Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 17:59, реферат
Целью работы является комплексный историко-правовой анализ Законов Ману как исторического источника права Индии.
Поставленная цель достигалась путем решения следующих задач:
1. Рассмотреть деление древнеиндийского общества
2. Изучить права собственности, изложенные в Законах Ману
Введение…………………………………………………………………...2
§1. Варновое деление древнеиндийского общества…………………………3
§ 2. Права собственности и обязательное право. ………………………………5
§3. Брачно-семейные отношения………………………………………………..9
§4. Преступление и наказание по законам Ману……………………………..10
§5. Судебный прцесс ……………………………………………………………13
Заключение ……………………………………………………………….15
Список источников и литературы …………………………………….18
второй - руку и ногу, при третьей он заслуживает смертной казни»)23.
Законы Ману осуждали всякое насилие,
совершенное над личностью. Насильника
считали худшим злодеем, чем ругателя,
вора и ударившего палкой. К насилию относились
и убийство, и телесные повреждения. Умышленное
убийство влекло за собой смертную казнь.
Убийство при защите себя, охране жертвенных
даров, защите женщин и брахманов (необходимая
оборона) не наказывалось. Тяжесть наказания
была связана с кастовой принадлежностью
потерпевшего и преступника. Наиболее
тяжким преступлением в Древней Индии
считалось убийство брахмана. Иной была
уголовная ответственность самих брахманов.
В ст. 230 записано: «Нельзя убивать брахмана,
даже погрязшего во всяких пороках; надо
изгнать его из страны со всем его имуществом
без (телесных) повреждений»24.
Довольно много
статей направлено на укрепление семейных
отношений. Законы устанавливали суровое
наказание за прелюбодеяние, за посягательство
на честь женщины, причем в этих статьях
большое значение придается кастовым
различиям (Гл.8 ст.358 «Если кто прикасается
к женщине не в [надлежащем) месте * или
разрешает ей прикасаться к себе, - все,
[совершенное] по обоюдному согласию, считается
прелюбодеянием»)25.
Законы Ману определяли наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их, предписывая применять его с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени его осознанности. Несправедливое наказание «лишает неба в другом мире». Вместе с тем при определении наказание за телесные повреждения и оскорбления довольно ярко проявляется классовая сущность древнеиндийского права, поскольку наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к определенной варне. Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменялась бритьем головы) в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на костре, утопление, затравливание собаками и др.; штрафы, изгнание, тюремное заключение. Это далеко не полный перечень наказаний. Кровная месть в законах не упоминается, видимо, в это время она уже не применялась.
§5. Судебный процесс.
Законы Ману дают представление об уголовном
процессе того времени. Отделения суда
от администрации не существовало. Верховный
суд вершил царь с брахманами (Гл.8 ст.1
«Царь, желая рассмотреть судебные дела
(vyavahara), пусть является подготовленным
(vinita) в суд (sabha) вместе с брахманами и опытными
советниками»)26. В судопроизводство Древней
Индии не было еще четкого различия между
гражданским и уголовным процессом. Судебные
дела возбуждались не по инициативе органов
государства, а заинтересованными лицами.
Рассмотрение дел в судах носило состязательный
характер. Спорящие стороны сами должны
были убедить суд в своей правоте и представить
для этого соответствующие доказательства.
Законы называют поводы для рассмотрения
исков: неуплата долга, заклад, продажа
чужого, соучастие в объединении, неотдача
данного, неуплата жалованья, нарушение
соглашения, отмена договора купли-продажи,
спор хозяина с пастухом, спор о границе,
клевета и оскорбление, кража, насилие,
прелюбодеяние, раздел наследства, игра
в кости и битье об заклад (Гл.11 ст. 66 «незажигание
священных огней, воровство *, неуплата
долгов *,
изучение ошибочных книг * и занятие ремеслом танцора и певца
(kau^ilavya)
67. кража зерна, металлов * или скота *, связь с пьяными женщинами,
убийство женщин, щудр, вайщиев и кшатриев. неверие (r.astikya) * -
меньший грех (upapataka)»)27. Всего восемнадцать поводов
судебного разбирательства. При разборе
дел и вынесении решения суд придерживался
формальной оценки доказательств, за которой
скрывался классовый и кастовый подход.
Свидетелями на суде не могли быть рабы,
дети, люди с дурной репутацией. Женщины
могли давать показание только относительно
женщин, о «дваждырожденных» могли свидетельствовать
лишь «дваждырожденные». Если свидетели
давали разные показания, то принимались
во внимание показания большинства (Гл.8
ст.73. При разногласиях [в показаниях] свидетелей
царю следует предпочесть [мнение] большинства,
при равенстве – наделенных выдающимися
качествами, при разногласии между отличными
– брахманов»)28. В случае отсутствия такового
суд становился на сторону тех, у кого
были «хорошие качества». Лжесвидетельство,
несообщение суду известных сведений
считалось тяжким грехом. При отсутствии
свидетелей в качестве доказательства
применялись ордалии различных видов
– испытание огнем, весами, водой и некоторые
другие.
В эпоху Маурьев наряду с состязательным
процессом получает распространение и
розыскной. Император и другие чиновники
могли издавать приказы о задержании наиболее
опасных, с их точки зрения, преступников
и о предании их царскому суду. К обвиняемым
применялись пытки, как правило, четырех
видов: 6 палочковых ударов, 7 плетей, 2 подвешивания
и вливание воды в нос. Особо опасные преступники
подвергались восьми видам пытки, в том
числе прокалыванию руки иглой, сжиганию
сустава пальца и т.д. От пытки освобождались
лишь дети, старики, больные, беременные
женщины, сознавшиеся лица, обвиняемые
в незначительных преступлениях, а также
брахманы независимо от тяжести преступления.
Заключение.
В государстве и праве Древней Индии наряду
с чертами, характерными для всех рабовладельческих
государств Древнего Востока, встречается
и ряд особенностей. Рассматривая деление
древнеиндийского общества, мы увидели,
что первой особенностью является кастовая
структура общества, пережитки которой
имеют место и в современной Индии. Второй
особенностью является наличие в государственном
строе заметных следов военной демократии
и республиканских форм правления. В законах
Ману прослеживается определенная логика
изложения материала, но нет еще выделения
отдельных отраслей права, норму права
нельзя отделить от религиозной и моральной
нормы. На первый план в законах Ману выступает
сословно-варновое деление общества. Указывается
наследственно-профессиональный характер
варн. Законы Ману закрепляли рабство и
другие формы эксплуатации.
Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Законы свидетельствуют о глубоком имущественном расслоении индийского общества. Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений в индийском обществе, получила значительное развитие частная собственность. Объектами частной собственности были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь. Частная собственность на землю не получила распространение в Древней Индии, но законы Ману свидетельствовали об имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуальных земельных владений.
В семейных отношениях - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешивание варн. Регулирование семейных отношений также как имущественных отражало деление общества на касты. В семейных отношениях прослеживался патриархат.
Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления. Целью наказания являлось возмездие преступнику, предупреждение новых преступлений и устрашение. В наибольшей степени законы Ману защищали брахманов как представителей высшей варны.
Говоря о судебном процессе следует сказать, что судоговорение было неформальным, расспрос являлся основным методом решения судебных вопросов. Четкого различия между гражданским и уголовным процессом нет. Судебные дела возбуждались заинтересованными лицами. Процесс носил состязательный характер.
В целом, Законы Ману представляют собой достаточно структурированный, систематизированный, сборник правовых, этических, нравственных, культурных норм не лишённый логики, обладающий яркой окраской его эпохи и весомый в рамках того времени пространства и социума как главных обстоятельств реализации этих норм.
Список источников и литературы
1 Законы Ману. Перевод С.Д. Эльмановича. – М., 1992.
2 Там же. – М.,1992.
3 Там же. – М., 1992.
4 Законы Ману. Перевод С.Д. Эльмановича. – М., 1992.
5 Там же. – М,1992.
6 Там же. – М., 1992.
7 Там же – М., 1992.
8 Законы Ману. Перевод С.Д. Эльмановича. – М., 1992.
9 Там же. – М., 1992.
10 Законы Ману. Перевод С.Д. Эльмановича. – М., 1992.
11 Там же. – М., 1992.
12 Там же. – М., 1992.
13 Законы Ману. Перевод С.Д. Эльмановича. – М., 1992.
14 Там же. – 1992.
15 Там же. – 1992.
16 Законы Ману. Перевод С.Д. Эльмановича. – М., 1992.
17 Законы Ману. Перевод С.Д. Эльмановича. – М., 1992.
18 Там же. – М., 1992.
19 Там же. – М., 1992.
20 Законы Ману. Перевод С.Д. Эльмановича. – М., 1992.
21 Там же. – М., 1992.
22 Там же. – М., 1992.
23 Там же. – М., 1992.
24 Законы Ману. Перевод С.Д. Эльмановича. – М., 1992.
25 Там же. – М., 1992.
26 Законы Ману. Перевод С.Д. Эльмановича. – М., 1992.
27 Там же. – М., 1992.
28 Законы Ману. Перевод С.Д. Эльмановича. – М., 1992.