Жизнь и деятельность М.М. Сперанского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 21:56, реферат

Описание работы

Михаил Михайлович Сперанский жил во время больших перемен в общественно-политической жизни в сфере государственного устройства. Учения Сперанского оказывают благотворное влияние на современную общественную жизнь, учитывая его вклад в развитие русского законодательства, государственно-правовых институтов. Все его идеи были направлены на активное экономическое, политическое и духовное развитие страны. Хотя деятельность его была ограничена взглядами и желаниями Александра I и Николая I.

Файлы: 1 файл

сперанский мм.docx

— 45.26 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки РФ

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

 

Кафедра истории

 

 

Дисциплина: История

 

 

 

 

Реферат

 

РЕФОРМАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М. М. СПЕРАНСКОГО

 

 

 

Студентка группы 3Э1

Е. А. Максимова

Руководитель:

канд. ист. наук, доцент

В. Ю. Жуков

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

    Михаил Михайлович Сперанский жил во время больших перемен в      общественно-политической жизни в сфере государственного устройства. Учения Сперанского оказывают благотворное влияние на современную общественную жизнь, учитывая его вклад в развитие русского законодательства, государственно-правовых институтов. Все его идеи были направлены на активное экономическое, политическое и духовное развитие страны. Хотя деятельность его  была ограничена взглядами и желаниями Александра I и Николая I.

    В данном реферате мне бы хотелось раскрыть деятельность, политические и правовые взгляды Сперанского. Причиной выбора мной этой темы, является ее актуальность. Сейчас перед нами стоят такие же проблемы, как и в начале 19 века. Еще одной причиной выбора мной этой темы является мое сожаление по поводу того, что государственно-правовые идеи Михаила Михайловича были не полностью претворены в жизнь.

           

 

 

 

 

 

 

  1. ПЛАН РЕФОРМ М. М. СПЕРАНСКОГО

 

    Время  высшего значения и величия для Сперанского начинается со встречи императора Александра I и Наполеона Бонапарта в Эрфурте. Сперанский находился в свите Александра I и вернувшись домой, Сперанский был обеспокоен тем, как сильно  Россия отстает от Франции в  вопросах социально-экономического развития, политического устройства. Он был взволнован тем, как обстоят дела в стране и понимал,  что нужны срочные перемены.

    Александр I, не смотря на происхождение Сперанского, полностью доверялся ему, объясняется это тем, что людей, подобных Сперанскому, широко образованных, полных желания создавать новое и бескорыстно стремящихся помочь стране в окружении императора больше не было. Сперанский был необычайно умный и хитрый молодой человек, он хорошо умел  общаться с людьми и добиваться от них желаемого. То, что выбор Александра остановился именно на Сперанском, объясняется не только его выдающимися способностями. Связывая все непопулярные среди дворянства  и радикальные реформы, с именем человека из семьи обычного сельского священника, Александр ограждал себя, ведь в случае их провала, всю вину можно было оставить на Сперанском.1

    Впервые о необходимых переменах в стране Сперанский начал задумываться еще в Петербуржской семинарии, когда прислуживал ректору. Он находился в центре духовной и светской жизни и много слышал и видел о деспотизме и произволе помещиков, видел нужду в отмене крепостного права.

    Как верховный создатель и законодатель природы и общества у Сперанского выступал Бог. По его мнению, человек играет роль инструмента для одухотворения мира природы и является существом социальным. Божьи законы Сперанский разделил на три категории: законы природы, разума и нравственные законы. В одной из первых своих работ «О коренных законах государства» он уже писал о том, что в идеальном государстве все люди должны быть независимыми личностями. Михаил Михайлович писал о том, что все основные законы гос-ва должны создаваться народом и должны применяться, и пока это не так, не может быть законности. Через все свои сочинения он проносит убеждение о том, что Россия - страна беззаконная, а то, что считается законами - всего лишь  произвольные акты.

    Период 1808—1811 годов был эпохой наивысшего значения и влияния Сперанского. В 1809 полный план нового образования государственного управления уже был им сделан. В октябре и ноябре этого года были рассмотрены, откорректированы и дополнены все части этого плана.

    В этом плане реформатор с большой осторожностью развивает свои идеи, он избегает любых указаний относительно полномочий Думы по отношению к правителю. Но основная идея его ясна, для вступления закона в силу, необходимо, чтобы большинство голосов Думы одобрило его, иначе говоря, законодательный орган имеет право отклонить закон, предлагаемый правителем, если он будет сочтен вредным, неуместным.

    Реформатор придавал большое значение регулирующей роли государства в развитии отечественной промышленности и все свои политические преобразования, он направлял на укрепление самодержавия.

    Сперанский писал о необходимости введения политической конституции, с помощью которой можно создать и укрепить основной закон, для защиты и сохранения свободы личности и личного имущества.

В этой конституции должны быть перечислены все гражданские права человека, с помощью которых они смогут защищать свои права и свою гражданскую свободу. Итак, по убеждению Сперанского, гражданские права и свободы недостаточно обеспечены законами и правом. Без конституционных гарантий они сами по себе бессильны, поэтому именно требование укрепления гражданского строя легло в основу всего плана государственных реформ Сперанского. Идея состоит в том, что государственную власть надо построить на постоянных началах, а правительство должно стоять на прочной конституционно-правовой базе. План преобразования предполагал изменение общественного устройства и перемену государственного порядка. Все население представлялось граждански свободным, а крепостное право упраздненным, хотя, в своих трудах Сперанский продолжает называть их крепостными людьми. За дворянами сохранялось право владения населенными землями и свобода от обязательной службы. Народ рабочий состоял из крестьян, рабочих и слуг.

    Сперанский говорит о необходимости создания правового государства, которое в конечном счете должно быть государством конституционным. Он объясняет, что безопасность человека и имущества - это первое неотъемлемое достояние всякого общества, поскольку неприкосновенность является сутью гражданских прав и свобод, которые имеют два вида: свобод личных и свобод вещественных. Содержание личных свобод:

 

 

  • Без суда никто не может быть наказан;
  • Никто не обязан отправлять личную службу, иначе как по закону. Содержание свобод вещественных:
  • Всякий может располагать своей собственностью по произволу, сообразно общему закону;
  • Никто не обязан платить податей и повинностей иначе, как по закону, а не по произволу.

Таким образом, мы видим, что Сперанский повсюду воспринимает закон, как метод защиты безопасности и свободы.

    Сперанский считает необходимым наличие системы разделения власти. Здесь он полностью принимает идеи, господствовавшие тогда в Западной Европе, поэтому Сперанский видит разумное устройство государственной власти в её делении на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную при сохранении самодержавной формы. Поскольку обсуждение законопроектов предполагает участие большого количества людей, то необходимо создать специальные органы, представляющие законодательную власть - Думы.2

    Сперанский предлагает привлечь народонаселение (лично свободное, включая государственных крестьян, при наличии имущественного ценза) к прямому участию в законодательной, исполнительной и судебной власти на основе системы четырёхступенчатых выборов (волостная - окружная - губернская - Государственная Дума). Сперанский оговаривает, что чем больше у человека имущества, тем больше он заинтересован в защите прав собственности. А те, кто не имеют ни недвижимого имущества, ни капитала, исключаются из процесса выборов. Таким образом, мы видим, что демократический принцип всеобщих и тайных выборов чужд Сперанскому, а в противовес этому он выдвигает и придает большее значение либеральному принципу разделения власти. При этом Сперанский рекомендует широкую децентрализацию, то есть наряду с центральной Государственной Думой должны создаваться также местные думы: волостные, уездные и губернские. Дума призвана решать вопросы местного характера. Без согласия Государственной Думы самодержец не имел права издавать законы, за исключением тех случаев, когда речь шла о спасении отечества. Однако в противовес император всегда мог распустить депутатов и назначить новые выборы. Следовательно, Государственная Дума своим существованием как бы была призвана давать лишь представление о нуждах народа и осуществлять контроль над исполнительной властью. Исполнительная власть представлена правлениями, а на высшем уровне  - министерствами, которые формировал сам император. Причем министры, должны были нести ответственность перед Государственной Думой, которая наделялась правом просить об отмене незаконных актов. В этом и заключается принципиально новый подход Сперанского, выраженный в стремлениях поставить чиновников, как в центре, так и на местах под контроль общественного мнения.

    Судебная ветвь власти была представлена областными, уездными и губернскими судами, состоящими из выборных судей и действующих с участием присяжных. Высшую судебную инстанцию составлял Сенат, члены которого избирались пожизненно Государственной Думой и утверждались лично императором. Монарх, оставался единственным представителем всех ветвей власти, возглавляя их. Поэтому Сперанский считал, что нужно создать учреждение, которое будет заботиться о плановом сотрудничестве между отдельными органами власти и будет являться как бы конкретным выражением принципиального воплощения государственного единства в личности монарха. По его замыслу, таким учреждением должен был стать Государственный Совет. Одновременно этот орган должен был выступать блюстителем исполнения законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


РЕФОРМАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕРАНСКОГО

    1 января 1810 года был объявлен манифест о создании Государственного Совета, заменившего Непременный совет. М. М. Сперанский получил в этом органе должность государственного секретаря. В его ведении оказалась вся проходившая через Государственный совет документация. Сперанский изначально предусматривал в своем плане реформ Государственный Совет как учреждение, которое не должно особенно заниматься подготовкой и разработкой законопроектов. Но поскольку создание Государственного Совета рассматривалось в качестве первого этапа преобразований и именно он должен был учредить планы дальнейших реформ, то по началу этому органу были приданы широкие полномочия. Отныне все законопроекты должны были проходить через Государственный Совет. Общее собрание составлялось из членов четырёх департаментов : законодательного, департамента военных дел (до 1854 года), департамента дел гражданских и духовных и департамента государственной экономики; и из министров. Председательствовал на нём сам государь. При этом оговаривается, что царь мог утверждать лишь мнение большинства общего собрания.

    Сперанский не только разработал, но и заложил определённую систему сдержек и противовесов в деятельности высших государственных органов при верховенстве власти императора. Он утверждал, что уже на основе этого задается само направление реформ. Итак, Сперанский считал Россию зрелой, чтобы приступить к реформам и получить конституцию, обеспечивающую не только гражданскую, но и политическую свободу. В докладной записке Александру I он возлагает надежды на то, что, если Бог благословит все начинания, то к 1811 году Россия воспримет новое бытие и совершенно во всех частях преобразится. Сперанский утверждает, что в истории нет примеров того, чтобы просвещенный коммерческий народ долго оставался в состоянии рабства и что нельзя избежать потрясений, если государственное устройство не соответствует духу времени. Поэтому главы государств должны внимательно наблюдать за развитием общественного духа и приспособлять к нему политические системы. Из этого Сперанский делал выводы, что было бы большим преимуществом возникновение в России конституции. Но верховная власть в лице императора разделяла не все пункты программы Сперанского. Александра I вполне устраивали лишь частичные преобразования крепостнической России, сдобренные либеральными обещаниями и отвлеченными рассуждениями о законе и свободе. Александр I был готов принять все это. Но между тем испытывал на себе и сильнейшее давление придворного окружения, включая членов его семьи, стремившихся не допустить радикальных преобразований в России.3

    Также одной из идей было совершенствование „чиновничьей армии“ для будущих реформ. 3 апреля 1809 г. был издан указ о придворных званиях. Он менял порядок получения званий и определённых привилегий. Отныне эти звания надлежало рассматривать как простые знаки отличия. Привилегии же получали только те, кто нес государственную службу. Указ, реформировавший порядок получения придворных чинов, был подписан императором, но ни для кого не было секретом, кто являлся его действительным автором. Второй мерой был опубликованный 6 августа 1809 г. указ о новых правилах производства в чины по гражданской службе, в тайне подготовленный Сперанским. Отныне чин коллежского асессора, который ранее можно было получить по выслуге лет, давался только тем чиновникам, которые имели на руках свидетельство об успешном окончании курса обучения в одном из российских университетов или выдержавшим экзамены по специальной программе. Элементы рыночных отношений в экономике России были также освещены в проектах М. М. Сперанского. Он разделял идеи экономиста Адама Смита. Сперанский связывал будущее экономического развития с развитием коммерции, преобразованием финансовой системы и денежного обращения. В первые месяцы 1810 года состоялось обсуждение проблемы регулирования государственных финансов. Сперанский составил „План финансов“, который лег в основу царского манифеста от 2 февраля. Основная цель этого документа заключалась в ликвидации бюджетного дефицита. Согласно этому документу, прекращался выпуск бумажных денег, сокращался объём финансовых средств, финансовая деятельность министров ставилась под контроль. С целью пополнения государственной казны подушная подать с 1 рубля была повышена до 3-х, также вводился новый, несуществующий прежде налог - „подоходный прогрессивный“. Меры эти дали положительный результат, благодаря перемене системы финансов, государство было спасено от банкротства. Дефицит бюджета сократился, а доходы казны возросли за два года на 175 миллионов рублей.

    Летом 1810 г. по инициативе Сперанского началась реорганизация министерств, завершившаяся к июню 1811 г. Министерства делились на департаменты, департаменты делились на отделения.

    В своем отчете императору от 11 февраля 1811 г., Сперанский докладывает об выполненных изменениях. Здесь он пишет об: учреждении Государственного Совета, окончании двух частей гражданского уложения, создании нового разделения министерств, составлении и принятии постоянной системы к уплате государственных долгов и составлении коммерческого уложения на 1811 год. Так же в этом отчете он изложил планы на будущее, к которым относились: окончание уложения гражданского и устройства сената судебного, составление устройства сената правительствующего. Он собирался рассмотреть и усилить способы к погашению долгов и основать государственные ежегодные доходы с помощью введения новой переписи людей, поземельного сбора и усовершенствованием получения дохода с казенных имуществ. Но к сожалению, эти планы остались неосуществленными.

Информация о работе Жизнь и деятельность М.М. Сперанского