Заселение территории Скандинавии северо-германскими племенами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 16:56, доклад

Описание работы

Прародиной германцев являлась Северная Европа, откуда началось их движение на юг. Это переселение столкнуло германские племена с кельтами, что привело в одних районах к конфликтам, в других — к союзу и этническому взаимовлиянию.
Сам этноним «германцы» кельтского происхождения. Сначала кельты называли так племя тунгров, затем все живущие на левом берегу Рейна племена. Римские авторы заимствовали этот этноним у кельтов, однако греческие писатели ещё долго не отличали германцев от кельтов.
Германские племена принято делить на три группы: северогерманские, западногерманские и восточногерманские. Юг Скандинавии и полуостров Ютландия являлись общей родиной, «мастерской племён» северных, восточных и западных германцев. Отсюда часть из них по океанскому побережью продвинулась на север Скандинавии. Основная масса племён с IV в. до н.э. сохранила тенденцию к движению на юг вглубь континента и на запад. Северные германцы — это племена Скандинавии, которые не ушли на юг: предки современных датчан, шведов, норвежцев и исландцев. Восточные германцы — племена, переселившиеся из Скандинавии в Среднюю Европу и расселившиеся в междуречье Одера и Вислы.

Файлы: 1 файл

Заселение территории Скандинавии северо-германскми племенами..docx

— 50.69 Кб (Скачать файл)

Германцы — это племена индоевропейской языковой группы, занимавшие к I в. н.э. земли между Северным и Балтийским морями, Рейном, Дунаем, Вислой и в Южной Скандинавии. Проблема происхождения германских племён чрезвычайно сложна. Как известно, у германцев не было ни своего Гомера, ни Тита Ливия, ни Прокопия. Всё, что мы о них знаем, принадлежит в основном перу греко-римских историков, язык сочинений которых не всегда адекватен явлениям германской действительности.

Прародиной германцев являлась Северная Европа, откуда началось их движение на юг. Это переселение столкнуло германские племена с кельтами, что привело в одних районах к конфликтам, в других — к союзу и этническому взаимовлиянию.

Сам этноним «германцы» кельтского происхождения. Сначала кельты называли так племя тунгров, затем все живущие на левом берегу Рейна племена. Римские авторы заимствовали этот этноним у кельтов, однако греческие писатели ещё долго не отличали германцев от кельтов.

Германские племена принято делить на три группы: северогерманские, западногерманские и восточногерманские. Юг Скандинавии и полуостров Ютландия являлись общей родиной, «мастерской племён» северных, восточных и западных германцев. Отсюда часть из них по океанскому побережью продвинулась на север Скандинавии. Основная масса племён с IV в. до н.э. сохранила тенденцию к движению на юг вглубь континента и на запад. Северные германцы — это племена Скандинавии, которые не ушли на юг: предки современных датчан, шведов, норвежцев и исландцев. Восточные германцы — племена, переселившиеся из Скандинавии в Среднюю Европу и расселившиеся в междуречье Одера и Вислы. Среди них готы, гепиды, вандалы, бургунды, герулы, ругии. Вопрос о времени заселения ими этих районов остаётся спорным. Однако к началу н.э. они уже размещались в данном регионе. Самая значительная группа — это западные германцы. Они делились на три ветви. Одна — это племена, обитавшие в районах Рейна и Везера, т.н. рейнсковезерские германцы или культовое объединение истевонов. Сюда входили батавы, маттиаки, хатты, тенктеры, бруктеры, хамавы, хасуарии, хаттуарии, убии, усипеты и херуски. Вторая ветвь германцев включала племена североморского побережья (культовый союз ингевонов). Это кимвры, тевтоны, фризы, хавки, ампсиварии, саксы, англы и варны. Третьей ветвью западногерманских племён был культовый союз герминонов, куда входили свевы, лангобарды, маркоманны, квады, семноны и гермундуры.

 

Тысячелетия камня и бронзы. Первые люди – охотники, собиратели, рыболовы – пришли в Скандинавию главным образом позже последнего из четвертичных оледенений, не ранее чем за девять тысячелетий до н. э. Следы межледникового, еще более древнего человека на Севере незначительны. Наиболее известные послеледниковые культуры Скандинавии – Маглемосе и Эртебёлле (знаменитые "кухонные кучи") в Дании и на юге Скандинавского полуострова, Кóмса и Фóсна на Атлантическом побережье Норвегии, Сандарна в Юго-Западной Швеции. Все это приморские или приречные культуры среднего каменного века – мезолита. Грубо оббитые каменные орудия скандинавов уже включали кремневый топор. Эти люди уже широко применяли костяные изделия, знали лук и стрелы, лодку-однодеревку, впервые приручили собаку. Носители самой поздней из этих культур (V-III тысячелетие до н. э.) антропологически были уже сродни современным обитателям Южной Скандинавии, что свидетельствует о малых расовых изменениях. Вместе с тем Северная Скандинавия параллельно заселялась с востока охотниками – выходцами из Азии, что облегчалось сравнительно мягким ("литориновым") климатом.

Важнейшим рубежом в истории скандинавских народов явился переход их к земледелию и скотоводству (ок. 3000 лет до н. э). От этой уже неолитической культуры в южной части Скандинавии сохранилось множество археологических следов самого разного характера, включая погребения и керамику. Распространение новых занятий, возможно, связано с приходом новых племен, также европеоидного типа. Оно позволило впервые удалиться от моря и начать освоение внутренних районов. В Дании и Южной Швеции, богатых кремнем и янтарем, развитой неолит достиг наибольшего расцвета. Его особенно заметным признаком, распространенным, впрочем, и далеко за пределами Скандинавии, были надгробия из крупных камней – мегалиты, дольмены. Само возведение этих сооружений предполагало коллективные усилия и, следовательно, крепкие родовые связи первобытных земледельцев.

Культурой иных, одиночных погребений обозначается новая (в науке нередко оспариваемая) волна миграций в Скандинавию, около 2000 лет до н. э., из Центральной и Восточной Европы. Культура эта известна также боевыми (еще кремневыми, но уже шлифованными) топорами овальной формы, несущими следы влияния бронзовых образцов. Новая культура "боевых топоров" (иначе, ладьевидных топоров) глубоко проникла не только в Данию, но и в нынешнюю Среднюю Швецию, и в Южную Норвегию.

Название «боевых топоров» возникло благодаря обычаю этих людей класть в мужские могилы каменный боевой топор (который был неэффективен в качестве оружия и обозначал социальный статус). Племена культуры боевых топоров часто считают первыми индоевропейцами на территории Средней Европы.

Памятники культуры шнуровой керамики, послужившей прототипом для культуры боевых топоров обнаружены в Центральной Европе, в основном в Германии и Польше.

Возникновение культуры боевых топоров имеет отчетливую связь с одним из самых архаических катаклизмов северного мировоззрения, нашедшим отражение в мифологической традиции, – распрей между асами и ванами. По совокупности доказательств, завоевание господства агрессивными асами над сравнительно мирными и имеющими отчетливо аграрный характер ванами должно быть нами соотнесено с утверждением господства носителей топоров над сравнительно мирными племенами с производящей экономикой, приведшее к постепенной ассимиляции тех и других с устойчивым преобладанием агрессивного, воинственного начала.

Антропологический тип

Представителей культуры боевых топоров иногда выделяют в отдельный антропологический тип кордидов (Хвалынская культура), как локальный, но обособившийся вариант средиземноморской расы за счет метисации с местными палеоевропеоидами (борреби и брюнноиды). Предпологаеться что тип кордидов близок к памиро-ферганской расе.

Памиро-ферганская раса (англ. Irano - Afghan) - самая восточная суб-раса европеидной расы, распространенная в Центральной Азии (иранцы, пуштуны, таджики). Характеризуется высоким ростом, темными волосами, брахикефалией, смуглой кожей и тонким выступающим носом. Довольно сильно развитие третичного волосяного покрова. Памиро-ферганская раса генетически связана с кордидами.

ТЕРРИТОРИЯ

Эта культура охватывает большую часть континентальной Европы, за исключением стран средиземноморского региона (где обитали синокавказцы, от них остались баски), и севера Скандинавии (где обитали предки лапландцев).

На западе Культура Боевых топоров включает в себя все области более ранней культуры воронковидных кубков (Мегалитическая культура. 4 300 - 2 700 гг. до н.э. Средиземноморцы. Молдавия, Скандинавия) и, очевидно, является её наследником (не обязательно единственным). КВК в течение всего двух поколений была замещена культурой боевых топоров.

В пользу верховых коней у носителей культуры боевых топоров свидетельствует форма основного оружия - молоткообразных топоров. Как оружие пешего боя они совершенно нерациональны, а как оружие всадника каменные топоры-булавы весьма эффективны. Булавы и "топоры с поворозою" (темляком) дожили в конных войсках до XVII в.

 

ШВЕДСКО-НОРВЕЖСКАЯ Культура БОЕВЫХ ТОПОРОВ

Шведско-норвежская культура боевых топоров, или Культура ладьевидных топоров, возникла около 2 800 г. до н.э. и известна по примерно 3000 могил от Сконе до Уппланд и Тронделаг.

В Скании, на крайнем юге Швеции, наибольшая концентрация памятников этой культуры падает именно на те районы, где ранее хорошо была представлена земледельческая культура воронковидных кубков.

Время их появления и распространения по Скандинавии названо Период раздробленных черепов, потому что к этому времени относятся находки захоронений людей с раздробленными черепами, причём не только мужчин, но и много женщин и детей. Наступление этой культуры было насильственным и быстрым, наиболее вероятно, что оно произошло в результате индоевропейского вторжения (особенно протогерманского).

По всей Скандинавии найдено около 3000 боевых топоров, большей частью в северной Норвегии.

Известно менее 100 поселений и их остатки незначительны, так как располагаются на местах, занятых фермами и подвергавшихся интенсивной распашке.

Известны поселения за Полярным кругом.

Базировалась на тех же приёмах земледелия, что и предшествовавшая Культура воронковидных кубков, но использование металла изменило общественную систему. Это ознаменовалось тем фактом, что для культуры трубчатого кубка были свойственны коллективные мегалитические захоронения и обильные жертвоприношения, а для культуры боевых топоров характерны одиночные могилы и персональные жертвы.

В 1993 в Туринге, Сёдерманланд, были произведены раскопки дома смерти, что дало новые факты. За тяжёлыми деревянными стенами были найдены остатки примерно двадцати глиняных сосудов, шесть рабочих и один боевой топор, относящиеся к последнему периоду культуры. Кроме того, здесь же были найдены кремированные останки как минимум шести человек. Это самый ранний из известных примеров кремации в Скандинавии, показывающий близкие контакты с Центральной Европой.

Ввиду вторжения в этот регион германцев Эйнар Ёстмо подчёркивает, что атлантическое и североморское побережье Скандинавии, как и Прибалтика, вели оживлённую морскую торговлю, что было обусловлено более широким географическим распространением и более близким культурным единством, чем имели внутриконтинентальные культуры. Он указывает на широко разбросанные находки большого количества резных изделий из камня этой эпохи, на которых изображены «тысячи» кораблей. Для культур мореходов, подобных этой, море - это дорога, а не препятствие.

 

ФИНСКАЯ К.Б.Т.

Финская культура боевых топоров была смесью культуры одомашнивания скота и культуры охотников и собирателей, и в пределах своего горизонта является одной из самой богатой находками.

 

КУЛЬТУРА БОЕВЫХ ТОПОРОВ в ДАНИИ

- Культура Эртебёлле. 5.200 - 3.000 гг. до н.э. Кроманьонцы «нордического»  расового типа.

- Поздняя Культура  Эртебёлле. 3.000 – 2.000 гг. до н. э.

- Культура Воронковидных  кубков. Мегалитическая культура. 4.000 – 2.700 гг. до н.э. Средиземноморцы. Молдавия. Скандинавия.

-Культура шаровидных  амфор. иберы. 2.900 г. до н.э.

-Культура боевых  топоров. Кордиды. Памиро-ферганская раса.

Материальной связи между культурой боевых топоров и мегалитическими культурами нет, и ее появление в Дании можно понимать как результат иммиграции из областей на юге и востоке, где можно найти аналогии ее материальным следам.

Принадлежащие к этой культуре находки извлекаются из невысоких могильных холмов, которые нередки вблизи рек и пастбищ в песчаных внутренних областях Ютландии. Эти холмы росли в течение многих лет, поскольку захоронения располагались одно над другим, и каждый холм отражал смену нескольких поколений.

В типичном холме первая могила находилась ниже уровня земли; тело лежало в ней на боку в положении спящего, рядом с ним – обычный и боевой топоры (или, в случае женщины, янтарные бусы), а подчас и сосуд, предположительно, наполненный пищей. Следующее тело укладывалось на вершину первой могилы в таком же положении, и над ним сооружался низкий могильный холм. Эта последовательность продолжалась, и размер холма постепенно увеличивался. Должно быть, этот обычай пользовался популярностью, поскольку иногда его продолжали придерживаться уже в эпоху позднего неолита.

 

Керамика

Кубок начальной стадии этой эпохи характеризуется коническим венчиком и круглым туловом с горизонтальными отпечатками веревки под ободком.

Близкие аналоги этой керамики встречаются в Саксонии и Тюрингии, и кажется вероятным, что именно оттуда носители культуры боевых топоров расселились в северном направлении до самого Лимфьорда в Ютландии.

Вторая стадия представлена мягко выгнутым кубком с гравированным декором, а последняя – маленьким сосудом, похожим на цветочный горшок.

Распределение одиночных погребений показывает, что первоначально эти люди были не земледельцами, а скотоводами, чьи стада паслись вдоль рек и на открытых равнинах.

Ближе к концу среднего неолита мы встречаемся с родственной им группой в Восточной Ютландии и на островах. Их кубки это выгнутые, довольно широкие сосуды с крупным зигзагообразным узором. Следы представителей этой группы были обнаружены в ряде захоронений, а также при раскопках нескольких П-образных хижин.

Третья группа, связанная с Восточной Скандинавией, известна по острову Борнхольм и другим островам на востоке Дании. Она именуется культурой ладьевидных топоров из-за похожего на лодку сечения характерных для нее топоров с короткой проушиной. Иногда эти полированные нефритовые топоры обнаруживаются в каменных гробницах вместе с массивным полированным долотом из кремня. Характерные сосуды этой культуры имеют овальное сечение и покрыты линейным орнаментом или отпечатками гребня.

 

Однако и Южная Скандинавия сильно отставала от остальной, континентальной части Европы. Век бронзы начался здесь лишь в середине II тысячелетия до н. э. Орудия из привозной бронзы и меди (скандинавы выменивали их за кремень) стали достоянием лишь верхушки общества, вероятно уже патриархально-родового, и не вытеснили камень. Это время начавшегося разложения первобытнообщинных отношений принесло с собой много нового: торгово-культурные связи скандинавов с Британскими островами, придунайскими областями и даже Средиземноморьем, рало вместо мотыги, золотые украшения, наконец, замечательные наскальные рельефы с изображениями условного характера. От многочисленных уже курганных погребений этой поры до нас дошли предметы одежды и туалета.

От периода 2500—500 гг. до н. э. также сохранилось множество относительно хорошо сохранившихся наскальных изображений (петроглифов) в западной Швеции (особенно известны изображения из Танума) и в Норвегии (наскальные рисунки в Альте). Большинство петроглифов было создано в период 2300—500 гг. до н. э. Они изображают эпизоды, связанные с аграрным образом жизни, боевые действия, корабли, скот и т. д.[3] В Бохуслене обнаружены петроглифы с изображениями на сексуальную тематику, они датируются приблизительно 800—500 гг. до н. э.

Информация о работе Заселение территории Скандинавии северо-германскими племенами