Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 05:49, контрольная работа
Государственное управление в России, бесспорно, не лишено своей специфики и в разные исторические периоды было по-разному организовано. В данной работе мной будет предпринята попытка изучения одного из множества звеньев системы государственного управления средневековой России.
Объектом моего исследования выступит сословно-представительный орган, именуемый в исторической науке Земским собором.
Введение 2
Понятие и происхождение Земских соборов 4
Классификация и состав Земских соборов, порядок соборных совещаний 7
Роль Земских соборов в жизни государства 12
Заключение 14
Список использованных источников 15
Состав соборов выявляет, с кем царь и правительство имели совет, к кому обращали острые насущные государственные вопросы, чье мнение выслушивали, в опоре на кого нуждались.
Сколько было земских соборов в XVI — XVII в.в.? Все ученые первым земским собором называют собор примирения 1549 г. Однако о прекращении влияния земских соборов единого мнения нет. Одни историки считают практически последним земским собором собор 1653 г. о войне с Польшей и присоединении Украины к России, другие последним собором считают созыв и роспуск собора о вечном мире с Польшей в 1683 г.
Для уяснения роли земских
соборов, их существа, их влияния на
историю этого периода —
С точки зрения общественно-политической значимости соборы можно разделить на группы:
Для более глубокого понимания роли соборов целесообразно провести еще одну классификацию:
Соборы, решавшие вопросы реформ;
Соборы собирались на красной площади, в Патриарших палатах или в
Успенском соборе Кремля, позже — в Золотой палате или Столовой избе.
Земские соборы возглавлял
царь и митрополит. Роль царя на соборе
была активной, он ставил перед собором
вопросы, принимал челобитные, выслушивал
челобитчиков, практически осуществлял
все руководство соборного
В источниках того времени есть сведения, что на некоторых соборах царь обращался и к челобитчикам за пределами палат, в которых проводилось совещание по сословиям, то есть не к членам собора. Есть также сведения, что на некоторых соборах царь в ходе очень острых ситуаций обращался к мнению людей на площади, примыкающей к дворцовым палатам.
Открывался собор традиционным молебном, возможно, в некоторых случаях крестным ходом. Это было традиционное церковное торжество, сопровождавшее важнейшие политические события. Заседания собора продолжались от одного дня и до нескольких месяцев в зависимости от обстоятельств. Так Стоглавый собор проходил с 23 февраля по 11 мая 1551 г., Собор примирения проходил 27- 28 февраля 1549 г., земский собор о походе в Серпухов для отпора войскам крымского хана Казы-Гирея проходил 20 апреля 1598 г. в течение одного дня.
Не существовала никакого закона и никаких традиций о периодичности созыва соборов. Их созывали в зависимости от обстоятельств внутри государства и внешнеполитических условий. В соответствии с источниками в некоторые периоды соборы собирались ежегодно, а подчас бывали перерывы в несколько лет.
3. Роль Земских соборов в жизни государства.
Почти полуторавековой опыт функционирования Земских соборов наглядно продемонстрировал их очевидное положительное значение, определявшееся следующими факторами.
Во-первых, соборное рассмотрение
спорных вопросов позитивно сказывалось
на качестве государственного управления.
С одной стороны, совместный анализ
проблем, учет мнений и предложений
различных чинов, несомненно, существенно
облегчали поиск оптимальных
путей их устранения. Не случайно роль
Земских соборов резко
Во-вторых, Земский собор
выполнял исключительно важную контролирующую
функцию. С его помощью Государь
получал возможность
И, в-третьих, ключевое значение Земского собора заключалось в том, что он обеспечивал прямое общение Царя с народом, объединял Монарха с «народным умом, совестью, интересами и творческим гением», препятствовал образованию сословного, бюрократического или иного «средостения» между ними и возникновению чувства взаимного отчуждения, оторванности друг от друга. Встречаясь на Соборе лицом к лицу, власть и общество осознавали общность своих интересов и устремлений, понимали, что лишь коллективными усилиями могут быть преодолены трудности и успешно решены стоявшие перед страной задачи.
Наряду с достижением указанной главной цели – сближения государства и нации, соборное сотрудничество предоставляло обеим сторонам и ощутимые практические выгоды. Созывая на Собор представителей населения и спрашивая у них совета по конкретным вопросам, правительство тем самым информировало подданных о волновавших его проблемах, оповещало их в целом об основных направлениях своей внутренней и внешней политики и, в конечном счете, делало ее открытой, предсказуемой и понятной широким социальным слоям. Кроме того, соборные ответы и ходатайства чинов позволяли Государю объективно оценивать положение дел в стране, в том числе расклад политических сил, отношение общества к предполагаемым реформам и т.д. Наконец, регулярно консультируясь с народом, Верховная власть по существу сознательно приобщала его к участию в государственном управлении и, как следствие, расширяла и усиливала свой руководящий потенциал. Что касается населения, то оно использовало Земский собор в качестве одного из инструментов своего влияния на политику государства. Приглашенные на Собор делегаты не ограничивались ответами на поставленные перед ними вопросы. Они в почтительной форме заявляли Царю о своих «нуждах и теснотах, и разореньях», выступали с критикой существующих порядков, вносили предложения о проведении преобразований или издании нормативных правовых актов. Подобные соборные петиции, имевшие значение «непререкаемого голоса всей земли», как правило, не оставались неуслышанными и влекли за собой изменения правительственного курса.
Заключение
Изучение проблемы земских
соборов древней Руси приводит к
выводу о том, что в нашей исторической
науке недооценивается роль этого
общественно-политического
Анализ истории земских
соборов показывает, что нельзя их
рассматривать только как вспомогательное
орудие царской администрации. Из изученного
материала можно сделать вывод,
что это был деятельный орган,
самостоятельный двигатель
С другой стороны, состав представительства, анализ процедуры созыва соборов и процедуры обсуждения вопросов приводит к выводу, что нельзя считать соборы органом народной оппозиции, как это представляется автором некоторых исследований. Нет оснований, считать земские соборы органом противодействия сословий боярской думе и духовной иерархии, хотя земские соборы в некоторые критические моменты истории России были противовесом боярству (земский собор, утвердивший опричнину).
Характер и содержание
деятельности земских соборов не
позволяет расценивать их как
представительное учреждение образца
средневековой Европы. Различие здесь
состоит и в общественно-
В работе показывается, что земские соборы были важным, но совещательным и сословным органом при царе и правительстве. Без опоры на этот орган царь не мог обойтись в период формирования централизованного государства и абсолютной монархии.
Можно ли на основании истории
земских соборов выводить русское
народное качество — соборность? Представляется,
что нет. То, что политики понимают
и представляют это как соборность
русского народа, есть у любого другого
народа, как выражение общности интересов,
особо проявляющееся в
Список использованных источников
1. Карамзин Н.В. История государства Российского; М.: «ЭКСМО», 2002.- Т. 8. 477-480 с.
2. Сахаров А.Н. История России с Древнейших времен до конца XVII; М.: «АСТ», 1999. - 500-502 с.
3. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства; М.: 1968. – 217 с.
4. Ключевский В.О. Состав представительства на Земских соборах Древней Руси. - соч. т. 8. М.: 1990.
5. Юшков С.В. История государства и права СССР. Ч. 1; М.: 1950. - 193 с.
6. Мордовина С. П. Характер дворянского представительства на земском соборе 1598 года/ Вопросы истории, №2, 1971 г.
7. Павленко Н. И. К истории земских соборов XVI в./, Вопросы истории, №5, 1968.
8. Тихомиров М.Н. Сословно-представительные учреждения (земские соборы) в России в XVI в. /Вопросы истории, №5, 1958 г.
9. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного: очерки социально-экономической и политической истории России середины XVI в.; М.: Наука, 1960. - 64-73, 98-101 с.
10. Н.Е. Носов. Становление сословно-представительных учреждений в России/, Л. —1969 г. - 324-331 с.
11. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. – М., 2005. – 640 с.
12. Тихомиров Л.
А. Монархическая
13. Ключевский В. О. Сочинения в 9 томах/ т. 3 и т.8; М., 1976 г.
14. Шмидт С. О. Соборы середины XVI в./ История СССР, №4, 1960 г.
15. История государства и права России. Учебник/Под. Ред. Ю.П.Титова. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – 544 с.
------------------------------
[ 1 ]. Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства в XVI–XVII вв.; М., 1978. – С. 92–100.
[ 2 ]. Ключевский В. О. Русская история: В 5 т. / Под ред. А. Ф. Смирнова.; М., 2002. – С. 141, 143
[ 3 ]. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность.; М., 1998. – С. 544.
[ 4 ]. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права.; М., 2005. – С. 225.