Жизнь старообрядцев Куртамышского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:25, творческая работа

Описание работы

Цель моей работы заключается в исследовании жизни старообрядцев Куртамышского района.
Для достижения цели я поставила следующие задачи:
Узнать историю появления старообрядческого села Белоногово, происхождение названия;
Изучить быт, занятия, традиции и обычаи старообрядцев;
Определить влияние старообрядчества на крестьянскую культуру.

Содержание работы

Введение
Глава I. Село Белоногово
1.1. История появления………………………………………………………………………....с.4
1.2. Название деревни………………………………………………………………………..…с.4
1.3. История Белоноговской часовни………………………………………………………….с.4-6
Глава II. Быт и обычаи
2.1. Из воспоминаний старообрядческой семьи Черновых………………………………….с.6-8
2.2. Из воспоминаний Скоробогатовой Анны Ульяновны…...................................................с.8
Выводы…………………………………………………………………………………………..с.9
Заключение
Список литературы и источников……………………………………………………………...с.10
Приложения………………………………………………………………………….…………..с.11-20

Файлы: 1 файл

Живой огонёк старой веры.docx

— 4.43 Мб (Скачать файл)

2.2 Из воспоминаний Скоробогатовой Анны Ульяновны [2].

   Все старообрядцы трудолюбивые, постоянно работали. Они никогда не общались с мирскими, не ели из одной посуды, у каждого была своя ложка кружка, чашка. Никогда не пили и не курили, это считалось большим грехом. В доме у них всегда было очень много икон. Во время праздников и не только собирались в чьём-нибудь доме и молились пред иконами. Староверы молились не тремя, а двумя пальцами, и крестились не справа налево, а слева направо. Существовало и поныне существует свое кладбище, на этом кладбище стоит часовня, в которой раньше велись службы. В каждой семье свои иконы и книги, которые не давались мирским в руки. Старообрядцы никогда не стриглись, все мужчины носили бороду. Женщины носили платок по-особому, завязывали два конца сзади, а два других свисали за спиной. Хоронили староверов в колоде, выдолбленной из дерева, и делали ее без единого гвоздя.

Заключение

Во время исследовательской  работы я сделала следующие выводы:

  • В середине 18 века старообрядцами была образована деревня Белоногово. Большую часть жителей составляли раскольники, гонимые государством и церковью;
  • Быт и обычаи во многом отличались от быта и обычаев мирских людей. В старообрядческой среде, как ни в какой другой сохранились исконно русские традиции;
  • Старообрядчество оказало большое влияние на сохранение крестьянской культуры, т.к. именно старообрядцы являлись хранителями исконно русских традиций.

  

    Выдвинутая мною гипотеза: старообрядчество явилось идеологической опорой для сохранения стародавних традиций, нашла подтверждение в работе. «Народ, чтобы остаться на планете как культурная общность, должен заботиться о самосохранении, передавая подрастающему поколению культурные ценности. Изучая прошлое, мы можем выбрать все лучшее из богатой многовековой истории русского народа. Не стоит безоглядно всё отвергать и забывать».[8] Мы не хотим, чтобы у нас не было будущего, мы не хотим, чтобы нас тоже считали потерянным поколением. Конечно, в наше время старообрядцам дали свободу, уже не надо скрываться от государства, но люди, разуверившиеся в религии, очень трудно возвращаются обратно. В деревнях старообрядцы – в основном люди пожилого возраста, а их дети относятся к старой вере, как к некой семейной традиции. В городах, хотя и восстанавливаются приходы, но это проходит очень медленно. И остается только гадать о дальнейшей судьбе старообрядчества. Неужели живому огоньку старой веры, прошедшему трехвековые испытания, суждено будет потухнуть? Или же он разгорится с новой силой и будет ещё долгие лета освещать путь старообрядцам?

   Главным итогом своей работы я считаю пополнение фонда школьного музея об истории старообрядчества на территории Куртамышского района. И еще мне бы очень хотелось, чтобы у нас в районе была создана музейная экспозиция, посвященная богатой истории старообрядческой веры на основе материалов краеведческих экспедиций, исследований ученых-краеведов и других материалах. Ведь старообрядчество – это не только отдельная конфессия, но и совокупность различных обрядов, традиций, один из интереснейших пластов самобытной русской культуры.

 

Список литературы и  источников

  1. Воспоминания внучки Черновых.
  2. Воспоминания Скоробогатовой Анны Ульяновны.
  3. Газета «Куртамышская нива» 4 августа 2006 год.
  4. Журнал «Сибирский край» февраль 2002 год .
  5. Краеведческий сборник «Земля Курганская: прошлое и настоящее».
  6. «Наша нива» 2010г. июнь.
  7. Оренбургские епархиальные ведомости.
  8. Перевозчиков М.С. «Староверы».
  9. http://uralgenealogy.ru/
  10. http://www.norvuz.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Белоногово раньше

 

                     

 

 

 

 

 

Белоногово в настоящее  время

 

                    

 

 

 

 

Приложение 2

Белоноговская часовня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Свадьба старообрядцев

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Маслёнка                            

                                                                 

Утюг                  Ступа 

 

Ключи

 

 

Приложение 5

Скатерти, сделанные вручную (примерно 18 век)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 6

Дорожка

 

 

 

Праздничный поясок, сделанный вручную

 

 

                          

 

 

 

Приложение 7

Иконы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

Распятие

 

 

 

 

Самодельный крестик

 

 

 

 

 

 

Приложение 9

Самодельная свеча

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 10

Старообрядческая семья

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Жизнь старообрядцев Куртамышского района