Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 11:09, реферат
В данной работе будут рассмотрены основные положения мировоззренческой системы Жан-Жака Руссо и его вклад в формирование нового образа суверенного человека и общества в целом.
1 ) Биография
1.1 Детство
1.2 Зрелость
1.3 Жена и дети
1.4 «Дикарь» стал «модным человеком»
1.5 Издание романов
1.6 Вынужденная ссылка
1.7 Смерть
2) Философия Жан-Жака Руссо
2.1 «Новая Элоиза»
3)Личность Руссо
4) Жан-Жак Руссо как композитор
5) Заключение
6) Приложение
7) Библиография
Калининградский технический колледж БФУ им. Канта.
Реферат
Жизнь Жан-Жака Руссо
Преподаватель: Оголева О.А.
Студентки группы «2Бух-1»
Ронге Ангелины Игоревны
Содержание
1 ) Биография
1.1 Детство
1.2 Зрелость
1.3 Жена и дети
1.4 «Дикарь» стал «модным человеком»
1.5 Издание романов
1.6 Вынужденная ссылка
1.7 Смерть
2) Философия Жан-Жака Руссо
2.1 «Новая Элоиза»
3)Личность Руссо
4) Жан-Жак Руссо как композитор
5) Заключение
6) Приложение
7) Библиография
Введение
Образование
появилась политической идеологией,
философией и культурой эпохи
крушения феодализма и утверждения
капиталистического общества.
Представители
немецкой классической философии высоко
оценивали вклад Просвещения в развитие
революционной философской мысли. Кант
предлагал рассматривать Просвещение
как необходимую историческую эпоху развития
человека, сущность которого состоит в
широком использовании человеческого
разума для реализации социального прогресса.
Гегель характеризовал Просвещение как
рационалистическое движение XVIII века
в области культурной и духовной жизни,
основанное на отрицании существующего
способа правления, государственного
устройства, политической идеологии, права
и судопроизводства, религии, искусства,
морали.
Крупнейшими
мыслителями и идеологами этой эпохи стали
Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри,
Руссо и др.., Они разработали новые человеческие
и общественные идеалы "просвещенной
жизни" и повлияли на развитие прогрессивной
буржуазной идеолгии.
В данной работе
будут рассмотрены основные положения
мировоззренческой системы Жан-Жака Руссо
и его вклад в формирование нового образа
суверенного человека и общества в целом.
Тезисный план
1 ) Содержание
2) Введение
3) Биография
1.1 Детство
1.2 Зрелость
1.3 Жена и дети
1.4 Знакомство с энциклопедистами
1.5 «Дикарь» стал «модным человеком»
1.6 Разрыв с энциклопедистами
1.7 Издание романов
1.8 Вынужденная ссылка
1.9 Отношения с Вольтером
1.10 В Англии по приглашению Юма
1.11 Возвращение в Париж
1.12 Смерть
1.13 Философия Жан-Жака Руссо
1.14 «Новая Элоиза»
1.15 Личность Руссо
1.16 Сочинения Жан-Жака Руссо
1.17 Обличение века
1.18 Наставления
1.19 Философия истории согласно Жан-Жаку Руссо
1.20 О театральных зрелищах
1.21 Жан-Жак Руссо как композитор
4) Заключение
5) Приложение
6) Библиография
Жан-Жак Руссо́ (фр. Jean-
Француз по происхождению, Руссо
был уроженцем протестантской Женев
Из-за вооружённого нападения на согражданина его отец, Исаак, был вынужден бежать в соседний кантон и там вступил во второй брак. Жан-Жак, оставленный в Женеве, 1723-24 годы провел в протестантском пансионе Ламберсье, потом был отдан в учение кнотариусу, а в 1725 году — к гравёру. В это время он много читал, даже во время работы, за что подвергался суровому обращению. Как он пишет в своей книге «Исповедь», из-за этого он привык лгать, притворяться, красть. Уходя по воскресеньям за город, он не раз возвращался, когда ворота уже были заперты, и ему приходилось ночевать под открытым небом. В 16 лет, 14 марта 1728 года, он решился покинуть город[2].Рис. 2.
За воротами Женевы начиналась католическая Савойя — священник соседней деревни предложил ему принять католицизм и дал ему письмо в Веве, к госпоже де Варан (Warens). Это была молодая женщина из богатой семьи кантона Во, расстроившая своё состояние промышленными предприятиями, бросившая мужа и переселившаяся в Савойю. За принятие католицизма она получала пособие от короля[2].
Госпожа де Варан направила Руссо в Турин в монастырь, где обучали прозелитов. По истечении четырёх месяцев обращение совершилось и Руссо выпустили на улицу.
1. Роланд-Гольст Г. Жан Жак Руссо: его жизнь и сочинения. — М.: Новая Москва, 1923. Стр. 14
2. Роланд-Гольст Г. Жан Жак Руссо: его жизнь и сочинения. — М.: Новая Москва, 1923. Стр. 15.
Не имея средств к существованию, Руссо вступил в связь со служанкой гостиницы, в которой жил, Терезой Левассер, молодой крестьянкой, некрасивой, неграмотной, ограниченной — она не могла научиться узнавать, который час — и весьма вульгарной. Он признавался, что никогда не питал к ней ни малейшей любви, но обвенчался с ней спустя двадцать лет.
Вместе с ней он должен был держать у себя её родителей и их родню. У него было 5 детей, которые все были отданы в воспитательный дом. Руссо оправдывался тем, что не имел средств их вскормить, что они не давали бы ему спокойно заниматься и что он предпочитает сделать из них крестьян, чем искателей приключений, каким был он сам.
Ему не давали покоя; со всех сторон ему приносили для переписки ноты, чтобы иметь повод поглядеть на него; светские дамы посещали его и осыпали приглашениями на обеды и ужины. Тереза и её жадная мать пользовались случаем, чтобы принимать от посетителей всевозможные подарки. Но эта комедия представляла и серьёзную сторону. Руссо нашёл своё призвание: он стал, как удачно было сказано, «Иеремией» современного ему культурного общества.
Дижонская академия снова пришла к нему на помощь, объявив конкурс на тему «О происхождении неравенства между людьми и о том, согласно ли оно с естественным законом». В 1755 г. появилось в печати ответное «Рассуждение» Руссо, посвящённое женевской республике.
Обдумывая свой ответ, Руссо блуждал по Сен-Жерменскому лесу и населял его созданиями своей фантазии. Если в первом рассуждении он обличал науки и художества за их развращающее влияние, то в новом фантастическом сказании о том, как люди утратили своё первобытное блаженство, Руссо предал анафеме всю культуру, всё что создано историей, все основы гражданского быта — разделение труда, собственность, государство, законы.
Правители женевской республики с холодной вежливостью поблагодарили Руссо за оказанную им честь, а светское общество опять с ликованием приветствовало своё осуждение.
В 1761 г. появилась в печати «Новая Элоиза», весной следующего года — «Эмиль», а несколько недель спустя — «Общественный договор» («Contrat social»). Во время печатания «Эмиля» Руссо был в большом страхе: он имел сильных покровителей, но подозревал, что книгопродавец продаст рукопись иезуитам и что его враги исказят её текст. «Эмиль», однако, вышел в свет; гроза разразилась несколько позже.
Парижский парламент, готовясь произнести приговор над иезуитами, счёл нужным осудить и философов, и приговорил «Эмиля», за религиозное вольнодумство и неприличия, к сожжению рукой палача, а автора его — к заключению. Принц Контидал об этом знать в Монморанси; герцогиня Люксембургская велела разбудить Руссо и уговаривала его немедленно уехать. Руссо, однако, промешкал целый день и едва не стал жертвой своей медленности; на дороге он встретил посланных за ним судебных приставов, которые с ним вежливо раскланялись[3].
3. Роланд-Гольст Г. Жан Жак Руссо: его жизнь и сочинения. — М.: Новая Москва, 1923. Стр.16.
Его нигде не задержали:
ни в Париже, ни по пути. Руссо, однако,
чудились пытка и костёр; везде
он чуял за собой погоню. Когда он
переехал через швейцарскую границу,
он бросился лобызать землю страны
справедливости и свободы. Женевское
правительство, однако, последовало
примеру парижского парламента, сожгло
не только «Эмиля», но и «Общественный
договор», и издало приказ арестовать
автора; бернское правительство
Руссо нашёл убежище в княжестве Невшательском, принадлежавшем прусскому королю, и поселился в местечке Мотье. Он нашёл здесь новых друзей, блуждал по горам, болтал с сельчанами, пел романсы деревенским девушкам. Он приспособил себе костюм — просторный, подпоясанный архалук, широкие шаровары и меховую шапку, оправдывая этот выбор гигиеническими соображениями. Но его душевное спокойствие не было прочно. Ему показалось, что местные мужики слишком важничают, что у них злые языки; он стал называть Мотье «самым подлым местопребыванием». Три с небольшим года прожил он так; затем настали для него новые бедствия и скитания.
Ещё в 1754 г., прибыв в Женеву и принятый там с большим торжеством, он пожелал вновь приобрести право женевского гражданства, утраченное с переходом в католицизм, и снова присоединился к кальвинизму.
В Мотье он просил местного пастора допустить его к причастию, но в полемике со своими противниками в «Письмах с горы» он глумился над авторитетом Кальвина и обвинял кальвинистское духовенство в отступлении от духа реформации. Рис. 3.
Летом 1777 г. состояние здоровья Руссо стало внушать его друзьям опасения. Весною1778 г. один из них, маркиз де Жирарден, увёз его к себе на дачу в Шато де Эрменонвиль. В конце июня для него был устроен концерт на острове среди парка; Руссо просил похоронить его в этом месте. 2 июля Руссо внезапно скончался на руках Терезы.
Его желание было исполнено; его могила на острове «Ив» стала привлекать сотни поклонников, видевших в нём жертву общественной тирании и мученика гуманности — представление, выраженное юношей Шиллером в известных стихах, сопоставляющих сСократом, погибшем от софистов, Руссо, пострадавшего от христиан, которых он пытался сделать людьми. Во время Конвента тело Руссо, одновременно с останками Вольтера, было перенесено в Пантеон, но 20 лет спустя, во время реставрации, два фанатика тайно ночью похитили прах Руссо и бросили его в яму с известью. Однако, есть другой факт смерти Руссо. В швейцарском городе Биле/Бьенне, недалеко от Невшателя, в центре старого города, на доме 12 по улице Унтергассе, висит табличка: «В этом доме Ж. Ж. Руссо нашел свою кончину в октябре 1765 года»[4]. Рис 4.
4. Роланд-Гольст Г. Жан Жак Руссо: его жизнь и сочинения. — М.: Новая Москва, 1923. Стр. 17.
2. Философия Жан-Жака Руссо.
Главные философские произведения
Руссо, где изложены его общественные
и политические идеалы: «Новая Элоиза»,
«Эмиль» и «Общественный
Руссо впервые в политической
философии попытался объяснить
причины социального
Суверенитет народа неотчуждаем, неделим, непогрешим и абсолютен.
Закон как выражение общей воли выступает гарантией индивидов от произвола со стороны правительства, которое не может действовать, нарушая требования закона. Благодаря закону как выражению общей воли можно добиться и относительного имущественного равенства.
Руссо решил проблему эффективности средств контроля за деятельностью правительства, обосновал разумность принятия законов самим народом, рассмотрел проблему социального неравенства и признал возможность её законодательного решения.
Не без влияния идей Руссо возникли такие новые демократические институты, как референдум, народная законодательная инициатива и такие политические требования, как возможное сокращение срока депутатских полномочий, обязательный мандат, отзыв депутатов избирателями.
2.1. «Новая Элоиза»
В «Письме к д'Аламберу» Руссо называет «Клариссу Гарло» лучшим из романов. Его «Новая Элоиза» написана под очевидным влиянием Ричардсона. Руссо не только взял аналогичный сюжет — трагическую судьбу героини, погибающей в борьбе целомудрия с любовью или соблазном, но и усвоил себе самый стиль чувствительного романа.
«Новая Элоиза» имела невероятный успех; ею везде зачитывались, над нею проливали слезы, обоготворяли её автора.
Форма романа — эпистолярная; он состоит из 163 писем и эпилога. В настоящее время эта форма в значительной степени умаляет интерес чтения, но читателям XVIII века она нравилась, так как письма представляли лучший повод к бесконечным рассуждениям и излияниям во вкусе того времени. То же самое можно было сказать и о произведениях Сэмюэла Ричардсона.
3. Личность Руссо.
Судьба Руссо, во многом зависевшая от его личных свойств, в свою очередь бросает свет на его личность, темперамент и вкусы, отразившиеся в его сочинениях. Биографу приходится, прежде всего, отметить полное отсутствие правильного учения, поздно и кое-как восполненное чтением