Заселение территории Скандинавии северо-германскими племенами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 16:56, доклад

Описание работы

Прародиной германцев являлась Северная Европа, откуда началось их движение на юг. Это переселение столкнуло германские племена с кельтами, что привело в одних районах к конфликтам, в других — к союзу и этническому взаимовлиянию.
Сам этноним «германцы» кельтского происхождения. Сначала кельты называли так племя тунгров, затем все живущие на левом берегу Рейна племена. Римские авторы заимствовали этот этноним у кельтов, однако греческие писатели ещё долго не отличали германцев от кельтов.
Германские племена принято делить на три группы: северогерманские, западногерманские и восточногерманские. Юг Скандинавии и полуостров Ютландия являлись общей родиной, «мастерской племён» северных, восточных и западных германцев. Отсюда часть из них по океанскому побережью продвинулась на север Скандинавии. Основная масса племён с IV в. до н.э. сохранила тенденцию к движению на юг вглубь континента и на запад. Северные германцы — это племена Скандинавии, которые не ушли на юг: предки современных датчан, шведов, норвежцев и исландцев. Восточные германцы — племена, переселившиеся из Скандинавии в Среднюю Европу и расселившиеся в междуречье Одера и Вислы.

Файлы: 1 файл

Заселение территории Скандинавии северо-германскми племенами..docx

— 50.69 Кб (Скачать файл)

Далее, эпоха викингов стала и порой первых государственных объединений каждого из трех скандинавских народов, более того – порой появления самих датской, норвежской, шведской народностей и названий трех стран. Языковые различия еще были невелики: преимущественно между востоком – Данией и Швецией, и западом – Норвегией и Исландией; вместе с тем шведско-норвежский рунический алфавит дифференцировался от датского. Взаимному сближению племен и сплочению их групп в народности способствовало политическое развитие – образование трех королевств Скандинавии. Раньше других твердо засвидетельствован король данов Годфред, воевавший с самим Карлом Великим в начале IX в. Первоначальное политическое объединение Норвегии и Швеции состоялось лишь в X в. На рубеже IX-X вв. один из южнонорвежских конунгов – Харальд Харфагр (Прекрасноволосый) временно подчинил своей верховной власти большую часть современной Норвегии. Датские земли вновь собрали воедино Горм Старый (умер ок. 945 г.) и его сын Харальд Синезубый. Объединение Восточной и Западной Швеции завершилось на рубеже X-XI вв. при короле Олафе Скотконунге (ум. ок. 1022 г.).

Эти раннесредневековые короли уже имели обширные земельные владения и опирались на свои дружины ("хирд"). Они собирали дань и "дары" с населения, ставили в подвластных областях наместников-ярлов, чеканили примитивные деньги (с начала XI в.), созывали военно-морские ополчения ("лейданг", "лединг"). Существовало уже административно-территориальное деление (в виде сотенных округов "хундари" и других единиц, например "херред" и пр.). Это деление твердо засвидетельствовано с начала XI в., т. е. со времени образования трех крупных королевств при гегемонии датского. Государи западных и восточных стран Европы – от Англии до Киевской Руси – вступали со скандинавскими королями в равноправные брачно-политические связи.

Скандинавские королевства, возникнув как варварские, лишь постепенно становились организациями господствующего класса, раннефеодальными государствами. Раньше других, не позже конца X в., такое государство сложилось в наиболее развитой Дании, что и было предпосылкой для образования североморской державы Свейна и Кнута. В Норвегии государственное развитие достигло такого же уровня, но позже, чем в Дании, за пределами эпохи викингов.

Таким образом, общество эпохи викингов включало три разных уклада: общинно-родовой, рабовладельческий (рабство как домашнее, так и производственное, в обоих случаях весьма жестокое) и протофеодальный (угощения и повинности свободного населения в пользу королей, в других случаях уплата дани). Ни один из этих укладов еще не имел решительного перевеса над другими. Такое общество – конечный плод распада первобытнообщинного строя – многие советские историки и этнографы именуют теперь раннеклассовым. Это определение позволяет оттенить отличие такого общества от более ранних этапов разложения первобытного общества.

Культурный подъем эпохи викингов. В целом в эпоху викингов (IX-XI вв.) духовная культура древних скандинавов испытывала явственный подъем. Резко увеличилось число рунических надписей, упростился их алфавит – на смену общегерманскому из 24 знаков пришел особый скандинавский из 16 знаков, в дальнейшем дифференцировавшийся. От этой эпохи дошло до нас много памятных камней с указанием имен знатных скандинавов, их подвигов и владений. Заметен перелом и в изобразительном искусстве. Появляется новый стиль – энергичный, выразительный, строго организованный. Самым распространенным мотивом в украшениях на дереве, металле, камне стал так называемый "хватающий зверь". Эпоха викингов ознаменовалась также расцветом поэтического искусства скальдов-стихотворцев, бывших одновременно воинами, мореплавателями и пр. Скальдическое искусство возникло в IX в. и переживало пору своего расцвета в X-XI вв. у норвежцев и особенно у исландцев. Творения скальдов жили в устной традиции вплоть до появления новой местной письменности, созданной из англосаксонского варианта латинского алфавита. В песнях скальдов, нередко импровизированных, славились подвиги викингов. Сохранились имена наиболее искусных скальдов: первый среди них – Эгиль Скаллагримсон (X в.) с его хвалебной песнью "Выкуп головы".

Крайне сложные в построении стихи скальдов строго ритмичны, насыщены аллитерациями, замысловатыми синонимами – "хейти" и метафорами – "кеннингами". Вот некоторые из таких кеннингов: "чайка ран" – ворон, "река трупа" – кровь, "поле тюленя" – море, "война копий" – битва, "страна края сигов равнины" – это... женщина, "сиги (рыбы) равнины" – змеи, "край змей" – золото, "страна золота" – женщина.

На закате древнескандинавской языческой эпохи – скорее всего в VIII-XI вв. – были сложены и песни о богах и героях, дошедшие до нас в их исландской обработке, в записи XIII в. Песни эти по исландскому названию их сборника XIII в. именуются Эддой, точнее Старшей, или Поэтической Эддой. Это в основе своей плод устного народного творчества. У народов, говорящих на германских языках, нет более замечательного эпоса. Более 150 раз переводилась "Старшая Эдда" на разные европейские языки. Древнескандинавский эпос стоит в одном ряду с эпическими частями Библии, с Илиадой и древнеиндийской Рамаяной.

Песни о богах сообщают бесценные и наиболее полные сведения об общегерманской языческой мифологии. Из этих песен знамениты "Прорицание вёльвы" (вещуньи) и "Речи Высокого". Первая из них повествует о начале и конце мира. Вторая содержит наставления житейской мудрости.

Сюжет песен о героях – главным образом южногерманского и лишь в меньшей части местного скандинавского происхождения. Они воспевают события времен великого переселения народов – деяния готов и гуннов, Сигурда (нем. Зигфрид) и Брунхильды, Гудрун и Атли (исторический Аттила).

И песни "Старшей Эдды", и стихи скальдов – памятники не столько исландской, сколько скандинавской литературы в целом. Ведь в эпоху викингов скандинавы, по существу, говорили на диалектах одного языка – древнескандинавского. Быт и нравы эпохи викингов отразились в свою очередь в содержании более поздней – средневековой исландской литературы, исландских родовых саг XII-XIII вв.

Вопрос о том, на какой территории и когда образовалась этническая группа, которая со времен Цезаря носит название германцев, продолжает вызывать споры, причем датировка появления германцев колеблется в промежутке между 10000 г. до н. э. и рубежом н. э. Споры эти определяются и разными методологическими подходами

(противопоставление гипотезы  тождества этноса, языка и археологической  культуры, и гипотезы отсутствия  тождества) и разными политическими  преференциями и разным пониманием  того, что обозначает термин «германцы». Рассмотрим археологическую датировку  появления германцев подробнее.

ГИПОТЕЗА 1: ГЕРМАНЦЫ – ПЕРВОЕ ПОСЛЕ ТАЯНИЯ ЛЕДНИКА НАСЕЛЕНИЕ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ (10000–5000 ДО Н. Э.)

Первой археологической культурой, которую связывают с появлением в Европе современного человека (кроманьонца) была ориньякская культура, распространившаяся в Европе 40 000–30 000 лет тому назад. Сменившие ее палеолитические культуры – граветтианская (28 000–20 000) и магдаленская (18 000–10 000), которые были распространены на огромных пространствах Европы, захватывали только юг Германии, поскольку север Германии и Скандинавия были еще покрыты льдом. По мере таяния льда (конец последнего оледенения в Скандинавии относят к 10000 г. до н. э.) человек, следуя за источниками своего пропитания, продвигался все дальше и дальше на север. В позднем палеолите на территории Среднеевропейской низменности была распространена Гамбургская культура (13 000–11 000) и Аренсбургская культура (11 000–9000 гг. до н. э.) рыболовов и охотников. В Скандинавии в период 9000–7000 гг. до н. э. на большой территории от западной Норвегии до южной Швеции и Дании были распространены родственные ей культуры Люнгбю-Cвэрдборг (Ютландия, датские острова, Сконе), Фосна (северная и западная Норвегия) и Хенсбакка (восточный Бухюслэн, северный Халланд, Осло-фьорд), которые в основном были связаны с рыболовством и охотой на морского зверя. К культуре Фосна примыкает еще более северная культура Комса (10 000 г. до н. э.). В бореальный период при потеплении климата в северной Европе на смену этим культурам приходит первая мезолитная культура – культура Маглемосе 8000–6000 (Зеландия), распространенная на больших пространствах северо-западной, центральной и северо-восточной Европы.

Традиционно считается, что язык носителей всех этих культур не был индоевропейским (см., напр.: Kallio 2003: 232, там же литература), однако существует и другая точка зрения, согласно которой появление индоевропейцев произошло не пять или семь, а сорок тысяч лет тому назад. Cвидетельство тому видят в непрерывности культурного развития Европы, начиная с эпохи палеолита. Эта точка зрения стала известна в последнее время под названием гипотезы палеолитической непрерывности, которая датирует появление индоевропейцев в Европе временем появлением здесь homo sapiens (Оtte, Charlier 1996–1997; Ottе 1997; Alinei 2000)112. По гипотезе палеолитической непрерывности появление германцев в северной Европе произошло сразу после окончания последнего ледникового периода. Соответственно уже первые археологические культуры, появившиеся после последнего обледенения на территории Скандинавии и северной Германии, считаются германскими. Один из первых ученых, выдвинувших эту гипотезу итальянский лингвист Марио Алиней.

ГИПОТЕЗА 2: ГЕРМАНЦЫ ПОЯВИЛИСЬ В ЭПОХУ КУЛЬТУРЫ ВОРОНКОВИДНЫХ КУБКОВ (4500–2700 ГГ. ДО Н. Э.)

В 4500–2700 гг. до н. э. в южной Норвегии, южной Швеции, Дании и северной Германии, восточной Голландии и Польше распространилась культура воронковидных кубков (TRB), которая сменила культуру Эртебёлле на юге Скандинавии. В эпоху воронковидных кубков в северную Германию, а затем в Скандинавию приходит земледелие и начинается разведение домашних животных (Lüning 2000). И в данном случае существуют две точки зрения относительно причин

появления новой культуры. Одна из них говорит о постепенном перерастании культуры Эртебёлле в культуру воронковидных кубков (см., напр.: Tilley 1996: 108), а другая предполагает миграцию населения с юга.

ГИПОТЕЗА 3: ГЕРМАНЦЫ – РЕЗУЛЬТАТ СЛИЯНИЯ НОСИТЕЛЕЙ ИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШАРОВЫХ АМФОР С АБОРИГЕННЫМИ КУЛЬТУРАМИ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ

(3600–2150 ГГ. ДО  Н. Э.).

Следующим (после мегалитической культуры и культуры воронковидных кубков) этапом развития археологических культур в центральной и восточной Европе является появление культуры шаровых амфор (3600–2150 гг. до н. э.)117, центр распространения которой был в восточной Германии и Польше, но которая достигала территории Чехии и Украины на востоке, и влияние которой ощущается и в Скандинавии, особенно в Дании (Furholt 2003), и на территории западной Германии и Голландии.

формирование протогерманского языка началось в период смешения индоевропейского языка носителей культуры шаровых амфор с языками носителей неиндоевропейских культур воронко-

видных кубков и ямочно-гребенчатой керамики.

ГИПОТЕЗА 3: ГЕРМАНЦЫ – РЕЗУЛЬТАТ СЛИЯНИЯ ИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШНУРОВОЙ КЕРАМИКИ С АБОРИГЕННЫМИ КУЛЬТУРАМИ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ

(3000 – 2200 ГГ. ДО  Н. Э.)

Следующим этапом развития археологических культур в северной, центральной и восточной Европе является появление культуры шнуровой керамики и одиночных захоронений.

В Скандинавию эта культура пришла в 2900–2400 гг. до н. э., где она сочеталась с культурой одиночных захоронений. В III тыс. до н. э. культура шнуровой керамики и культура боевых топоров стала доминировать в Северной Европе. Эта культура  распространилась и в бывшей области распространения культуры воронковидных кубков и мегалитов и в области культуры шаровых амфор (рис. 3). Некоторое время эта культура в центральной и северной Европе сопутствовала культуре шаровых амфор (3600– 2150 гг. до н. э.), а в северной и северо-восточной Европе – средне-неолитической культуре ямочно-гребенчатой керамики (4000–2000 гг. до н. э.), рис. 3. Считается, что появление шнуровой керамики означало начало культурной традиции, которая началась в середине III тыс. до н. э. и продолжалась в бронзовом и железном веке вплоть до эпохи римской империи.

ГИПОТЕЗА 4: ГЕРМАНЦЫ СФОРМИРОВАЛСЬ В РАННЕМ БРОНЗОВОМ ВЕКЕ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГЕРМАНИИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБОСОБЛЕНИЯ ГРУППЫ НОСИТЕЛЕЙ УНЕТИЦКОЙ КУЛЬТУРЫ

(2300–1600 ГГ. ДО  Н. Э.)

скандинавские ученые продолжают в соответствии с традицией, считать, что германцы сформировались в южной Скандинавии и северной Германии, то немецкие германисты, основываясь на идеях Удольфа, ищут прародину германцев в центральной Европе. В середине III тыс. до н. э. здесь на смену культурам шнуровой керамики и колоколовидных кубков пришла унетицкая культура (см. рис. 4, 5), которая сохранялась до сер. II тыс. до н. э. В Германии в последнее время разрабатывается гипотеза о том, что германцы появились в результате обособления группы носителей унетицкой культуры в 2300–1600 гг. на территории центральной

Германии. Сопоставление германцев с носителями унетицкой культуры, которая была распространена не только в центральной Германии, но и в Чехии, Австрии и Венгрии, предполагает, что только часть носителей унетицкой культуры говорила на германском языке. Носителями унетицкой культуры в южных областях ее распространения были италийцы и кельты. Аргументация сторонников этой гипотезы в основном лингвистическая.

ГИПОТЕЗА 5: ГЕРМАНЦЫ СФОРМИРОВАЛИСЬ В БРОНЗОВОМ ВЕКЕ В РАМКАХ КУЛЬТУРЫ «СЕВЕРНОГО КРУГА» (1800–800 ГГ. ДО Н. Э.)

Начало культуры бронзового века «Северного круга», которая сформировалась в результате постепенного развития культур неолита, в первую очередь культуры шнуровой керамики, и была распространена в Скандинавии и северной Германии, датируют 1800–800 гг. до н. э.

ГИПОТЕЗА 6: ГЕРМАНЦЫ СФОРМИРОВАЛИСЬ В ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКЕ В ЭПОХУ КУЛЬТУРЫ ЯСТОРФ (600–100 ГГ. ДО Н. Э.)

Культуры северного круга бронзового века сменились на севере Германии и юге Ютландского полуострова археологической культурой Ясторф, которую датируют обычно второй пол. I тыс. до н. э., от 600 г. до н. э. до рубежа н. э.

Начиная с середины XX века этногенез германцев стали относить именно к эпохе культуры Ясторф. Культура Ясторф и раньше считалась германской, однако не рассматривалась как колыбель германского этногенеза. Причем, если в начале ХХ века считалось в соответствии с Иорданом, что Скандинавия была родиной германских племен (officina gentium и vagina nationum, см., Iordanis 25), то в конце ХХ века, особенно в Германии, распространилось мнение, что германская прародина располагалась, прежде всего, в северной Германии (культура Ясторф), и германцы двигались на север, т. е. из района нижнего течения Эльбы в Ютландию, на Фюн, в Зеландию и в южную Скандинавию (Steuer 1998: 319–320), иными словами, предполагается, что германский этнос образовался не в результате прихода индоевропейцев в Скандинавию, как считалось раньше, а до колонизации Скандинавии потомками индоевропейцев.

Информация о работе Заселение территории Скандинавии северо-германскими племенами