Жизнь старообрядцев Куртамышского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:25, творческая работа

Описание работы

Цель моей работы заключается в исследовании жизни старообрядцев Куртамышского района.
Для достижения цели я поставила следующие задачи:
Узнать историю появления старообрядческого села Белоногово, происхождение названия;
Изучить быт, занятия, традиции и обычаи старообрядцев;
Определить влияние старообрядчества на крестьянскую культуру.

Содержание работы

Введение
Глава I. Село Белоногово
1.1. История появления………………………………………………………………………....с.4
1.2. Название деревни………………………………………………………………………..…с.4
1.3. История Белоноговской часовни………………………………………………………….с.4-6
Глава II. Быт и обычаи
2.1. Из воспоминаний старообрядческой семьи Черновых………………………………….с.6-8
2.2. Из воспоминаний Скоробогатовой Анны Ульяновны…...................................................с.8
Выводы…………………………………………………………………………………………..с.9
Заключение
Список литературы и источников……………………………………………………………...с.10
Приложения………………………………………………………………………….…………..с.11-20

Файлы: 1 файл

Живой огонёк старой веры.docx

— 4.43 Мб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение

Глава I. Село Белоногово

1.1. История появления………………………………………………………………………....с.4

1.2. Название деревни………………………………………………………………………..…с.4

1.3. История Белоноговской часовни………………………………………………………….с.4-6

Глава II. Быт и обычаи

2.1. Из воспоминаний старообрядческой семьи Черновых………………………………….с.6-8

2.2. Из воспоминаний Скоробогатовой  Анны Ульяновны…...................................................с.8

Выводы…………………………………………………………………………………………..с.9

Заключение

Список литературы и источников……………………………………………………………...с.10

Приложения………………………………………………………………………….…………..с.11-20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

О староверах и старообрядчестве в наши дни можно услышишь не столь  часто. Тема старообрядчества – новая  в историографии.  Впервые о староверах я узнала от моих родственников, живущих в селе Белоногово. Они говорили, что раньше здесь проживало много семей староверов.  И это практически все, что мне было известно о данной религиозной группе.

Актуальность данной темы в том, что старообрядчество, как  течение православной церкви, существует и сегодня, эта тема позволяет приоткрыть малоизвестную страничку в истории, показать, что Вера в истории играет большую роль, чем материальные ценности. Пока существует Вера, существует и человек. Появляются и исчезают разные религиозные «ветви», исчезают, изжив себя. Почему же на протяжении веков старообрядчество было и существует до сих пор? Русский народ сберег свою веру, пронеся ее через века, не поддаваясь искушениям легкой жизни, преодолевая препятствия, такие, как раскол и реформы Никона.

Объект исследования: старообрядческие общины, семьи, существующие на территории Куртамышского района.

Предмет исследования: традиции, обряды, обычаи староверов.

Цель моей работы заключается в исследовании жизни старообрядцев Куртамышского района.

Для достижения цели я поставила  следующие задачи:

  1. Узнать историю появления старообрядческого села Белоногово, происхождение названия;
  2. Изучить быт, занятия, традиции и обычаи старообрядцев;
  3. Определить влияние старообрядчества на крестьянскую культуру.

Гипотеза: старообрядчество явилось идеологической опорой для сохранения стародавних традиций.

Методика исследования: содержание предстоящего исследования определило подбор источников и литературы. В первую очередь я обратилась к  архивным документам, хранившимся в Куртамышском музее. Моя исследовательская работа базируется на различных исторических источниках: публикациях в периодической печати, художественной литературе, воспоминаниях старообрядческих семей, также при написании работы использовала  интернет – источники. Во время работы была изучена масса литературы. Большую роль в работе сыграла книга М.С. Перевозчикова «Староверы.

Продолжительность исследования: исследование проводилось в течение шести месяцев.

 

I. Село Белоногово

1.1. История появления

     На территории нашей области существует деревня Белоногово (см. приложение 1) в Куртамышском районе. Она была основана старообрядцами  примерно в 1770 году. На берегу пресного Домашнего озера обосновались две крестьянских старообрядческих семьи: Балашовы и Белоноговы. Кругом шумел дремучий лес: вековые сосны, березы, осины. Рядом с пресными озерами располагались озера горько-соленой водой, вокруг было много болот. Водоемы богаты рыбой, здесь гнездилось много птиц. В лесу водились звери, много было ягод, грибов. Из вековых деревьев прямо на месте рубили избы, постройки для скота, отвоевали землю под пашню. Занимались в основном охотой, рыбной ловлей, собирали дикие ягоды, грибы, постепенно осваивали земледелие. Первые избы были построены на северном берегу озера Домашнего. Густой лес с севера защищал поселенцев от трескучих морозов и сильных вьюг. Постепенно деревня росла за счет переселенцев из многих губерний Центральной России. Строения располагались вокруг озера по ходу солнца. Только северо-западный берег был не заселен. В начале 20 века в деревне часто случались пожары. Северная часть деревни выгорела во время одного из пожаров.[6]

1.2 Название деревни

     Название этой деревни могло быть образовано от слова Белоногий, которое получали люди, имеющие в своем хозяйстве лошадей с белой шерстью на ногах.  Некоторые исследователи связывают прозвище Белоногий с распространением в России голубеводства и выведением породы голубей с белыми лапками. Существует  предположение и о том, что деревня образована от слова «белоног», имеющего несколько значений: кол в реке для закрепления причаленного парома, столб в плотине у водяной мельницы, орудие для разминания кож.[10] Возможно, название деревни было образовано по фамилии первого основателя – переселенца. Фамилия Белоногов уже была распространена в Зауралье с конца 18 века. Переселились Белоноговы из Ивановской области в наш край, вторая ветвь – дальше в Сибирь. Скорей всего, все Белоноговы переселились на территорию Белоногова из северных районов Тобольской провинции Сибирской губернии, возможно, из Камышловского уезда.[9]

1.3.    Белоноговская часовня

     К середине XIX века сложились центры старообрядцев поморской общины в деревнях Белоногово и Жуково. Организация старообрядческой поморской общины отличалась большой четкостью. Поморская  община делились на «мирских» и «соборных», в их положении была существенная разница. Только соборные были полноправные членами собора (общины), они строго выполняли и охраняли всю систему культовых, религиозно-этических и бытовых регламентаций, ограничений и запретов. Редко какой человек был соборным в течение всей жизни, чаще всего таковыми становились в старости, после реального прекращения супружеских отношений и иных связей с миром. Соборные были строгими  «чашечниками» (каждый пользовался при приеме пищи только свое посудой) и последовательно отделялись от окружающих во всем. Общиной руководил «духовник»  или «уставщик», его основные функции - принятие исповеди и отпущение грехов.

    Службы у старообрядцев-поморцев проходили либо на дому у кого-нибудь из членов общины, либо в молельном доме. Описание старообрядческого часовенного молельного дома, расположенного в Челябинском уезде, Костылевском приходе, деревне Белоноговой дают «Оренбургские епархиальные ведомости».[7]  В д. Белоногово в конце XIX находилось три молельных дома: один на старообрядческом кладбище, два других у крестьян, которые были членами поморской общины, - Макара Булатова и Леонтия Булатова.

     В старообрядческую молельню, по усмотрению самих староверов,  допускали православных с условием не молиться на их иконы. Молельня представляла собой хату в две комнаты, одна из которых служила прихожей и в ней находились одни медные иконы, во второй непосредственно велась служба. На передней, восточной стороне, были расположены в два ряда иконы, перед которыми горели лампады и свечи, ниже икон - деревянный стол шириной в аршин, на котором лежали книги для службы и различные принадлежности молельной. Посередине молельной, аршина на два от передней стены, стоял аналой, облаченный в бархатную одежду с изображением осьмиконечного креста, на нем - праздничная икона и высеребренный подсвечник средней величины. Около этого аналоя стояли еще два, на которых лежали книги, употребляемые при богослужении. Молельня разделялась на две равные части. Мужчины приходили на службу в застегнутых кафтанах, без  опоясок и стояли по правую сторону. Женщины проходили в левую часть молельни, они были облачены в сарафаны, опоясаны поясом, головной платок повязан в два конца, а другие два свешивались сзади. Все молящиеся имели в руках лестовки, заменяющие четки и подручники, которые клали на  пол, чтобы во время поклонов полагать на них головы. Рядом с наставником, стоявшим у аналоя, находился чтец, за ними несколько человек мальчиков – певчих. Во время службы по церковному уставу не дозволялось « шепты творити». Земные поклоны творились одновременно. Чтец  читал нараспев, дрожащим  старым голосом. Иногда наставник пояснял то, что читалось.  Каждение начиналось с праздничной иконы, потом по правую сторону занавески наставник «окаживал» мужчин, которые ему кланялись, то же повторял с женщинами.  Служба шла по старым книгам, иногда предстоящий подсказывал сменяющимся чтецам то, что следовало читать. Посторонних на службу допускали редко, с большой неохотой, а сами в православный храм не заходили вообще.

       У Леонтия Булатова часовня размещалась в сделанном к дому пристрое (дом сохранился и сейчас). В годы советской власти в нем устроили клуб, а после войны пристрой продали. На моления верующие стали собираться в домах благочестивых односельчан, таких, как Феодора Ивановна, Матрена Абрамовна и других. Матрена Абрамовна Бабарыкина (1907-1994) обучалась церковной грамоте в жуковской часовне у Печерских, хорошо знала и исполняла необходимые обряды.[5]

      Летом 1998 года старообрядцы с. Белоногово начали строительство часовни на местном кладбище (см. приложение 2). Строительство проходило под активным руководством наставницы старообрядцев – Марии Макаровны Кривощековой. Более трех десятков человек принимали участие в очистке территории кладбища и строительстве летней часовни. 30 сентября 1998 года строительство было завершено. На ее крыше установили восьмиконечный крест, сделанный Е. И. Булатовым. С этого времени вселенская панихида в Троицкую субботу проходит в часовне, построенной на месте старой.[3]

II.    Быт и обычаи

    В старообрядческой среде, как ни в какой другой, сохранились исконно русские национальные традиции. Это касается образа жизни, строений, патриархального уклада, обрядов и обычаев, ведения хозяйства, а самое главное – сохранилась вера, мировосприятие, нравственные устои. Трудолюбие воспитывалось с детства. Семейный уклад был направлен на формирование таких черт, как трудолюбие, терпение, уважение старших. Вера в Бога, библейские заповеди учили людей отношениям к людям, природе, к труду. Именно отношение к труду было главным в мировосприятии староверов. Старались делать все основательно: дома, приусадебные постройки. Особое отношение было к орудиям труда.[4]

2.1. Из воспоминаний старообрядческой семьи Черновых [1].

       Перед тем как женить своих детей родители молодого человека приезжали к будущей невесте. Ездили они в разные сёла и деревни, старались в одной деревне не искать невест. Иногда уезжали очень далеко и обязательно женили на девушке из старообрядческой семьи. Первый раз ехали знакомиться с родителями и с их дочерью. Если девушка нравилась, то приезжали второй раз свататься. Слово обычно стояло за мужчиной, ну и девушек тоже спрашивали, согласны ли они, но их желания редко учитывались, т.к. «в девках» оставаться не хотелось. Только после второй встречи, после сватовства, была третья – это уже свадьба.     Свадьба у старообрядцев отличалась тем, что они не посещали церковь, а значит, и не венчались. Сватами чаще всего бывали крестный отец и дядя. При сватовстве полагалось пройти в избу и сесть на лавку, стоящую вдоль половиц, стараясь захватить ногами как можно больше половиц, чтобы невеста не ускользнула. Чтобы сватовство было удачным, сваты должны были коснуться рукой печки. К ней же прислонялась невеста, давая понять, что она согласна на замужество. Разговор между сватами и родителями шел совершенно открыто: «У нас жених, у вас невеста, нельзя ли их свести вместе да нам породниться». Девичника не было, проводили вечерки, где молодежь, девушки и парни, веселилась вместе. В баню перед свадьбой ходили только невеста и ее лучшая подруга. Утром перед свадьбой посещал баню жених. После бани, уже одетый в свадебное платье, жених ждал прихода так называемых «молчан» — двух подруг невесты, которые приглашали жениха. Взяв чистый платок, две девушки отправлялись к нему в дом. Молча проходили через село, молча проходили двор, сени, переступали порог и останавливались. Доставали платок и молча расстилали его у своих ног. Не отвечали на приветствия, не принимали приглашения к столу. Молча стояли у расстеленного платка. Тогда друзья жениха начинали класть на платок угощение. Девушки молчали. Добавляли еще. Девушки молчали. Когда они решали, что угощений достаточно, поднимали платок и приглашали жениха к невесте. От невесты ехали или шли к уставщику, который благословлял молодых иконой и читал духовные стихи. При нем молодые обменивались кольцами. 
На второй день свадьбы молодая жена должна была по любому поводу просить у старших в доме мужа благословения сделать что-то, например, поставить квашню, принести дрова, подмести пол. Такой ритуал исполнялся в разных местах по-разному: год или до рождения ребенка, или до тех пор, пока молодые не отделятся от родителей (см. приложение 3).

    Все старообрядцы очень трудолюбивые, никто никогда не сидел без дела. Уже с 6-ти летнего возраста дети начинали помогать взрослым, качали люльки. С 10-ти лет уже шли косить траву. У Черновых было большое хозяйство - 17 коров. Когда начинался сенокос, а обычно он находился далеко от дома, и чтобы каждый раз не ходить в село, строили дом и там жили несколько человек, готовили в печке, а в деревню ездили только за водой. Косили целый день, а иногда и ночь. Кроме работы в поле, также  работали в огороде, приходили с огорода, шли в сарай, приходили из сарая, делали что-нибудь по дому (см. приложение 4). Сами вручную изготовляли скатерти (см. приложение 5) и дорожки (см. приложение 6), рисунок дорожек у каждой семьи был свой. Каждая женщина должна была вручную сделать себе поясок, на котором была написана молитва (см. приложение 6). Подпоясывались им по особым случаям. И каждому сыну в семье обязательно строили дом. Баня всегда строилась на берегу речки или озера, а саму баню называли «поганым корытом», и всегда после того как выходишь из бани, нужно было, если зимой, то обтереться снегом, а летом – искупаться в речке. Маленьким детям умывали лицо и руки. Молодежи это уже не нравилось, придёшь из бани, распаришься, а надо холодной водой умываться.

   Бабушка всегда готовила в печи,  никогда - на плите. Посты соблюдались очень строго и всегда постились в женские дни - это среда и пятница, даже когда болели. Ели всегда только из своей посуды, была своя ложка, кружка, чашка. В гости ходили тоже со своей посудой.

     К праздникам: Рождество, пасха, Троица, готовились очень серьёзно. Во время праздников собирались в чьём-нибудь доме и молились пред иконами (см. приложение 7,8) весь день и всю ночь, прерывались, чтобы только поесть и опять продолжали молиться. Однажды случился пожар. От свечи загорелась занавеска, закрывающая иконы, обгорел иконостас и край стола. И перед наступлением праздника бабушка всегда вручную делала свечи (см. приложение 9), там столько различных приспособлений для их изготовления, и этот запах воска запомнился на всю жизнь, и иногда, когда дедушка не видел, я сидела и лепила различные фигурки. Дедушка был очень строгим. Как – то я взяла скакалку и начала прыгать в доме, а дедушка  стал возмущаться, что в доме прыгать нельзя. Ругался, когда я ходила в коротеньких платьишках, но бабушка за меня заступалась.

   Когда ходили на вечёрки, то без дела не сидели, брали с собой прялки. А перед рождеством поп обходил дома и крестил и освещал их. Заходил и в дома, а где были вечерки, там всегда собирались и мирские, и староверы, хозяйка говорила, где кто и поп старообрядцев обходил стороной. Сохранился бабушкин самодельный крестик (см. приложение 10), которым она крестила всех детей. Существовал какой – то специальный обряд, после крещения бабушка освящала его снова, и убирала.

Информация о работе Жизнь старообрядцев Куртамышского района