Западноевропейская культура в XVlll веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 20:17, реферат

Описание работы

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «Западноевропейская культура в XVlll веке». XVlll век уже характеризовался кризисом религиозного мировоззрения. Так возвращение к природе стало средоточием идеологии Просвещения. 1. Социокультурная ситуация в Европе в начале XVlll века. В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в разум. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей. 2. Понятие «Просвещение». Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний. Термин «Просвещение» встречается у Вольтера, И. Гердера и др. - Культура

Файлы: 1 файл

Культура Просвещение.ppt

— 869.50 Кб (Скачать файл)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 
НА ТЕМУ: 
«Западноевропейская культура в XVlll веке»

 

Подготовила:

студентка гр. Ф-06-2

Астафьева И.А.

 

900igr.net

XVlll век уже характеризовался  кризисом религиозного мировоззрения.  Но даже те мыслители, которые  не разделяли крайностей атеизма,  неизменно сходились на том,  что ясное и отчетливое мышление  не найдет в мире ничего,  кроме «природы», хотя человек  под влиянием невежества и  заблуждений сплошь и рядом  уклоняется от её повелений.  Так возвращение к природе  стало средоточием идеологии  Просвещения.

 

1. Социокультурная ситуация  в Европе в начале XVlll века.

XVII и XVIII века –  это время особых исторических  изменений в странах Западной  Европы. В этот период наблюдается  становление и развитие промышленного  производства. Все активнее осваиваются  в чисто производственных целях  новые природные силы и явления:  строятся водяные мельницы, конструируются  новые подъемные машины для  шахт, создается первая паровая  машина и т.д. Все эти и  другие инженерные работы выявляют  очевидную потребность общества  в развитии конкретно-научного  знания.  
В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в  разум. Если в эпоху Возрождения принималось, что разум безграничен в своих возможностях в познании мира, то в XVIII столетии с разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию. При этом принималось, что все наши действия, все поступки (и в производстве, и в переустройстве общества) лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей.

2. Понятие «Просвещение»

 

   Просвещение - необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Просвещение в основах своих демократично, это культура для народа. Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого. Как всякая значительная культурно-историческая эпоха, Просвещение сформировало свой идеал и стремилось сопоставить его с действительностью, осуществить как можно скорее и как можно полнее на практике.

Избавление от всех  социальных неурядиц просветители  видели в распространении знаний. И не без их участия в  эпоху Просвещения победу одержал  рационализм, развившийся в западноевропейской  мысли еще в Средние века. В  статье "Ответ на вопрос: что  такое Просвещение?" И. Кант писал: 
Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им.

Термин «Просвещение» встречается у Вольтера, И. Гердера и др. Он окончательно утвердился после статьи И. Канта «Что такое Просвещение?» (1784). Историческая и философская наука 19 в. стала характеризовать Просвещение как эпоху безграничной веры в человеческий разум («век разума», «век философов»), в возможность перестроить общество на разумных основаниях, как эру крушения теологического догматизма, торжества науки над средневековой схоластикой и церковным мракобесием.

    Важнейшие идеи Просвещения - идея знания, просвещения и идея здравого смысла. С культом здравого смысла, разума связано стремление просветителей подчинить идеальному началу и общественный строй, государственные учреждения, которым, по их словам, надлежало заботиться об "общем благе". Против феодально-абсолютистского государства была направлена теория общественного договора, согласно которой государство представляло собой институт, возникший путем заключения договора между людьми; эта теория давала право народу лишить власти государя, нарушившего условия договора.

     Некоторые из просветителей возлагали надежды на "просвещенного монарха", рассчитывая в дальнейшем на проведение  необходимых реформ,  - так возникла идея просвещенного абсолютизма.

3. Идеи просветителей  XVlll века

 

А) Франсуа Мари Аруэ  Вольтер (1694-1778)

   

   Чрезвычайно одаренный ,Вольтер вошел в историю культуры как один из великих писателей Франции, как психолог, философ культуры и философ истории . Могучий полемист, сатирик ,памфлетист, публицист, он поднял звание журналиста, литератора, ученого на высоту ,еще неизвестную феодальному обществу. В течение всей своей долгой жизни он неутомимо боролся против церкви и клерикализма, против религиозной и всякой иной нетерпимости . Он ненавидел деспотизм и королей, и князей церкви.

      Он был типичным представителем высших

слоев "третьего сословия" - рождающейся буржуазии. Как мыслитель  и идеолог этого класса, он  резко критически выступал против  надстройки феодального общества - феодальной идеологии, интегральным  элементом которой была религия. Четкая антиклерикальная направленность  пронизывает все творчество Вольтера. Однако его антирелигиозная ориентация  не выливается в отрицание  религии как таковой. Вольтер  не приходит к идее о необходимости  ликвидации религии, он требует  лишь религиозной свободы. И в  этом отношении он был последовательным  представителем своего класса.

Атеистические и антирелигиозные  идеи Вольтера не достигают  такой глубины, как идеи Ламетри, Гольбаха или Дидро. Выраженные  живым и  
художественным образом, они в свое время распространились очень быстро. Однако оценка источников религии у Вольтера не переступает рамок общего просветительского подхода. Источниками религии являются, по его представлениям, невежество, фанатизм и обман. Весьма популярной в свое время была идея Вольтера о том, что религия возникла тогда, когда встретились мошенник и глупец. Вольтер не вскрыл, и в то время не мог полностью вскрыть, гносеологических и социальных корней возникновения религии. Человечество пришло к этому позже. Однако его критика клерикализма и религии сыграла выдающуюся роль.

В философских трудах  Вольтер выражает и одно из  основных требований восходящей  буржуазии - равенство людей. Однако  в отличие, например, от Руссо  он понимает равенство людей  лишь как равенство политическое, равенство перед законом и  правом. Социальное и имущественное  неравенство он считал предпосылкой  сохранения общественного равновесия  и нормального развития общества. Если Руссо в работе "О причинах  неравенства" выступил против  частной собственности и требовал  ее уничтожения, то Вольтер это  требование с присущей ему  иронией высмеял. Свободу человека  Вольтер также понимал лишь  в чисто абстрактном правовом  и политическом смысле. Свобода  является, по его представлениям, прежде всего свободой воли, и  эту свободу воли он понимает  чисто индетерминистски. В позднейших  философских трудах ("Философском  словаре") Вольтер, однако, видимо  под влиянием ньютоновского понятия  детерминизма, отходит от индетерминистских  взглядов.

Человек, его свобода, свобода  человеческой воли, устройство общества - это те вопросы, которые в  то время обсуждались не только  в философских дискуссиях, но  и в практической каждодневной  политике. И Вольтер в своих  заметках о реформе общества  склоняется к иллюзии об "образованном  правителе". Однако в более  позднее время он от этого  идеала отходит. Все творчество  Вольтера - философское, публицистическое, художественное (следует оценить  также его заслуги в области, историографии, в частности в  истории культуры) - является предвестием  острых социальных конфликтов, которые  через несколько лет после  его смерти выливаются в Великую  французскую буржуазную революцию. Прогрессивность философии Вольтера  обусловлена и ограничена прогрессивностью  общественного класса - буржуазии,  
представителем которой он был.  
 
Труды Вольтера: 
“Письма об Англии”  
“Основы философии Ньютона” (1738) 
ряд философских произведении, в том числе “Кандид”, “Философский словарь” и др. В знаменитом “Кандиде” Вольтер осмеял казенный оптимизм официальной религии и прислуживающей ей философии

 
 
 
 
Б) Гольбах Поль Анри Дитрих 
(1723 – 1789) 
 

 

      Французский философ, крупнейший     систематизатор взглядов французских материалистов XVIII века. В объяснении общественных явлений отстаивал материалистическое положение о формирующей роли среды по отношению к личности. Идеи Гольбаха повлияли на утопический социализм XIX века. Главное сочинение - "Система природы" (1770). Автор остроумных атеистических произведений .  
 

Дидро, Гельвеций, Ламеттри  и другие, менее видные писатели  боролись с религией с самых  различных точек зрения, касаясь  самых различных сторон теологии. Но среди этой блестящей плеяды  Гольбаху принадлежит бесспорно  первое место. Стоит только назвать  его хотя бы более известные  сочинения, направленные против  религии и церкви, чтобы убедиться  в этом: «Поповский обман» 1777 г.; «Священная  зараза» 1768 г.; «Дух церкви» 1767 г.; «Критическое  рассмотрение защитников христианской  религии» 1766 г.; «Разоблаченные попы» 1768 г.; «Разоблаченное христианство» 1756 г.; «Здравый смысл» 1772 г. Этим  перечнем далеко не исчерпывается  все то, что Гольбах написал  против религии. В самом выдающемся  произведении Гольбаха «Система  природы» вся вторая часть  посвящена разоблачению религии  на основании тех материалистических  положений, которые формулированы  в первой половине этой замечательной  работы. Среди всех материалистов, боровшихся со старым миром  во имя нового, буржуазного общества, Гольбах более всех ненавидел  полную нетерпимости и глупости  человеконенавистническую идеологию  христианства.

В) Клод Адриан Гельвеций (1715-1771)

 

     Выдающееся место в истории французского Просвещения и материализма по праву принадлежит  Гельвецию, одному из наиболее прозорливых и дальновидных мыслителей, сосредоточившему свои усилия главным образом на проблемах социальной философии и этики. 
 
В 1737 г. вышло его первое произведение, написанное под влиянием Вольтера, под названием «Послание о любви к знанию». В нём Гельвеций воспевает разум, его неограниченные творческие возможности, чтобы утвердить счастье людей; желает сразиться против невежества и предрассудков, против туманных и ложных идей, которые не дают возможности человеку познать себя, поверить в свои силы, действовать во имя разумных социальных устоев на земле. Гельвеций отвергает и аскетический идеал, презрение к чувственным радостям и невзгодам. Он восторженно пишет о человеческих страстях как деятельной силе огромного напряжения. Но условием превращения страстей в созидательную силу Гельвеций считает их повиновение разуму. 
 

 
Позднее, вместе с другими посланиями, эссе и очерками, «Послание о  любви» вошло в главы поэмы "Счастье", изданной уже после  смерти автора, в 1772 г. в Лондоне. Там же, также в 1772 г., вышла книга "О человеке, его умственных  способностях и его воспитании", посвященная важности образования. Во всяком случае, самой известной (и нашумевшей) работой Гельвеция  стала работа "Об уме" (опубликованная  в 1758 г.), направленная против основ  феодального порядка, феодально-религиозной  идеологии и католической церкви. Книга вызвала такую волну  ярости и протеста реакционных  кругов, что была запрещена властями  и сожжена палачом  

Г) Шарль Луи Монтескье (1689-1755)

 

   Одним из первых по времени деятелей французского Просвещения был Шарль Монтескье. Просветитель, правовед, философ. Уже его “Персидские письма” (1721) и “Рассуждения о причинах величия и падения римлян”(1734) с восторгом читались и перечитывались современниками.

Его “Дух законов”(1748) поставил Монтескье в ряд крупнейших  политических и юридических умов  не только Франции ,но и всего  мира. В “Рассуждениях” Монтескье  идеализирует римский стоицизм. Понятие стоической доблести  сочетается у Монтескье с идеалами  старинного римского республиканизма, противоположного деспотизму власти  императоров.  
За восхвалением консервативной суровой доблести римских землевладельческих родов проглядывает явное осуждение Монтескье  французского абсолютизма, измельчания и развращения нравов французского общества. В “Духе законов” Монтескье развил общее учение о зависимости юридических норм государства и общежития от законов, определяемых типом государственного строя - республиканским,  монархическим или деспотическим. 
Исходные понятия “Духа законов” отличаются рационализмом и натурализмом. Таково понятие о законах как о необходимых отношениях ,вытекающих из природы вещей.

Д) Жан-Жак Руссо (1712-1778)

 

С именем Жан-Жака Руссо  связан целый этап в развитии  просветительского движения Франции  – радикальный пересмотр некоторых  его фундаментальных целей и  идеалов. Радикализм Руссо основывался  на его этических воззрениях. В противоположность философам, считавшим себялюбие и эгоизм  совместимыми с общественным  благом, он требовал подчинения  личности благу общества.

Французский философ, просветитель, писатель, композитор, отстаивавший  интересы народа. "Человек рожден  свободным, а между тем повсюду  он в оковах" - писал Руссо  в своём основном труде "общественный  договор".

Информация о работе Западноевропейская культура в XVlll веке