Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 02:17, контрольная работа
В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру скорее этических, чем правовых. Данные нормы носили ярко выраженный религиозный характер. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках – дхармашастрах. Наиболее известной дхармашастрой являются законы Ману (Ману – мифический бог).
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал
Российской таможенной
академии
Кафедра теории и истории государства и права
Контрольная работа
по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»
на тему «Законы Ману»
Санкт-Петербург.
2011
В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру скорее этических, чем правовых. Данные нормы носили ярко выраженный религиозный характер. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках – дхармашастрах. Наиболее известной дхармашастрой являются законы Ману (Ману – мифический бог).
Что представляют собой Законы Ману?
"Законы Ману" (Манава-дхарма-шастра, или Ману-смрити) – самый известный широкому кругу читателей и наиболее часто используемый специалистами–индологами памятник древнеиндийской литературы и исторический источник. Этот сборник пользовался большим авторитетом у индийцев в древности и в средние века. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике, приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману. На самом же деле этот сборник не такой уж древний. В VI-V вв. до н.э. в Индии, в долине Ганга, возникали крупные рабовладельческие государства. Новые государства выходили за племенные рамки не только территориально: приспособлялись к новым условиям родовые институты, происходили изменения в идеологии и т.д. Обычное право и устные традиции уже не могли удовлетворять потребности государства. Возникли дхармасутры, основанные на "священном откровении" (на Веде) сборники фиксированных письменных правовых норм. Составлялись дхармасутры не органами государственного управления, а богословскими школами; они были сборниками не действующего законодательства, а поучений и рекомендаций к применению обычных правовых норм. Изложение отличалось бессистемностью, стиль – лапидарность. Дхармасутры не столько излагали, сколько напоминали основные положения, которые читателю должны были быть и так известны. Из дхармасутр выросли дхармашастры – правовые трактаты, более систематизированные, предназначенные для изучения и лучшего запоминания, написанные стихами. Дхармашастра Ману в том виде, в каком она дошла до нас, сложилась во II в. до н.э. – II в. н.э. в науке утвердилась. При том не весь материал, содержащийся в сборнике, может относиться именно к указываемому периоду. Относительно новыми признаются первая и последняя (XII) главы. Из остальных глав более древними считаются II-VI главы. Но и в них имеются стихи, которые признают позднейшими добавлениями. "Законы Ману" в средние века неоднократно переписывали и комментировали, что само по себе показывает большое значение, которое придавалось в Индии этому древнему сборнику. До нас дошли комментарии Медхатитхи (IX в.), Говиндараджи (ХП-XIII вв.), Нараяны (XIV в.). Куллюкабхатты (XV в.), Рагхавананды (ХVП-ХУШ вв.), Нанданы и Рамачандры (XVIII в.); имеется и анонимный кашмирский комментарий, также, по-видимому, довольно поздний. Многочисленные манускрипты с текстом “Законов Ману”, сохранившиеся в Индии, отличаются единством – различия в них невелики. Источник написан на санскрите в виде стихов (шлок).
Законы Ману были составлены в I в. до н.э. в форме двустиший. Окончательную редакцию текста датируют серединой II в. н.э. Авторами законов считаются жрецы одной из древнейших брахманских школ. Этот источник объединял 12 глав, состоявших из 2685 статей. Кроме правовых норм источник содержал обширную информацию относительно морали, религии, этики и политике. Сами правовые нормы переплетались с религиозными текстами.
2. Структура.
Глава I содержит сведения о мироздании, о происхождении 4 варн и главенстве брахманов.
Глава II повествовала о воспитании индуса путём приобщения его к ведической культуре. Только после изучения Вед индус считался подготовленным к дальнейшей духовной жизни. В этой же главе говорится о роли обычаев, ритуалов, о «священной мудрости» дхармашастр (писаний о дхарме).
Глава III содержит предписания семейной жизни, рассказывает о правильных (анулома) и неправильных (пратилома) браках.
Главы IV-VI излагают способы сакрализации повседневной жизни: повседневные правила гигиены, распорядка дня, перечисление запретных поступков, описание ритуалов очищения и аскетических норм и образа жизни.
Глава VII рассказывает о дхарме царя, о поддержании порядка, содержит советы по налоговым, военным, административным делам.
Глава VIII раскрывает 18 поводов для обращения в суд (нарушение договорных отношений, преступные деяния: кража, насилие, клевета, оскорбление действием, игра в кости, прелюбодеяние, осквернение ложа духовного наставника-гуру, распитие хмельных напитков и др.), а также роли закона и правилам судопроизводства и вынесения решения о наказании, освобождению от наказания в случае необходимой обороны (защита от насилия ребёнка, женщины и священника-брахмана).
Глава IX рассказывает о «вечном законе для мужа и жены» в их семейной жизни, о личных и имущественных правах и обязанностях членов семьи, о наследовании, о наказаниях и роли царя в наложении наказаний.
Глава X содержит общие требования к поведению дваждырождённых (три высшие варны); семь законных способов приобретения собственности; десять способов существования, дозволенных всем людям в бедственном положении; дхармы, общие для всех четырёх варн.
Глава XI регулирует образ жизни касты неприкасаемых (четвёртая варна - шудры).
Глава XII содержит предписания относительно культа, ритуалов, говорит об ответственности человека за недостаточный контроль над своими мыслями и словами.
Согласно толкованиям знатоков Вед, дхарма входит в состав риты (рты), основного справедливого закона, направляющего жизнь Вселенной и всего, что в ней содержится. Дхармы имеют несколько разновидностей. Сакральные дхармы (учение, приношение жертв и раздача даров) входят в обязанности прежде всего брахманов. Дхармы мирские включают уплату налогов (в шестую долю доходов), охрану всех живых существ (в том числе родственников, душевнобольных, неспособных к оплодотворению и др.) В обязанности кшатриев входит исполнение наказаний (X, 70). Однако существуют дхармы для всех четырёх варн одновременно. В шлоке 63 гл. X говорится: «Ненанесение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, чистота и обуздание органов – основная дхарма для четырёх варн, - объявил Ману». И рядом, в шлоке 58, даётся перечень запретных поступков и чувств: «Подлость, грубость, жестокость, неисполнение предписанных обязанностей отличают в этом мире человека нечистого по происхождению». Таким образом, исполнение обязанностей и правильное поведение с точки зрения морали порождают правильные последствия и сохраняют гармонию человека с вселенским порядком, с правилами (рта) и долгом (карма).
Веды и связанную с ними литературу создали пришлые племена ариев (вначале «арья» означало «земледелец», затем – «благородный»). Они же участвовали в распространении учения и варнах и четырёх степенях земного совершенства (стадиях прохождения земного пути):
3. Имущественное и обязательственное право
Древняя Индия, как и многие древние общества, знает четыре вида собственности: царскую, священную (жертвенные дары, земля, рабы), общины (ганы) и частную. В состав собственности входили скот, зерно, инвентарь, рабы, земля. Существовало семь законных способов приобретения имущества (X, 115): приобретение лица в рабство, наследование, получение в качестве дара или в виде находки, покупка, завладение, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений (7-й способ приобретения – только для жрецов-брахманов).
Законы Ману были написаны в патриархальный период, когда всё население страны было объединено в большие патриархальные семьи, имущество которых управлялось главой семьи. Сельская община выделяла каждой семье земельный участок, отчуждение которого могло производиться только с согласия всех членов общины. Древнеиндийское общество знало царскую, священную, общинную и частную собственность. Законы Ману называли несколько способов законного отчуждения собственности, среди которых были наследование, дарение, покупка, подношение. В Древней Индии были сформулированы принципы договорного права, не потерявшие свою актуальность и сегодня. Законы Ману различали следующие виды сделок:
Сделка, заключённая с малолетними, пьяными, умалишёнными и одряхлевшими, считалась недействительной. Важнейшим условием легитимности договора была его публичность. Обязательство, возникшее из договора займа, передавалось по наследству. Его невыполнение влекло долговое рабство. Значительное внимание в тексте законов уделялось договору займа. Закон фиксировал максимальный процент: 2% в месяц для брахмана, 3% - для кшатрия, 4% - для вайшьи и 5% - для шудры. К числу законных способов пропитания и существования были отнесены следующие: учёный труд, механические ремёсла, работа за плату, служба, скотоводство, торговля, сельское хозяйство, довольство малым, милостыня, получение процентов на деньги. Государь по зрелом размышлении должен был всегда устанавливать в своих владениях пошлины, налоги таким образом, «чтобы ему самому и человеку, который будет заниматься этим делом, это было выгодно».
Большое внимание в Законах Ману уделялось брачно-семейным отношениям. Брак носил патриархальный характер. Женщина была лишена имущественных, личных, гражданских прав. Глава семьи мог продать в рабство как жену, так и детей. Древнеиндийское общество знало две основные формы брака: брак, основанный на взаимном согласии супругов и заключённый в торжественной обстановке, и похищение невесты. Правильным считался брак между представителями одной варны. Смешанные браки осуждались и влекли утрату привилегированного статуса одного из супругов. Для женщины брак был нерасторжимым. Мужчина мог оставить жену в оговорённых законом случаях: если жена была бесплодной в течение 8 лет, если она рожала мёртвых детей в течение 10 лет, если она рожала только девочек в течение 11 лет, если супруга была сварлива и ненавидела мужа. Закон запрещал вдовам повторно вступать в брак. На мужчин этот запрет не распространялся. Власть отца в семье была значительной и беспрекословной. «Жена, сын, раб, ученик и родной брат, совершившие проступок, могут быть биты верёвкой и бамбуковой палкой» (VIII, 229). Наследство делилось поровну между сыновьями. Имущество, приобретённое учёным трудом или в виде дара от друга, а также свадебный подарок считались неделимыми. Дочерям выделялось приданое. В случае смерти жены муж женился на её сестре. По Законам Ману сыновья умершего наследовали в равных долях. Дочери получали свою часть наследства в виде приданого.