Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 20:17, реферат
Описание работы
В этот процесс втянуты все слои общества. Видимо на этом основании некоторые политические деятели, депутаты Государственной Думы в своей риторике нередко пользуются многообразными историческими аналогиями и термином «соборность».Что такое «соборность»? Когда она зародилась? Как формировалась? Ответы на эти вопросы может дать лишь глубокое изучение истории России, в том числе и периода функционирования земских соборов.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ…………..………….…………………………….…….3 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ О ДРЕВНЕРУССКИХ ЗЕМСКИХ СОБОРАХ…………………………………………………...4 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ЗЕМСКИХ СОБОРОВ..….4 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЗЕМСКИЙ СОБОР» И КЛАССИФИКАЦИЯ ЗЕМСКИХ СОБОРОВ………………………………………………….……….6 4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМСКИХ СОБОРОВ…………………………………...9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………...…………….……..……………….…13 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………….………13
Для уяснения роли земских соборов,
их существа, их влияния на историю этого
периода — периода сословно-представительской
монархии и формирования абсолютной монархии,
проведем их классификацию по нескольким
признакам. Ключевский классифицирует
соборы по признакам:
Избирательные. Они избирали
царя, выносили окончательное решение,
закрепленное соответствующим документом
и подписями участников собора (рукоприкладство).
Совещательные, все соборы,
которые давали совет на запрос царя, правительства,
высшей духовной иерархии.
Полные, когда земские соборы
имели полное представительств, подобное
тому, которое было рассмотрено на примерах
соборов 1566 г. и 1598 г.
Неполные, когда на земских
соборах были представлены Боярская дума,
«освященный собор» и лишь частично дворянство
и третье сословие, а на некоторых соборах-совещаниях
две последних группы в силу соответствующих
тому времени обстоятельств могли быть
представлены символически.
С точки зрения общественно
политической значимости соборы можно
разделить на четыре группы:
созванные царем;
созванные царем по инициативе
сословий;
созванные сословиями или по
инициативе сословий в отсутствие царя;
избирательные на царство.
К первой группе принадлежит
большинство соборов. Ко второй группе
относится собор 1648 г., который собрался,
как прямо сказано в источнике, по челобитью
царю людей «разных чинов», а также ряд
соборов времен Михаила Федоровича. К
третьей группе относится собор 1565 г.,
на котором решался вопрос об опричнине
и соборы 1611—1613 г.г. о «совете всей земли»,
о государственном устройстве и политических
порядках. Избирательные соборы (четвертая
группа) собирались для выбора, утверждения
на престоле Бориса Годунова, Василия
Шуйского, Михаила Романова, Петра и Иоанна
Алексеевичей, а также предположительно
Федора Ивановича и Алексея Михайловича.
Созывались воинские соборы,
зачастую они были экстренным сбором,
представительство на них было неполным,
приглашали тех, кто заинтересован в территории,
являющейся причиной войны и тех, кого
в короткие сроки можно призвать в расчете
на поддержку политики царя.
В число соборов включено и
три церковных собора в силу следующих
обстоятельств:
на этих соборах все же присутствовал
земской элемент;
решаемые религиозные вопросы
в те исторические времена и мели и светское
«земское значение»
Конечно, эта классификация
условна, но она помогает уяснить содержание
деятельности соборов.
Для более глубокого понимания
роли соборов целесообразно провести
еще одну классификацию:
Соборы, решавшие вопросы реформ;
Соборы, решавшие внешнеполитические
дела Руси, вопросы войны и мира;
Соборы, решавшие дела внутреннего
«устроения государства», в том числе
способов усмирения восстаний;
Соборы смутного времени;
Избирательные соборы (избрание
царей).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМСКИХ
СОБОРОВ
Соборы собирались на красной
площади, в Патриарших палатах или в Успенском
соборе Кремля, позже — в Золотой палате
или Столовой избе. Земские соборы возглавлял
царь и митрополит. Роль царя на соборе
была активной, он ставил перед собором
вопросы, принимал челобитные, выслушивал
челобитчиков, практически осуществлял
все руководство соборного действия. В
источниках того времени есть сведения,
что на некоторых соборах царь обращался
и к челобитчикам за пределами палат, в
которых проводилось совещание по сословиям,
то есть не к членам собора. Есть также
сведения, что на некоторых соборах царь
в ходе очень острых ситуаций обращался
к мнению людей на площади, примыкающей
к дворцовым палатам. Открывался собор
традиционным молебном, возможно, в некоторых
случаях крестным ходом. Это было традиционное
церковное торжество, сопровождавшее
важнейшие политические события. Заседания
собора продолжались от одного дня и до
нескольких месяцев в зависимости от обстоятельств.
Так. Стоглавый собор проходил с 23 февраля
по 11 мая 1551 г., Собор примирения проходил
27-28 февраля 1549 г., земский собор о походе
в Серпухов для отпора войскам крымского
хана Казы-Гирея проходил 20 апреля 1598 г.
в течение одного дня. Не существовала
никакого закона и никаких традиций о
периодичности созыва соборов. Их созывали
в зависимости от обстоятельств внутри
государства и внешнеполитических условий.
В соответствии с источниками в некоторые
периоды соборы собирались ежегодно, а
подчас бывали перерывы в несколько лет.
Приведем для примера вопросы внутренних
дел, рассматривавшиеся на соборах:
1580 г. — О церковном и монастырском землевладении;
1607 г. — Об освобождении населения от присяги Лжедмитрию 1, о прощении клятвопреступлений в отношении Бориса Годунова;
1611 г. — Приговор (учредительный акт) «всей земли» о государственном устройстве и политических порядках;
1613 г. — О посылке по городам сборщиков денег и запасов;
1614, 1615, 1616, 1617, 1618 г.г. и др.10 — О взыскании пятинных денег,
то есть о сборе средств на содержание
войска и общегосударственные расходы.
Примером того, как царю и правительству
пришлось прибегнуть к помощи земского
собора в результате тяжелой внутренней
смуты, является период 1648 — 1650 г.г., когда
вспыхнули восстания в Москве и Пскове.
Эти факты проливают свет на влияние волнений
в деле созыва земских соборов.
Большой исторический интерес
представляет собор 1653 г., на котором обсуждался
вопрос о принятии Украины в русское подданство
по просьбе украинских представителей.
Источники свидетельствуют, что обсуждение
этого вопроса было долгое, опросили людей
«всех чинов». Приняли во внимание и мнение
«площадных людей» (очевидно, не участников
собора, а тех, кто был на площади, пока
шли заседания собора).
В результате была высказано
единодушное положительное мнение в присоединении
Украины к России. В Грамоте о присоединении
выражено удовлетворение добровольным
характером этого присоединения со стороны
украинцев.
Некоторые историки собор 1653
г. о принятии Украины в русское государство
считают практически последним собором,
дальше соборная деятельность была уже
не так актуальна и переживала процесс
отмирания.
Для полной характеристики
содержания деятельности соборов и их
влияния на общественно-политическую
жизнь страны, на историю России, рассмотрим
для примера деятельность трех соборов:
Стоглавого собора, Собора, принявшего
решение об опричнине и Уложенного собора.
Свое название он получил от
сборника соборных решений, поделенного
на сто глав — «Стоглав». Инициатива правительства
в созыве собора была обусловлена стремлением
поддержать церковь в борьбе с антифеодальными
еретическим движениями и одновременно
подчинить церковь светской власти. Стоглавый
собор провозгласил неприкосновенность
церковных имуществ и исключительную
подсудность духовных лиц церковному
суду. По требованию церковных иерархов
правительство отменило подсудность духовных
лиц царю. В обмен на это члены Стоглавого
собора пошли на уступки правительству
в ряде других вопросов. В частности, монастырям
запрещалось основывать новые слободы
в городах.
Значительную роль в укреплении
абсолютной монархии сыграл собор 1565 г.
В начале 60-х годов XVI в. Иван IV стремился
к активному продолжению Ливонской войны,
но натолкнулся на оппозицию некоторых
лиц из своего окружения. Разрыв с Избранной
Радой и опалы на княжат и бояр 1560—1564 г.г.
вызвали недовольство феодальной знати,
руководителей приказов и высшей феодальной
знати, руководителей приказов и высшего
духовенства. Некоторые феодалы, не соглашаясь
с политикой царя, изменили ему и бежали
за границу (А. М. Курбский и др.). В декабре
1564 г. Иван IV уехал в Александровскую слободу
под Москвой и 3 января 1565 г. объявил об
отречении от престола из-за «гнева» на
духовенство, бояр, детей боярских и приказных
людей. По инициативе сословий в этих условиях
собрался земский собор в Александровской
слободе. сословия были обеспокоены судьбой
трона. Представители собора заявили о
своей приверженности монархии. что же
касается гостей, купцов и «всех граждан
Москвы», то они, помимо заявлений монархического
характера, проявили антибоярские настроения.
Они били челом, чтобы царь «их на расхищение
волкам не давал, наипаче же от рук сильных
избавлял; а хто будет государьских лиходеев
и изменников, и они за тех не стоят и сами
тех потребляет».
Земский собор согласился на
предоставление царю чрезвычайных полномочий,
утвердил опричнину.
Уложенный собор — собор, принявший
Соборное Уложение 1649 г. — кодекс законов
Русского государства. Он проходил под
непосредственным влиянием московского
восстания 1648 г. Заседал он долго.
Составлением проекта занималась
специальная комиссия во главе с боярином
князем Н. И. Одоевским. Проект Уложения
целиком и по частям обсуждали члены Земского
собора посословно («по палатам»). Напечатанный
текст был разослан в приказы и на места.
Источниками Соборного Уложения
были:
Судебник 1550 г. (Стоглав)
Указные книги Поместного, Земского,
Разбойного и других приказов
Коллективные челобитные московских
и провинциальных дворян, посадских людей
Кормчая книга (византийское
право)
Литовский статус 1588 г. и др.13
Была сделана попытка впервые
создать свод всех действующих правовых
норм, включая судебники и Новоуказанные
статьи. Материал был сведен в 25 глав и
967 статей. В Уложении намечается разделение
норм по отраслям и институтам. Уже после
1649 г. в корпус правовых норм уложения
вошли новоуказанные статьи о «разбоях
и душегубстве» (1669 г.) о поместьях и вотчинах
(1677 г.), о торговле (1653 г. и 1677 г.).
В Соборном Уложении определялся
статус главы государства — царя, самодержавного
и наследственного монарха. Утверждение
(избрание) его на Земском Соборе не колебало
установленных принципов, напротив —
обосновывало, легитировало их. Даже преступный
умысел (не говоря о действиях), направленный
против персоны монарха жестоко наказывался.
Уложение содержало комплекс норм, регулировавших
важнейшие отрасли государственного управления.
В главе Уложения «Суд о крестьянах» собраны
статьи, которыми окончательно оформлялось
крепостное право — устанавливалась вечная
потомственная зависимость крестьян,
отменялись «Урочные лета» для сыска беглых
крестьян, за укрывательство беглых устанавливался
высокий штраф. Принятие Соборного Уложения
1649 г. явилось важной вехой в развитии
абсолютной монархии и крепостного строя.
Соборное Уложение 1649 г. — это свод феодального
права. В Соборном Уложении впервые в светской
кодификации предусмотрена ответственность
за церковные преступления. Принятие на
себя государством дел, ранее относившихся
к церковной юрисдикции, означало ограничение
власти церкви. Всеобъемлющий характер
и соответствие историческим условиям
обеспечивало Соборному Уложению долговечность,
оно сохранило свое значение закона России
вплоть до первой половины XIX в. Таким образом,
деятельность земских соборов была важной
составной частью функционирования государственной
власти, опорой власти на господствующие
социальные силы в период становления
абсолютной монархии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение проблемы земских соборов древней
Руси приводит к выводу о том, что в нашей
исторической науке недооценивается роль
этого общественно-политического института.
Анализ истории земских соборов
показывает, что нельзя их рассматривать
только как вспомогательное орудие царской
администрации. Из изученного материала
можно сделать вывод, что это был деятельный
орган, самостоятельный двигатель политической
жизни, оказывавший влияние на государственное
управление и законодательство. С другой
стороны, состав представительства, анализ
процедуры созыва соборов и процедуры
обсуждения вопросов приводит к выводу,
что нельзя считать соборы органом народной
оппозиции, как это представляется автором
некоторых исследований. Нет оснований,
считать земские соборы органом противодействия
сословий боярской думе и духовной иерархии,
хотя земские соборы в некоторые критические
моменты истории России были противовесом
боярству (земский собор, утвердивший
опричнину).
Характер и содержание деятельности
земских соборов не позволяет расценивать
их как представительное учреждение образца
средневековой Европы. Различие здесь
состоит и в общественно-экономических
условиях появления и в назначении соборов
и различных сословно-представительных
учреждений Европы.Об этом есть необходимость
сказать потому, что часто у нас у значительной
части политических деятелей есть стремление
сравнить то или иное российское явление
с европейским, и если нет европейского
аналога — отвергнуть или забыть историческое
исконно русское явление. Что касается
земских выборов, то некоторые историки
посчитали, что поскольку они не играли
такой роли, как западноевропейские средневековые
представительные учреждения, то и их
роль невелика, с чем нельзя согласиться.
Земские соборы были важным, но совещательным
и сословным органом при царе и правительстве.
Без опоры на этот орган царь не мог обойтись
в период формирования централизованного
государства и абсолютной монархии. Челобитные
были не продиктованы правительством,
а самостоятельно выработанными документами
от имени определенных слоев общества.
О значительной роли соборов свидетельствует
то, что некоторые из них были созваны
и принимали государственные решения
в экстремальных общественных условиях
(соборы смутного времени, соборы в период
народных восстаний). Оценивая значительную
историческую роль земских соборов, правомерно
обратить внимание на то, что сословия
созывали соборы в отсутствие царя или
решительно настаивали на созыве соборов
в присутствии царя в условиях острой
общественно-политической конфронтации.
Классификация соборов позволила показать,
сколь значительны были внутренние и внешне-политические
проблемы, которые требовали опоры московского
царя и его правительства на авторитет
избранных сословных представительств,
какими были соборы.