

     

                                             5.   Уголовное право

 

    Уголовное право  было сословным. Мера наказания зависела главным образом от варно-кастовой принадлежности как преступника, так и потерпевшего. Оно различало вину и неосторожность, умысел и рецидив. Но определённым фактором при назначении наказания была кастовая принадлежность. В целом уголовное право отличалось жестокостью. Вор, застигнутый на месте преступления, мог быть убит немедленно. Ночная кража каралась посажением на кол. Распространёнными наказаниями были штрафы и членовредительство, клеймение. Штрафы, как правило, поступали в царскую казну. В особый вид преступлений выделялся грабёж, который карался смертной казнью. Смертной казнью наказывалось и умышленное убийство, а также преступления против государственного и общественного строя. Среди других преступлений законы называли мошенничество, изнасилование, продажу недоброкачественных товаров. Ряд преступлений влёк утрату варновой принадлежности и перемещение на более низкую ступень социальной иерархии: похищение собственности брахмана, лжесвидетельство о земле. Законы предусматривали освобождение от наказания, если преступление было совершено в условиях вынужденной необходимой обороны. В некоторых случаях можно было откупиться от наказания.

 

                                          Преступления и наказания.

 

    Сборник различает  четыре самых тяжких поступка: убийство брахмана, осквернение ложа гуру, кражу  золота брахмана, питьё хмельных напитков (VIII, 349). К разряду тяжких преступлений относились нанесение вреда живым существам, вкушение недозволенной пищи, воровство, прелюбодеяние. Ряд прегрешений преступного характера влёк за собой лишение варновой принадлежности и перемещение в низшие варны и касты – похищение собственности брахмана либо имущества на хранении, а также лжесвидетельства о земле. При наказаниях за лжесвидетельства учитывалось, что виновный как бы убивает тем самым 100 ближних людей и родственников и за это ему уготован ад – так оценивалось лжесвидетельство в делах об убийстве лошади, высокоценимой в домашнем хозяйстве. Виновный убивает 1000 близких себе людей, когда речь идёт об убийстве человека, и он же «убивает все», если речь идёт о земле (дхармашастра Баудхаяна).

    Законы Ману предусматривали освобождение от наказания за преступления, совершённые в ситуации вынужденной и необходимой обороны: «…убивающий, защищая самого себя при охране жертвенных даров, при защите женщины и брахмана, по закону не совершает греха» (при этому не имело значение, убит ли гуру, ребёнок, престарелый или «даже брахман, весьма учёный») (VIII, 350). Публичные наказания в Древней Индии предусматривались за все серьёзные преступления. Лестница наказаний была обширной – от лёгкого внушения до самой жестокой смертноё казни (отдача на съедение собакам, разрезание на куски и др.). Искупление и наказание считались альтернативными средствами в деле погашения вины (IX, 236).

    Наказания предусматривались  в следующих разновидностях: сожжение, утопление, сажание на кол, наложение  клейма на лоб, на бедро.

 

                        6. Организация суда и правила судопроизводства.

 

    В Древней  Индии функционировали царские  и внутриобщинные суды. В каждой из 10 деревень создавались судебные коллегии из трёх человек для суда и надзора за ворами. Царский суд состоял из царя, брахмана и советников. Существовала определённая иерархия источников правил для вынесения судебных решений: закон, судебное разбирательство, обычаи, правительственное распоряжение.

    Показания свидетелей учитывались при наличии их кастовой совместимости. Члены каждой варны  свидетельствовали о равных себе. В древнеиндийском суде широко применялись ордалии.

    Существовало 18 поводов для судебного разбирательства  споров и конфликтов:

    • Неуплата долга, продажа чужого, неотдача данного (VIII, 4)
    • Неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена купли-продажи, спор хозяина с пастухом (VIII, 5)
    • «Дхарма в споре о границе, клевета, оскорбление действием, кража, насилие, а также прелюбодеяние» (VIII, 6)
    • «Дхарма мужа и жены, раздел наследства, игра в кости, битьё об заклад» (VIII, 7)

        Допускалось самоуправство (кулачное право), однако при соблюдении некоторых правил. Кредитор мог употребить хитрость, принуждение (путём захвата сыновей, животных либо осады дома должника), силу. О последнем способе в сборнике говорится следующее: «…схватив должника, приводит его в свой дом и держит у себя, моря голодом и избивая до тех пор, пока тот не заплатит долг» (VIII, 176)

 

                                         Правила судопроизводства

 

Сборник содержит помимо перечня поводов также  некоторые характерные правила  судопроизводительной (процедурной) и одновременно религиозно-этической деятельности с элементами наставлений в тактике и технике судебного следствия. «Руководствуясь правилами судопроизводства, надо иметь в виду истину, предмет [иска], себя самого [не нарушать своей дхармы], свидетеля, место, время и обстоятельства» (VIII, 45). При равенстве голосов свидетелей предпочтение отдавалось брахману либо голосам «наделённых выдающимися качествами» (VIII, 73).

Показания свидетелей учитывались при наличии их кастовой совместимости. Женщины должны были свидетельствовать о женщинах, члены касты о равных себе по статусу. Клятвы имели различие в своём словесном оформлении: брахман клялся своей правдивостью, иначе ему угрожал грех, распространяющийся на 100 последующих поколений; кшатрии клялись сохранностью колесниц и оружия, вайшьи – коровами, зерном и золотом, шудры – всеми тяжкими преступлениями. Если не было достаточных вещественных доказательств, сборник советовал следить за тем, как отвечает на вопросы обвиняемый, - «по выражению лица, по движениям, по походке, жестам, речи» следовало улавливать его сокровенные мысли (Законы Ману. VIII, 25, 26).

 

                           Об ордалиях (судебном испытании с участием богов)

 

Было сказано  так: «…злодеи думают, что не видят их, но их видят боги» (VIII, 85).

В этом разделе  имеется описание результатов божеского  суда, которое сильно отличается от аналогичного истолкования в Законах  Хаммурапи и ближе к толкованиям  в христианизированной средневековой  Европе. В случае возникновения такой потребности подозреваемый должен произнести клятву или «следует заставить обвиняемого погрузиться в воду, взять огонь, прикоснуться к головам жены или сыновей в отдельности. Тот, кого пылающий огонь не обжигает, которого вода не заставит подняться вверх и с кем вскоре не случится несчастье, должен считаться чистым в клятве» (VIII, 114, 115). Законными видами ордалий были, согласно наставлениям в дхарме в других аналогичных сборниках, помимо огня и воды также весы (для женщин, детей и стариков: их взвешивали по специальной процедуре до и после принесения клятвы), а также яд («семь яв яда для шудры», - дхармашастра Вьявахарадхьяя, составленная в I – III вв.).

 

                                          7. Местное управление.

 

Особой сложностью в империи Маурьев отличалось административное деление и связанная с ним система местного управления.

Лишь часть  территории империи находилась под  непосредственным управлением царя и его двора. Самой крупной  административной единицей была провинция. Среди них выделялись пять наиболее крупных провинций, управляемых царевичами, и пограничные провинции, управляемые другими членами царской семьи. В функции правителя провинции входила защита ее территорий, охрана порядка, сбор налогов, обеспечение строительных работ.

Менее крупной административной единицей был округ, возглавляемый окружным начальником, "думающим о всех делах", в его обязанности входил контроль над сельской администрацией. Он получал доход "с города" (Законы Ману, VII, 119).

                                                    8.  Армия.

Армия играла огромную роль в государствах Древней Индии. Войны и грабеж других народов  рассматривались как важный источник процветания государства. Почитался  царь — мужественный воин, добывающий силой "то, что он не имеет" (Законы Ману, VII, 101). Царю переходила и большая часть награбленного имущества, в частности земля, оружие, золото, серебро; остальное подлежало дележу среди солдат (VII, 97).

Армия комплектовалась  из наследственных воинов, наемников, воинов, поставляемых отдельными объединениями, в частности торговыми гильдиями, зависимыми союзниками, вассалами. Армия была кастовой. В основном лишь кшатрии могли носить оружие, другие "дважды рожденные" могли браться за оружие лишь тогда, когда для них "наступает время бедствий" (VIII, 348).

Армия выполняла  и функции охраны общественного  порядка. Она бдительно должна была стоять на защите государственной целостности. Воинские отряды помещались в связи  с этим среди "двух, трех, пяти, а  также сотен деревень" (VII, 114).

 
 

                                 9. Варны и группы населения Индии.

 

    Законы Ману различали четыре варны, которые, в  свою очередь, подразделялись на более  мелкие образования – касты. Основные варны:

    • Жрецы (брахманы, «чистые»)
    • Воины (кшатрии)
    • Вайши (ремесленники, земледельцы, купцы)
    • Бедняки (шудра, «нечистые»)
 

      Желая сохранить чистоту арийского  племени, индусы строго соблюдали  варно-   кастовое деление, исключая  из этой иерархии рабов. Законы  Ману объясняли социальную иерархию  происхождением каст из отдельных  частей высшего существа – Брахмы. Из уст Брахмы созданы брахманы, из рук – кшатрии, из бёдер – вайши, из ног – шудру.

    В Законах Ману (VIII, 415) указаны семь разрядов рабов (а соответственно и семь источников рабства): захваченный под знаменем (военный плен), раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству, и раб в силу наказания.

       Ст. 415, гл. VIII:

«Захваченный под знаменем (дхваджахарта)1, раб за содержание (бхакта-даса), рожденный в доме (грахаджа)2, купленный (крита), подаренный (датрирна), доставшийся по наследству (паитрика), и раб в силу наказания (данда-даса)3 – таковы семь разрядов рабов.»

 

    Право хозяина распоряжаться жизнью и  смертью раба было общепризнанным в  Древней Индии. Раб был неправоспособен, заключенные им сделки считались недействительными (VIII, 163 и др.). Рабов продавали, уплачивая при этом пошлину, равную 20—25% их цены, как при продаже других товаров, сдавали внаем, закладывали и пр. Потомство рабыни считалось собственностью хозяина (IX, 48, 54—55).

    В дхармашастрах в одних случаях  проводятся различия между рабами и шудрами, между рабами и лицами, находящимися в услужении, в других — эти различия отсутствуют. Слово "даса" в Законах Ману (X, 32) одновременно обозначает и раба, и лицо, находящееся в услужении. Связано это было с тем, что рабство в Древней Индии было одной из форм зависимости, но далеко не единственной. Здесь широко были представлены многочисленные переходные социальные формы, промежуточные социальные состояния (от свободных, но неполноправных беднейших слоев населения — к рабам).

Дхармашастры  закрепляют четкие религиозно-правовые границы между брахманами, кшатриями, вайшиями и шудрами, основанные на многочисленных религиозно-ритуальных ограничениях, запретах, предписаниях. Шудры устраняются, например, от участия в жертвоприношениях, ритуалах — "самскарах", за исключением самскары брака. За каждой верной строго закрепляется наследственный круг занятий. Изучение священных книг — привилегия брахманов, кшатриев и вайшиев, которые получают название дважды рожденных (в отличие от шудр — единожды рожденных). Второе рождение и было связано с ритуалом особого посвящения в связи с началом изучения священных книг.

В буддийской и  джайнистской литературе древности  описывается высокое положение богатых купцов, которые, вопреки представлениям дхармашастр, причислялись к варне кшатриев, пользовались большой властью, в том числе и в суде. Затронуло имущественное расслоение и варну шудр. Об этом свидетельствуют Законы Ману (X, 129): «Шудра не должен накапливать богатство, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов». О неоднородности варны шудр свидетельствует и то, что к шудрам по мере усиления кастового деления стали относить отверженные, «неприкасаемые» касты париев, выполняющих самую унизительную работу. В Законах Ману упоминаются лица, «презренные даже для отверженных» (X, 39).

Таким образом, внутри каждой варны развивалось  социальное неравенство, деление на эксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные, большесемейные границы, скреплённые правом, религией, сдерживали их слияние в единую классовую общность. Это и создавало особую пестроту сословно-классовой социальной структуры Древней Индии.

 

                                                       Заключение

 

Таким образом, Законы Ману и Артхашастра – самые  известные и самые комментируемые источники древнеиндийского законодательного и политического искусства, вполне сопоставимые по уровню развития юридических  и политико-прагматических и социологических конструкций с образцами древнего ближневосточного и античного политического искусства.

Информация о работе Законы Ману