Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 22:30, реферат
Начальной формой политической централизации в России явилась
сословно - представительная монархия, сложившаяся на рубеже XV - XVI
веков. В царствование Ивана Грозного, в середине XVI века, формируется
орган сословного представительства - земский собор. Дальнейшая история
земских соборов на протяжении второй половины XVI - XVII веков тесно
связана с изменениями в социальной структуре и сословном строе, с
Введение. 2-4 стр.
Глава 1.
1.Типы соборов 5 стр.
2.Крупнейшие Земские соборы. 5-9 стр.
Глава 2.
1.Как проходила Земская реформа. 10 стр.
2.Вопросы, решаемые соборами. 10-13стр.
Глава 3.
1.Периодизация Земских соборов. 14-15стр.
2.Формирование абсолютизма. 15-16стр.
Заключение. 16-17 стр.
Список литературы.
1. Избрание
царя.
Собор 1584 г. Избрание Федора Иоанновича.
По духовной 1572 г. царь Иван Грозный назначил
своим преемником старшего сына Ивана.
Но смерть наследника от руки отца в 1581
г. упразднила это завещательное распоряжение,
а нового завещания царь не успел составить.
Так второй его сын Федор, став старшим,
остался без юридического титула, без
акта, который давал бы ему право на престол.
Этот недостающий акт и создан был земским
собором.
Собор 1589 г. Избрание Бориса Годунова.
Царь Федор умер 6 января 1598 года. Древнюю
корону — шапку Мономаха — надел на себя
Борис Годунов, одержавший победу в борьбе
за власть. Среди современников п потомков
многие сочли его узурпатором. Но такой
взгляд был основательно поколеблен благодаря
работам В. О. Ключевского. Известный русский
историк утверждал, что Борис был избран
правильным Земским собором, то есть включавшим
представителей дворянства, духовенства
и верхов посадского населения. Мнение
Ключевского поддержал С. Ф. Платонов.
Воцарение Годунова, писал он, не было
следствием интриги, ибо Земский собор
выбрал его вполне сознательно и лучше
нас знал, за что выбирал.
Собор 1610 г. Избрание польского короля
Владислава.
Командир польских войск, продвигавшихся
с запада к Москве, гетман Жолкевский,
потребовал от «семибоярщины» подтверждения
договора тушинской Боярской думы с Сигизмундом
III и признания королевича Владислава
московским царем. «Семибоярщина» не пользовалась
авторитетом и приняла ультиматум Жолкевского.
Она объявила, что Владислав перейдет
в православие после получения русской
короны. Для того чтобы придать избранию
Владислава на царство видимость законности,
наскоро собралось подобие Земского собора.
То есть Собор 1610 г. нельзя назвать полноценным
легитимным Земским собором. В этом случае
интересно то, что Собор в глазах тогдашнего
боярства являлся необходимым инструментом
для легитимизации Владислава на русском
престоле.
Собор 1613 г. Избрание Михаила Романова.
После изгнания поляков из Москвы встал
вопрос о избрании нового царя. Из Москвы
во многие города России были разосланы
грамоты от имени освободителей Москвы
— Пожарского и Трубецкого. Дошли сведения
о документах, отправленных в Соль Вычегодскую,
Псков, Новгород, Углич. Эти грамоты, датированные
серединой ноября 1612 года предписывали
прибыть в Москву представителям каждого
города до 6 декабря 1612 года. В результате
того, что часть кандидатов задержалась
с приездом, собор начал свою работу на
месяц позже - 6 января 1613 г. Численность
участников собора оценивается от 700 до
1500 человек. Среди кандидатов на престол
были представители таких знатных родов,
как Голицыны, Мстиславские, Куракины
и др. Свои кандидатуры выставляли и сами
Пожарский и Трубецкой. В результате выборов
победил Михаил Романов. Необходимо отметить,
что в Соборе 1613 г. впервые в их истории
принимали участие черносошные крестьяне.
Собор 1645 г. Утверждение на троне Алексея
Михайловича
Новая царская династия на протяжении
нескольких десятилетий не могла быть
уверена в твердости своих позиций и на
первых порах нуждалась в формальном согласии
сословий. Как следствие этого в 1645 г.,
после смерти Михаила Романова, был созван
очередной «избирательный» собор, утвердивший
на троне его сына Алексея.
Собор 1682 г. Утверждение Петра Алексеевича.
Весной 1682 г. прошли два последних в истории
России «избирательных» земских собора.
На первом из них, 27 апреля, избрали царем
Петра Алексеевича. На втором, 26 мая, царями
стали оба младших сына Алексея Михайловича,
Иван и Петр.
2. Вопросы войны и мира
В 1566 г. Иван Грозный собрал сословия, чтобы
выяснить мнение «земли» о продолжении
Ливонской войны. Значение этого совещания
оттеняется тем, что собор работал параллельно
с русско-литовскими переговорами. Сословия
(и дворяне, и горожане) поддержали царя
в намерении продолжить военные действия.
В 1621 г. был собран Собор по поводу нарушения
Речью Посполитой Деулинского перемирия
1618 г. В 1637, 1639, 1642 гг. сословные представительства
собирались в связи с осложнением отношений
России с Крымским ханством и Турцией,
после захвата донскими казаками турецкой
крепости Азов.
В феврале 1651 г. состоялся Земский собор,
участники которого единодушно высказались
за поддержку восстания украинского народа
против Речи Посполитой, однако конкретной
помощи тогда оказано не было. 1 октября
1653 г. Земский собор принял историческое
решение о воссоединении Украины с Россией.
3. Финансовые вопросы.
В 1614, 1616, 1617, 1618, 1632 гг. и позднее земские
соборы определяли размеры дополнительных
сборов с населения, решали вопрос о принципиальной
возможности таких сборов. Соборы 1614-1618
гг. принимали решения о «пятинах» (сборе
пятой части доходов) на содержание служилых
людей. После этого по стране разъезжались
«пятинщики» - чиновники, собиравшие подать,
используя текст соборного «приговора»
(решения) в качестве документа.
4. Вопросы внутренней политики.
Самый первый Земской собор, о котором
мы уже писали, был посвящён как раз внутренним
вопросам - принятию судебника Ивана Грозного.
Земский собор 1619 г. решал вопросы, связанные
с восстановлением страны после Смуты
и определением направления внутренней
политики в новой ситуации. Собор 1648 - 1649
гг., вызванный массовыми городскими восстаниями,
решал вопросы взаимоотношений помещиков
и крестьян, определил юридический статус
поместий и вотчин, укрепил позиции самодержавия
и новой династии в России, повлиял на
решение ряда других вопросов.
На следующий год после принятия Соборного
Уложения в очередной раз собор был созван
для прекращения восстаний в Новгороде
и Пскове, подавить которые силой не представлялось
возможным, тем более что восставшие сохранили
принципиальную лояльность монарху, то
есть не отказывались признавать его власть.
Последний «земский совет», касавшийся
вопросов внутренней политики, был созван
в 1681-1682 гг. Он был посвящен проведению
очередных преобразований в России. Наиболее
важным из результатов было «соборное
деяние» об отмене местничества, давшее
принципиальную возможность повысить
эффективность административного аппарата
в России.
Глава 3.
1.
Периодизация земских соборов.
Историю земских соборов можно разделить
на 6 периодов.
Время Ивана Грозного (с 1549 года). Соборы,
созываемые царской властью,
уже сложились. Известен и собор, собранный
по инициативе сословий (1565
год).
Со смерти Ивана Грозного до падения Шуйского
(с 1584 до 1610 года). Это
время, когда складывались предпосылки
гражданской войны и иностранной
интервенции, начинался кризис самодержавия.
Соборы выполняли функцию
избрания на царство, причем иногда становились
орудием враждебных России
сил.
1610 - 1613. Земский собор при ополчениях превращается
в верховный орган
власти (и законодательной, и исполнительной),
решающий вопросы
внутренней и внешней политики. Это время,
когда земский собор играл
наиболее крупную и наиболее прогрессивную
роль в общественной жизни.
1613 - 1622. Собор действует почти непрерывно,
но уже в качестве
совещательного органа при царской власти.
Через них проходит вопросов
текущей действительности. Правительство
стремится опереться на них при
проведении финансовых мероприятий (сбор
пятинных денег), при
восстановлении подорванного хозяйства,
ликвидации последствий
интервенции и предотвращении новой агрессии
со стороны Польши.
С 1622 года деятельность соборов прекращается
до 1632 года.
1632 - 1653. Соборы собираются сравнительно
редко, но по большим
вопросам политики - внутренней (составление
Уложения, восстание в
Пскове) и внешней (русско - польские, и
русско - крымские отношения,
присоединение Украины, вопрос об Азове).
В этот период активизируются
выступления сословных групп, предъявляющих
требования правительству,
помимо соборов, также через челобитные.
После 1653 до 1684. Время затухания соборов
(небольшой взлет был в 80-х
годах).
|
Переход России к абсолютизму проявлялся
в разных сферах политической жизни страны:
в изменении царского титула, отмирании
такого атрибута сословно-представительной
монархии, как Земские соборы, в эволюции
приказной системы и состава Боярской
Думы, повышении значения различных слоев
населения в государственном аппарате,
победном исходе для царской власти в
ее соперничестве с властью церковной.
Постепенный переход к абсолютизму проявился
в укреплении самодержавия. Отметим, что
при Михаиле Федоровиче восстановление
государства шло трудно еще и потому, что
царь Михаил не обладал талантами государственного
деятеля. Власти находили выход в постоянном
диалоге с обществом через Земский собор,
который в первой половине XVII в. работал
почти непрерывно. Ситуация медленно,
но стабилизировалась. Самодержавие было
восстановлено при царе Алексее Михайловиче
(1645 – 1676 гг.). В 1654 г. он принял титул «Царь,
Государь, Великий князь, всея Великия
и Малыя России самодержавец» (Малой Россией
или Малороссией называлась Украина).
Титул окончательно закрепил за страной
название «Россия». Две главы Уложения
1649 г., принятого при царе Алексее Михайловиче
(1645 – 1676 гг.), специально были посвящены
защите престижа царской власти, определению
наказаний за нанесение урона чести самодержца.
Центральная власть добивалась, чтобы
все в государстве делалось в соответствии
с законом. Сами законы были крайне жестокими.
«Богохульство», т.е. выступление против
церкви, каралось сожжением на костре,
заговор против царя – смертной казнью.
Выступления против власти подавлялись
жестоко и кроваво: фальшивомонетчикам
заливали горло расплавленным свинцом
или оловом, за царское бесчестие (оскорбление
в адрес царя) вырезали язык.
Царь Алексей Михайлович получил прозвище
«Тишайший». Новый царь был человеком
начитанным, отличался крепким здоровьем
и веселым нравом, набожностью, был примерным
семьянином, любил роскошь и ритуалы. Однако
был вспыльчив и «подвижен на гнев», но
быстро отходил. Ему нравились пышные
выезды, охота. Он даже написал сочинение
о правилах соколиной охоты – «Урядник
сокольничья пути».
По мере укрепления абсолютизма значение
земских соборов неуклонно падало, они
созываются все реже и реже, и наконец,
полностью отмирают как политический
институт. В исторической литературе можно
встретить самые различные датировки
прекращения Земских соборов. Это связано
с тем, что среди исследователей нет единства
по вопросу о критериях, которым должен
отвечать земский собор. Последним земским
собором в полном составе следует считать
собор 1653 г. После этого соборы созывались
в урезанном составе, являясь чем-то вроде
совещаний правительства с представителями
отдельных сословий. Так, в 1660, 1662-1663 гг.
шли совещания бояр с гостями и тяглыми
людьми г. Москвы по поводу тяжелого финансового
положения кризиса, в 1681-1682 гг. в Москве
под руководством князя В.В. Голицына отдельно
друг от друга заседали совещания служилых
людей и тяглых людей. Последний собор
(также неполного состава) был созван в
1698 г. для суда над царевной Софьей.
Возникновение Земских соборов стало большим шагом в совершенствовании государственной системы управления. В XV-XVI в. формой политической централизации в России являлась сословно - представительная монархия, а уже во времена правления Ивана Грозного зарождается новый элемент сословного представительства - Земский собор. С течением времени происходит изменение в социальной структуре и сословном представительстве. Земские соборы имели очень большое значение в истории России, этим и объясняется тот факт, что рассматриваемые вопросы на соборах затрагивали все темы являющееся неотъемлемой частью государства, соответственно периодизация соборов тесно связана с делами государственной значимости. Редкие, случайные созывы собора не могли не оставлять после себя и немаловажного народно-психологического впечатления. Только здесь боярско-приказное правительство становилось рядом с людьми из управляемого общества, как со своею политической ровней, чтобы изъявить государю свою мысль, только здесь оно отучалось мыслить как всевластная каста, и только здесь дворяне, гости и купцы, собранные в столицу из Новгорода, Смоленска, Ярославля и многих других городов, связываясь общим обязательством «добра хотеть своему государю и его землям», приучались впервые чувствовать себя единым народом в политическом смысле слова: только на соборе Великороссия могла сознать себя цельным государством. Земский собор стал ключевым моментом в развитии нашей страны как демократического государства. В 1684 году состоялся созыв и роспуск земского собора о вечном мире с Польшей. Тем самым и закончилась история земских собраний, созывавшихся на протяжении более ста лет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Государственное управление в России: Учебник для вузов / под ред. А. Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 333с.
2. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций в 3-х кн. М., 1992 – 1993.
3. Памятники русского права (выпуск шестой). Соборное уложение 1649 года. Москва, 1957.
4. Тихомиров М. Н. Сословно-представительные учреждения (земские соборы) в России 16 в. // Вопросы истории. 1958. №5.
5. Черепнин Л. В. Земские соборы русского государства в 16-17 вв. - издательство «НАУКА», Москва, 1978 г. – 417 с.