Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:25, творческая работа
Цель моей работы заключается в исследовании жизни старообрядцев Куртамышского района.
Для достижения цели я поставила следующие задачи:
Узнать историю появления старообрядческого села Белоногово, происхождение названия;
Изучить быт, занятия, традиции и обычаи старообрядцев;
Определить влияние старообрядчества на крестьянскую культуру.
Введение
Глава I. Село Белоногово
1.1. История появления………………………………………………………………………....с.4
1.2. Название деревни………………………………………………………………………..…с.4
1.3. История Белоноговской часовни………………………………………………………….с.4-6
Глава II. Быт и обычаи
2.1. Из воспоминаний старообрядческой семьи Черновых………………………………….с.6-8
2.2. Из воспоминаний Скоробогатовой Анны Ульяновны…...................................................с.8
Выводы…………………………………………………………………………………………..с.9
Заключение
Список литературы и источников……………………………………………………………...с.10
Приложения………………………………………………………………………….…………..с.11-20
Оглавление
Введение
Глава I. Село Белоногово
1.1. История появления………………………………………………………
1.2. Название деревни……………………………………………………………
1.3. История Белоноговской часовни………………………………………………………….
Глава II. Быт и обычаи
2.1. Из воспоминаний старообрядческой семьи Черновых………………………………….с.6-8
2.2. Из воспоминаний
Выводы………………………………………………………………
Заключение
Список литературы и источников………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
О староверах и старообрядчестве в наши дни можно услышишь не столь часто. Тема старообрядчества – новая в историографии. Впервые о староверах я узнала от моих родственников, живущих в селе Белоногово. Они говорили, что раньше здесь проживало много семей староверов. И это практически все, что мне было известно о данной религиозной группе.
Актуальность данной темы в том, что старообрядчество, как течение православной церкви, существует и сегодня, эта тема позволяет приоткрыть малоизвестную страничку в истории, показать, что Вера в истории играет большую роль, чем материальные ценности. Пока существует Вера, существует и человек. Появляются и исчезают разные религиозные «ветви», исчезают, изжив себя. Почему же на протяжении веков старообрядчество было и существует до сих пор? Русский народ сберег свою веру, пронеся ее через века, не поддаваясь искушениям легкой жизни, преодолевая препятствия, такие, как раскол и реформы Никона.
Объект исследования: старообрядческие общины, семьи, существующие на территории Куртамышского района.
Предмет исследования: традиции, обряды, обычаи староверов.
Цель моей работы заключается в исследовании жизни старообрядцев Куртамышского района.
Для достижения цели я поставила следующие задачи:
Гипотеза: старообрядчество явилось идеологической опорой для сохранения стародавних традиций.
Методика исследования: содержание предстоящего исследования определило подбор источников и литературы. В первую очередь я обратилась к архивным документам, хранившимся в Куртамышском музее. Моя исследовательская работа базируется на различных исторических источниках: публикациях в периодической печати, художественной литературе, воспоминаниях старообрядческих семей, также при написании работы использовала интернет – источники. Во время работы была изучена масса литературы. Большую роль в работе сыграла книга М.С. Перевозчикова «Староверы.
Продолжительность исследования: исследование проводилось в течение шести месяцев.
I. Село Белоногово
1.1. История появления
На территории нашей области существует деревня Белоногово (см. приложение 1) в Куртамышском районе. Она была основана старообрядцами примерно в 1770 году. На берегу пресного Домашнего озера обосновались две крестьянских старообрядческих семьи: Балашовы и Белоноговы. Кругом шумел дремучий лес: вековые сосны, березы, осины. Рядом с пресными озерами располагались озера горько-соленой водой, вокруг было много болот. Водоемы богаты рыбой, здесь гнездилось много птиц. В лесу водились звери, много было ягод, грибов. Из вековых деревьев прямо на месте рубили избы, постройки для скота, отвоевали землю под пашню. Занимались в основном охотой, рыбной ловлей, собирали дикие ягоды, грибы, постепенно осваивали земледелие. Первые избы были построены на северном берегу озера Домашнего. Густой лес с севера защищал поселенцев от трескучих морозов и сильных вьюг. Постепенно деревня росла за счет переселенцев из многих губерний Центральной России. Строения располагались вокруг озера по ходу солнца. Только северо-западный берег был не заселен. В начале 20 века в деревне часто случались пожары. Северная часть деревни выгорела во время одного из пожаров.[6]
1.2 Название деревни
Название этой деревни могло быть образовано от слова Белоногий, которое получали люди, имеющие в своем хозяйстве лошадей с белой шерстью на ногах. Некоторые исследователи связывают прозвище Белоногий с распространением в России голубеводства и выведением породы голубей с белыми лапками. Существует предположение и о том, что деревня образована от слова «белоног», имеющего несколько значений: кол в реке для закрепления причаленного парома, столб в плотине у водяной мельницы, орудие для разминания кож.[10] Возможно, название деревни было образовано по фамилии первого основателя – переселенца. Фамилия Белоногов уже была распространена в Зауралье с конца 18 века. Переселились Белоноговы из Ивановской области в наш край, вторая ветвь – дальше в Сибирь. Скорей всего, все Белоноговы переселились на территорию Белоногова из северных районов Тобольской провинции Сибирской губернии, возможно, из Камышловского уезда.[9]
1.3. Белоноговская часовня
К середине XIX века сложились центры старообрядцев поморской общины в деревнях Белоногово и Жуково. Организация старообрядческой поморской общины отличалась большой четкостью. Поморская община делились на «мирских» и «соборных», в их положении была существенная разница. Только соборные были полноправные членами собора (общины), они строго выполняли и охраняли всю систему культовых, религиозно-этических и бытовых регламентаций, ограничений и запретов. Редко какой человек был соборным в течение всей жизни, чаще всего таковыми становились в старости, после реального прекращения супружеских отношений и иных связей с миром. Соборные были строгими «чашечниками» (каждый пользовался при приеме пищи только свое посудой) и последовательно отделялись от окружающих во всем. Общиной руководил «духовник» или «уставщик», его основные функции - принятие исповеди и отпущение грехов.
Службы у старообрядцев-поморцев проходили либо на дому у кого-нибудь из членов общины, либо в молельном доме. Описание старообрядческого часовенного молельного дома, расположенного в Челябинском уезде, Костылевском приходе, деревне Белоноговой дают «Оренбургские епархиальные ведомости».[7] В д. Белоногово в конце XIX находилось три молельных дома: один на старообрядческом кладбище, два других у крестьян, которые были членами поморской общины, - Макара Булатова и Леонтия Булатова.
В старообрядческую молельню, по усмотрению самих староверов, допускали православных с условием не молиться на их иконы. Молельня представляла собой хату в две комнаты, одна из которых служила прихожей и в ней находились одни медные иконы, во второй непосредственно велась служба. На передней, восточной стороне, были расположены в два ряда иконы, перед которыми горели лампады и свечи, ниже икон - деревянный стол шириной в аршин, на котором лежали книги для службы и различные принадлежности молельной. Посередине молельной, аршина на два от передней стены, стоял аналой, облаченный в бархатную одежду с изображением осьмиконечного креста, на нем - праздничная икона и высеребренный подсвечник средней величины. Около этого аналоя стояли еще два, на которых лежали книги, употребляемые при богослужении. Молельня разделялась на две равные части. Мужчины приходили на службу в застегнутых кафтанах, без опоясок и стояли по правую сторону. Женщины проходили в левую часть молельни, они были облачены в сарафаны, опоясаны поясом, головной платок повязан в два конца, а другие два свешивались сзади. Все молящиеся имели в руках лестовки, заменяющие четки и подручники, которые клали на пол, чтобы во время поклонов полагать на них головы. Рядом с наставником, стоявшим у аналоя, находился чтец, за ними несколько человек мальчиков – певчих. Во время службы по церковному уставу не дозволялось « шепты творити». Земные поклоны творились одновременно. Чтец читал нараспев, дрожащим старым голосом. Иногда наставник пояснял то, что читалось. Каждение начиналось с праздничной иконы, потом по правую сторону занавески наставник «окаживал» мужчин, которые ему кланялись, то же повторял с женщинами. Служба шла по старым книгам, иногда предстоящий подсказывал сменяющимся чтецам то, что следовало читать. Посторонних на службу допускали редко, с большой неохотой, а сами в православный храм не заходили вообще.
У Леонтия Булатова часовня размещалась в сделанном к дому пристрое (дом сохранился и сейчас). В годы советской власти в нем устроили клуб, а после войны пристрой продали. На моления верующие стали собираться в домах благочестивых односельчан, таких, как Феодора Ивановна, Матрена Абрамовна и других. Матрена Абрамовна Бабарыкина (1907-1994) обучалась церковной грамоте в жуковской часовне у Печерских, хорошо знала и исполняла необходимые обряды.[5]
Летом 1998 года старообрядцы с. Белоногово начали строительство часовни на местном кладбище (см. приложение 2). Строительство проходило под активным руководством наставницы старообрядцев – Марии Макаровны Кривощековой. Более трех десятков человек принимали участие в очистке территории кладбища и строительстве летней часовни. 30 сентября 1998 года строительство было завершено. На ее крыше установили восьмиконечный крест, сделанный Е. И. Булатовым. С этого времени вселенская панихида в Троицкую субботу проходит в часовне, построенной на месте старой.[3]
II. Быт и обычаи
В старообрядческой среде, как ни в какой другой, сохранились исконно русские национальные традиции. Это касается образа жизни, строений, патриархального уклада, обрядов и обычаев, ведения хозяйства, а самое главное – сохранилась вера, мировосприятие, нравственные устои. Трудолюбие воспитывалось с детства. Семейный уклад был направлен на формирование таких черт, как трудолюбие, терпение, уважение старших. Вера в Бога, библейские заповеди учили людей отношениям к людям, природе, к труду. Именно отношение к труду было главным в мировосприятии староверов. Старались делать все основательно: дома, приусадебные постройки. Особое отношение было к орудиям труда.[4]
2.1. Из воспоминаний старообрядческой семьи Черновых [1].
Перед тем
как женить своих детей родители молодого
человека приезжали к будущей невесте.
Ездили они в разные сёла и деревни, старались
в одной деревне не искать невест. Иногда
уезжали очень далеко и обязательно женили
на девушке из старообрядческой семьи.
Первый раз ехали знакомиться с родителями
и с их дочерью. Если девушка нравилась,
то приезжали второй раз свататься. Слово
обычно стояло за мужчиной, ну и девушек
тоже спрашивали, согласны ли они, но их
желания редко учитывались, т.к. «в девках»
оставаться не хотелось. Только после
второй встречи, после сватовства, была
третья – это уже свадьба. Свадьба
у старообрядцев отличалась тем, что они
не посещали церковь, а значит, и не венчались.
Сватами чаще всего бывали крестный отец
и дядя. При сватовстве полагалось пройти
в избу и сесть на лавку, стоящую вдоль
половиц, стараясь захватить ногами как
можно больше половиц, чтобы невеста не
ускользнула. Чтобы сватовство было удачным,
сваты должны были коснуться рукой печки.
К ней же прислонялась невеста, давая понять,
что она согласна на замужество. Разговор
между сватами и родителями шел совершенно
открыто: «У нас жених, у вас невеста, нельзя
ли их свести вместе да нам породниться».
Девичника не было, проводили вечерки,
где молодежь, девушки и парни, веселилась
вместе. В баню перед свадьбой ходили только
невеста и ее лучшая подруга. Утром перед
свадьбой посещал баню жених. После бани,
уже одетый в свадебное платье, жених ждал
прихода так называемых «молчан» — двух
подруг невесты, которые приглашали жениха.
Взяв чистый платок, две девушки отправлялись
к нему в дом. Молча проходили через село,
молча проходили двор, сени, переступали
порог и останавливались. Доставали платок
и молча расстилали его у своих ног. Не
отвечали на приветствия, не принимали
приглашения к столу. Молча стояли у расстеленного
платка. Тогда друзья жениха начинали
класть на платок угощение. Девушки молчали.
Добавляли еще. Девушки молчали. Когда
они решали, что угощений достаточно, поднимали
платок и приглашали жениха к невесте.
От невесты ехали или шли к уставщику,
который благословлял молодых иконой
и читал духовные стихи. При нем молодые
обменивались кольцами.
На второй день свадьбы молодая жена должна
была по любому поводу просить у старших
в доме мужа благословения сделать что-то,
например, поставить квашню, принести
дрова, подмести пол. Такой ритуал исполнялся
в разных местах по-разному: год или до
рождения ребенка, или до тех пор, пока
молодые не отделятся от родителей (см.
приложение 3).
Все старообрядцы очень трудолюбивые, никто никогда не сидел без дела. Уже с 6-ти летнего возраста дети начинали помогать взрослым, качали люльки. С 10-ти лет уже шли косить траву. У Черновых было большое хозяйство - 17 коров. Когда начинался сенокос, а обычно он находился далеко от дома, и чтобы каждый раз не ходить в село, строили дом и там жили несколько человек, готовили в печке, а в деревню ездили только за водой. Косили целый день, а иногда и ночь. Кроме работы в поле, также работали в огороде, приходили с огорода, шли в сарай, приходили из сарая, делали что-нибудь по дому (см. приложение 4). Сами вручную изготовляли скатерти (см. приложение 5) и дорожки (см. приложение 6), рисунок дорожек у каждой семьи был свой. Каждая женщина должна была вручную сделать себе поясок, на котором была написана молитва (см. приложение 6). Подпоясывались им по особым случаям. И каждому сыну в семье обязательно строили дом. Баня всегда строилась на берегу речки или озера, а саму баню называли «поганым корытом», и всегда после того как выходишь из бани, нужно было, если зимой, то обтереться снегом, а летом – искупаться в речке. Маленьким детям умывали лицо и руки. Молодежи это уже не нравилось, придёшь из бани, распаришься, а надо холодной водой умываться.
Бабушка всегда готовила в печи, никогда - на плите. Посты соблюдались очень строго и всегда постились в женские дни - это среда и пятница, даже когда болели. Ели всегда только из своей посуды, была своя ложка, кружка, чашка. В гости ходили тоже со своей посудой.
К праздникам: Рождество, пасха, Троица, готовились очень серьёзно. Во время праздников собирались в чьём-нибудь доме и молились пред иконами (см. приложение 7,8) весь день и всю ночь, прерывались, чтобы только поесть и опять продолжали молиться. Однажды случился пожар. От свечи загорелась занавеска, закрывающая иконы, обгорел иконостас и край стола. И перед наступлением праздника бабушка всегда вручную делала свечи (см. приложение 9), там столько различных приспособлений для их изготовления, и этот запах воска запомнился на всю жизнь, и иногда, когда дедушка не видел, я сидела и лепила различные фигурки. Дедушка был очень строгим. Как – то я взяла скакалку и начала прыгать в доме, а дедушка стал возмущаться, что в доме прыгать нельзя. Ругался, когда я ходила в коротеньких платьишках, но бабушка за меня заступалась.
Когда ходили на вечёрки, то без дела не сидели, брали с собой прялки. А перед рождеством поп обходил дома и крестил и освещал их. Заходил и в дома, а где были вечерки, там всегда собирались и мирские, и староверы, хозяйка говорила, где кто и поп старообрядцев обходил стороной. Сохранился бабушкин самодельный крестик (см. приложение 10), которым она крестила всех детей. Существовал какой – то специальный обряд, после крещения бабушка освящала его снова, и убирала.
Информация о работе Жизнь старообрядцев Куртамышского района