Жакерия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение темы «Жакерия» и ее историческое значение.
Исходя из актуальности проблемы, можно выделить ряд задач данной работы.
Прежде всего, в данной работе затрагивается вопрос о социальной структуре крестьянства XIII - XIV вв. В связи с этим встает вопрос – как изменилось их положение после их освобождения, какие перемены произошли в общинной организации. Кроме того, касаясь этих вопросов, нельзя не остановиться на структуре французских сеньориях и сеньориальных эксплуатациях крестьянства.
Другая задача данной работы является рассмотрения причины возникновения волнений на этапах развития феодализма, формы борьбы, основные типы крестьянских восстаний во Франции в XIII - XIV вв.
Что касается самого восстания Жакерия, то здесь можно обратить внимания на ряд небольших вопросов: причины, события и последствия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ….……………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ………………………………………...7
ГЛАВА 2. ФРАНЦУЗСКОЕ КРЕСТЬЯНСТВО В XIV-XV ВВ.
2.1. Социальная структура крестьянства……………………………………….10
2.2. Структура французской сеньории и сеньориальная эксплуатация крестьянства в XIII - XIV вв…..……………………………………………………………13
ГЛАВА 3. ПРИЧИНЫ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ В ПЕРИОД РАЗВИТОГО ФЕОДАЛИЗМА………………………………………………………………………
ГЛАВА 4. ВОССТАНИЯ ЖАКЕРИЯ: ПРИЧИНЫ, СОБЫТИЯ И ПОСЛЕДСТ-ВИЯ……………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….….30

Файлы: 1 файл

Жакерия.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Несмотря на различия трех выделенных типов движений, действия и цели всех участников - и особенно действия участников восстаний первого и второго типа - объединяет борьба против тех или иных проявлений феодальной реакции. В старинных провинциях королевского домена это была в первую очередь борьба против расширения привилегий дворянства, его попыток увеличь объем взимании с крестьянства, его наступления на общинные угодья, его стремления использовать для обеспечения своих нужд прямые военные акции.

В окраинных областях к этому добавлялось сопротивление росту королевских поборов, деятельности новых королевских чиновников, самоуправству дворян, получавших здесь от короля новые фьефы. Попытка феодальной реакции выступала, следовательно, как одна из важнейших причин всех крестьянских восстаний XIV в.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4. ВОССТАНИЯ ЖАКЕРИЯ:

ПРИЧИНЫ, СОБЫТИЯ  И ПОСЛЕДСТВИЯ

 

Всего четырнадцать дней, с 28 мая по 10 июня 1358г., в Северо-Восточной  Франции бушевало пламя Жакерии - грандиозного восстания крестьян. Однако память о нем навсегда сохранилась в истории французского народа.

Оно было подготовлено всем ходом социально-экономическим развитием северной Франции. Рост городов и господство денежной ренты привели к усилению эксплуатации крестьянства. Увеличивались государственные налоги. Кроме того, они выполняли строительные и транспортные повинности на подвластной феодалу территории. Зависимые крестьяне несли еще «личные повинности»9: «поголовный налог - шеваж; «брачный» побор (за брак со свободным человеком или зависимым от другого сеньора) - формарьяж; "посмертная» пошлина с наследства крестьянина - менморт и, наконец, самый ненавистный побор - произвольная талья, т.е. натуральные или денежные платежи по усмотрению сеньора. Нетрудно представить, насколько тяжело было положение крестьян.

Новые трудности обрушились на страну в 40 - 50-х годах XIV вв. Это было связано с начавшейся войной с Англией. Начиная с 1340 г. Франция непрерывно терпела поражения в этой войне, которая шла исключительно на ее территории.

В 1348 г. на Францию обрушилась эпидемия чумы («черная смерть»), унесшая тысячи жителей. Убыль населения привела к повышению заработной платы, что в свою очередь вызвало издание законов, направленных против ее роста.

Эти законы особенно тяжело отразились на беднейших слоях сельского  и городского населения. «Самая отчаянная нищета царила повсюду, особенно между крестьянами, ибо сеньоры переполняли их страдания, отнимая у них имущество и их бедную жизнь. Хотя количество оставшегося скота - крупного и мелкого - было ничтожно, сеньоры все же требовали платежей за каждую голову, по 10 солидов за быка, по 4 или 5 за овцу. И все же они редко обременяли себя заботами о том, чтобы защищать своих вассалов от набегов и нападений неприятелей...»10. Английские войска хозяйничали во Франции, как у себя дома. Они разоряли крестьянские хозяйства бесконечными реквизициями. Французские рыцари поступали аналогично. В перерывах между военными действиями крестьян грабили оставшиеся не у дел наемники. Сражение при Пуатье - одно из наиболее трагических в истории Франции. Поведение знати на поле сражения близ города Пуатье потрясло население страны. Простые люди в городах и деревнях говорили что рыцари предали короля и Францию. В общественном мнении крепла неприязнь к знати, единственным долгом которой считалось защита страны от врагов. Как сообщает хронист Фруассар, «к рыцарям, вернувшимся с поля сражения (при Пуатье), народ относился со столь великою ненавистью и таким осуждением, что в добрых городах все их встречали палками». Народ был глубоко разочарован в социальной значимости рыцарства, откровенно не верил в его способность и желание защитить Францию. Наиболее отчетливо выразил это анонимный автор поэмы «Жалобная песнь о битве при Пуатье». Он прямо обвинил дворян в предательстве интересов Франции и короля (для мировоззрения человека той эпохи эти понятия были неразделимы) и призвал молодого наследника престола дофина Карла опереться на народ в борьбе с англичанами Автор поэмы предполагал дофину, оказавшемуся во главе королевства в связи с пленением короля, «повести с собой на войну Жака-простока - уже он не бросится бежать ради сохранения своей жизни»11.

Дофин Карл, провозгласивший  себя регентом королевства, действительно предпринял некоторые меры для активизации сопротивления населения страны англичанам, которые, казалось, были близки к полной победе над Францией. В марте 1357г. он издал ордонансы, разрешившие жителям городов и деревень организовывать отряды самообороны, чтобы оказывать вооруженное сопротивление врагам и многочисленным бандам мародеров и разбойников, наводнивших страну. Создание вооруженных отрядов усилило сопротивление англичанам и в то же время объективно способствовало назревающему восстанию крестьян. Взяв в руки оружие «на законом основании»12, они могли в любой момент повернуть его против своих феодалов. В этой обстановке и началась Жакерия.

Готовясь к блокаде  столицы, дофин обязал окрестных  крестьян укреплять замки и снабжать их продовольствием. Это была последней каплей, переполнявшей чашу народного терпения. «В понедельник 28 мая взбунтовались некие мелкие люди в Бовэзи в местечках Сен-Ле, де Серан, Нуантель, Крамуази и в окрестностях и устроили сборище для злого дела. И напали на многих дворян, бывших в названном местечке Сен-Ле, и девятерых из них умертвили - четырех рыцарей и пять оруженосцев.

А после того... пошли по области Бовэзи...»13. Это послужило сигналом для восстания. С необыкновенной быстротой восстание охватило многие области Северной Франции: Бовэзи, Пикардию, Иль-де-Франс, Шампань. В считанные дни восстание охватило огромную территорию. Восстали преимущественно крестьяне. К ним примкнули деревенские ремесленники, мелкие торговцы, сельские священники. Общее число восставших во всех областях, по сведению современников достигало примерно 100 тыс. Восставшие называли себя «Жаками» (от обычной в то время клички крестьянина «Жак-простак»). Отсюда произошло, появившиеся позднее, назвали «Жакерия». Современники же называли восстание "войной не дворян против дворян". Это название хорошо раскрывает суть движения. С самого начала восстание приняло радикальный характер: жаки разрушали дворянские замки, уничтожали списки феодальных повинностей, убивали феодалов, стремясь "искоренить дворян всего мира и самим стать господами»14. Практически все авторы хроник были настроены к крестьянам враждебно. Они, как правило, не скупились на черные краски в описании «крайностей» крестьянского движения и утверждали, что поголовное истребление дворян было главной целью восставших. Между тем на страницы хроник попали сообщения о наивном намерении «Жаков» заставить отдельных рыцарей принять участие в справедливой борьбе народа. Кстати, такое явление нередко встречалось в крестьянских движениях средневековья. Чем его объяснить? Скорее всего крестьяне хотели показать, что они милостивы по отношению к тем феодалам, которые готовы вступить с ними в союз.

Кроме того, крестьяне  стремились использовать военный опыт рыцарей. Под угрозой смерти потребовали крестьяне от нескольких представителей знати дать клятву в верности восставшим. При выполнении этого условия рыцарям сохраняли жизнь. Отказ же перейти на сторону народа рассматривался как предательство, за которое крестьяне карали феодалов смертью.

«И вот, выступивши с оружием и знаменами, распространились по всей округе и всех знатных мужчин, какие только встречали, даже собственных сеньоров своих, убивали и уничтожали без жалости. Не довольствуясь этим, дома и крепости дворян сравнивали с землей и, что еще более достойно жалости, знатных дам и малых детей их, которых встречали, предавали мучительной смерти...»15

Взоры восставших обратились к городам. Французские горожане в тот момент определенно были недовольны политикой правительства, налогами, поражениями в войне. Предательским поведением знати. Особенно остро это недовольство проявилось в Париже. Сразу же после получения вестей о поражении при Пуатье парижане выступили с требованием реформ. В столице началось восстание под руководством купеческого старшины Этьена Марселя.

Некоторые города открыто  перешли на сторону крестьян; в  других восставшие пользовались сочувствием городских низов. Парижане, стремясь помешать блокаде столицы дофином, помогли жакам в разрушение многих замков вокруг Парижа, послав на помощь несколько отрядов. «...Купеческие же старшина, когда до него дошла весть об этом бунте крестьян, двинул горожан Парижа, которые пошли и сравняли с землей башню Гурнэ, крепости Плэзель, Трапп... много других в окрестностях Парижа».

Но настоящий союз горожан и крестьян не сложился. Наибольший размах восстание приняло в Бовэзи. Во главе объединенных отрядов крестьян стал Гильом Каль. «имя ему было Гильом Шарль. Его-то жаки и выбрали своим вожаком. Но он хорошо видел, что это - люди малые дела, почему и отказался руководить ими. Однако жаки заставили его силой и сделали своим правителем вместе с одним человеком, бывшим госпитаоьером, видевшим войну. Видел войну и Гильом Шарль, и говорил жакам, чтобы держались вместе»16. Человек бывалый и знакомый с военным делом. Он назначал капитанов в отдельные отряды и рассылал по другим областям приказы, запечатанные печатью с королевским гербом; у восставших были и знамена с королевским гербом. Гильом Каль пытался установить связи с Этьеном Марселем. Как пишет хронист, он послал наиболее благоразумных и почтенных к купеческому старшине Парижа, написавши ему, что будет его помощником, если и тот окажет ему в случае нужды помощь. Этьен Марсель обещал 2жакам» поддержку. На самом же деле он намеревался всего лишь использовать восставших крестьян для достижения своих целей. К весне 1358г. события в Париже отчетливо показали, что этьену Марселю и его ближайшим сторонникам была безразлична судьба бедняков: купеческий старшина боролся за интересы зажиточной верхушки города. Тем более, чужды были ему «Жаки». Каль искал опоры не только в мятежном Париже. Подведя свое войско к Компьену, он попытался вступить в соглашение с его жителями. В городе укрылось множество феодалов, бежавших от гнева «Жаков». Однако состоятельные горожане не пустили туда восставших крестьян.

То же самое произошло в Сомолисе и Амьене. Богатые горожане были не прочь использовать крестьянские восстание для разгрома ближайших замков сеньоров и для оказания давления на дофина карла. Но они опасались идти на союз с восставшими крестьянами, так как боялись за свое собственное имущество и положение. Горожан более устраивали уступки со стороны королевской власти, нежели союз с восставшими крестьянами. Повстанцам сочувствовали лишь малоимущие слои горожан.

Крестьяне выступили  против феодалов, но за «доброго короля»17. Они говорили, что "дворянство королевства Франции - рыцари и оруженосцы - опозорили и предали королевство и, что было бы великим благом их всех уничтожить".

Дворяне, притесненные крестьянами, обратились с помощь к королю. «Государь, - говорили они ему, - вы первый дворянин в мире, не потерпите же, чтобы дворянство погибло. Ведь если эти люди, именующими себя жаками, продержатся долго, а добрые люди им помогут, дворянство ими будет совсем уничтожено»18. В ответ король Карл согласился помочь дворянам, но при этом взял с них клятву, что они в его делах не будут ему «перечить».

Крестьяне знали, что  король вместе с дворянами выступил против них. "И держал им речь Гильом Шарль: «Дорогие сеньоры, вы знаете, что дворяне идут на нас, а они - большие люди, опытные в военном деле. Если вы мне доверяете, пойдемте к Парижу.

Там займем какое-нибудь укрепленное место и будем тогда иметь от горожан поддержку и помощь»19.

В июле около селения  Мелло крестьяне встретились  с войсками Карла Злого, короля Наваррского, который спешил со своими наваррскими  и английскими рыцарями в Париж, рассчитывая захватить французский престол. Крестьянские и рыцарские отряды простояли два дня друг против друга в полной боевой готовности. «Гильом Шарль и госпитальер выстроили жаков (в боевой порядок), образовавши (из них) два отряда по 3 тыс. человек в каждом. Тех, у кого имелись луки и арбалеты, выставили они вперед, а перед ними поставили свои повозки. Еще один отряд они образовали из своих кавалеристов, и было в нем 600 человек, из которых большинство имело оружие. И стояли они там, выстроенные в таком порядке, два дня.»20

Но так как численное превосходство было, на стороне жаков, то Карл Злой предложил перемирие и, выразил готовность сотрудничать с крестьянами, называя себя союзником лидера восставших парижан - Этьена Марселя.

Поверив рыцарскому слову  короля «Гильом Шарль пошел к нему запросто, не потребовавши никаких заложников...»21, но был вероломно схвачен. «Так жаки остались без вождя». После этого рыцари бросились на лишенных военачальника крестьян и жестоко их разгромили.

«Роберт Серкот ударил на них с фланга со всеми своими людьми и сломил из них отрядов силой мечей, да и горячие кони топтали и опрокидывали при этом натиске перед собой жаков. Тогда жаки совсем смешались, так как не было с ними их капитана; они сами стали давить друг друга, и множество их было убито англичанами...»22.

Гильом Каль и его  товарищи были преданы мучительной  казни. На этом восстание в Бовэзи прекратилось. В других областях, где  действовали по большей части разрозненные крестьянские отряды, волнения продолжались до августа 1358 г.

Характерно, что силы местного дворянства оказалось недостаточно, и для победы над крестьянами, повсюду потребовались королевские отряды. 
После подавления восстания дворянство жестоко расправились с крестьянами: казни, штрафы и контрибуции обрушились на деревни и села. Однако, несмотря на победу, феодалы долго не могли забыть «комического» ужаса, отхватившего их во время восстания, и боялись повышать феодальные повинности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Борьба крестьян против феодальной эксплуатации проходит через  всю историю феодализма. Обострение социальных противоречий в деревне было главной причиной мощных крестьянских выступлений, которые прокатились по Западной Европе в XIV - XV вв. Наиболее известны из них: восстание Дольчино (1304 - 1307гг.) в Северо-Западной Италии; второе восстание "пастушков" (1320г.) в Северной Франции и Фландрии; восстание в Приморской Фландрии (1323 - 1328гг.) и т.д. В тех странах Западной Европы, где происходил процесс превращения крестьян из натуральных производителей в товаропроизводителей, отчетливо наблюдались и большие изменения в их социально-политическом бытии и мышлении. Появляется идея имущественного и правового равенства. Эта идея как противовес феодальной собственности и социальному неравенству - характерная черта крестьянско-плебейских восстаний XIV - XV вв. Крестьяне не посягали на феодальную систему в целом, и эта борьба лишь условно может быть названа антифеодальной. Их требования носили вполне реалистический характер и могли быть осуществлены в рамках феодального строя, если для этого складывались благоприятные экономические и политические условия.

Дошедшие до нас программы  повстанцев в собственно крестьянских восстаниях и их соглашения с феодалами чаще всего выражали минимальные и в целом реальные требования. Минимальные требования обычно исходили от более зажиточных слоев крестьянства, максимальные - от более бедных. Но даже крупным восстаниям, были свойственны слабая организованность, монархические иллюзии, жертвой которой чаще всего становились сами их вожди, и нерешительность действий.

Информация о работе Жакерия