Земские соборы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 05:49, контрольная работа

Описание работы

Государственное управление в России, бесспорно, не лишено своей специфики и в разные исторические периоды было по-разному организовано. В данной работе мной будет предпринята попытка изучения одного из множества звеньев системы государственного управления средневековой России.
Объектом моего исследования выступит сословно-представительный орган, именуемый в исторической науке Земским собором.

Содержание работы

Введение 2
Понятие и происхождение Земских соборов 4
Классификация и состав Земских соборов, порядок соборных совещаний 7
Роль Земских соборов в жизни государства 12
Заключение 14
Список использованных источников 15

Файлы: 1 файл

земские соборы в России.docx

— 40.79 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение            2

  1. Понятие и происхождение Земских соборов     4
  2. Классификация и состав Земских соборов, порядок соборных совещаний           7
  3. Роль Земских соборов в жизни государства            12

Заключение                  14

Список использованных источников              15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государственное управление в России, бесспорно, не лишено своей  специфики и в разные исторические периоды было по-разному организовано. В данной работе мной будет предпринята  попытка изучения одного из множества  звеньев системы государственного управления средневековой России.

Объектом моего исследования выступит сословно-представительный орган, именуемый в исторической науке  Земским собором.

Актуальность данной темы, на мой взгляд, состоит в том, что  изучение  государственных институтов дореволюционной России способствует более глубокому осмыслению, исторического  пути, пройденного нашим обществом  и государством. А, как известно, прошлое формирует настоящее.

Так же стоит заметить, что  современные политические деятели  нередко используют в своих выступлениях разнообразные политические аналогии, а также термин «соборность». Что  такое «соборность»? Когда она  зародилась? Как формировалась?

Ответы на эти вопросы  может дать лишь глубокое изучение истории России, в том числе  и периода функционирования земских  соборов. Поэтому закономерно предполагать, что изучение этого периода истории  Российского государства поможет  более глубоко уяснить смысл  понятия соборности, а также выработать более верное представление об основательности  или безосновательности употребления этого понятия, этого термина  в политических дебатах, в обращениях к народу общественных деятелей и  средств массовой информации. С этой точки зрения изучение истории земских  соборов XVI—XVII вв. можно назвать  актуальным.

Цель работы - выяснить, какое  место занимали Земские соборы в  системе государственного управления, насколько велико или мало было их значение.

Достижение указанной  цели подразумевает постановку, и  решение следующих задач:

  • выявить причины обусловившие появление Земских соборов;
  • определить структуру и порядок формирования Соборов;
  • определить функции и значение Земских соборов;

Таким образом, в работе будут  затронуты вопросы о причинах появления и значения деятельности земских соборов. Так, в работе будет  отмечено, что Земский собор не явился вдруг, он должен был явиться  как естественный продукт отношений  между властью и другими политическими  группами. И действительно боярская олигархия, старые удельные князья, большие и малые феодалы, хотя и не представляли сплоченной политической массы, которая была бы способна проводить свои тенденции, но она представляла силу, с которой необходимо было считаться власти: отголоски политического недовольства этой группы слышатся, начиная с правления Ивана III, и реально проявляются в эпоху малолетства Грозного. Земский собор явился в результате столкновения боярской земледельческой аристократии, феодального дворянства и царской власти.

После рассмотрения истории  деятельности соборов в работе будет  сделан вывод о том, что деятельность земских соборов была важной составной  частью функционирования государственной  власти, опорой власти на господствующие социальные силы в период становления  абсолютной монархии.

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и  происхождение Земских соборов

 

Формирование сословно-представительной монархии представляет собой формирование и сословий и соответствующего государственного устройства. Составной частью этого  процесса были земские соборы.

Различные историки по-разному  дают определение Земских Соборов. Обратим внимание на самые интересные из них.

В.О. Ключевский: Земские  Соборы - это «особый тип народного  представительства, отличный от западных представительных собраний».

С. Ф. Платонов: Земский Собор - это «совет всей земли», состоящий  «из трех необходимых частей»: 1) «освященного Собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе», 2) боярской думы, 3) «Земских людей, представляющих собой различные  группы населения и различные  местности государства».

С.О. Шмидт: «...Соборы XVI века - это не представительные учреждения в обычном понимании, а скорее бюрократические». Соборы времени Ивана  Грозного - «органы территориальной  централизации, признак объединения  земель под властью одного государя». Соборы были нужны «укрепляющемуся  самодержавию как орудие сопротивления  сохраняющейся еще феодальной раздробленности».

Я бы сформулировала определение Земских соборов так: собрание представителей различных слоёв населения Московского государства для решения политических, экономических и административных вопросов.

Говоря о происхождении  Земских соборов, стоит сказать, что такое значительное явление  в русской истории не могло  возникнуть на пустом месте. Для этого  должны были быть определенные причины  и предпосылки.

В качестве условий для  появления Земских соборов можно  выделить два основных обстоятельства:

  • историческая традиция вече, советов;
  • резкое обострение классовой борьбы и сложное международное положение Руси, требовавшее для правительства опоры в сословиях, но не типа вече с его правом утверждать, устанавливать, а органа совещательного.

В средневековье Русь представляла федерацию, союз князей, оформленный  договорными отношениями на правах вассалитета. Уже в это время  складывается прообраз представительного  органа в виде совета бояр, епископа, купцов. В летописях XIV века упоминаются  княжеские съезды, собираемые при  необходимости. Но после образования  централизованного государства  княжеские съезды отмирают, а новой  формой между княжеских отношений  и их влияния на московского великого князя становится боярская дума.

Возникшей централизованной монархии уже не требовались ни вече, ни княжеские съезды, но у нее  была необходимость в своем укреплении опираться на ведущие общественные силы. Нужен был инструмент, который  бы поддерживал политику власти (говоря современным языком, делал бы власть легитимной), через который власть узнавала бы об общественных запросах и обращалась к обществу. Таким  инструментом явились земские соборы.

Раскрывая второе обстоятельство, стоит сказать о том, что в  середине XVI века по стране прокатилась  широкая волна народных движений и восстаний. Происходили массовые самовольные запашки земель феодалов, самовольные порубки леса, захват документов, закрепляющих крестьян за землевладельцами-феодалами. Обострилась  борьба горожан против феодальных грабежей и насилия, беззаконных поборов  наместников-кормленщиков, которые  рассматривали город, как объект бессовестного вымогательства. В  этих весьма нелегких условиях царь, церковные  иерархи, боярская дума вынуждены были искать меры прекращения распрей  между боярскими группировками  и образовать правительство, способное  обеспечить общегосударственные интересы. К началу 1549 г. относится возникновение «избранной рады», в состав которой входил любимец царя Ивана Грозного Алексей Адашев. Правительство Адашева искало компромисса между отдельными прослойками феодалов, в это время возникла идея созыва собора примирения 1549 г.

Непосредственным толчком  к учреждению Земского собора можно  также назвать принятие Иваном IV царского титула и новое понимание  существа Монаршей власти. Таинство помазания  на царство оказало на юного Государя колоссальное психологическое воздействие, открыв ему всю глубину мистической  связи между Царем и вверенным  ему Богом народом. Осознавая  свою высочайшую ответственность за судьбу страны и чувствуя недостаток собственных сил для выполнения провиденциально возложенной на него задачи, Иван Васильевич счел необходимым привлечь к участию в обсуждении задуманных им реформ представителей некоторых социальных групп с тем, чтобы они оказывали ему всю требуемую помощь. Выдвинутая Царем идея взаимного обустройства государства встретила живой отклик в сердцах народа и довольно скоро прочно укоренилась в общественном сознании.

Этому в немалой степени  способствовало и то, что мысль  об «устроении земли» сообща упала  на уже подготовленную почву. В середине XVI в. в русской политической литературе появились отдельные произведения, в которых помимо общих вопросов государственного устройства, поднимались  и проблемы народного представительства  при Монархе. Авторы работ были убеждены, что Государь должен править не «самовластно», а вместе с лицами, образующими  «царский совет». Взгляды публицистов  на его состав, порядок формирования, периодичность и продолжительность  заседаний и т.д. нередко расходились, однако все они были единодушны в  том, что опора Царя на «мир» приведет лишь к укреплению Русского государства.

 

 

2. Классификация и состав Земских соборов,

порядок соборных совещаний

 

Для понимания роли земских  соборов большое значение имеет  изучение состава их представителей. В XVI — XVII вв. на соборы призывали представителей от дворян и детей боярских каждого уезда и от тяглых посадских людей каждого уездного города. Обычно от дворян каждого уезда посылали по два депутата (от некоторых и более — до шести депутатов), а от уездного города по одному депутату. О созыве земского собора посылалась царская грамота, в которой указывался срок вызова собора, количество представителей разных сословий от каждой административной единицы конкретно.

Представительство сословий на соборах можно проследить на основании  исследований В. О. Ключевского в  работе «Состав представительства  на земских соборах древней Руси». Ключевский подробно рассматривает  состав соборов на основе представительства 1566 г.

В 1566 г. состоялся второй в истории земской собор. От этого  собора сохранилась приговорная грамота, полный протокол с поименным перечнем всех чинов собора. В нем поименно перечислено 374 члена собора. По общественному положению они делились на четыре группы. Первая группа — 32 духовных лица — архиепископ, епископы, архимандриты, игумены и монастырские старцы.

В этой группе едва ли были выборные люди, это все были представленные на соборе лица по своему сану, как его  непременные члены и приглашенные компетентные люди, уважаемые обществом  и способные подать полезный совет, усилить нравственный авторитет  земского собора.

Вторая группа состояла из 29 бояр, окольничих, государевых дьяков, то есть статс-секретарей и других высших чиновников. В эту же группу входило

33 простых дьяков и  приказных людей. Во второй  группе не было выборных представителей: это были все сановники и  дельцы высшего центрального  управления, члены боярской думы, начальники и секретари московских  приказов, приглашенные на собор  в силу своего служебного положения.

Третью группу составляли 97 дворян первой статьи, 99 дворян и детей  боярских второй статьи, 3 торопецких и 6 луцких помещиков. Это группа военно-служивых людей.

Четвертая группа включала 12 гостей, то есть купцов высшего разряда,

41 человека простых московских  купцов — «торговых людей москвичей», как они названы в «соборной  грамоте», и  22 человека — люди  промышленно торгового класса.

Представители городского торгово-промышленного  класса были выразителями мнений уездных  торгово-промышленных миров. От них  правительство ожидало советов  в улучшении системы сбора  налогов, в деле ведения торгово-промышленных дел, где требовалась торговая опытность, некоторые технические знания, которыми не обладали приказные люди, коренные органы управления.

Это типичный состав полного  земского собора, на нем никогда  не были представлены крестьяне и  городская беднота, городские ремесленники.

На неполных соборах, которые  историки иногда называют не соборами, а совещаниями, присутствовали обязательно  первая и вторая группы, но третья и  четвертая группы могли быть представлены в ослабленном, урезанном виде.

Члены Освященного собора приглашались на «Совет» в силу своего общественного положения. Думные чины, высшие придворные должностные лица и приказные служащие призывались  на Собор по должности. Основания  же участия остальных лиц в  Земских соборах XVI и XVII веков были неодинаковыми. На Соборы XVI в. попадали лица, находившиеся во главе различных  социальных групп и поэтому расценивавшийся правительством как их «естественные» представители. В XVII в. базовым источником соборных полномочий являлся уже не административный статус лица, а его избрание в качестве выразителя интересов и настроений соответствующих сословных и территориальных образований.

Информация о работе Земские соборы