Западники и славянофилы: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 15:03, реферат

Описание работы

Начиная писать этот реферат, хотелось понять, в чем спор между этими двумя течениями. Выяснить для себя достоинства и недостатки каждого и в какой-то мере приложить опыт других людей для выбора собственного пути.
Каждый человек выбирает свой путь самостоятельно, хотя на этот выбор влияет много различных объективных и субъективных причин. Информацию потоком вливают в наши головы. Выбрать необходимое, найти правду - вот чего хочется достичь, изучая историю.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ стр. 3
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ стр.4
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕЧЕНИЙ стр.7
ПРОБЛЕМА "ЗАПАДНИЧЕСТВА" стр.9
4. СЛАВЯНОФИЛЫ И РЕЛИГИЯ стр. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр.23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ITORIYa_33 - копия.docx

— 65.24 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                  стр. 3

  1. СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ                                стр.4
  2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕЧЕНИЙ                   стр.7
  3. ПРОБЛЕМА "ЗАПАДНИЧЕСТВА"                             стр.9

      4. СЛАВЯНОФИЛЫ И РЕЛИГИЯ                                    стр. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                   стр.23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

       "... Последовательно оглядываясь, — замечал еще А. Герцен, — мы смотрим на прошедшее всякий раз иначе; всякий раз разглядываем в нем новую сторону, всякий раз прибавляем к уразумению его весь опыт вновь пройденного пути. Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого - раскрываем смысл будущего; глядя назад - шагаем вперед" [1].

       Начиная писать этот реферат, хотелось понять, в чем спор между этими двумя течениями. Выяснить для себя достоинства и недостатки каждого и в какой-то мере приложить опыт других людей для выбора собственного пути.

Каждый человек выбирает свой путь самостоятельно, хотя на этот выбор влияет много различных объективных и субъективных причин. Информацию потоком вливают в наши головы. Выбрать необходимое, найти правду - вот чего хочется достичь, изучая историю.

       Западники и славянофилы это два общественных и философских течения, тесно связанных между собой и поэтому писать о них, учитывая только исторический взгляд, без философской точки зрения я считаю не возможным. Поэтому при написании реферата мне пришлось воспользоваться не только «историческими» источниками, но и источниками по философии. История и философия будут тесно переплетаться на протяжении всего моего реферата.

        Но вспомним слова, которые я поместил в начале реферата, и с терпением и прилежностью займемся изучением этой темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

         Славянофилы, представители одного  из направлений русского общества  и философской мысли 40-50-х гг. XIX в., выступившие с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского. Самобытность России, по мнению славянофилов, - в отсутствии в ее истории классовой борьбы, в русской поземельной общине и артелях, в православии как единственно истинном христианстве.

        Те  же особенности развития славянофилы  усматривали и у зарубежных  славян, особенно южных, симпатии  к которым были одной из  причин названия самого направления  (славянофилы, т.е. славянолюбы) .

        Взгляды  славянофилов сложились в идейных  спорах, обострившихся после напечатания  "Философского письма" Чаадаева. Главную роль в выработке взглядов  славянофилов сыграли литераторы, поэты и ученые А. С. Хомяков,  И. В. Кириевский (написанные в 1838 году и не предназначавшиеся для печати статьи Хомякова "О старом и новом" и И. В. Киреевского "В ответ

A. С. Хомякову"), К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин..

Видными славянофилами были П. В. Киреевский, А. И. Кошелев, И. С. Аксаков, Д. А. Валуев, Ф. В. Чижов, И. Д. Беляев, А. Ф. Гильфердинг, позднее -

        B. И. Ламанский, В. А. Черкасский. Близкими к славянофилам по общественно-идейным позициям в 40-50-х гг. были писатели В. И. Даль, С. Т. Аксаков, А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев, Н. М. Языков. Большую дань взглядам славянофилов отдали историки и языковеды Ф. И. Буслаев, О. М, Бодянский, В. И. Григорович, М. М. Средневский, М. А. Максимович.

       Средоточием  славянофилов в 40-х годах была  Москва, литературные салоны А.  А. и А. П. Елагиных, Д. Н.  и Е. А. Свербеевых, Н. Ф. и  К. К. Павловых. Здесь славянофилы  общались и вели споры с  западниками. Произведения славянофилов  подвергались цензурным притеснениям, некоторые из славянофилов состояли  под надзором полиции, подвергались  арестам. Постоянного печатного  органа славянофилы долгое время  не имели, главным образом из-за  цензурных препонов. Печатались преимущественно в журнале "Москвитянин"; издали несколько сборников статей в 40-50-х годах. После некоторого смягчения цензурного гнета славянофилы в конце 50-х годов издавали журнал "Русская беседа", "Сельское благоустройство" и газеты "Молва" и "Парус" [2].

          В 40-50-х годах по важнейшему  вопросу о пути исторического  развития России славянофилы  выступали, в противовес западникам, против усвоения Россией форм западноевропейской политической жизни. В то же время они считали необходимым развитие торговли и промышленности, акционерного и банковского дерева, строительства железных дорог и применения машин в сельском хозяйстве. Славянофилы выступали за отмену крепостного права "сверху" с предоставлением крестьянским общинам земельных наделов.

          Историческим воззрениям славянофилов  была присуща в духе романтической  историографии идеализация старой, дореволюционной Руси, которую славянофилы  представляли себе гармоничным  обществом, лищенным противоречий, являвшим единство народа и царя, "земщины" и "власти". По мнению славянофилов, со времен Петра I, произвольно нарушившего органическое развитие России, государство стало над народом, дворянство и интеллигенция, односторонне и внешне усвоив западноевропейскую культуру,   оторвались от народной жизни. Идеализируя патриархальность и принципы традиционализма, славянофилы понимали народ в духе консервативного романтизма. В то же время славянофилы призывали интеллигенцию к сближению с народом, к изучению его жизни и быта, культуры и языка [2].

           Эстетические и литературно-критические  взгляды славянофилов наиболее  полно выражены в статьях Хомякова, К. С. Аксакова, Самарина. Критикуя  суждения В. Г. Белинского и  "натуральную школу" в русской  художественной литературе (статья  Самарина "О мнениях "Современника" исторических и литературных", 1847), славянофилы в то же время  выступали против "чистого искусства"  и обосновывали необходимость  собственного пути развития для  русской литературы, искусства и  науки (статья Хомякова "О возможности  русской художественной школы", 1848). Художественное творчество, по  их мнению, должно было отражать  определенные стороны действительности - общинность, патриархальную упорядоченность  народного быта, "смирение" и  религиозность русского человека.

           Идеи славянофилов своеобразно преломились в религиозно-философских концепциях конца XIX - начала XX века (В. Соловьев, Бердяев, Булгаков, Карсавин, Флоренский и др.) .

          Западники, направление русской антифеодальной общественной мысли 40-х годов XIX века, противостоящие славянофилам. В московский кружок западников входили А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, Н. П. Огарев, В. П. Боткин, Н. X. Кетчер. Е. Ф. Корш, К. Д. Кавелин и др. Тесную связь с кружком имел живший в Петербурге В. Г. Белинский. К западникам относился также С. И. Тургенев.

          Термины "западники", "западничество" (иногда "европейцы"), так же как и "славянофильство", "славянофилы", родились в идейной полемике 40-х годов.                                         Споры о том, идти ли России вслед за Западной Европой или искать "самобытный" путь, полемика о тех или иных особенностях русского национального характера, разногласия в оценке реформ Петра I и т.д. были лишь формой постановки более существенного вопроса - о будущих социальных преобразованиях России. Западники связывали их с усвоением исторических достижений стран Западной Европы, славянофилы отстаивали близкую течениям феодального социализма утопию, идеализируя порядки, существовавшие в допетровской России.

           Существование западников как единого лагеря не отменяет, однако, того факта, что обращались они к разным сторонам западной действительности, защищали различные пути будущего преобразования России, выражали, в зависимости от принадлежности, интересы разных классов. Со второй половины 40-х годов расхождения затрагивали область эстетики (споры Белинского с Болоткиным) , выражались в разном отношении к атеизму и материализму и особенно резко - в трактовке социально-политических проблем. Белинский, Герцен, Огарев хотели строить на развалах самодержавия социализм, умеренные западники мечтали о буржуазном царстве "правового порядка" [2].

           Вместе с тем на переломе европейской истории - революции 1848-1849 -в концепциях русского утопического социализма наблюдаются существенные сдвиги. Еще накануне революции Белинский относил осуществление социализма для России в отдаленное будущее, признав неминуемость этапа буржуазных преобразований. Герцен после краха революции в Европе приступил к разработке так называемого русского крестьянского социализма, отстаивая мысль о том, что Россия может миновать этап буржуазных преобразований благодаря развитию сохранившегося в стране общинного землевладения. Обращение Герцена к русской общине было, несомненно, стимулировано славянофильской концепцией.

           Наметившиеся в сфере идейной борьбы 40-х годов тенденции к размежеванию демократизма, утопического социализма и либерализма окончательно оформились и закрепились к концу 50-х - началу 60-х годов в борьбе политических направлений, когда вопрос - каким путем идти России? -принял конкретные формы - как и кому освобождать крестьян? Революционные демократы стали на сторону крестьянства, либералы (как западники, так и славянофилы) - на сторону помещиков, во многом смыкаясь с представителями самодержавной России, приступившими к освобождению "сверху".

            Таким образом, термины "западники" и "славянофилы" отражают некоторые реальные моменты истории идейной борьбы 40-х годов. Однако они не являются строго научными, содержательными категориями. Оставаясь на поверхности явлений, они не выявляют сути идейной борьбы 40-50-х годов, когда "... весь русский вопрос... заключался в вопросе о крепостном праве" [1].

 

 

  1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕЧЕНИЙ

 

            У истоков первого направления стоял архим. Гавриил (В. Н. Воскресенский). Вышедшая в 1840 г. в Казани его "Русская философия" стала своего рода барометром зарождающегося славянофильства. Ставя развитие философии в зависимость от "степени образованности отечественной", "духа времени" и "направления умственных сил" общества, автор признавал за ней . роль индикатора психологии и миросозерцания народа. На основании своей философии германец представлялся Гавриилу идеалистом, неутомимым в изысканиях, но часто односторонним в "построении умственной теории". Напротив, англичанин "во всей деятельности ищет пользы, одинаково к тому употребляя и скептицизм... и материализм". Русский человек "богобоязлив, до бесконечности привержен вере, престолу и отечеству, послушен, нерешителен и даже недеятелен там, где подозревает какое-либо зло от поспешности, трудолюбив, хитр, непобедим в терпении, рассудителен, по отношению к любомудрию отличительный характер его мышления есть рационализм, соображаемый с опытом". Сущность русского ума - стремление сочетать рассудочность с набожностью, веру со знанием, что придает особый колорит, настроение русскому характеру. Основными деятелями русской мысли, по мнению Гавриила, всегда выступали "духовные лица", занимавшие высшие места в церковной иерархии [3].

            Влияние схемы Гавриила, захватив славянофильское "самобытничество" (И. В. Кириевский) , перекинулось и на "веховскую" историографию. Особенно это заметно у Н. А. Бердяева, который утверждал, что русская философия не имеет никакого отношения ни к социализму, ни к политике и занята исключительно "нормировкой мистики в интересах русской культуры". Такова, на его взгляд, отличительная черта "нашего национального философского творчества". Эту же идею вслед за ним проводили Н. О. Лосский и В. В. Зеньковский. Согласно Лосскому, со времени славянофилов, давших "начало самостоятельной философской мысли в России", все наше любомудрие было ни чем иным, как "попыткой опровергнуть немецкий тип философствования на основании русского толкования христианства". "... Русская мысль, - заявлял также Зеньковский, - всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой... ". Православно-консервативная историография изображала русскую философию преимущественно в виде некой константы, alter ego православия. Данная тенденция полностью сохраняется и в новейших церковно-апологетических изданиях (митр. Иоанн, Л. Савельев и др.) .

           Противостоящее православно-консервативной историографии просветительско-западническое направление восходит к петровским временам (В. Н. Татищев); вершина этого направления - труды А. П. Щапова. В первую очередь это касается его классического исследования "Социально-педагогические условия умственного развития русского народа" (1870) . По мнению автора, интеллектуальная жизнь России не знала "подготовительного", средневекового периода. До европеизации у нас все пребывало в "умственном застое". И все потому, что русский народ в интересах самосохранения на протяжении целых веков был вынужден вести борьбу с дикой природой. Господство физического труда способствовало сложению особого идеального типа древнерусского человека; это не ученый, не мыслитель, а богатырь, трудник, вроде Ермака, Хабарова и проч. Щапов приходил к заключению, что "без возрождающегося гения передовых наций наш народ своими собственными умственными силами не мог бы выйти из этого застоя". Потребовались реформы Петра I. В Россию проникает западное просвещение, давшее начало самобытной мысли. Русская философия, не имеющая корней в прошлом, зародилась "на широкой и самой плодотворной почве общечеловеческого мышления, разума и науки" и представляет собой "зачаток и развитие нового европейского интеллектуального типа". Суждения Щапова нашли самый живой отклик в просветительско-западнической историографии, представленной такими именами, как А. И. Введенский, Э. Л. Радлов, Г. Г. Шпет.

Информация о работе Западники и славянофилы: история и современность