Жизнь Жан-Жака Руссо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 11:09, реферат

Описание работы

В данной работе будут рассмотрены основные положения мировоззренческой системы Жан-Жака Руссо и его вклад в формирование нового образа суверенного человека и общества в целом.

Содержание работы

1 ) Биография
1.1 Детство
1.2 Зрелость
1.3 Жена и дети
1.4 «Дикарь» стал «модным человеком»
1.5 Издание романов
1.6 Вынужденная ссылка
1.7 Смерть
2) Философия Жан-Жака Руссо
2.1 «Новая Элоиза»
3)Личность Руссо
4) Жан-Жак Руссо как композитор
5) Заключение
6) Приложение
7) Библиография

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 109.08 Кб (Скачать файл)

Калининградский технический  колледж БФУ им. Канта.

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Жизнь Жан-Жака Руссо

 

 

 

 

 

Преподаватель: Оголева О.А.

 

Студентки группы «2Бух-1»

Ронге Ангелины Игоревны

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1 ) Биография

1.1 Детство

1.2 Зрелость

1.3 Жена и дети

1.4 «Дикарь» стал «модным человеком»

1.5 Издание романов

1.6 Вынужденная ссылка

1.7 Смерть

2) Философия Жан-Жака Руссо

2.1 «Новая Элоиза»

3)Личность Руссо

4) Жан-Жак Руссо как композитор

5) Заключение

6) Приложение

7) Библиография

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
Образование появилась политической идеологией, философией и культурой эпохи  крушения феодализма и утверждения  капиталистического общества.  
 
Представители немецкой классической философии высоко оценивали вклад Просвещения в развитие революционной философской мысли. Кант предлагал рассматривать Просвещение как необходимую историческую эпоху развития человека, сущность которого состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса. Гегель характеризовал Просвещение как рационалистическое движение XVIII века в области культурной и духовной жизни, основанное на отрицании существующего способа правления, государственного устройства, политической  идеологии, права и судопроизводства, религии, искусства, морали.  
 
Крупнейшими мыслителями и идеологами этой эпохи стали Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Руссо и др.., Они разработали новые человеческие и общественные идеалы "просвещенной жизни" и повлияли на развитие прогрессивной буржуазной идеолгии.  
 
В данной работе будут рассмотрены основные положения мировоззренческой системы Жан-Жака Руссо и его вклад в формирование нового образа суверенного человека и общества в целом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тезисный план

 

1 ) Содержание

2) Введение

3) Биография

1.1 Детство

1.2 Зрелость

1.3 Жена и дети

1.4 Знакомство с энциклопедистами

1.5 «Дикарь» стал «модным человеком»

1.6 Разрыв с энциклопедистами

1.7 Издание романов

1.8 Вынужденная ссылка

1.9 Отношения с Вольтером

1.10 В Англии по приглашению Юма

1.11 Возвращение в Париж

1.12 Смерть

    1.13 Философия Жан-Жака Руссо

1.14 «Новая Элоиза»

1.15 Личность Руссо

1.16 Сочинения Жан-Жака Руссо

1.17 Обличение века

1.18  Наставления

1.19 Философия истории согласно Жан-Жаку Руссо

1.20 О театральных зрелищах

1.21 Жан-Жак Руссо как композитор

4) Заключение

5) Приложение

6) Библиография

 

 

 

 

 

 

 

  1. Биография

Жан-Жак Руссо́ (фр. Jean-Jacques Rousseau; 28 июня 1712, Женева — 2 июля1778, Эрменонвиль, близ Парижа) — французский писатель, мыслитель. Разработал прямую форму правления народа государством — прямую демократию, которая используется и по сей день, например в Швейцарии. Также дилетант-музыковед, композитор и ботаник[1]. Рис. 1.

    1. Детство

Француз по происхождению, Руссо был уроженцем протестантской Женевы, сохранившей до XVIII в. свой строго кальвинистский и муниципальный дух. Мать, Сюзанна Бернар, внучка женевского пастора, умерла при родах. Отец — Исаак Руссо (1672—1747), часовщик и учитель танцев, остро переживал потерю жены. Жан-Жак был любимым ребёнком в семье, уже с семи лет зачитывался вместе с отцом до утренней зари «Астреей» и жизнеописаниями Плутарха; воображая себя античным героем Сцеволой, он обжёг себе руку над жаровней[1].

Из-за вооружённого нападения  на согражданина его отец, Исаак, был  вынужден бежать в соседний кантон и там вступил во второй брак. Жан-Жак, оставленный в Женеве, 1723-24 годы провел в протестантском пансионе Ламберсье, потом был отдан в  учение кнотариусу, а в 1725 году — к гравёру. В это время он много читал, даже во время работы, за что подвергался суровому обращению. Как он пишет в своей книге «Исповедь», из-за этого он привык лгать, притворяться, красть. Уходя по воскресеньям за город, он не раз возвращался, когда ворота уже были заперты, и ему приходилось ночевать под открытым небом. В 16 лет, 14 марта 1728 года, он решился покинуть город[2].Рис. 2.

 

    1. Зрелость

За воротами Женевы начиналась католическая Савойя — священник соседней деревни предложил ему принять католицизм и дал ему письмо в Веве, к госпоже де Варан (Warens). Это была молодая женщина из богатой семьи кантона Во, расстроившая своё состояние промышленными предприятиями, бросившая мужа и переселившаяся в Савойю. За принятие католицизма она получала пособие от короля[2].

Госпожа де Варан направила  Руссо в Турин в монастырь, где обучали прозелитов. По истечении четырёх месяцев обращение совершилось и Руссо выпустили на улицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роланд-Гольст Г. Жан Жак Руссо: его жизнь и сочинения. — М.: Новая Москва, 1923. Стр. 14

2. Роланд-Гольст Г. Жан Жак Руссо: его жизнь и сочинения. — М.: Новая Москва, 1923. Стр. 15.

    1. Жена и дети

Не имея средств к  существованию, Руссо вступил в  связь со служанкой гостиницы, в  которой жил, Терезой Левассер, молодой  крестьянкой, некрасивой, неграмотной, ограниченной — она не могла научиться узнавать, который час — и весьма вульгарной. Он признавался, что никогда не питал к ней ни малейшей любви, но обвенчался с ней спустя двадцать лет.

Вместе с ней он должен был держать у себя её родителей  и их родню. У него было 5 детей, которые  все были отданы в воспитательный дом. Руссо оправдывался тем, что  не имел средств их вскормить, что  они не давали бы ему спокойно заниматься и что он предпочитает сделать  из них крестьян, чем искателей  приключений, каким был он сам.

 

    1. «Дикарь» стал «модным человеком».

 

Ему не давали покоя; со всех сторон ему приносили для переписки ноты, чтобы иметь повод поглядеть на него; светские дамы посещали его и осыпали приглашениями на обеды и ужины. Тереза и её жадная мать пользовались случаем, чтобы принимать от посетителей всевозможные подарки. Но эта комедия представляла и серьёзную сторону. Руссо нашёл своё призвание: он стал, как удачно было сказано, «Иеремией» современного ему культурного общества.

Дижонская академия снова  пришла к нему на помощь, объявив  конкурс на тему «О происхождении  неравенства между людьми и о  том, согласно ли оно с естественным законом». В 1755 г. появилось в печати ответное «Рассуждение» Руссо, посвящённое женевской республике.

Обдумывая свой ответ, Руссо  блуждал по Сен-Жерменскому лесу и населял его созданиями своей  фантазии. Если в первом рассуждении  он обличал науки и художества за их развращающее влияние, то в новом  фантастическом сказании о том, как  люди утратили своё первобытное блаженство, Руссо предал анафеме всю культуру, всё что создано историей, все основы гражданского быта — разделение труда, собственность, государство, законы.

Правители женевской республики с холодной вежливостью поблагодарили  Руссо за оказанную им честь, а  светское общество опять с ликованием приветствовало своё осуждение.

 

    1. Издание романов.

 

В 1761 г. появилась в печати «Новая Элоиза», весной следующего года — «Эмиль», а несколько недель спустя — «Общественный договор» («Contrat social»). Во время печатания «Эмиля» Руссо был в большом страхе: он имел сильных покровителей, но подозревал, что книгопродавец продаст рукопись иезуитам и что его враги исказят её текст. «Эмиль», однако, вышел в свет; гроза разразилась несколько позже.

Парижский парламент, готовясь произнести приговор над иезуитами, счёл нужным осудить и философов, и приговорил «Эмиля», за религиозное вольнодумство и неприличия, к сожжению рукой палача, а автора его — к заключению. Принц Контидал об этом знать в Монморанси; герцогиня Люксембургская велела разбудить Руссо и уговаривала его немедленно уехать. Руссо, однако, промешкал целый день и едва не стал жертвой своей медленности; на дороге он встретил посланных за ним судебных приставов, которые с ним вежливо раскланялись[3].

3. Роланд-Гольст Г. Жан Жак Руссо: его жизнь и сочинения. — М.: Новая Москва, 1923. Стр.16.

    1. Вынужденная ссылка.

 

Его нигде не задержали: ни в Париже, ни по пути. Руссо, однако, чудились пытка и костёр; везде  он чуял за собой погоню. Когда он переехал через швейцарскую границу, он бросился лобызать землю страны справедливости и свободы. Женевское  правительство, однако, последовало  примеру парижского парламента, сожгло не только «Эмиля», но и «Общественный  договор», и издало приказ арестовать автора; бернское правительство, на территории которого (ему был тогда подвластен теперешний кантон Во) Руссо искал приюта, приказало ему выехать из своих владений.

Руссо нашёл убежище  в княжестве Невшательском, принадлежавшем прусскому королю, и поселился в местечке Мотье. Он нашёл здесь новых друзей, блуждал по горам, болтал с сельчанами, пел романсы деревенским девушкам. Он приспособил себе костюм — просторный, подпоясанный архалук, широкие шаровары и меховую шапку, оправдывая этот выбор гигиеническими соображениями. Но его душевное спокойствие не было прочно. Ему показалось, что местные мужики слишком важничают, что у них злые языки; он стал называть Мотье «самым подлым местопребыванием». Три с небольшим года прожил он так; затем настали для него новые бедствия и скитания.

Ещё в 1754 г., прибыв в Женеву и принятый там с большим торжеством, он пожелал вновь приобрести право женевского гражданства, утраченное с переходом в католицизм, и снова присоединился к кальвинизму.

В Мотье он просил местного пастора допустить его к причастию, но в полемике со своими противниками в «Письмах с горы» он глумился над авторитетом Кальвина и обвинял кальвинистское духовенство в отступлении от духа реформации. Рис. 3.

 

    1. Смерть.

 

Летом 1777 г. состояние здоровья Руссо стало внушать его друзьям опасения. Весною1778 г. один из них, маркиз де Жирарден, увёз его к себе на дачу в Шато де Эрменонвиль. В конце июня для него был устроен концерт на острове среди парка; Руссо просил похоронить его в этом месте. 2 июля Руссо внезапно скончался на руках Терезы.

Его желание было исполнено; его могила на острове «Ив» стала  привлекать сотни поклонников, видевших в нём жертву общественной тирании  и мученика гуманности — представление, выраженное юношей Шиллером в известных стихах, сопоставляющих сСократом, погибшем от софистов, Руссо, пострадавшего от христиан, которых он пытался сделать людьми. Во время Конвента тело Руссо, одновременно с останками Вольтера, было перенесено в Пантеон, но 20 лет спустя, во время реставрации, два фанатика тайно ночью похитили прах Руссо и бросили его в яму с известью. Однако, есть другой факт смерти Руссо. В швейцарском городе Биле/Бьенне, недалеко от Невшателя, в центре старого города, на доме 12 по улице Унтергассе, висит табличка: «В этом доме Ж. Ж. Руссо нашел свою кончину в октябре 1765 года»[4]. Рис 4.

 

 

 

 

 

 

4.  Роланд-Гольст Г. Жан Жак Руссо: его жизнь и сочинения. — М.: Новая Москва, 1923. Стр. 17.

2. Философия Жан-Жака Руссо.

Главные философские произведения Руссо, где изложены его общественные и политические идеалы: «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор».

Руссо впервые в политической философии попытался объяснить  причины социального неравенства  и его виды, иначе осмыслить  договорный способ происхождения государства. Он полагал, что государство возникает  в результате общественного договора. Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу.

Суверенитет народа неотчуждаем, неделим, непогрешим и абсолютен.

Закон как выражение  общей воли выступает гарантией  индивидов от произвола со стороны  правительства, которое не может  действовать, нарушая требования закона. Благодаря закону как выражению  общей воли можно добиться и относительного имущественного равенства.

Руссо решил проблему эффективности  средств контроля за деятельностью  правительства, обосновал разумность принятия законов самим народом, рассмотрел проблему социального неравенства  и признал возможность её законодательного решения.

Не без влияния идей Руссо возникли такие новые демократические  институты, как референдум, народная законодательная инициатива и такие политические требования, как возможное сокращение срока депутатских полномочий, обязательный мандат, отзыв депутатов избирателями.

 

2.1. «Новая Элоиза»

 

В «Письме к д'Аламберу» Руссо называет «Клариссу Гарло» лучшим из романов. Его «Новая Элоиза» написана под очевидным влиянием Ричардсона. Руссо не только взял аналогичный сюжет — трагическую судьбу героини, погибающей в борьбе целомудрия с любовью или соблазном, но и усвоил себе самый стиль чувствительного романа.

«Новая Элоиза» имела  невероятный успех; ею везде зачитывались, над нею проливали слезы, обоготворяли её автора.

Форма романа — эпистолярная; он состоит из 163 писем и эпилога. В настоящее время эта форма в значительной степени умаляет интерес чтения, но читателям XVIII века она нравилась, так как письма представляли лучший повод к бесконечным рассуждениям и излияниям во вкусе того времени. То же самое можно было сказать и о произведениях Сэмюэла Ричардсона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Личность Руссо.

Судьба Руссо, во многом зависевшая от его личных свойств, в  свою очередь бросает свет на его  личность, темперамент и вкусы, отразившиеся в его сочинениях. Биографу приходится, прежде всего, отметить полное отсутствие правильного учения, поздно и кое-как  восполненное чтением

Информация о работе Жизнь Жан-Жака Руссо