Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 21:42, реферат
В настоящее время в обществе всё больше возрастает потребность в правдивом и непредвзятом изложении истории нашей Родины, в освещении основных этапов ее становления и развития как одного из крупнейших государств средневекового и современного мира. Величие России не только в ее колоссальном экономическом потенциале, огромном территориальном пространстве, богатстве природных ресурсов, оно в ее многовековой истории, в уникальной возможности наших предков совмещать западные и восточные традиции, впитывая в себя культуру двух различных сред.
Введение………………………………………………..3
Основные теории происхождения славян…………....5
Глава 1. Основные положения современной
теории этногенеза восточных славян………………....5
Глава 2. Отечественные теории……………………….7
2.1 Дореволюционные теории……………........7
2.2. Постреволюционные теории……………..10
Глава 3. Зарубежные представления
о происхождении славян……………………………...13
Глава 4. Легенды о происхождении славян………....17
Заключение…………………………………………….20
Источники информации………………………………22
Содержание
Введение………………………………………………..3
Основные теории происхождения славян…………....5
Глава 1. Основные положения современной
теории этногенеза восточных славян………………....5
Глава 2. Отечественные теории……………………….7
2.1 Дореволюционные теории……………........7
2.2.
Постреволюционные теории…………….
Глава 3. Зарубежные представления
о происхождении славян……………………………...13
Глава 4. Легенды о происхождении славян………....17
Заключение…………………………………………….20
Источники информации………………………………22
Введение
В настоящее время в обществе всё больше возрастает потребность в правдивом и непредвзятом изложении истории нашей Родины, в освещении основных этапов ее становления и развития как одного из крупнейших государств средневекового и современного мира. Величие России не только в ее колоссальном экономическом потенциале, огромном территориальном пространстве, богатстве природных ресурсов, оно в ее многовековой истории, в уникальной возможности наших предков совмещать западные и восточные традиции, впитывая в себя культуру двух различных сред.
Изучение происхождения и древнейшей истории славян представляет собой одну из наиболее сложных проблем в исторической науке. На ее решение направлены усилия разных специалистов - историков, археологов, лингвистов, чьи совместные труды должны со временем привести к определенным положительным результатам.
Однако при изучении истории нашего Отечества необходимо сразу сделать одну оговорку: что следует понимать под историей? То, что было в реальности или то, что нам известно о происходящих событиях из тех или иных источников. Мы в своём сознании сразу склоняемся к первому варианту трактовки истории. Но его не всегда возможно достичь. Письменных источников о том, что происходило, например, 20 тысяч лет назад у нас нет. Поэтому мы не можем сказать, как всё начиналось, и какие события разворачивались на этой территории в тот давний исторический период.
Обычно историю этногенеза славянских племен реконструируют на основе сопоставления различных по характеру источников: сообщений древнейших русских летописцев, римских, византийских, готских и арабских писателей, археологических данных и материалов топонимики – сведений о наиболее устойчивых географических названиях – именах рек и озер.
Но даже и такой анализ не дает вполне четкой картины о языке, образе жизни и местах обитания наших предков. Поэтому начальная история до сих пор остается предметом наиболее острых дискуссий. Особенную трудность представляет вопрос о древнейшей родине славян, времени и путях их расселения на просторах Восточно-Европейской равнины.
Далеко не все народы смогли сохранить письменную информацию о своём далёком прошлом. И на это были объективные причины. Основной причиной утери данных, конечно, явились четыре оледенения Земли. Из-за четырёхкратного наступления ледников, которое по историческим меркам закончилось совсем недавно, больше всего памятников прошлого, в том числе и письменных, осталось у тех народов, которые жили в тёплых районах, куда ледники не докатились и не заставили людей переселяться с места на место. Именно поэтому мы имеем больше всего свидетельств Древней истории из районов междуречья, Средиземноморья, Египта и Индии. Именно поэтому отсчёт истории принято вести от Шумерской цивилизации, Древней Греции и Древнего Рима. Отсюда мы и начинаем отслеживать историю своего Отечества в соответствии с тем мнением, которое сложилось в кругах историков на сегодняшний день.
Основные теории происхождения славян
Глава 1. Основные положения современной теории славянского этногенеза
На сегодняшний день в мире существует много теорий происхождения славян. Споры между учёными-историками не прекращаются до настоящего времени. Основная причина того, что на протяжении более десяти веков никто так и не смог дать точный ответ, где же была прародина славян, кроется в недостатке исторических и археологических источников.
Одна из новейших концепций славянского этногенеза сводится к следующему. В I тыс. до н.э. славяне еще не выделились в самостоятельную этническую группу. До сих пор не ясно, на какой территории и когда славяне отделились от индоевропейского этноязыкового единства. Анализ лексики древнеславянского языка позволил ученым предположить, что предки славян входили в балто-славянскую языковую общность, занимавшую территории к югу от линии Западная Двина - Ока. На севере они соседствовали с финно-угорскими, а на юге с иранскими этнокультурными массивами. В начале I тыс. н.э. из единой балто-славянской общности выделяется праславянская группировка.
Устоявшееся в исторической
науке представление о том, что
славянские народы некогда
Великое переселение народов, проходившее с IV пo VII в., существенно изменило этническую картину мира. Магистральным путем для движения этносов с востока на запад стало Северное Причерноморье. Кочевые племена волна за волной накрывали Восточную и Среднюю Европу. Гунны в IV - V вв. разгромили державу готов, тогда готы, вандалы и др., теснимые жителями степей, двинулись на запад и юго-запад, «взламывая границы Римской империи» (Г. С. Лебедев)
В образовавшуюся
Период древнеславянского
единства заканчивается в
Самостоятельная история
восточных славян начинается
в VIII - IX вв. К этому времени
Глава 2. Отечественные теории
2.1. Дореволюционные теории
Одной из важнейших проблем истории Древнерусского государства является проблема формирования того этнического массива, из которого выросла и развилась древнерусская народность. Важность этой проблемы стихийно осознавалась уже первыми русскими историками-летописцами XI-XII вв. Именно ими была разработана первая этническая концепция возникновения древнерусской народности, содержавшая два коренных положения, которые не утратили своего значения до наших дней. Первое – о родстве и единстве всего славянского мира, второе – об исходной миграции с запада славянских племен, составивших активное ядро Древнерусского государства.
В отечественной дореволюционной историографии проблеме этногенеза славян не уделялось должного внимания. Устрялов Н. называет славян “венедами” и делит их на три ветви – венеты, обитавшие между Балтийским морем и Карпатами; славян, живших от Тисы до берегов Днестра и от Дуная до Вислы; антов, располагавшихся между устьями Дуная и Днепра. И появления их на исторической арене относит к концу V и нач. VI вв. н.э.
Выдающейся русский ученый Соловьев С.М. в “Истории России с древнейших времен” мало коснулся вопроса о древнем населении Восточной Европы и не останавливался подробно на проблеме происхождении славян. Но все же считал их пришельцами из Азии на берегах Дуная.
Интересна генетическая схема С.Ф.Платонова: по его мнению, восточная ветвь славян пришла на Днепр вероятно еще в VII веке, и, постепенно расселяясь, дошла до озера Ильменя и Верхней Оки. Поляне, древляне и дреговичи основались на правом берегу Днепра и на его правых притоках. Северяне, радимичи и вятичи перебрались за Днепр и осели на его левых притоках, причем вятичи успели продвинуться до Оки. Кривичи тоже вышли из системы Днепра на север, на верховье Волги и Западной Двины, а оставшиеся словене заняли речную систему озера Ильменя. В своем движении вверх по Днепру, на северных и северо-восточных окраинах своих новых поселений, славяне приходили в непосредственную близость с финскими племенами и постепенно оттесняли их все далее на север и северо-восток. В тоже время на западе соседями славян оказались литовские племена, понемногу отступавшие к Балтийскому морю перед напором славянской колонизации. На восточных же окраинах, со стороны степей, славяне в свою очередь, много терпели от кочевых азиатских племён.
В конце XIX века при определении места расселения ранних славян, наряду с историческими и лингвистическими данными привлекаются материалы топонимики. В 1901 г. появляется интересное исследование А.Л.Погодина в книге “Из истории славянских передвижений”, в которой на основе сведений древних авторов дал очерк истории славян, начиная с первых веков нашей эры, и предпринял попытку отчертить раннюю славянскую территорию при анализе речных названий. Погодин приходит к выводу, что ранние славяне были насельниками территории Польши, Подолья и Волыни, где обнаруживается много славянских гидронимов. Эти области славяне занимали с глубокой древности вплоть до раннего средневековья, когда началось их широкое расселение.
Оригинальную теорию славянского этногенеза разработал А.А.Шахматов. Согласно представлениям этого исследователя, в отдаленной древности восточные индоевропейцы занимали бассейн Балтийского моря. По его мнению, этот регион стал исходным пунктом славянских миграций. Втянувшись в Великое переселение народов, славяне разошлись разными потоками: одни двинулись на юг в пределы Византии, другие на Русскую равнину, третьи – на запад вплоть до Одера. В результате этого, в юго-восточной Прибалтике остались балто-славяне. В I тыс. до н.э. балто-славянское единство распалось, в результате чего образовались славяне и балты.
Академик Б.А. Рыбаков выдвинул собственную теорию, согласно которой славяне принадлежали к древнему индоевропейскому единству, которое сложилось в V–IV тыс. до н.э. в северо-восточной части Балканского полуострова и на территории Малой Азии. На рубеже III и II тыс. до н.э., скотоводческие племена в поисках пастбищ широко расселились по Европе, некоторые ушли на Средний Восток, в Северную Индию, Среднюю Азию. Тогда и началось разделение индоевропейцев на этноязыковые группы: кельтскую, германскую, романскую, славянскую, греческую, иранскую, балтийскую.
На этом огромном пространстве единый праславянский этнос развивался вплоть до середины I тыс. н.э. в непосредственном соприкосновении с другими народами как индоевропейской семьи, так и финно-угорской группы. С III–IV вв. н.э. славяне присоединились к Великому переселению народов. На этом этапе они участвовали в нем пассивно. Они либо добровольно присоединялись к тому или иному могущественному племенному союзу, либо включались в него насильно. Так, в III – первой половине IV в. н.э. славяне входили в готский племенной союз, доминировавший в Северном Причерноморье, во второй половине IV–V вв. н.э. – в состав державы гуннов на той же территории.
Уже в V в. во всем славянском мире происходила подготовка к бурным событиям последующего столетия, когда славяне стали активными участниками Великого переселения народов. В V в. началось частичное возвратное движение славян из лесной в лесостепную и степную зоны, а оттуда через хребты Балкан во владения Византии. Во всю мощь славянская миграция развернулась в VI столетии. Вторжение славян на Балканы приобрело массовый характер. Из бассейна Балтики потоки переселенцев двигались в западном направлении в сторону Эльбы и в восточном – по направлению к Ильменю-озеру. В результате миграции славян в зону расселения германских племен возникла ветвь западных славян, заселившие византийские владения положили начало ветви южных славян, те же, кто оказался на Великой Русской равнине, получили название восточных славян.
2.2 Постреволюционные теории
В первые годы советской власти, точнее в 20-е годы, зародилась и почти на три десятилетия заняла господствующее место в области изучения этногенеза народов Восточной Европы этнолингвистическая концепция Н.Я. Марра. Он выступал как активный противник индоевропеизма в языкознании с формальной, по его мнению, генеалогической систематизацией языков. Н.Я. Марр был противником славянского “братства” и славянского “праязыка”, даже близость русского и украинского языков ставилась им под сомнение. Так же он критиковал попытку возводить “вопрос о племенном составе русского народа … к славянскому единству”. В отличие от индоевропеистов, Н.Я. Марр категорически отрицал ведущую роль миграции в народотворческом процессе. Русский язык трактуется им как индо-европеизированный славянский язык, а славянский язык – как “сколотский”, т.е. скифский и сарматский, которые, по его мнению, были яфетическими языками.
Но уже в 30-е годы ознаменовалось дальнейшее сближение археологии и истории. Постепенно к концу 30-х – началу 40-х годов “монополия” на разработку проблемы восточнославянского этногенеза и ранней этнической истории славян полностью перешла к археологам.
Информация о работе Зарубежные представления о происхождении славян