Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 21:42, реферат
В настоящее время в обществе всё больше возрастает потребность в правдивом и непредвзятом изложении истории нашей Родины, в освещении основных этапов ее становления и развития как одного из крупнейших государств средневекового и современного мира. Величие России не только в ее колоссальном экономическом потенциале, огромном территориальном пространстве, богатстве природных ресурсов, оно в ее многовековой истории, в уникальной возможности наших предков совмещать западные и восточные традиции, впитывая в себя культуру двух различных сред.
Введение………………………………………………..3
Основные теории происхождения славян…………....5
Глава 1. Основные положения современной
теории этногенеза восточных славян………………....5
Глава 2. Отечественные теории……………………….7
2.1 Дореволюционные теории……………........7
2.2. Постреволюционные теории……………..10
Глава 3. Зарубежные представления
о происхождении славян……………………………...13
Глава 4. Легенды о происхождении славян………....17
Заключение…………………………………………….20
Источники информации………………………………22
Первая попытка написать историю Восточной Европы, используя не только данные письменных источников, но и данные археологии, оказалась весьма удачной. Восточные славяне, согласно мнению Ю.В. Готье, это “несомненно” потомки антов, которые, начиная с VII века, распространяются с той территории, которую они заселяли после раскола славянского единства. Территория, откуда в VII в. начали расселяться анты – это область с севера ограниченная Западной Двиной, а с востока Днепром; на западе их земли упирались в Карпаты. На этой территории славяне жили “с незапамятных времен “.
Достижения Ю.В. Готье в исследовании ранних этапов этнической истории Восточной Европы переоценить трудно. Ему принадлежит объединение истории и археологии, построение единой схемы исторического развития страны и населяющих ее народов с глубокой древности до времен Киевской Руси.
Концепцию западной прародины славян, охватывающей бассейн средней и отчасти верхней Вислы, достигавшей на западе среднего течения Одера и на Востоке – Припятского Полесья и Волыни, отстаивает В.В. Седов. В работе, посвященной происхождению и ранней истории славян, он излагает историю изучения проблемы происхождения славян и дает обзор современных лингвистических, антропологических и исторических данных по этой теме. В.В.Седов строит свою концепцию на археологических материалах, придерживаясь ретроспективного метода исследования, который он считает единственно удовлетворительным путем для археологического изучения этногенеза, и лишь затем пытается сопоставить свои выводы с данными других наук. Он исходит из того, что археологические культуры соответствуют этническим общностям, хотя при некоторых условиях, миграциях и взаимопроникновениях могут складываться и полиэтнические культуры.
Достижения советских учёных в области изучения славянского этногенеза огромны. Они впервые стали использовать не только сухие выдержки из летописей и очерков, но и археологические находки. Объединяя их, историкам и археологам удалось создать более точную картину происхождения наших предков.
Глава 3. Зарубежные представления о происхождении славян
Письменная культура пришла на Русь довольно поздно – лишь в конце X в., и литературное творчество на Руси, насколько мы можем судить по сохранившимся памятникам, началось не ранее середины XI в.. Первые опыты летописания дошли до нас в редакциях начала XII в.. Богатые сведениями о событиях начиная со второй половины XI в., летописи все более скупо освещают события по мере удаления в глубь веков. Более того, рассказывая об истории Руси X в. и предшествующих столетий, летописец не имел других источников кроме византийских хроник и местных преданий, дошедших до него в устной форме. Совершенно очевидно, что в этих условиях любая дополнительная информация о народах Восточной Европы, о восточных славянах, о Руси, бесценна для историка. И крупицы, а не редко и целые пласты такой информации находили мы в сочинениях, созданных в странах, соседствовавших с восточноевропейским регионом и издавна обладавшим письменностью и литературой.
Разнообразие, подчас уникальность и огромный объем информации о Восточной Европе и Руси в зарубежных памятниках письменности, делает их ценнейшим источником информации по древнейшей истории нашей страны, многие страницы которой остались бы просто неизвестны, не прояви к ним интереса византийский монах или арабский путешественник.
Но использование зарубежных источников представляет большую сложность – и далеко не только из-за языка. Дело, прежде всего, в специфике отражения событий, происходивших в чужом, подчас чуждом для их авторов мире. Интерес к народам Восточной Европы, бесспорно, существовал в окружающих ее странах, но далеко не всегда он носил целенаправленный и систематический характер. Более того, зарубежные источники отягощены сложившимися в каждом регионе стереотипами описания Восточной Европы: как “варварского мира” в античной и византийской литературе и т.п. Следовательно, использование зарубежного источника без глубокого исследования его контекста, как правило, ведет к его неверной интерпретации и созданию историографических мифов. Исследуемые в своей совокупности, зарубежные источники освещают кардинальные вопросы отечественной истории и помогают воссоздать целостную картину зарождения и становления Древнерусского государства.
Средневековые историки выдвигали так называемую скифо-сарматскую теорию, согласно которой славяне произошли из Передней Азии, продвинулись вдоль Черноморского побережья на север и осели в Южной части Восточной Европы. Древним авторам славяне были известны под именем скифы, сарматы, аланы, роксаланы. Постепенно с течением времени, славяне из северного Причерноморья расселились на запад и юго-запад. Отождествление славян с различными этническими группами, упоминаемыми древними авторами, характерно для средневековья и первого этапа нового времени. В сочинениях западноевропейских историков можно встретить мнение, что славяне в древности назывались кельтами. Среди южнославянских книжников было распространено, что славяне и готы один и тот же народ. Довольно часто славян отождествляли с фракийцами, даками, иллирийцами.
Активные научные изыскания в зарубежных странах по проблеме славянского этногенеза начинаются с 30-х гг. XIX в., когда появляется книга П.Н.Шафарика “Славянские древности”. В основе его построений лежит анализ сведений античных авторов о венедах и данных Иордана. Шафарик П.Н. попытался доказать, что славяне исконно заселяли обширные территории Средней Европы. Славянский язык, по его мнению, впервые появился к северу и северо-востоку от Карпат, т.е. на территории Галиции, Подолии и Волыни. Сформированная Шафариком прикарпатская теория происхождения славян была весьма популярна в XIX в.
В те же годы лингвист Ф.Болл установил, что язык славян наиболее близок балтам и германцам. А так же определил родину славян между балтами, германцами и иранцами. Учёный считал, что, скорее всего, славяне так же соседничали и с кельтами, фракийцами и иллирийцами.
В польской историографии особняком стоит гипотеза историка и этнографа К.Мошинского. Его построения покоятся прежде всего на предположении о древнем языковом контакте славян с тюрками. Исследователь предположил, что до VII-VI вв. до н.э. славяне жили где-то в Азии, их соседями на востоке были тюрки, на западе – угры, на юге скифы. В последней своей работе К.Мошинский утверждал, что славяне пришли в Поднепровье за несколько веков до н.э., откуда-то из пограничья Европы и Азии. Для обоснования этого тезиса исследователь много внимания уделил аргументации гипотезы о заселения славянами приднепровских территорий раньше, чем Повисленья.
Такова общая характеристика трудов зарубежных ученых, посвященных этногенезу славянских племен.
Что касается зарубежной историографии, то следует сказать о том, что западные историки в основном отстаивали теорию западного происхождения славян. Прародину славян относили на территорию между реками Вислы и Одер, или Одером и Днепром. К таким исследователям можно отнести Ю.Костшевского, Т.Лер-Сплавинского, Я.Чекановского, В.Гензеля.
Но всё же наибольший вклад в изучение этногенеза славян внес чешский ученый Л.Нидерле. Он разработал этнолингвистическую схему славянских племен и утверждал, что наряду с другими индоевропейскими языками в течении II тыс. до н.э. существовал балто-славянский язык, в результате членения которого образовался славянский язык (I тыс.до н.э.). Прародина славян, по Л.Нидерле, находилась к северу от Карпат, была ограничена с запада Вислой, а с востока – средним Днепром, включая Березину и Десну.
Зарубежные представления о восточнославянском этногенезе сильно отличались друг от друга. И на то были веские причины: историки каждой страны описывали своих соседей через призму политических отношений с ними. Древних славян часто описывали как варваров, объединяя их с готами, а иногда и с норманнами. Тем не менее, в исторической западной литературе представлены интересные факты становления славян, которые у них самих не были зафиксированы.
Глава 4. Легенды о происхождении славян
Помимо научных точек зрения, существует также множество легенд о происхождении славян. Каждый народ, стремясь понять самих себя, создавал придания о своём происхождении и своих предках.
Однако первые возможные упоминания славян мы можем найти не в их
сказаниях, а в легендах Древней Греции. У греков были достаточно широко распространены мифы о гипербореях, людях совершенно добродетельных, живущих значительно севернее Чёрного моря. То есть где-то в районе, который можно было очертить линией: Самара, Саратов, Воронеж, Курск, Брянск, Смоленск и выше до ледовитого океана. В греческой мифологии эти люди предстают в виде выдающихся героев, наделенных в избытке умом, силой и красотой.
Интересным представляется придание, повествующее о трёх братьях – Скифе, Русе и Славене. В поисках нового места для своего народа, они разошлись по миру.
Скиф поселился в лесах, его потомки стали скифами. Они разводили лошадей и пасли их в низовьях Дуная, Днестра, Днепра и Дона. Поклонялись скифы богу неба, богу очага и богу войны.
Скифы оберегали свои степи, не одному завоевателю не удалось их победить. Даже персидский царь царей Дарий потерпел со своей армией страшное поражение от свободолюбивых скифов и едва спасся от них бегством.
Сыновья Русса не захотели жить на одном месте. Это были воинственные витязи, искусные в ратном деле. «Весь мир ужасался их храбростью», - писал древний летописец.
Согласно легенде, сам Александр Македонский, устав от жалоб народов на разорения от руссов, приказал им поселиться у Балтийского моря, отдав им в данники всех, кто окажется на его берегах. Так руссы поселились на одном месте. Сильные и смелые, они объединялись в дружины и в ладьях плавали по морям и рекам, собирая дань с разных народов. Их прозвали варягами, это слово означает «союз, дружина». Ещё их называли норманнами, т.е. северными людьми.
Брат Скифа и Руса Словен поселился в лесах, там, где протекали реки Эльба, Висла и Дунай. От него пошли славяне. Древние историки называли их венедами. По их описанию славяне были высокого роста, стройные, с русыми волосами. Среди других народов они выделялись силой, выносливостью и смелостью, поэтому их часто вовлекали в войны как союзников. Было известно, что если в первых рядах нападающих стоят славяне, то они победят любое войско. Смелость их доходила до отчаяния. Попав в плен, они никогда не выдавали союзников, терпели любые пытки и умирали без жалоб, мольбы и стона. Никто не отваживался идти войной на славян, в своих лесах они были непобедимы.
Но вообще славяне не любили воевать. Они пасли на лугах стада, пахали землю, жили в деревянных избах, ели простую пищу. Все соседи знали об их гостеприимстве. Уходя из дома, славянин обычно оставлял дверь открытой, а на стол клал пищу, на случай, если в его отсутствие к нему зайдёт какой-нибудь гость. Славяне были язычниками. Они обожествляли всю природу, поклоняясь богу молнии и неба Перуну, богу солнца Дажбогу, духам леса, рек и болот.
Больше всего славяне любили свободу. Они не терпели над собой никакого насилия. Вождей избирали только на время военных походов.
То, что находилось за стенами избы – пахотные земли, луга, леса, реки, - считалось общим, и всем этим славяне пользовались вместе. Даже пленных они не превращали в рабов навсегда, а, заставив их отработать несколько лет, отпускали домой или предлагали остаться и жить свободными и равными со всеми. Славяне так почитали свободу, что им казалось несправедливым лишать её даже своих врагов.
Существует легенда, повествующая о переселении славян с берегов Дуная, Вислы и Эльбы.
Однажды внук Вандала, легендарный князь Буривой, собрал всех славян, теснимых бурными событиями с запада и с юга, и повёл их подальше от беспокойных соседей – на восток. Там лежали малонаселённые земли, обильные реками и пастбищами, укрытые непроходимыми лесами. Так славяне постепенно расселились от Балтийского моря до Чёрного. Те племена, что осели в лесах, по словам летописцев, прозывались древлянами, от слова «дерево». Те, что на границе со степями, - полянами, от слова «поле». А те, что оказались севернее их, - северянами. Которым достались болотистые места – дреговичами, от славянского слова «дрегва» - болото. Те, что обосновались у озера Ильмень, получили название ильменских. Поселившихся на берегах реки Полоты назвали полотчанами. Были ещё два больших племени – радимичи, что значит родные между собой , и кривичи, значит родные по крови.
Заключение
Рассмотрев точки зрения российских учёных дореволюционного и советского периода, а также зарубежную историографию по данной теме мы можем подвести итог, основываясь на приведённых выше данных.
Отделившись от индоевропейской семьи, славяне составили собственный этнос, выделяющийся прежде всего в языковом отношении. Ошибочным будет предполагать, что этот этнос был изолирован от других, развивался сам по себе, пока не сложились славяне. На самом деле процесс этногенеза гораздо труднее и противоречивее.
Древнейшие праславяне занимали довольно значительную площадь и контактировали с населениями разных культур, смешивались с разными племенами.
Некоторые исследователи уже в этом видели, что славяне с самого начала были отнюдь неоднородны, с глубокой древности шли чуть ли не разными путями. Но на самом деле этот долгий подготовительный процесс завершился образованием племенных групп или союзов племен.
В VI-VII вв. у славян было несколько больших группировок и множество малых племен, но главное, что у них было единое самосознание. К тому же в это время шло активное перемещение славян по обширной территории.
Информация о работе Зарубежные представления о происхождении славян