Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 15:31, курсовая работа
Цель работы – изучение темы «Жакерия» и ее историческое значение.
Исходя из актуальности проблемы, можно выделить ряд задач данной работы.
Прежде всего, в данной работе затрагивается вопрос о социальной структуре крестьянства XIII - XIV вв. В связи с этим встает вопрос – как изменилось их положение после их освобождения, какие перемены произошли в общинной организации. Кроме того, касаясь этих вопросов, нельзя не остановиться на структуре французских сеньориях и сеньориальных эксплуатациях крестьянства.
Другая задача данной работы является рассмотрения причины возникновения волнений на этапах развития феодализма, формы борьбы, основные типы крестьянских восстаний во Франции в XIII - XIV вв.
Что касается самого восстания Жакерия, то здесь можно обратить внимания на ряд небольших вопросов: причины, события и последствия.
ВВЕДЕНИЕ….……………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ………………………………………...7
ГЛАВА 2. ФРАНЦУЗСКОЕ КРЕСТЬЯНСТВО В XIV-XV ВВ.
2.1. Социальная структура крестьянства……………………………………….10
2.2. Структура французской сеньории и сеньориальная эксплуатация крестьянства в XIII - XIV вв…..……………………………………………………………13
ГЛАВА 3. ПРИЧИНЫ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ В ПЕРИОД РАЗВИТОГО ФЕОДАЛИЗМА………………………………………………………………………
ГЛАВА 4. ВОССТАНИЯ ЖАКЕРИЯ: ПРИЧИНЫ, СОБЫТИЯ И ПОСЛЕДСТ-ВИЯ……………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….….30
Развитие товарно-денежных отношений в условиях Франции приводило к ликвидации барской запашки и укреплению системы мелких чиншевых держаний. Связь сельскохозяйственного производства с рынком осуществлялась исключительно через крестьянские хозяйства.
В силу этого крепостная зависимость (серваж) стала экономически нецелесообразна. Освобождение сервов началось еще в XII в., а продолжилось вплоть до XIV в. Феодалы, постоянно нуждавшиеся в денежных средствах, охотно шли на выкуп сервами их личной свободы.
Юридически это во многих случаях оформлялось отпускными грамотами, выдаваемыми отдельными лицам или целым деревням, в которых определялось условия и сроки выкупа сервами их личностных повинностей. Так в грамоте Епископа Гвидо Отенского от 1225г., можно узнать, что «... мы навеки освободили поместье наше от всяких чрезвычайных поборов и от тальи, при условии, чтобы ежегодно в воскресенье, когда поется Letare Iherusalem, каждая семья, которая сможет платить, давала нам... по 15 солидов. А те семьи, которые упомянутых 15 солидов заплатить не смогут, будут облагаться по нашему усмотрению и нашему требованию»3.
Издавались и особые законодательные акты. Так, в 1315г. Людовиком X был издан ордананс, согласно которому крепостные двух королевских бальяжей освобождались за выкуп от серважа. Выкупу подлежали такие повинности, как брачный и посмертный поборы и произвольная талья. Выкупные платежи вносились сразу, или раскладывались на определенный срок в виде дополнительной ренты сверх поземельной. «Люди же Абонвиля и всякий, кто держит или будет держать землю или (другое) владение в селении Абонвиль и его территории, будут (сообща) платить аббату и братии монастыря или их уполномоченному чинши, кои они привыкли платить за свои владения, (также) десятины, шампар и (нести) извозную повинность, по две барщины в год, (последнее, впрочем) лишь те, кто имеют лошадей,... а также прочие повинности...»4.
Выкупив эти повинности, серв становился свободным человеком - вилланов. Он мог свободно вступать в брак и наследовать отцовское имущество, не подвергался произвольному обложению.
Как держатель господской чиншевой земли, он был обязан вносить поземельный оброк и выполнять другие вилланские повинности. До подлинной свободы, однако, было еще далеко. Крестьяне оставались сословно неполноправными и находились под судебной властью сеньоров. Процесс освобождения французского крестьянина растянулся на несколько столетий. Наиболее интенсивно он протекал в конце XIII - первой половине XIV в.
К XIV в. положение сервов - там, где эта категория сохранялась, обнаруживается ряд новых черт, обусловленных военно-политическим и демографическим кризисом и феодальной реакцией. Повсеместная нехватка рабочих рук побудила сеньоров прекратить «коллективные» освобождения крестьян. Получить освободительную грамоту удавалось теперь лишь отдельным сервам и за большой выкуп. В ряде провинций Центральной и Восточной Франции графы и герцоги пользуются усилением своей власти, чтобы воспретить на территории данного графства (или герцогства) переход сервов из сеньории в сеньорию и обеспечить возврат беглых. Личные повинности - формарьяж, мэнморт, шеваж, неабонированная талья, которые в прошлом несли все крестьяне, ныне превращаются здесь в отличительную особенность сервов и взимаются особенно строго.
Вследствие всего этого серваж XIV в. приобрел как бы новый облик: он подразумевал особо тяжелые ограничения и повинности и резче противопоставлял сервов всем другим зависимым крестьянам. Просуществовал новый серваж сравнительно недолго.
Социальную структуру крестьянства стало все в большой мере определять его разделение на различные имущественные прослойки. В середине XIV в. и во второй его половине глубина расслоения и доля малоземельных в ряде мест временно сократились, так как убыль населения и обилие пустующих земель расширили среднюю прослойку, особенно в малоплодородных и удаленных местностях, где спрос на землю был ниже. Сохранилась и упрочнилась во Франции XIV - XV вв. деревенская община. Как и в XII - XIII вв., она по-прежнему регулировала сроки полевых работ, пользование общинными угодьями, порядок выпаса скота по стерне и на паре. Сокращение угодий и обострение нехватки пастбищ даже увеличивали необходимость в общинных сервитутах. Роль общины выросла и в связи с ее участием в раскладе налогов, взимание которых становилось все более регулярным. Однако численное разрастание деревенских общин и расширение их функций совмещались с возраставшим хозяйственным обособлением отдельных домохозяев. В Северной Франции такие домохозяйства часто бывали, невелики по размеру и представляли собой обычно малые семьи, включавшие родителей и их неженатых детей. В Южной Франции в областях «реальной тальи», где при наследовании действовало правило майората, преобладали «неразделенные крестьянские дворы, объединявшие несколько поколений и боковых родственников»5. Соответственно эти различиям в Северной Франции был особенно многочисленный слой крестьянской бедноты, пополнявший ряды батраков и поденщиков. Этот слой существовал, разумеется, и на Юге. Но сила родственных уз и традиций нераздельности домохозяйства придавали его использованию патриархальные черты, которые долгое время препятствовали превращению рабочей силы в товар и перерождению средневекового найма в буржуазный.
2.2. Структура французской сеньории и сеньориальная
эксплуатация крестьянства в XIII - XIV вв.
Об сеньориальных хозяйствах этого времени можно узнать из сохранившихся документации – «счетные книги», приходно-расходные записи - позволяют яснее представить бюджеты сеньорий. Они располагают рядом сведений о формах сеньориального хозяйства, об использовании в нем аренды и найма, о зарплате батраков, ценах на сельскохозяйственные продукты, масштаб их сбыта, об ипотеке, кредите и т.д.
Сеньориальные хозяйства пережили значительные изменения за небольшой промежуток времени. Внешние факторы вовлекли за собой перестройку сеньориальных хозяйств. Ярче всего она видна на примере крупных церковных сеньорий. Еще в XII - XIII вв. зерновое домениальное хозяйство здесь, хотя и сократилось, но не исчезло. В XIII в. оно велось обычно под надзором сеньориальных министериалов силами наемных батраков. В XIV в. церковные землевладельцы стали вовсе отказываться от собственного хлебопашеского хозяйства. К этому их побудили рост заработной платы батраков и пастухов и относительное падение хлебных цен. Сохранив домениальные поля в своем владении, церковь, однако, передавала их - в первую очередь наиболее плодородные и расположенные близко от городов - в срочную аренду - a ferme.
Арендаторами в XIV - XV вв. чаще всего выступали зажиточные крестьяне – «пахари», нередко выполнявшие функции министериалов и ведавшие в прошлом организацией господского хозяйства. Многие из них сохранили функции сержантов, мэров, прево и продолжали брать на откуп сбор поступлений с крестьянских держаний.
Это обеспечивало их средствами для ведения хозяйства на арендованной земле. Арендная плата взималась сеньорами в деньгах и продуктах. Сроки аренды измерялись в Северной Франции девятью-шестью, реже тремя годами. Краткосрочность аренды позволяла изменить ее условия в зависимости от конъюнктуры.
Аналогичная картина была характерной и для крупной светской сеньории с той разницей, что создание домениальных массивов наиболее плодородных земель, сдаваемых в срочную аренду, здесь предшествовал более длительный и трудный период земельных отчуждений и конфискации держаний неплательщиков, поскольку домены светских сеньоров сильнее подвергались в предшествующий период раздаче в держания и раздроблению.
Что касается домениальных лесов, лугов и пастбищ, то они сохранились непосредственно в собственности сеньоров и управлялись их министериалами.
На средних и мелких сеньориях существовала домениальная пашня. Ее обрабатывали преимущественно наемные работники; поступления с нее использовались для обеспечения потребительских нужд сеньоров. Однако доля этих поступлений была небольшой, главную роль играли доходы от мельниц, десятин, торговых и судебных пошлин, а также от мелкокрестьянских испольных аренд.
Система эксплуатации крестьянства в сеньории этого периода пережила немаловажные изменения. Если в предшествующие столетия сошла на нет отработочная форма ренты, то теперь и денежные оброки, повсеместно возобладавшие в составе феодальных повинностей крестьян-держателей, превратились в сугубо второстепенный источник сеньориальных доходов.
Все большую роль стали приобретать такие формы эксплуатации крестьянства, как фермерская аренда (на севере), мелкокрестьянская испольщина (на юге), а также наем. Но, тем не менее, остаются незыблемыми основополагающие устои феодального господства над крестьянами. А также господство над основной массой деревенского населения - мелкими крестьянами-держателями, продолжавшими нести поземельные или даже личные повинности. Правда, доля этих повинностей в доходах сеньории резко сократилась. Но зато доля судебных и баналитетных платежей, уплачивавшихся теми же держателями, еще более выросла. Сеньория в этом смысле все больше превращалась в форму реализации государственно-корпоративного господства над крестьянами.
По мере усиления королевской власти растут налоги, в первую очередь королевская талья. Ее взимание начинается еще с XIII в. В рассматриваемый период обложение королевской тальей распространяется в первую очередь на таких «вольных» крестьян, но иногда ее взимали и с владельцев сервильных держаний. По способу обложения талья могла быть или подоходным или поземельным налогом.
С начала XIV в. талья все чаще дополнялась другим прямым налогом - фуаж. С середины XIV в. приобретают все большую тяжесть косвенные налоги, в первую очередь знаменитая габель (обязанность ежегодно выкупать у королевских откупщиков определенное количество соли по высокой цене), а также «эд» и «мальтот» (наценка на все приобретенные товары в размере одной двадцатой – одной сороковой их продажной цены).
Усиление налогового пресса изменило
соотношение сеньориального и государственного
обложения французских
В это время широко распространилась цензива - одна из самых благоприятных форм крестьянского держания. Она отличалась целым рядом льгот.
Предоставляла держателю очень широкие владельческие права, позволяя продавать, завещать, дробить между наследниками и закладывать землю практически без ограничения со стороны сеньора. Она предполагала относительно наибольшее - в рамках феодализма - соответствие формы земледельческого производства и формы собственности. Неудивительно, что многие арендаторы домениальных земель, вступившие на путь товарного производства, принадлежали к числу цензитариев и сохранили цензиву одновременно с арендованной землей. Перед зажиточной деревенской верхушкой цензивная форма держания открывала, несомненно, благоприятные экономические перспективы. Однако все это касалось лишь небольшой по численности верхней имущественной прослойки крестьянства.
ГЛАВА 3. ПРИЧИНЫ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ В ПЕРИОД РАЗВИТОГО ФЕОДАЛИЗМА
В период развитого феодализма, когда крестьянство во всех регионах Европы выступает как уже сложившийся единый класс, его классовая борьба выступает в наиболее четком виде, выражая основной антагонизм феодального общества. При этом она развивается от низших форм к более высоким. На первом этапе развитого феодализма не только в Западной Европе, но и в других регионах в XI - XIII вв. главной формой классовой борьбы становятся конфликты отдельных крестьян с их сеньорами, зародившиеся еще в раннее средневековье и довольно однотипные во всех странах.
На втором этапе развитого феодализма крестьянско-сеньориальные противоречия значительно обострились во всех регионах. В западноевропейском и юго-западном регионах главной предпосылкой этого обострения было быстрое развитие товарно-денежных отношений, связанный с ним кризис барщинной сеньории и попытки феодалов преодолеть кризис с помощью сеньориальной реакции. Обострению ситуации способствовало также усиление в XIV - XV вв. в этих регионах государственной эксплуатации крестьян и проведение центральной властью антирабочего законодательства о максимальной заработной плате наемных рабочих. Невзгоды крестьянства, особенно во Франции, усугублялись Столетней войной.
Формы крестьянской борьбы во всех регионах и в этот период были довольно сходны. По всей Европе в XIV - XV вв. растет число локальных крестьянских выступлений - как «легальных», так и бунтарских. На Западе они нередко приобретают столь массовый характер, что выходят на общеполитическую арену.
В ходе крестьянских восстаний XIV - XV вв. значительно возросло крестьянское общественное сознание. Оставаясь на почве религиозного сознания, уже на первом этапе развитого феодализма крестьянство начинает осознавать себя как класс тружеников, противостоящий феодалам. На втором этапе развитого феодализма в крестьянской среде широко распространяется идея об исключительной ценности и святости крестьянского труда, а отсюда и самого крестьянина по сравнению с другими социальными слоями и особенно феодалов.
Во Франции крестьянские движения в XIV - XV вв., как и в других регионах, «выступало как ответ на попытку феодальной реакции, как следствие внутренней перестройки деревни в связи с развитием в ней товарно-денежных отношений, как последствие социально-психологической перестройки деревни под влиянием городских веяний и демографических сдвигов»6.
Крестьянские выступления во Франции были интенсивнее всего в тех провинциях, где быстрее развивались города и товарно-денежные отношения - в Иль-де-Франсе, Фландрии, Пикардии, Нормандии, Провансе, Лангедоке. Наоборот, наименьший размах выступления крестьян имели в экономически отсталых областях - независимо от того, насколько велики были в них последствия демографических перемен (Бурбоне, Ниверне, Берри), - так же, как и в западно-французских провинциях, где эти демографические перемены были вообще наименьшими (Гасконь, Ангумуа, Бретань, Мэн).
Показательны и действия восставшего крестьянства. Судя по их характеру и тем целям, которые преследовали участники восстаний, последствие можно было бы разделить на три основных типа. Первый составляли движения, направленные в первую очередь против сеньоров. Самым ярким их примером была Жакерия, участники которой, как известно, стали осаждать рыцарские замки, сжигать или захватывать поместья, уничтожать ненавистные крестьянам списки сеньориальных повинностей и требовать «истребления»7 всех дворян, кроме короля. Ко второму типу движений можно отнести фландрские восстания 1302 и 1323-1328 гг. и движения тюшенов в Южной Франции 60-80-х годов. Эти движения были направлены не только против светских и духовных сеньоров и церковной десятины. Восставшие отвергали власть королевских наместников и добивались отмены королевских поборов. Немалую роль здесь сыграли и горожане. Характерной особенностью движений этого типа было, следовательно, переплетение в них антисеньориальной борьбы с борьбой против королевских установлений и одновременно против церковных повинностей. К восстаниям третьего типа во Франции XIV в. можно было бы отнести движение «пастушков» 1320г. и движение в Шампани 1315г. В обоих случаях движения выступали против церковных властей, отдельных сеньоров и городских богатеев8.