Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 16:00, контрольная работа
Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 г. повлекло за собой серию реформ, носивших либеральный характер. В частности, к ним относятся реформы местного самоуправления (земского и городского), судебная, военная, реформы в сфере образования, отмена предварительной цензуры для ряда печатных изданий. Все эти преобразования были очень важны для дальнейшего развития России, благодаря которым Российское государство твердо встало на путь капиталистического развития. Непродолжительный период реформаторской деятельности правительства Александра II в большинстве случаев был высоко оценен в отечественной историографии.
Введение
1. Земства в России
1.1 Земские учреждения России – история создания и современность
1.2 Земские реформы и современная реформа местного самоуправления
1.3 Причины краха земств
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение 1. Земства в России 1.1 Земские учреждения России – история создания и современность 1.2 Земские реформы и современная реформа местного самоуправления 1.3 Причины краха земств Заключение Список литературы |
3 4
4
7 12 14 15 |
Введение
Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 г. повлекло за собой серию реформ, носивших либеральный характер. В частности, к ним относятся реформы местного самоуправления (земского и городского), судебная, военная, реформы в сфере образования, отмена предварительной цензуры для ряда печатных изданий. Все эти преобразования были очень важны для дальнейшего развития России, благодаря которым Российское государство твердо встало на путь капиталистического развития. Непродолжительный период реформаторской деятельности правительства Александра II в большинстве случаев был высоко оценен в отечественной историографии.
Актуальность данной темы в том, что одной из важных реформ того времени была организация земских органов самоуправления. 1 января 1864 г. было принято «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». С этого дня началась более чем полувековая история земских учреждений. Земства подразделялись на уездные и губернские и были введены в 34 губерниях европейской части России. Но в этих губерниях земские учреждения были введены не сразу. Только в 1865 г. были введены первые земства, в том числе и в Марийском крае, а образование остальных земств растянулось более чем на десятилетие. Таким образам, в этом году исполняется 140 лет с того года, когда в России стали действовать первые земские учреждения.
Целью выполнения данной работы является изучение земств в России.
1. Земства в России
1.1 Земские учреждения России – история создания и современность
Нынешняя ситуация в России во многом сходна с той, что сложилась на рубеже 50-60-х годов XIX столетия; осознание колоссального отставания в развитии от передовых европейских стран, необходимость вхождения в русло мировой цивилизации, осуществление коренных реформ и т.п.
Мудрость государственных
Российские либералы рассматривали введение земского самоуправления как первую ступень на пути к конституции. Один из самых ярких либеральных деятелей эпохи Александра II, К.Д.Кавелин, писал: "От успеха земских учреждений зависит вся наша будущность, и от того как они пойдут, будет зависеть, готовы ли мы к конституции".
Введение земского самоуправления явилось колоссальным шагом вперед в европеизацию страны. Это был важный этап в становлении гражданского общества в России. Выборное сословное самоуправление в стране существовало давно. Однако теперь впервые создавалось самоуправление гражданское, а не корпоративного типа. Земства выбирались гражданами, а не корпоративными объединениями, участие в выборах принимали все сословия. В составе распорядительных и исполнительных органов самоуправления также были представлены все слои общества. Так ломалась корпоративность российского общества и складывалось общество граждан, произошла децентрализация - часть прав от государственного аппарата перешла к самоуправлению. Частичное высвобождение общества из-под контроля государства, хотя бы на местном уровне, давало свободу общественной инициативе и самодеятельности. Успехи земства за время существования (1865 - весна -1918 гг.) показывают, насколько быстрее развивалось общество, если бы оно было устроено на демократических принципах.
Формирование основ правового государства, осуществление политических реформ, переход к рыночным отношениям поставили проблему местного самоуправления в современной России. В этих условиях осуществление реальной системы самоуправления становится возможным. Основой для создания подлинного самоуправления может стать опыт российского земства, получившего мировое признание и доказавшего свою эффективность. Этот опыт, принципы организации и деятельности земских учреждений должны быть изучены и критически осмыслены заново с позиций решения проблем сегодняшнего дня. Поэтому заслуживают самого пристального изучения как общие вопросы организации земского самоуправления, так и все стороны практической деятельности земских учреждений. БЛичерин писал: "Уважение к своему народу, к его преданиям и привязанностям, бесспорно, высокое и светлое чувство. Оно бесконечно выше легкомысленной погони за новизною".
В изучении российских земств сделано немало. На сегодняшний день исследованы отдельные периоды в истории земских учреждений 28 губерний. Правда, 25 земств не исследованы вообще. В числе слабо разработанных проблем - эволюция земского законодательства, проблема взаимоотношений земств с центральными и местными органами государственной власти, бюджет и экономические мероприятия земств; взаимодействие законодательства на практическую деятельность земств и т.п. Ученым, занимающимся данной проблемой, пока не удалось полностью отбросить штампы и шаблоны в оценке деятельности земств. Для того чтобы приблизиться к постижению феномена земства, следует: во-первых, отрешиться от традиционного принижения роли государства как субъекта исторического прогресса и преувеличения его значимости как орудия классового насилия; во-вторых, что немаловажно сегодня, подойти к проблеме в плане изучения опыта организации и практики земского самоуправления.
Сейчас, как и три года назад, очень важно объединение усилий специалистов, заинтересованных в разработке проблем земского самоуправления в России. Начало этому было положено в сентябре 1992г. в г. Йошкар-Оле, когда состоялась первая Всероссийская научно-практическая конференция "Организация и практика земских учреждений России", собравшая 260 ученых, практиков и политиков из 63 регионов Российской Федерации. Это была необычная научная конференция. Она имела статус государственной конференции и проводилась под эгидой бывшего Верховного Совета России. На проведение конференции потребовалось специальное постановление Президиума Верховного Совета, слишком сильна была оппозиция с регионов. Сама конференция стала возможность только через 3 года после заявки. Конференция высказалась за широкое использование земского опыта и разработку новых моделей местного самоуправления с учетом исторического опыта.
Следующим этапом стала Международная научная конференция в г.Твери "История земства и современные проблемы местного самоуправления в России ". Она прошла в мае 1993г. при участии ученых из США, Германии, Японии. Конференция была поддержана Администрацией Президента России и Тверским областным советом. Конференция одобрила подготовленную к конференции научно-исследовательскую, научно-издательскую программы "Местное самоуправление в России: исторический опыт, современность и перспективы развития", Устав Международного фонда "Местное самоуправление в России " и представила их на рассмотрение властных структур - Администрации Президента РФ, Миннац, Миннауки.
1.2 Земские реформы и современная реформа местного самоуправления
Все земские реформы- 1864г., 1890г. и 1917г.,- как и современная реформа местного самоуправления, преследовали цель децентрализации управления. По реформам 1864 и 1890гг., до февраля 1917г. на местах существовало две системы управления: 1) государственное управление по принципу "сверху- вниз"; 2) местное самоуправление "снизу- вверх". И только в 1917 г., разогнав старые государственные органы, вся полнота власти была передана земствам. Этим поспешным шагом и передачей земствам несвойственных им функций (полиция, мобилизации и ряд других) и таким образом вызвав негодование, недоверие населения, Временное правительство во многом способствовало ликвидации земств, а большевики объявили земства продуктом буржуазной идеологии и разогнали их. Мы переходим из тоталитарной системы и находимся как бы на переходном периоде. Поэтому, видимо, не ограничиться одной реформой местного самоуправления. В переходный период должны существовать на местах, как и во времена земства , две системы управления: 1) государственное управление по принципу "сверху- вниз" и 2) местное самоуправление по принципу "снизу- вверх", строящееся по территориальному, а не административному принципу.
Свое теоретическое
Таким образом, законы подчеркивают негосударственный
характер органов местного самоуправления,
их независимость и
Земства имели право ходатайств и адресов в адрес императора, высших и центральных государственных учреждений. Они направлялись в центр через губернское начальство и не должны были выходить за пределы земской компетенции. В случае их отклонения министры представляли обоснованное решение на утверждение Комитета Министров. Поскольку при передаче большей части местного хозяйства в руки земств возникала опасность развития местничества, ряд постановлений земских собраний должны были утверждаться центральной или местной администрацией.
Исходя из земского опыта местное самоуправление должно осуществляться "снизу- вверх"- на всей территории страны. Оно должно начинаться с низшей территориальной единицы (деревня, село, поселок, город), объединенных в волость (села и деревни) или другую территориальную единицу и заканчиваться избранием представителей в Федеральное собрание. В начале XX в. каждое земство выбирало одного члена Государственного Совета, земства активно принимали участие в избирательной кампании в Государственную Думу.
Целесообразно допустить плюрализм форм и любое необходимое количество уровней местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут, если сочтут целесообразным, объединить свои силы для решения вопросов, требующих решения в рамках страны в целом.
Земская организация не строилась на принципе соподчинения (уездное земство не было строго подчинено губернскому, волостное - уездному!). Этим земское самоуправление и отличалось от бюрократического строя. В земском строе все работники являлись лишь соработниками, и лишь в некоторых отношениях волостное земство зависело от уездного, а уездное - от губернского.
Местное самоуправление должно иметь право на достаточные ресурсы. И в этом плане земский опыт весьма поучителен. Вся деятельность земств строилась на самофинансировании - бюджеты земских учреждений складывались из сборов, которыми земство облагало население. Все эти средства оставались на местах и, более того, правительство выделяло в начале XIX в. немалые средства на отдельные земские мероприятия (народное образование - осуществление алана всеобщего обучения, агрономические мероприятия, статистику- проведение оценочных работ и т.п.). При этом около 70% земских расходов уходило на нужды народного образования и здравоохранение. Расходы на земское управление составляли до 5%.
Имея в виду, что
органы местного самоуправления не входят
в систему органов
На протяжении более
чем 50 лет шло противопоставление
общинного начала началу правительственно-
При своем полном развитии земская деятельность достигла большой сложности и охватила собою все стороны местной жизни. К 1917г. было уже 25 направлений только Практической деятельности земств. На протяжении своей деятельности земства по сути "освободили" органы государственной власти от решения многих местных проблем. Так путем проб и ошибок в России складывалась новая, целостная система взаимодействия различных внутренних структур, важное место среди которых занимали земства. Несмотря на трудности (а их на пути земского самоуправления было немало!) российское земство сделало огромное дело. Оно явилось на протяжении многих десятилетий одним из факторов сохранения страны как единого целого- сближало всех: и в культуре, и в экономике, и в политике.