Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 17:59, реферат
Целью работы является комплексный историко-правовой анализ Законов Ману как исторического источника права Индии.
Поставленная цель достигалась путем решения следующих задач:
1. Рассмотреть деление древнеиндийского общества
2. Изучить права собственности, изложенные в Законах Ману
Введение…………………………………………………………………...2
§1. Варновое деление древнеиндийского общества…………………………3
§ 2. Права собственности и обязательное право. ………………………………5
§3. Брачно-семейные отношения………………………………………………..9
§4. Преступление и наказание по законам Ману……………………………..10
§5. Судебный прцесс ……………………………………………………………13
Заключение ……………………………………………………………….15
Список источников и литературы …………………………………….18
Содержание
Введение…………………………………………………………
§1. Варновое деление древнеиндийского
общества…………………………3
§ 2. Права собственности и обязательное
право. ………………………………5
§3. Брачно-семейные отношения………………………………………………..
§4. Преступление и наказание по законам
Ману……………………………..10
§5. Судебный прцесс ……………………………………………………………13
Заключение …………………………………………………
Список источников и литературы …………………………………….18
Введение
Сборник наставлений
Ману – один из важнейших памятников
общественно-политической и правовой
мысли рабовладельческого общества в
Индии. В науке утвердилась точка
зрения Георга
Бюлера, что «Ману-смрити» в том виде,
в каком она дошла до нас, сложилась во II веке
до н. э. — II веке
н. э. Объем - 12 глав, 2685 стихов.
Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике, приписывает его составление царю Ману, по другим данным – богу Ману мифическому прародителю людей. Авторами Законов Ману были, по-видимому, мудрецы одной из древнеиндийских брахманских школ. Они же дали этой кодификации имя Ману, одного из мифических прародителей человека. Полное название - Manavadharmasastra (sastra - откровение; dharma - разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману - это памятник сакрального права.
Объект исследования – Законы Ману.
Предмет исследования – право Индии по Законам Манну.
Целью работы является комплексный историко-правовой анализ Законов Ману как исторического источника права Индии.
Поставленная цель достигалась путем решения следующих задач:
1. Рассмотреть деление древнеиндийского общества
2. Изучить права собственности, изложенные в Законах Ману
3. Выявить главные отличия брачно-семейных отношения
4. Изучит систему преступлений и наказаний по законам Ману
5. Выделить особенности
судебного процесса.
§1. Варновое деление древнеиндийского общества.
Своеобразие общественного стоя Древней
Индии определялось системой варн и первоначально
относительно неразвитой формой рабовладения.
Варны возникли в период окончательного
разложения родового общества и формирования
у индийцев рабовладельческого способа
производства и рабовладельческого государства.
Затем они получили закрепление и освящение
в классовом обществе. Законы Ману, дают
описание четырех варн: брахманы (жрецы),
кшатрии (воины), вайшья (земледельцы, ремесленники,
торговцы) и шудры (почти бесправные батраки).
Гл.10 ст.4 «Брахманы, кшатрии и вайщий -
три варны дваждырожденных, четвертая
же - щудры - рожденные один раз, пятой же
нет».1
При этом брахманы, выполнявшие жреческие
функции и знавшие священное учение, занимали
наиболее почетное место в обществе. Их
называли «авадхья» - неприкосновенные
(Гл1. Ст.96 «Из живых существ наилучшими
считаются одушевленные, между одушевленными
- разумные, между разумными - люди, между
людьми – брахманы).2 Возникновение варны шудр связывается
с участившимися войнами и усилением имущественного
и общественного неравенства. В результате
этого появилось большое число людей –
нечленов общин – шудр. Чужаки, принятые
в общину, не получали равных со свободными
общинниками прав. Они не допускались
к решению общественных дел, не участвовали
в племенных собраниях, не проходили обряда
посвящения – «второго рождения», на которое
имели право только свободные члены общины,
называвшиеся «дважды рожденными». Шудры,
составлявшие четвертую, низшую варну,
являлись «единожды рожденными». (Гл.10
ст.4 «…щудры - рожденные один раз».3
Для каждой варны был сформулирован свой
закон образа жизни – дхарма. Государственное
управление оставалось в ведении двух
первых варн, причем исполнение жреческих
обязанностей было привилегией брахманов
(Гл.1.ст.88 «Обучение (adhyapana), изучение [Веды]
(adhyayana), жертвоприношение для себя (yajana)
и жертвоприношение для других (yajana), раздачу
(dana) и получение (pratigraha) [милостыни] он
установил для брахманов»)4, военное дело – кшатриев (Гл.1.
ст.89 «Охрану подданных, раздачу [милостыни],
жертвоприношение (i.iya), изучение [Веды]
и неприверженность к мирским утехам он
указал для кшатрия ).5 Вайшьям было предписано заниматься
земледелием, скотоводством, ремеслом
и торговлей (Гл.1. ст.90. «Пастьбу скота
(pa^unam raksana) и также раздачу [милостыни],
жертвоприношение, изучение [Веды], торговлю
(vanikpatha), ростовщичество (kusida) и земледелие
(krsi)- для вайщия»).6 Шудрам предписывалось находиться
в услужении у трех высших варн ( Гл.1ё0
ст.91 «Но только одно занятие Владыка указал
для щудры - служение
этим варнам со смирением»)7.
Запрещался переход из одной варны в другую.
Ограничивалась возможность смешанных
браков. Устанавливалось разное материальное
возмещение за убийство лица в зависимости
от его принадлежности к определенной
варне.
В законах Ману упоминается не только
о варнах, но и о нескольких разрядах рабов,
определяемых обстоятельствами, которые
привели к установлению рабства. Рабский
труд не играл значительной роли в решающих
отраслях экономики Древней Индии. Существенной
особенностью древнеиндийского рабства
было наличие государственного законодательства,
направленное на ограничение произвола
хозяина по отношению к рабам. Наряду с
рабовладельческими отношениями продолжали
сохраняться значительные пережитки первобытно-общинного
строя. Раб от эксплуатируемых отличался
отсутствием права на личную жизнь: он
был вещью в образе человека, полностью
находящейся во власти другого (Гл.8 ст.
415 «Захваченный под знаменем (dhvajahrta)
*, раб эа содержание (bhaktadasa), рожденный
в доме (grhaja)*, купленный (krita),
подаренный (datrirna), доставшийся по наследству (paitrika) и раб в
силу наказания (dandadasa) * - таковы семь разрядов рабов (dasa)»)8.
§ 2. Права
собственности и обязательное право.
В
период создания законов Ману в Индии
уже хорошо понимали разницу между собственностью
и владением. При этом охране частной собственности
уделялось значительное внимание. Законы
указывают семь возможных способов возникновения
права собственности: наследование, получение
в виде дара или находка, покупка, завоевание,
ростовщичество, исполнение работы, а
также получение милостыни ( гл. X ст.115
«Существует семь законных способов приобретения
имущества (vitta): наследование (daya), получение
(labha)*, покупка (kraya), завоевание (jaya), ростовщичество
(prayoga) исполнение работы (karinayoga), а также
получение (pratig'raha) [милостыни] от добродетельных»)9. Если первые три способа были
доступны для всех каст, то четвертый –
только для кшатриев, пятый и шестой –
для вайшьев, а седьмой рассматривался
как исключительная привилегия брахманов.
Древней Индии был известен и такой способ
приобретения права собственности, как
давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось,
что только при законном подтверждении
человек из владельца превращался в собственника.
Приобретать вещь можно было
только у собственника. Запрещалось
доказывать право собственности
ссылкой на добросовестное владение.
Если у добросовестного
Среди основных
видов собственности законы называют
землю. Земельный фонд страны составляли
земли царские, общинные, частных лиц.
В законах Ману упоминается о рассмотрении
судебных споров о границах между общинами,
об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении
этих споров прежде всего учитывалось
мнение родственников и соседей. Они же
имели право преимущественного приобретения
земли. Таким образом, община, игравшая
значительную роль в общественных отношениях,
стремилась ограничить частное землевладение.
За незаконное присвоение чужой собственности
(чужого участка земли) налагался большой
штраф, а присвоившего чужую землю объявляли
вором (Гл.6 ст. 264 «Присваивающий посредством
запугивания дом, пруд, сад или поле должен
быть оштрафован пятьюстами [пан]; если
[он присвоил] по неведению, - штраф двести
[пан]»)11. Вмешиваться в дела собственника
запрещалось. В законах Ману говорится,
что если несобственник поля засевает
чужое поле своими семенами, он не имеет
права получать урожай (Гл.9 ст.49 «Кто, не
являясь владельцем поля (aksetrin), [но] имея
семена, засевает чужое поле, те никогда
не получают плода выращенного урожая»)12. Законы Ману охраняют и движимое
имущество. Наиболее значительным из него
были рабы, скот, инвентарь. Обязательственные
отношения получили в законах Ману довольно
тщательную разработку. В основном в законах
говорится об обязательствах из договоров.
Договор не являлся действительным, если
он заключен человеком в невменяемом или
нетрезвом состоянии, страдающим от болезни,
ребенком, стариком, а также лицом, не уполномоченным
к заключению договора (гл. VIII ст. 163 «Договор
(vyavahara), заключенный пьяным, безумным,
страдающим [от болезни и т. д.], рабом (adhyadhina),
ребенком, старым, а также неуполномоченным,
- недействителен»)13. Недействительными, по общему
правилу, признавались договоры, заключенные
рабами. Но в случае, если такой договор
был заключен в пользу хозяина раба, от
такого договора не следовало отказываться
(ст. 167 «Если даже раб* заключает договор
для пользы семейства, то старшему [в доме],
- живущему в своей стране или вне ее, -
не полагается отказываться от него»)14. Законы Ману предусматривали
добровольное согласие сторон при вступление
в договор. Отсюда соглашение, заключенное
с помощью обмана или построенное на насилии,
объявлялось недействительным. Но древнеиндийское
право было далеко от признания даже формального
равноправия должника и кредитора в договорных
отношениях. Кредитор, принадлежавший
к низшей касте, не мог заставить отрабатывать
долг должника, принадлежащего к высшей
касте (Гл. VIII ст. 177 Должнику полагается
исполнить для кредитора равное [долгу]
даже работой, [если он} равного или низшего
происхождения (jati), но если более высокого,
он может отдавать постепенно»)15. Лицо более высокого происхождения,
чем кредитор, отдавало долг постепенно.
В случае смерти должника долг мог перейти
на сына и других родственников умершего.
Так как широко применялся труд свободных
наемных работников (кармакаров), то законы
Ману уделяют значительное внимание этому
виду договора. По своей варновой принадлежности
наемные работники в основном относились
к шудрам, но, вероятно, среди них были
и разорившиеся свободные общинники и
ремесленники, принадлежащие к вайшьям.
Кармакары, занятые на земледельческих
работах, получали 1/10 урожая, в скотоводстве
– 1/10 масла от молока коров, за которыми
ухаживали. Условия заключения договора
зависели от работодателей. Неисполнение
договора влекло штраф, и жалованье виновному
не выплачивалось. Если же невыполнение
работы было вызвано болезнью и, выздоровев,
нанявшийся исполнял работу, он мог получать
жалованье даже спустя долгое время.
В Древней Индии был известен и договор аренды земли. Этот договор получил распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, были вынуждены арендовать ее.
Договор купли-продажи также упоминается
в законах Ману. Договор считался действительным,
если совершался в присутствии свидетелей,
а в качестве продавца выступал собственник
вещи. Закон устанавливал определенные
требования к предмету договора и запрещал
продавать товар плохого качества, недостаточного
по весу. В течение не более чем 10 дней
после совершения купли-продажи сделку
можно было расторгнуть без каких-либо
уважительных причин (Гл.6 ст. 222 « Если
кто-нибудь в этом мире, купив или продав
что-либо, раскаивается в этом, он может
отдать или получить эту вешь в продолжение
десяти дней»)16. Особенность этого договора
для Индии заключалась в том, что здесь
существовало ограничение торговлей людьми,
и торговля рассматривалась как занятие,
недостойное высших каст. Упоминается
в законах Ману договор дарения.
Законам Ману известны были и обязательства
из причинения вреда. В качестве основания
для возникновения такого обязательства
указывались порча имущества (потрава
посевов скотом на огороженном участке,
потеря пастухом животного), вред, причинный
движением повозки по городу. При этом
виновный должен возместить причиненный
ущерб и уплатить штраф царю (Гл.8 ст.241
«[При потраве] на других полях [за каждую
голову] скота должно заплатить штраф
в одну пану с четвертью; [стоимость испорченного]
урожая должна быть возмещена владельцу поля (ksetraka) во всех случаях: таково установленное правило»)17.
§3. Брачно-семейные
отношения.
Для Древней Индии характерна большая
патриархальная семья. Глава семьи – муж.
Ему принадлежало право наказывать членов
семьи своей властью (Гл. VIII ст. 299 «Жена,
сын, раб, ученик и родной брат, совершившие
проступок, могут быть биты веревкой или
бамбуковой палкой»)18. Женщина полностью зависела
от своего супруга и сыновей. Брак представлял
собой имущественную сделку, в результате
которой муж покупал себе жену, и она становилась
его собственностью.
Законы Ману определяют положение женщины
следующим образом: в детстве ей полагалось
быть под властью отца, в молодости – мужа,
после смерти мужа – под властью сыновей,
ибо «женщина никогда непригодно для самостоятельности».
Законы Ману прямо требуют от жены почитать
своего мужа как бога, даже если он лишен
добродетели. Неоднократно также подчеркивается,
что призвание женщины – это рождение
детей и забота о семье (Гл. IX ст. 27 «Рождение
потомства, воспитание рожденного, [а также]
повседневная жизнь людей во всех подробностях
- [в этом] женщина очевидная основа»)19. Хотя законы Ману как высшую
дхарму между мужем и женой провозглашают
«взаимную верность до смерти», муж мог
иметь несколько жен, развестись с женой.
Жена же не могла покинуть семью, даже
если муж ее продать и оставил. Она продолжала
считаться его женой. За измену жена подвергалась
страшным карам, вплоть до смертной казни.
Согласно традиции, жена должна была принадлежать
той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось
в исключительных случаях вступать в брак
с женщинами из низшей варны, но женщины
из высшей варны вступать в брак с мужчиной
из низшей группы запрещалось. Особенно
серьезным грехом считалась женитьба
шудра на брахманке. Дети, рожденные от
браков между лицами, относящимися к разным
варнам, были ущемлены в правах, а брак
шудры с брахманкой порождал чандалов,
считавшихся отверженными.
Все имущество семьи было ее общим достоянием,
но управлялось главой семьи. После смерти
родителей имущество либо делилось между
сыновьями, либо оставалось у старшего
сына, который становился опекуном живших
в доме младших братьев. Дочери от наследования
устранялись, но братья должны были выделить
по ¼ своей доли для приданого. Наследования
по завещанию древнеиндийское право не
знало.
§4. Преступление и наказание по законам
Ману.
С одной стороны, уголовное
право, представленное в законах Ману,
отличается довольно высоким для своего
времени уровнем развития, что проявляется
в указании на формы вины (умысел и неосторожность),
на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления
в зависимости от принадлежности потерпевшего
и виновного к определенной варне. С другой
стороны, законы отражают пережитки старины,
о чем свидетельствует сохранение принципа
талиона, ордалия, ответственности общины
за преступление, совершенное на ее территории,
если преступник неизвестен.
Среди преступлений, называемых законом
Ману, на первом месте стоят государственные.
В ст. 280 гл. IX говориться о том, что взламывающих
царский склад, арсенал или храм, крадущих
слонов, лошадей или колесницы следует
казнить без промедления («Взламывающих
царский склад (kosUiagara), арсенал (ayudhagara)
или храм (devatagara), крадущих слонов, лошадей
или колесницы надо казнить без промедления»)20. Статья 289 предусматривала
изгнание лиц, ломающих городскую стену
или ворота, закапывающих рвы («Ломающего
[городскую] стену (prakara), засыпающего рвы
(parikha), ломающего [городские] ворота надо
немедленно изгнать»)21. В ст. 275 устанавливались указания
для лиц, упорно противодействующих царским
приказам и поощряющих врагов («Похищающих
казну у царя, упорно противодействующих
[исполнению его приказов] царю надо карать
различными наказаниями, равно как и поощряющих
врагов»)22. Более подробно законы описывают
преступления против собственности и
против личности.
Среди имущественных
преступлений большое внимание уделяется
краже, при этом царь призывает к обузданию
воров. Следует отметить, что законы четко
различают кражу как тайное похищение
имущества от грабежа, совершаемого в
присутствии похищение имущества от грабежа,
совершаемого в присутствии потерпевшего
и с применение насилия к нему. Меры наказания,
применяемые к вору, зависели от того,
был ли он задержан на месте преступления
или нет, совершена кража днем или ночью.
Пойманного с краденым и с воровским инструментом
законы предписывали казнить не колеблясь.
Воров, совершающих кражу ночью, следовало,
отрубив обе руки, посадить на кол. При
первой краже вору отрезали два пальца,
при второй – руку и ноги, третья кража
влекла за собой смертную казнь. Наказание
несли также лица, видевшие кражу, но не
сообщившие о ней; укрыватель вора нес
такое же наказание, как если бы он сам
украл (Гл.9 ст 276 «Царю следует, отрубив
обе руки, велеть посадить на острый кол
тех
воров, которые совершают кражу ночью, сделав пролом [в стене дома]»,
ст. 277 «При первой краже надо велеть отрезать у вора * два пальца, при