Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 05:49, контрольная работа
Государственное управление в России, бесспорно, не лишено своей специфики и в разные исторические периоды было по-разному организовано. В данной работе мной будет предпринята попытка изучения одного из множества звеньев системы государственного управления средневековой России.
Объектом моего исследования выступит сословно-представительный орган, именуемый в исторической науке Земским собором.
Введение 2
Понятие и происхождение Земских соборов 4
Классификация и состав Земских соборов, порядок соборных совещаний 7
Роль Земских соборов в жизни государства 12
Заключение 14
Список использованных источников 15
Содержание
Введение 2
Заключение 14
Список использованных источников 15
Введение
Государственное управление
в России, бесспорно, не лишено своей
специфики и в разные исторические
периоды было по-разному организовано.
В данной работе мной будет предпринята
попытка изучения одного из множества
звеньев системы
Объектом моего исследования выступит сословно-представительный орган, именуемый в исторической науке Земским собором.
Актуальность данной темы, на мой взгляд, состоит в том, что изучение государственных институтов дореволюционной России способствует более глубокому осмыслению, исторического пути, пройденного нашим обществом и государством. А, как известно, прошлое формирует настоящее.
Так же стоит заметить, что современные политические деятели нередко используют в своих выступлениях разнообразные политические аналогии, а также термин «соборность». Что такое «соборность»? Когда она зародилась? Как формировалась?
Ответы на эти вопросы
может дать лишь глубокое изучение
истории России, в том числе
и периода функционирования земских
соборов. Поэтому закономерно
Цель работы - выяснить, какое место занимали Земские соборы в системе государственного управления, насколько велико или мало было их значение.
Достижение указанной цели подразумевает постановку, и решение следующих задач:
Таким образом, в работе будут
затронуты вопросы о причинах
появления и значения деятельности
земских соборов. Так, в работе будет
отмечено, что Земский собор не
явился вдруг, он должен был явиться
как естественный продукт отношений
между властью и другими
После рассмотрения истории деятельности соборов в работе будет сделан вывод о том, что деятельность земских соборов была важной составной частью функционирования государственной власти, опорой власти на господствующие социальные силы в период становления абсолютной монархии.
1. Понятие и происхождение Земских соборов
Формирование сословно-
Различные историки по-разному дают определение Земских Соборов. Обратим внимание на самые интересные из них.
В.О. Ключевский: Земские Соборы - это «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний».
С. Ф. Платонов: Земский Собор - это «совет всей земли», состоящий «из трех необходимых частей»: 1) «освященного Собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе», 2) боярской думы, 3) «Земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства».
С.О. Шмидт: «...Соборы XVI века - это не представительные учреждения в обычном понимании, а скорее бюрократические». Соборы времени Ивана Грозного - «органы территориальной централизации, признак объединения земель под властью одного государя». Соборы были нужны «укрепляющемуся самодержавию как орудие сопротивления сохраняющейся еще феодальной раздробленности».
Я бы сформулировала определение Земских соборов так: собрание представителей различных слоёв населения Московского государства для решения политических, экономических и административных вопросов.
Говоря о происхождении Земских соборов, стоит сказать, что такое значительное явление в русской истории не могло возникнуть на пустом месте. Для этого должны были быть определенные причины и предпосылки.
В качестве условий для
появления Земских соборов
В средневековье Русь представляла федерацию, союз князей, оформленный договорными отношениями на правах вассалитета. Уже в это время складывается прообраз представительного органа в виде совета бояр, епископа, купцов. В летописях XIV века упоминаются княжеские съезды, собираемые при необходимости. Но после образования централизованного государства княжеские съезды отмирают, а новой формой между княжеских отношений и их влияния на московского великого князя становится боярская дума.
Возникшей централизованной
монархии уже не требовались ни вече,
ни княжеские съезды, но у нее
была необходимость в своем
Раскрывая второе обстоятельство, стоит сказать о том, что в середине XVI века по стране прокатилась широкая волна народных движений и восстаний. Происходили массовые самовольные запашки земель феодалов, самовольные порубки леса, захват документов, закрепляющих крестьян за землевладельцами-феодалами. Обострилась борьба горожан против феодальных грабежей и насилия, беззаконных поборов наместников-кормленщиков, которые рассматривали город, как объект бессовестного вымогательства. В этих весьма нелегких условиях царь, церковные иерархи, боярская дума вынуждены были искать меры прекращения распрей между боярскими группировками и образовать правительство, способное обеспечить общегосударственные интересы. К началу 1549 г. относится возникновение «избранной рады», в состав которой входил любимец царя Ивана Грозного Алексей Адашев. Правительство Адашева искало компромисса между отдельными прослойками феодалов, в это время возникла идея созыва собора примирения 1549 г.
Непосредственным толчком к учреждению Земского собора можно также назвать принятие Иваном IV царского титула и новое понимание существа Монаршей власти. Таинство помазания на царство оказало на юного Государя колоссальное психологическое воздействие, открыв ему всю глубину мистической связи между Царем и вверенным ему Богом народом. Осознавая свою высочайшую ответственность за судьбу страны и чувствуя недостаток собственных сил для выполнения провиденциально возложенной на него задачи, Иван Васильевич счел необходимым привлечь к участию в обсуждении задуманных им реформ представителей некоторых социальных групп с тем, чтобы они оказывали ему всю требуемую помощь. Выдвинутая Царем идея взаимного обустройства государства встретила живой отклик в сердцах народа и довольно скоро прочно укоренилась в общественном сознании.
Этому в немалой степени
способствовало и то, что мысль
об «устроении земли» сообща упала
на уже подготовленную почву. В середине
XVI в. в русской политической литературе
появились отдельные
2. Классификация и состав Земских соборов,
порядок соборных совещаний
Для понимания роли земских соборов большое значение имеет изучение состава их представителей. В XVI — XVII вв. на соборы призывали представителей от дворян и детей боярских каждого уезда и от тяглых посадских людей каждого уездного города. Обычно от дворян каждого уезда посылали по два депутата (от некоторых и более — до шести депутатов), а от уездного города по одному депутату. О созыве земского собора посылалась царская грамота, в которой указывался срок вызова собора, количество представителей разных сословий от каждой административной единицы конкретно.
Представительство сословий на соборах можно проследить на основании исследований В. О. Ключевского в работе «Состав представительства на земских соборах древней Руси». Ключевский подробно рассматривает состав соборов на основе представительства 1566 г.
В 1566 г. состоялся второй в истории земской собор. От этого собора сохранилась приговорная грамота, полный протокол с поименным перечнем всех чинов собора. В нем поименно перечислено 374 члена собора. По общественному положению они делились на четыре группы. Первая группа — 32 духовных лица — архиепископ, епископы, архимандриты, игумены и монастырские старцы.
В этой группе едва ли были выборные
люди, это все были представленные
на соборе лица по своему сану, как его
непременные члены и
Вторая группа состояла из 29 бояр, окольничих, государевых дьяков, то есть статс-секретарей и других высших чиновников. В эту же группу входило
33 простых дьяков и
приказных людей. Во второй
группе не было выборных
Третью группу составляли 97 дворян первой статьи, 99 дворян и детей боярских второй статьи, 3 торопецких и 6 луцких помещиков. Это группа военно-служивых людей.
Четвертая группа включала 12 гостей, то есть купцов высшего разряда,
41 человека простых московских
купцов — «торговых людей
Представители городского торгово-промышленного класса были выразителями мнений уездных торгово-промышленных миров. От них правительство ожидало советов в улучшении системы сбора налогов, в деле ведения торгово-промышленных дел, где требовалась торговая опытность, некоторые технические знания, которыми не обладали приказные люди, коренные органы управления.
Это типичный состав полного земского собора, на нем никогда не были представлены крестьяне и городская беднота, городские ремесленники.
На неполных соборах, которые историки иногда называют не соборами, а совещаниями, присутствовали обязательно первая и вторая группы, но третья и четвертая группы могли быть представлены в ослабленном, урезанном виде.
Члены Освященного собора
приглашались на «Совет» в силу своего
общественного положения. Думные чины,
высшие придворные должностные лица
и приказные служащие призывались
на Собор по должности. Основания
же участия остальных лиц в
Земских соборах XVI и XVII веков были
неодинаковыми. На Соборы XVI в. попадали
лица, находившиеся во главе различных
социальных групп и поэтому