Земские соборы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 22:30, реферат

Описание работы

Начальной формой политической централизации в России явилась
сословно - представительная монархия, сложившаяся на рубеже XV - XVI
веков. В царствование Ивана Грозного, в середине XVI века, формируется
орган сословного представительства - земский собор. Дальнейшая история
земских соборов на протяжении второй половины XVI - XVII веков тесно
связана с изменениями в социальной структуре и сословном строе, с

Содержание работы

Введение. 2-4 стр.
Глава 1.
1.Типы соборов 5 стр.
2.Крупнейшие Земские соборы. 5-9 стр.
Глава 2.
1.Как проходила Земская реформа. 10 стр.
2.Вопросы, решаемые соборами. 10-13стр.
Глава 3.
1.Периодизация Земских соборов. 14-15стр.
2.Формирование абсолютизма. 15-16стр.
Заключение. 16-17 стр.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат по истории.docx

— 41.96 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение.                                                                            2-4 стр.

Глава 1.

1.Типы соборов                                                                                              5 стр.

2.Крупнейшие Земские  соборы.                                                             5-9 стр.

Глава 2.

1.Как проходила Земская реформа.                                                        10 стр.

2.Вопросы, решаемые соборами.                                                            10-13стр.

Глава 3.

1.Периодизация Земских соборов.                                                          14-15стр.

2.Формирование абсолютизма.                                                               15-16стр.

Заключение.                                                                       16-17 стр.

Список литературы.                                                                                     18 стр.

 

 

                                                            Введение . 
 
Начальной формой политической централизации в России явилась 
сословно - представительная монархия, сложившаяся на рубеже XV - XVI 
веков. В царствование Ивана Грозного, в середине XVI века, формируется 
орган сословного представительства - земский собор. Дальнейшая история 
земских соборов на протяжении второй половины XVI - XVII веков тесно 
связана с изменениями в социальной структуре и сословном строе, с 
развитием классовой борьбы, с эволюцией государственного аппарата.  
 
Вопрос  терминологии. 
 
В памятниках XVI века термин «земский собор» не встречен. Он редко 
употребляется и в XVII столетии. Документы XVII века, трактующие о 
созыве земских соборов, чаще говорят просто «собор», «совет», «земский 
совет». 
 
Слово же «земский» в XVI веке значит «государственный».  
 
Что такое земский собор? 
 
Собор, являвшийся в XVI веке «вполне законченным, выработанным типом 
политического учреждения», оставался таковым и в XVII столетии .Только 
он «осложнился... новым, выборным элементом», который «присоединился к 
нему со стороны, и представляет собой продукт, выросший совсем на другой 
почве». 
 
Различные историки по - разному дают определение земских соборов. 
Обратим внимания на самые интересные из них. 
 
В. О. Ключевский: земские соборы - это «особый тип народного 
представительства, отличный от западных представительных собраний».  
 
С. Ф. Платонов: земский собор - это «совет всей земли», состоящий «из 
трех необходимых частей»: 1) «освященного собора русской церкви с 
митрополитом, позднее с патриархом во главе», 2) боярской думы, 3) 
«земских людей, представляющих собой различные группы населения и 
различные местности государства».  
 
С. О. Шмидт: «...Соборы XVI века - это не представительные учреждения в 
обычном понимании, а скорее бюрократические». Соборы времени Ивана 
Грозного - «органы территориальной централизации, признак объединения 
земель под властью одного государя». Соборы были нужны «укрепляющемуся 
самодержавию как орудие сопротивления сохраняющийся еще феодальной 
раздробленности». 
 
Р. Г. Скрынников считает, что Русское государство XVI века до земского                       

 
собора 1566 года было самодержавной монархией с аристократической 
боярской думой, а с этого времени пошло по пути превращения в сословно 
- представительную монархию. До 1566 года соборные совещания 
«представляли сравнительно немногочисленную верхушку господствующего 
класса в лице членов боярской думы и руководства церкви». Участниками 
собора 1566 года были, «помимо бояр и церковников, многочисленные 
представители дворян, приказной бюрократии и купцов». Причину «расцвета 
соборной практики в мрачную эпоху опричнины» автор объясняет «первым 
серьезным кризисом опричной политики» и попытками монархии найти 
«непосредственную опору в более широких слоях господствующих классов, в 
среде дворянства и богатейшего купечества». Но «полоса компромисса» 
была кратковременной, на смену «пришел террор, надолго покончивший с 
соборной практикой». 
 
Возникновение соборов. 
 
1549 год можно считать годом рождения земских соборов - условно, потому 
что корни сословно - представительных учреждений восходят к более 
раннему времени. Собор середины XVI века относится к решающему моменту в 
истории России, когда началось проведение крупных реформ, направленных к укрощению государственного аппарата, когда определился курс внешней 
политики на востоке. 
 
Земский собор возник в XVI веке как орган, долженствующий заменить 
кормленщиков. Это был «парламент чиновников». Форма земского собора, 
возможно, была навеяна городовыми советами, о существовании которых 
можно догадываться на основе докладов начала XVII века. 
 
Земские соборы общегосударственного характера, требовавшие участия 
представителей господствующего класса всей земли, в какой - то мере 
заменили княжеские съезды и вместе с думой унаследовали их политическую 
роль. В то же время земский собор - это орган, пришедший на смену вечу, 
восприняв традиции участия общественных групп в решении 
правительственных вопросов, но заменив присущие ему элементы 
демократизма началами сословного представительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Глава 1.

                                                  1.Типы соборов.

1.Соборы, занимающиеся вопросами общегосударственными. Так сказать «большой политики». Это земские соборы в полном смысле этого слова.

2.Совещания царя с войнами накануне походов. Их лучше именовать «войсковыми собраниями» (это название предложил Н. Е. Носов).

3.Третью группу соборов составляют такие, на которых разбирались дела как церковные, так и государственные, в частности судебные.

4.Была, очевидно, еще одна категория собраний, на которых Иван IV обращался с воззваниями или политическими декларациями к людям разных чинов.

 

 

                                   2. Крупнейшие Земские соборы. 

В 16 веке в России возник принципиально новый орган государственного управления —Земский собор. Ключевский В. О. так писал о соборах [3]: «политический орган, который возник в тесной связи с местными учреждениями XVI в. и в котором центральное правительство встречалось с представителями местных обществ».

 

Земский собор 1549 г.

Данный собор вошел в историю как «собор примирения». Это совещание, созванное Иваном Грозным в феврале 1549 года. Его целью являлось нахождение компромисса между дворянством, поддерживающим государство, и наиболее сознательной частью боярства. Собор имел большое значение для политики, но его роль состоит еще и в том, что он открыл «новую страницу» в системе управления государством. Советником царя по важнейшим вопросам становится не Боярская дума, а всесословный Земский собор.

Об этом соборе сохранились прямые сведения в Продолжение Хронографа редакции 1512 г.

Можно полагать, что на соборе 1549 г. разбирались не конкретные споры о землях и холопах между боярами и детьми боярскими или факты насилий, чинимых боярами мелким служащим. Речь шла, по-видимому, об общем политическом курсе в малолетстве Грозного. Благоприятствуя засилью землевладельческой знати, этот курс подрывал целость господствующего класса и обострял классовые противоречия.

Запись о соборе протокольна и схематична. По ней нельзя уловить, были ли дебаты, и в каких направлениях они шли.

О процедуре собора 1549 г. можно в какой-то мере судить по грамоте земского собора 1566 г., близкой по формуляру к документу, лежащему в основе летописного текста 1549.

Стоглавый собор 1551.

Ключевский так пишет об этом соборе: «В следующем 1551 г. для устройства церковного управления и религиозно-нравственной жизни народа созван был большой церковный собор, обыкновенно называемый Стоглавым, по числу глав, в которые сведены его деяния в особой книге, в Стоглаве. На этом соборе, между прочим, было читано собственноручное "писание" царя и также сказана им речь».

Стоглавый собор 1551 г. — собор русской церкви, созванный по инициативе царя и митрополита. В нем участвовали в полном составе Освященный собор, Боярская дума и Избранная рада. Такое название он получил потому, что его решения были сформулированы в ста главах, отразивших перемены, связанные с централизацией государства. На основе местных святых, почитавшихся в отдельных русских землях, был составлен общерусский список святых. По всей территории страны унифицировалась обрядность. Собор одобрил принятие Судебника 1550 г. и реформы Ивана IV.

Собор 1551 выступает как «совет» церковной и царской властей. Этот «совет» зиждился на общности интересов, направленных к защите феодального строя, социального и идейного господства над народом, подавлению всех форм его сопротивления. Но совет часто давал трещину, т. к. далеко не всегда и не во всем совпадали интересы церкви и государства, духовных и светских феодалов.

Стоглав – сборник решений стоглавого собора, своего рода кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимности с обществом и государством. Кроме того, Стоглав содержал ряд норм семейного права, например, закреплял власть мужа над женой и отца над детьми, определял брачный возраст (15 лет – для мужчин, 12 – для женщин). [6]Характерно, что в стоглаве упомянуты три правовых кодекса, по которым вершились судебные дела между церковными людьми и мирянами: Судебник, царская уставная грамота и Стоглав.

Земский собор 1566 о продолжении войны с Польско-Литовским государством.

В июне 1566 в Москве был созван земской собор о войне и мире с Польско–Литовским государством.  Это первый земской собор, от которого до нас дошел подлинный документ («грамота»).

Ключевский пишет о данном соборе: «…был созван во время войны с Польшей за Ливонию, когда правительство хотело знать мнение чинов по вопросу, мириться ли на предложенных польским королем условиях».

[1]Собор 1566 г. был наиболее представительным с социальной точки зрения. На нем сформировались пять курий, объединявших разные слои населения (духовенство, боярство, приказные люди, дворянство и

Избирательный собор и собор об отмене тарханов 1584 г.

Данный собор вынес решение об отмене церковных и монастырских тарханов (податных льгот). Грамота 1584 заостряет внимание на тяжелых последствиях политики тарханов для хозяйственного положения служилых людей.

Собор постановил: «для воинского чину и оскудения, тарханы отставить». Мера эта носила временный характер : до государя указа – «покаместа земля устроиться а и помочь во всем учиниться царским осмотренеием » .

Цели нового уложения определялись как стремление сочетать интересы казны и служилых людей.

Собор 1613 открывает новый период в деятельности земских соборов, в который они вступают как сложившиеся органы сословного представительства, играющие роль в государственной жизни, активно участвующие в решении вопросов внутренней и внешней политики.

Земские соборы 1613-1615.

Во времена правления Михаила Федоровича. Ясно из известных материалов  что в обстановке не утихшей открытой классовой борьбы и незаконченной польской и шведской интервенции верховная власть нуждалась в постоянном содействии сословий при проведении мероприятий по подавлению антифеодального движения, восстановлению сильно подорванного в годы Смуты хозяйства страны, по пополнению государственной казны, укреплению военных сил, решению проблем внешней политики.

 

Собор 1642 по вопросу об Азове.

Он был созван в связи с обращением к правительству донских казаков, с просьбой принять под свою защиту Азов, которым они овладели. Собор должен был обсудить вопрос: согласиться ли на это предложение и в случае согласия, какими силами и на какие средства вести войну с Турцией.

Трудно сказать, чем завершился данный собор,  был ли соборный приговор. Но собор 1642 сыграл свою роль и в дальнейших мероприятиях по защите границ русского государства от турецкой агрессии, и в развитии сословного строя в России.

С середины 17 века деятельность З. с. постепенно замирает, т. к. собор 1648-1649 гг. и принятие «Соборного уложения» разрешили ряд вопросов.

Последним из соборов можно считать Земский собор о мире с Польшей 1683-1684 гг. (хотя ряд исследований говорит о соборе 1698). Задачей собора явилось утверждения «постановления» о «вечном мире» и «союзе» (когда оно будет выработано). Однако он оказался бесплодным, не принес ничего позитивного Русскому государству. Это не случайность и не простая неудача. Наступила новая эпоха, требовавшая других, более оперативных и гибких методов решения внешнеполитических (а так же иных) вопросов.

Если соборы сыграли в свое время положительную роль в государственной централизации, то теперь они должны были уступить место сословным институтам формирующегося абсолютизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Глава 2.

                          1. Как проходила Земская реформа.

Последняя из реформ к которой приступили в начале 50-х годов и которой суждено было приобрести особенно важное значение, - введение земских учреждений и переход к отмене кормлений. “Земскую реформу можно считать четвертым ударом по кормленной системе, нанесенным в ходе реформ”.2 Она должна была привести к окончательной ликвидации власти наместников путем замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточных черносошного крестьянства и посадских людей. В осуществлении земской реформы были заинтересованы зажиточные круги посадского населения и волостного крестьянства. Усиление классовой борьбы, в форме разбоев, и неспособность наместнического аппарата успешно осуществить подавление народных масс - вот те основные причины, которые делали проведение реформы местного управления неотложной. Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно - представительных учреждений на местах отвечавших интересам дворянства, верхов посада и зажиточного крестьянства, Феодальная аристократия поступалась некоторыми своими привилегиями, но смысл реформы был направлен по преимуществу против трудящихся масс в деревне и городе.

Информация о работе Земские соборы