Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 16:00, контрольная работа
Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 г. повлекло за собой серию реформ, носивших либеральный характер. В частности, к ним относятся реформы местного самоуправления (земского и городского), судебная, военная, реформы в сфере образования, отмена предварительной цензуры для ряда печатных изданий. Все эти преобразования были очень важны для дальнейшего развития России, благодаря которым Российское государство твердо встало на путь капиталистического развития. Непродолжительный период реформаторской деятельности правительства Александра II в большинстве случаев был высоко оценен в отечественной историографии.
Введение
1. Земства в России
1.1 Земские учреждения России – история создания и современность
1.2 Земские реформы и современная реформа местного самоуправления
1.3 Причины краха земств
Заключение
Список литературы
Заслуживает самого серьезного внимания земская избирательная система. На примере российского земства мы имеем дело с цензовыми и бесцензовыми органами местного самоуправления. Пока же нам трудно судить о демократичности цензового или бесцензового земств. К сожалению, бесцензовые земства с широкими полномочиями, с принудительной властью в России просуществовали всего лишь несколько месяцев, в 1917 г.- в нач. 1918 г., не дотянув даже до года, а цензовые с ограниченной компетецией без принудительной власти- 53 года. Ясно одно, для выборов представителей от населения (как мы говорим "депутатов", тогда они назывались "гласными"- имеющими право голоса), необходимо, чтобы избиратель был заинтересован в благоустройстве местной жизни, чтобы он знал и болел за эту местность. Ограничения нужны. В нынешних условиях нарождающихся структур мелкого и среднего предпринимательства заслуживают внимания как имущественный ценз, так и ценз оседлости. Именно эти ограничения в избирательной системе во многом способствовали складыванию основ самоуправления в России и во всем мире.
Говоря о цензе "оседости", следует отметить, что он не является нарушением демократических начал, а скорее наоборот-обеспечивает более широкое и последовательное проведение их в жизнь, он обеспечивает участие в местных выборах лиц, которые знают данное место и которым близки его интересы. Целесообразнее вернуться к различным земским избирательным системам-мажоритарной и пропозициональной. При этом число депутатов ("гласных") должно быть тщательно продумано.
Интересна и сама организация земских распорядительных и исполнительных органов. Земские учреждения представляли совокупность распорядительного органа ("земское собрание") и исполнительного органа ("земская управа"). Эти органы действовали согласованно. В земской практике немного было случаев конфликта между исполнительными и распорядительными органами. Сегодня, видимо, также следует определить приоритет распорядительного органа местного самоуправления. При этом исполнительный орган подотчетен ему, но имеет свою компетенцию, в рамках которой действует самостоятельно.
1.3 Причины краха земств
Каковы же причины краха земств - органов, располагавших мощным аппаратом, многочисленными кадрами, немалым опытом, столько, казалось бы, сделавших для народа? Не свидетельствует ли это о несовместимости демократических установлении с российскими условиями?
Думается, у нас нет оснований для такого вывода. Оценивая причины краха земств, надо помнить, что почти всю свою жизнь Российское местное самоуправление прожило (по вине правительства) в искалеченном, неполноценном виде. Отсутствие мелкой земской единицы (в волости) делало земство органом, достаточно далеким от народа и подчас воспринимавшимся им как тягость. До 1917 г. земства во многом оставались конгломератом обособленных единиц, замкнутых в местные рамки, не имевших возможности координировать действия во всероссийском масштабе. Роковую роль сыграл недостаток у земств собственно политического опыта - опасность, о которой в свое время предупреждал Петрункевич.
Стремясь во что бы то ни стало обеспечить преобладание в земстве слабеющего, сходящего на нет повсеместно дворянства, правительство просто парализовало деятельность местного самоуправления. Из-за недостатка избирателей-дворян приходилось откладывать перевыборы, назначать гласными сразу всех избирателей по первой курии или продлевать полномочия прежних земских собраний, что шло вразрез с принципом выборности.
В некоторых уездах возникали "умирающие земства" - здесь в течение долгого времени не созывались земские собрания. В других местах у власти оказывались "земские династии" - узкие, годами не менявшиеся группы лиц. Спешные реформы Временного правительства уже не смогли поправить положения.
Работа, выпавшая на долю земств - культурны? и хозяйственный подъем провинции - была чрезвычайно сложна. Как ни усердно трудились земства, многих задач они не смогли решить в силу объективных трудностей. Несмотря на деятельность земской школы, 79% крестьян к 1917г. оставалось неграмотными. Одна лечебница в земских губерниях приходилась в среднем на "25 тысяч человек, а для того, чтобы каждый больной мог реально воспользоваться медицинской помощью надо было иметь одну лечебницу хотя бы на десять тысяч человек.
Заключение
И все же, несмотря на эти недостатки, о деятельности земств, их роли в русской истории и вкладе в развитие нашего Отечества забывать нельзя. Опыт земств интересен, важен для нас и сегодня.
На сегодняшний день только новая модель местного самоуправления, основанная на историческом опыте, может оказаться наиболее плодотворной. Только возрождая свои традиции в местном самоуправлении, мы должны стремиться к эталону, отраженному в Хартии местного самоуправления Европейского сообщества.
Список литературы