Западноевропейская культура в XVlll веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 20:17, реферат

Описание работы

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «Западноевропейская культура в XVlll веке». XVlll век уже характеризовался кризисом религиозного мировоззрения. Так возвращение к природе стало средоточием идеологии Просвещения. 1. Социокультурная ситуация в Европе в начале XVlll века. В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в разум. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей. 2. Понятие «Просвещение». Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний. Термин «Просвещение» встречается у Вольтера, И. Гердера и др. - Культура

Файлы: 1 файл

Культура Просвещение.ppt

— 869.50 Кб (Скачать файл)

Он решительно осуждал  привилегии богатых, деспотическую  власть и требовал уравнения  собственности идеальным устройствам  государства Руссо считал демократическую  республику.

 

Философская система Ж.-Ж.Руссо  сложна и многозначна.  Его  альтернативная концепция о глубине  человеческого  существа  и диалектике  социальной жизни сыграла важную  роль в развитии философской  мысли.

     

Мировоззренческая система  Ж.-Ж.Руссо представляет  переплетение  различных течений: дуализма, картезианства, сенсуализма,  наконец, идеализма  и фидеизма в области религиозных  воззрений.

Но несомненно преобладание  дуалистических взглядов, так

как Руссо, признавал объективное  бытие материальной Вселенной, допуская  существование в мире двух  начал - духа и материи.  Он развивал  метафизический взгляд на материю  как  на  мертвую  и косную  субстанцию, которая сама по себе  не имеет никакого движения  и только в результате  высшего  воздействия  приобретает способность  к  механистическому передвижению  в пространстве.

 

Его произведения:

  • «Новая Элоиза» - трагическая судьба героини, погибающей в борьбе целомудрия с любовью и соблазном
  • «Эмиль»- посвящено проблеме воспитания детей
  • «Исповедание  веры  савойского  викария» - исповедует теизм,  т.е.  не только признанет  Бога как первопричину,  определяющую  весь  мировой  порядок,  но и предполагает, что бог присутствует в любом творении, постоянно вмешиваясь в той или иной степени в ход событий и др.

 

Е) Лессинг Готхольд Эфраим (1729 - 1781)

 

   Немецкий просветитель, философ, публицист, драматург, критик и теоретик искусства. Вся деятельность Лессинга была направлена на борьбу против политики и идеологии феодальной реакции, за свободное, демократическое развитие немецкого народа и его культуры.

   В философском произв. «Воспитание человеческого рода» (1780) Лессинг мечтал о будущем обществе, свободном от всякого принуждения, в котором религия целиком уступит место просвещенному разуму.  

    В философской драме «Натан Мудрый» 1(1779) Лессинг провозглашает не только идею веротерпимости, но и право на свободомыслие, утверждает равенство народов и призывает их к дружбе. Выражая противоречивость просветительского движения в Германии, его мировоззрение в конечном счете оставалось идеалистическим, но содержало в себе и материалистические тенденции. В трудах «Лаокоон» (1766) и «Гамбургская драматургия» (1767-69), составивших эпоху в развитии мировой эстетической мысли, отстаивал принципы реализма в поэзии, драматургии, театре, развенчивая теорию и практику дворянского классицизма. Но в предмете изобразительных искусств Лессинг ограничивал лишь областью прекрасного. Он стремился определить объективные законы творчества в различных видах, и жанрах искусства, однако не видел исторического характера этих законов. Выступая против плоского морализирования, отстаивал нравственно-воспитательную роль искусства, особенно театра. Драматическое творчество Лессинга знаменует начало немецкой классической литературы, а его эстетические взгляды оказали плодотворное воздействие на развитие последней.

Лессинг был основателем  национального немецкого театра. Общим направлением эстетики  Лессинга, статус которой в культуре  Германии аналогичен высокому  статусу эстетики Дидро во  французской культуре, стало требование  реализма, отказ от подражания  чужим образцам, отражение жизни  своей страны. Но самым важным  в его интеллектуальной реформе  явилось новое понимание литературы  и искусства вообще. В своей  знаменитой "Гамбургской драматургии" (1767- 1768) Л. обосновал право третьего  сословия быть предметом художественного  изображения. Такими стали его  драмы: "Сарра Сампсон", "Эмилия  Галотти", "Линна фон Барнхельм". Вершиной драматического творчества  Лессинга стала драма "Натан  мудрый", главным героем которой  явился даже не немец, а еврей, отрицающий все положительные  религии и проповедующий свободу  совести и братской любви к  людям. Театр был главной сферой  деятельности Л., но и в других  областях искусства он стал  подлинным реформатором.

Ж) Гердер Иоган Готфрид (1744-1803)

 

Немецкий философ-просветитель. Деятельность Гердера знаменует  собой новый этап просветительства  в Германии, характеризующийся пробуждением  первых ростков недоверия к  рационалистическим принципам раннего  Просвещения, повышенным интересом  к проблемам личности и внутреннему  миру ее чувств. Главные исследовательские  интересы мыслителя были сосредоточены  в сфере социальной философии: проблемы истории общества, морали, эстетики и т.д. Г. создает главный  труд своей жизни - «Идеи к философии  истории человечества», в которой  основной акцент сделан на  преодоление теологической картины  истории, безраздельно царившей  в социальной мысли Германии  до конца 18 века. Философ осуществил  значительный вклад в развитие  идей социального историзма; он  четко, как никто до него, сформулировал  идею общественного прогресса, показав  на конкретном материале всемирной  истории закономерный характер  общественного развития.

Несмотря на свою принадлежность  к высшим чинам тогдашней церковной  иерархии, Гердер смело выступил  против телеологизма и провиденциализма  в вопросе о движущих силах  развития общества, выделив в  качестве таковых целую совокупность  естественных факторов. Особенно  плодотворными оказались его  идеи о закономерном поступательной  развитии человеческого общества, которые долгое время оставались  непревзойденным образцом общесоциологической  и историко-культурной мысли, оказав  влияние на ряд последующих  философов, в том числе и Гегеля.  
Иммануил Кант оказал большое влияние на Гердера, хотя впоследствии Кант подвергал его сочинения критике, а их взгляды на философию и культуру не совпадали.  
 

З) Гёте Иоганн Вольфганг (1749-1832)

 

Немецкий поэт, просветитель, ученый и философ, который, однако, не считал себя принадлежащим  к философскому цеху. Тем не  менее, философия всегда была  в центре духовных интересов  Гёте, пронизывая все его творчество  глубокими теоретическими размышлениями. Его философию можно считать  самостоятельным философским учением, хотя и не изложенном в виде  целостной и завершенной концепции. Феномен Гёте являет собой  яркий пример скорее возрожденческого, нежели просветительского универсализма, в котором тесно переплелись  поэтическое творчество, научные  изыскания (минералогия, ботаника, физика, остеология и т.д.) и философско-мировоззренческие  поиски.

В литературно-эстетическом  и научном творчестве Гёте  принято различать три периода. Первый - "Бури и натиска", когда  протест против классицизма приводит  его к борьбе за утверждение  реализма в искусстве, а последнее  понимается как подражание природе  и жизни людей. Второй - начиная  с 1780-х, во многом под влиянием  путешествия по Италии: Гёте увлекся  античностью, которая становится  для него идеалом гармоничных  отношений между людьми, а высшей  целью искусства, по Гёте, провозглашается  красота. В это не очень плодотворное  для поэзии время Гёте много  занимается наукой: составляет первую  геологическую карту Германии, выказывает  догадки об эволюционном развитии  растительного мира или так  называемом, метаморфозе растения ("Метаморфоза  растений", 1790); занимается минералогией  и анатомией.  
Третий период литературных, эстетических и мировоззренческих исканий Гёте связан с последними годами жизни мыслителя, разочаровавшегося в своем стремлении построить мир по античному образцу. На первый план в его творчестве выступают реалистические черты его эстетики. Гёте резко критикует немецкий романтизм за его отрыв от жизни и мистицизм. Именно в эти годы (1808) появляется знаменитый "Фауст", утверждающий недопустимость отрыва художника от действительности.

        

В своих философских  поисках Гёте испытал влияние  многих мыслителей: Аристотеля, Плотина, Канта, Гердера, Гегеля и особенно  Спинозы с его знаменитой "Этикой", которая учила навсегда освободить  ум от различного рода предрассудков. Г. становится сторонником пантеизма, пытаясь соединить его с идеей  развития. Для мыслителя было  характерно критическое отношение  к господствовавшему тогда механицизму, неспособному адекватно объяснить  принципы развития природы.

 

      Все творчество Гете было поставлено на службу высшей цели: показать, на что способен, что может человек, как ему мыслить и действовать, чтобы "очеловечивались вещи, а не овеществлялись люди". Гётевский пафос деятельности противостоит филистерскому примирению с действительностью. 
 

ПРОСВЕЩЕНИЕ, широкое культурное  движение в Европе и Северной  Америке конца 17-18 вв., ставившее  своей целью распространение  идеалов научного знания, политических  свобод, общественного прогресса  и разоблачение соответствующих  предрассудков и суеверий. Центрами  идеологии и философии Просвещения  были Франция, Англия и Германия. Свое концентрированное выражение  идеология Просвещения получила  во Франции в период с 1715 по 1789 гг., названный веком Просвещения (siecle des lumieres).

 

Основные идеи и принципы  Просвещения:

 

  • Существует единый порядок природы, на познании которого основаны не только успехи наук и благополучие общества, но и морально-религиозное совершенство 
  • Верное воспроизведение законов природы позволяет построить естественную нравственность, естественную религию и естественное право
  • Разум, освобожденный от предрассудков, является единственным источником знания, факты -  единственный материал для разума
  • Рациональное знание должно освободить человечество от социального и природного рабства; общество и государство должны гармонизировать с внешней природой и натурой человека
  • Теоретическое познание неотделимо от практического действия, обеспечивающего прогресс как высшую цель общественного бытия 
     

 

4. Энциклопедисты

 

   «Французская энциклопедия» - закономерное выражение сущности Просвещения. В 1751 году вышел первый том. «Французская энциклопедия» не была первым энциклопедическим изданием. Идея систематического изложения всей суммы приобретённых человечеством знаний зародилось еще в античную эпоху. В XVI веке появляется и термин «энциклопедия».

     Идея создания энциклопедии на французском языке возникла у книгоиздателя Шамбера, для чего он решил осуществить перевод на фр. язык изданного в 1727 г. в Лондоне «Всеобщего словаря искусств и наук» и с таким предложением обратился к Дидро. Но, согласившись с идеей в принципе, Дидро усмотрел в предполагаемом издании недостаток материалов по гуманитарным наукам и составил собственный план философского словаря с учетом философского знания и других гуманитарных дисциплин, а затем, заручившись согласием участвовать в работе математика Даламбера, распространил проспект «Энциклопедии» и привлёк многочисленных подписчиков. 

 

Дени Дидро (1713-1784)

В написании отдельных  статей участвовали ряд ведущих  французских философов и ученых  эпохи Просвещения, работающих в  области естественных и общественных  наук. Среди энциклопедистов мы  находим наиболее известных представителей  механистического материализма  — Кондильяка, Гольбаха, а также  Монтескье, Вольтера и Руссо.  
Активное участие в «Энциклопедии» принимали инженеры, врачи, моряки, представители других профессий. Среди авторов были люди различных политических взглядов, но всех их объединяло стремление преодолеть господство в умах ненаучной средневековой схоластики, ненависть к католической церкви, защитить права третьего сословия.  
«Энциклопедисты» критиковали традиционное и божественное право, противопоставляя ему естественное право, слепой вере противопоставляли опытное исследование природы и человека. Много статей в «Энциклопедии» было уделено вопросам воспитания и образования. «Энциклопедия» явилась великолепным инструментом популяризации научных знаний в области математики, физики, механики, астрономии, биологии, ботаники и т.д., инструментом распространения новых знаний по всей Европе. Она была трибуной, с которой лучшие специалисты эпохи – математик Даламбер, химик Гольбах, врач Торшен, экономист Тюрго, блестящие теоретики Кондорсэ, Кондильяк и Гельвециус, - излагали свои системы м отстаивали собственные идеи.

Создание «Энциклопедии»  было основано на просветительском  энтузиазме, на убеждении в силе  человеческого разума, в необходимости  все надежно познать и объяснить. Согласно намерениям составителей, «Энциклопедия» не должна быть  лишь обзором достигнутого уровня  человеческого познания, но наиболее  систематической разработкой новейших  научных подходов, опирающихся на  прогрессивные философские концепции. Именно по этому поводу организаторы  создания «Энциклопедии» столкнулись  с рядом трудностей. Трудности  были вызваны не только официальным  вмешательством правящих кругов  тогдашней Франции, но весьма  часто нерешительностью и перестраховкой  буржуазных предпринимательских  и политических кругов, которые  материально обеспечивали организацию  этого обширного издания.

Энциклопедисты полагали, что «идеи» воздействуют на  реальный общественный прогресс. Поэтому такое большое внимание  они уделяли проблемам образования  и воспитания, подчеркивали определяющее  значение «хороших законов». Значение, которое они придавали «Энциклопедии», было поэтому гораздо шире, чем  эта работа на самом деле  могла иметь. Они считали, что  уже сам факт систематически  представленного прогрессивного  знания «приведет к изменениям  общественной действительности». На  самом деле они пришли лишь  к образованию идейных предпосылок  этих изменений. Это, однако, ничуть  не умаляет заслуг, которые энциклопедисты  имели в деле развития прогрессивного  философского и научного мышления  своего времени.

Информация о работе Западноевропейская культура в XVlll веке