Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 08:53, курсовая работа
Личность Петра I (1672 - 1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Проводимая им политика европеизации явилась главным фактором превращения России в великую державу. Петр родился в 1672 году в Москве и был единственным сыном царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Нарышкиной. Ему еще не было четырех лет, когда умер отец. Поскольку царь Алексей Михайлович имел тринадцать детей от своей первой жены, неудивительно, что развернулась длительная и иногда жестокая борьба за престол. Молодому Петру даже грозила гибель. В течение нескольких лет сестра Петра Софья была правительницей, и только в августе 1689 году, после государственного переворота, семнадцатилетний царь оказался в относительной безопасности. Формально Петр Алексеевич делил власть со своим братом, сыном Алексея Михайловича от Марии Милославской, царевичем Иваном до смерти последнего в 1969 г.
1. Россия, Петр Великий: портрет времени.................................................... 2
2. Исторические условия и предпосылки петровских реформ..................... 4
2.1. Цели внешней политики Петра Великого............................................... 6
2.2. Влияние Северной войны на реформы...................................................... 7
3. Реформы Петра Великого............................................................................. 8
Общий план реформ............................................................................................8
3.1. Реформы государственного управления.................................................... 9
Основа реформы.................................................................................................. 9
Реформы государственного управления.......................................................... 10
"Табель о рангах"................................................................................................ 12
Подробнее. Реформа центрального управления.............................................. 14
Подробнее. Реформа высшего управления...................................................... 17
Подробнее. Реформа низшего звена управления............................................. 19
Подробнее. Принцип работы нового государственного аппарата............. 21 3.2. Военная реформа........................................................................................... 22
Российское войско перед реформой................................................................... 22
Формирование регулярной армии...................................................................... 23
Строительство российского флота..................................................................... 24
Значение военной реформы................................................................................. 25
3.3. Финансово-податная реформа..................................................................... 25
Подробнее. Создание регулярной армии. Податная реформа......................... 26
3.4. Церковная реформа....................................................................................... 28 3.5. Реформа сословного устройства русского общества................................ 29 3.6. Реформы в области культуры и быта.......................................................... 29 4. Значение реформ Петра Великого.................................................................. 31
4.1. Эхо реформ. Социально-экономическое развитие и социальная политика Петра в первой четверти XVII в.......................................................................... 33
4.2. Современные аспекты реформ.................................................................... 39 4.3. Реформы Петра и особый путь России........................................................ 39 Использованные источники информации:...............................
2.2. Влияние Северной войны на реформы.
Самое глубокое Полтавской победы сказалось не на внешней политике, а в ходе внутренних дел. На очередь стало гражданское правление. Обер-инспектор ратушного правления предупреждал Петра, что война приблизила народ к конечному разорению и необходимо ослабить взыскание накопившихся недоимок, от которого идет "превеликий всенародный вопль". До этого момента все управление было направленно к целям войны и превратилось в генеральный штаб и военную кассу. До Полтавы можно отметить только два законодательных акта устроительного характера: указы 30 января 1699 г. - о восстановлении земских учреждений и 18 декабря 1708 г. - о разделении государства на губернии. Петр не получил такого политического воспитания, чтобы "превеликий всенародный вопль" от взыскания недоимок мог сам по себе его тронуть. Но другие, менее чувствительные соображения побуждали его обратить внимание на эту проблему. Он по-прежнему оставался туг к пониманию нужд народа, но стал более чутким к условиям своего международного положения. Победы при Лесной и под Полтавой показали, что главное дело было сделано, регулярная армия создана; создался и балтийский флот. Ту и другую силу предстояло поддерживать на достигнутом уровне и даже приподнимать по возможности. Полтава выводила Петра на большую европейскую дорогу, грозившую новыми расходами. Его стали боятся на Западе. Московия выступала новым международным могуществом, следовательно, приобретала врагов во всех старых друзьях. Военный и дипломатический престиж надобно было дорого оплачивать. Между тем, источники государственных доходов истощались, накоплялись многолетние недоимки. Курбатов, обер-инспектор ратушного правления, грозил, что при строгом их взыскании многие плательщики скоро совсем выбьются из сил. Через пять месяцев после Полтавы Петр указал взыскивать только за два прошедших года (1707 и 1708). В 1710 г. сосчитали приход и расход за 1705 - 1707 гг. и открыли, что ежегодными доходами казна покрывала только 4/5 своих расходов, 2/3 которых шло на армию и флот. Весь этот дефицит раскладывался на плательщиков в виде дополнительного налога. С каждым шагом становилось яснее, что вели игру не по карману. Это поворачивало мысль от боевой границы вовнутрь, от военных операций к изысканию новых источников казенного дохода. Их можно было найти только путем лучшего устроения народного труда и государственного хозяйства. Этот поворот и отмечен в сборнике материалов по истории Северной войны, который редактировал сам Петр. В этот период очень заметен подъем законодательной деятельности. С 1700 г. по 1709 г. включительно было издано более 500 актов, а в следующее десятилетие их число дошло до 1238 и почти столько же их напечатано за одно пятилетие 1720 - 1725. Все наиболее капитальные законоположения Петра относятся ко второй, послеполтавской половине его царствования. Война превратила его из корабельного мастера и войскового организатора в многостороннего преобразователя.
3. Реформы Петра Великого.
В XVII в. отставание России от уровня развития западноевропейских государств было весьма значительным, несмотря на обозначившуюся тенденцию к сокращению этого разрыва. Государству нужна была сильная личность, которая обладала бы не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, энергией, смелостью и решительностью, умом и таланом преобразователя. И такой государственный деятель появился на исторической арене в лице Петра I. Итак, в первой четверти XVII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления, областей культуры и быта, а также происходит коренная реорганизация вооруженных сил. Почти все эти изменения происходили во время правления Петра I и имели огромное прогрессивное значение. Общий план реформ На первый взгляд преобразовательная деятельность Петра представляется лишенной всякого плана и последовательности. Постепенно расширяясь, она захватила все части государственного строя, коснулась самых различных сторон народной жизни. Но ни одна часть не перестраивалась сразу, в одно время и во всем своем составе. Каждая реформа подступала по несколько раз, в разное время касаясь ее по частям, по мере надобности. Преобразовательные меры следовали одна за другой в том порядке, в каком вызывали их потребности, навязанные войной. Она поставила на первую очередь преобразование военных сил страны. Военная реформа повлекла за собой два рядя мер, из которых одни направлены были на поддержание регулярного строя преобразованной армии и новосозданного флота, а другие - на обеспечение их содержанию. Меры того и другого порядка изменяли положение и взаимные отношения сословий, усиливали напряжение и производительность народного труда как источника государственного дохода. Нововведения военные, социальные и экономические требовали от управления такой усиленной и ускоренной работы, ставили ему такие сложные и непривычные задачи, какие были ему не под силу при его прежнем строе и составе. Поэтому рука об руку с этими нововведениями и частью даже впереди их шла постепенная перестройка управления всей правительственной машины, как необходимое общее условие проведения прочих реформ. Другим таким общим условием была подготовка дельцов и умов к реформе. Для успешного действия нового управления, как и других нововведений, необходимы были исполнители подготовленные к делу, обладающие нужными для того знаниями, необходимо было и общество, готовое поддерживать дело преобразования, понимающие его сущность и цели. Отсюда усиленные заботы Петра о распространении научного знания, о заведении общеобразовательных и профессиональных, технических школ. Таков общий план реформы, ее порядок, установленный не наперед обдуманными предначертаниями Петра, а самим ходом дела и гнетом обстоятельств. Война была главным движущим рычагом преобразовательной деятельности, военная реформа - ее начальным моментом, а устройство финансов - ее конечной целью. Всю государственную деятельность Петра Великого можно разделить на два периода: 1695 - 1715 и 1715 - 1725 гг. Важнейшей особенностью реформаторской деятельности первого периода является ее обусловленность прежде всего задачами внутреннего переустройства, которые были продиктованы нуждами ведения Северной воины. Реформы проводились в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в дела экономики. Отсутствие опта, военные неудачи, давление старого консервативного аппарата власти придали многим реформам непродуманный, поспешный характер. Во второй период, когда военные действия уже бы перенесены на территорию противника, реформы стали более планомерными и последовательными. Преобразования оформлялись законодательными указами царя (их количество за первую четверть XVIII в. составило более 2,5 тыс.). Однако это вовсе не противоречит тому факту, что реформаторская деятельность Петра носила в основном насильственный характер. В целом петровские реформы были подчинены интересам не отдельных сословий, а всего государства - его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропейской цивилизации. Они служили осуществлению своеобразной революции сверху и шаг за шагом формировали в России систему абсолютной монархии - типа государственной власти, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме достигается высшая степень централизации, создается разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция, а деятельность сословно-представительных органов фактически прекращается.
3.1. Реформы государственного управления Основа реформы.
В основе перестройки государственного аппарата лежали широко распространенные в Европе идеи государственного строительства. Их суть заключалась в следующем: т.к. государство является творение созданное человеком, то человек может превратить его в идеальный институт, с помощью которого можно достичь "всеобщего блага". Бесперебойная работа государственного механизма достигается с помощью усовершенствованных законов и претворяющих их в жизнь учреждений. Петр I полностью разделял эти идеи, отсюда и становится понятным то значение, которое он придавал реформе государственного аппарата. Петр I, исходя из традиционных представлений о роли самодержца в России, придавал огромное значение писаному законодательству. Он считал, что "правильный" закон, вовремя изданный и последовательно осуществленный в жизни, может все, начиная со снабжения народа хлебом и кончая исправлением нравов. Великий реформатор России мечтал создать совершенное и всеобъемлющее законодательство, которым была бы охвачена и регламентирована вся жизнь подданных. Он мечтал о точной идеальной государственной структуре, через которую это законодательство могло бы реализоваться. Идею создания совершенного государственного аппарата Петр вынашивал давно, но только когда сомнений в победе над Швецией не оставалось, он решился приступить к осуществлению своей мечты. Именно в этот период Петр во многих сферах внутренней политики начинает отходить от принципов прямого насилия к регулированию общественных явлений с помощью бюрократической машины. Образцом для задуманной государственной реформы Петр I избрал шведское государственное устройство. Рассматривая эту реформу, как и многие другие преобразования Петра, нельзя не коснуться вопроса о степени заимствования им западноевропейского опыта. Зачастую в исторической литературе эта проблема решается альтернативно: либо оригинальность - либо плагиат. Одни историки считают, что Петр лишь приспособил шведскую государственную систему под русские условия, адаптировав ее, другие же исходят из полной оригинальности преобразований, исключая лишь некоторые внешние детали вроде термина "коллегия". Представляется, что, когда речь идет о взаимовлиянии, подобная альтернативная постановка вопроса в принципе далека от научной. Существенней знать, как и в какой степени взятое из других культур способствовало упрочению политической, социальной и экономической структуры общества, которое что-либо заимствовало. Забегая вперед, отметим, что несомненное заимствование западноевропейского, точнее, шведского государственного опыта в целом существенно способствовало укреплению государственности Российской империи. Вообще же обращение Петра I к опыту западноевропейских стран было обычным в его реформаторской деятельности. Почему все же шведский опыт использовался шире, чем опыт какой-либо другой страны? Это было связано не столько с некоторыми элементами сходства социально-экономических условий обеих стран, сколько с личными пристрастиями Петра I. Высоко ставя шведскую военную и государственную организацию, Петр стремился превзойти Швецию, используя ее опыт в мирной жизни. Всем памятны слова, произнесенные им в день Полтавской победы в честь шведов-учителей, побежденных превзошедшим их учеником. Допуская, что это лишь красивая легенда, нельзя все же пройти мимо несомненно достоверного свидетельства. В 1716 году в Амстердаме шведский комиссион-секретарь Прейс виделся и разговаривал с Петром. В письме в Стокгольм Прейс вспоминал, как однажды Петр "сказал, что тому, что научился вести войну и приучил свой народ к войне, он обязан, не кому иному, как его величеству[7]". Неудивительно, что, достигнув военной победы над столь "регулярным народом, как шведы, Петр поставил задачу реорганизации российской государственности с помощью той же "регулярности". Шведская государственная система бала построена на принципах камерализма - учения о бюрократическом управлении, получившего распространение в Европе XVI - XVII веков. Камерализм содержал ряд черт, привлекавших Петра. Во-первых, это функциональный принцип управления, который предусматривал создание учреждений, специализировавшихся в какой-либо сфере. Во-вторых, это устройство учреждения на началах коллегиальности, четкой регламентации обязанностей чиновников, специализации канцелярского труда, установление единообразных штатов и жалованья. Используя шведский административный опыт и беря за основу шведские образцы, Петр, как правило, вносил в них обусловленные особенностями России структурные изменения. Иногда же изменения не касались сути дела, а носили лишь косметический характер. Общий принцип подхода к шведским учреждениям Петр выражал неоднократно и достаточно последовательно, примером чего служит указ от 28 апреля 1718 года: "Всем колегиям надлежит ныне на основании шведского устава сочинять во всех делах и порядках по пунктам, а которыя пункты в шведском регламенте неудобны, или с сетуациею сего государства не сходны и оныя ставить по своему разсуждению. И, поставя об оных, докладывать, так ли их быть". Реформы государственного управления С начала XVIII в. деятельность Боярской думы постепенно затухает, а на смену ей приходит (с 1700 г.) Ближняя канцелярия, называвшаяся также Консилией министров, которая представляла собой боярскую комиссию из числа думцев - руководителей приказов и была призвана осуществлять оперативное руководство аппаратом управления. Этот орган стал предшественником созданного в 1711 г. Правительствующего Сената - высшего государственною учреждения с чрезвычайно широкими административными, судебными, а иногда и законодательными прерогативами. Его создание было связано с отъездом Петра из столицы и мотивировалось необходимостью иметь такое временное учреждение "для всегдашних наших отлучек", как отмечалось в царском указе. В состав Сената лично Петром было назначено 9 человек -- сенаторов. Трое из них были представителями родовитой знати (князья М.В. Долгорукий, Г.И. Волконский и П.А. Голицын), трое являлись членами Боярской думы (Т.Н. Стрешнев, И.А. Мусин-Пушкин, Г.А. Племянников) и еще трое были из дворян (М.А. Самарин, В.А. Апухтин, Н.П. Мельницкий). Сенатские решения принимались коллегиально, на общем собрании и скреплялись подписями всех сенаторов. Огромным делопроизводством ведала канцелярия Сената, возглавляемая обер-секретарем. Функции Сената в первые годы его образования были весьма широки и разнообразны. В его ведение были переданы дела Разрядного и Поместного приказов, он ведал явкой дворян на службу и заботился о сборе и расходовании государственных средств. Он также являлся органом надзора за разветвленным бюрократическим аппаратом. Для этого с 1711 г. в центре и на местах были учреждены должности провинциальных и городовых фискалов. Они доносили обо всех фактах нарушения законов, взяточничестве и казнокрадстве, наносящих ущерб интересам государства. Ими руководил обер-фискал, входивший в структуру Сената. Доносы фискалов Сенату ежемесячно докладывала Расправная палата - высшее апелляционное судебное присутствие из четырех судей и двух сенаторов. Петр поощрял фискалов, освободив их от податей, подсудности местным властям и даже ответственности за ложные наветы.
Сенат был руководящим контролирующим
органом, но и за его деятельностью был
установлен надзор. С 1715 г. за работой Сената
следил сенатский генерал-ревизор (надзиратель
указов), затем сенатский обер-секретарь
и штаб-офицеры гвардии, и, наконец, с 1722
г. генерал-прокурор (П.И. Ягужинский) и
обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры
во всех других учреждениях Генерал-прокурор
контролировал работу Сената, его аппарата,
канцелярии, принятие и исполнение всех
его приговоров, их опротестование или
приостановление. Генерал-прокурор и его
помощник обер-прокурор подчинялись только
царю, подлежали только его суду. Действуя
через подчиненных ему прокуроров (гласный
надзор) и фискалов (тайный надзор), генерал-прокурор
выступал как "око царево и стряпчий
о делах государственных". Новое положение
о Сенате 1722 г. зафиксировало его статус
как высшего государственного учреждения
империи. Сенат стал послушным орудием
в руках монарха в деле управления страной.
Но в его ведении оказалось слишком много
повседневной, черновой работы. В связи
с этим назрела необходимость коренным
образом перестроить всю систему центральных
государственных органов. Взамен сложного
и неповоротливого аппарата приказов
и канцелярий с их расплывчатыми функциями
и параллелизмом в работе был разработан
проект создания центральных ведомств
с четким разграничением сфер управления.
Реформа 1717 - 1721 гг. упразднила приказы
и канцелярии и ввела коллегии, созданные
на основе изучения иностранного опыта
организации государственного управления.
В отличие от приказов, в новых органах
решения принимались коллективно. Всего
было создано, в соответствии с изученными
датскими и шведскими образцами, 11 коллегий
со строгим разграничением административных
полномочий и сфер деятельности. Важнейшими,
"государственными", являлись три
коллегии: Коллегия иностранных ("чужестранных")
дел во главе с канцлером Г.И. Головкиным
и вице-канцлером П.П. Шафировым, Военная
коллегия, которой руководили А.Д. Меншиков
и А.А. Вейде и Адмиралтейств-коллегий,
возглавляемая Ф.М. Апраксиным и К. Крюйсом.
Другая группа коллегий занималась финансами
государства: Камер-коллегия отвечала
за сбор доходов, Штатс-контор-коллегия
следила за расходами, а Ревизион-коллегия
контролировала сбор и расходование казенных
средств. Торговля и промышленность находились
в ведении сначала двух, а затем трех коллегий:
Коммерц-коллегия ведала вопросами судоходства,
таможнями и организацией торговли, Берг-коллегия
занималась горным делом, Мануфактур-коллегия
руководила легкой промышленностью. Наконец,
судебную систему страны курировала Юстиц-коллегия.
Помимо этого были созданы две сословные
коллегии. В 1721 г. образовалась Вотчинная
коллегия, регулировавшая вопросы дворянского
землевладения и ставшая правопреемником
Поместного приказа. Другой сословной
коллегией являлся созданный в 1720 г. Главный
магистрат, управлявший городскими сословиями
(ремесленниками и купечеством). Его предшественницей
была Бурмистерская палата в Москве, созданная
в 1699 г. и преобразованная на следующий
год в Ратушу в ходе неудачной реформы
городского самоуправления. Главный магистрат
стоял во главе городовых магистратов,
сменивших земские избы. Задачей этих
новых учреждений являлось исполнение
административно-полицейских и судебных
функций в городах. Коллегии не охватывали
все отрасли государственного управления.
Поэтому дворцовое, строительное, ямское,
медицинское дело и ряд других по-прежнему
находились в ведении особых приказов,
канцелярий, палат и контор. Политическим
сыском на протяжении всей Петровской
эпохи (с 1695 по 1729 г.) занимался Преображенский
приказ, находившийся в Москве, а также
созданная в Петербурге в 1718 г. Тайная
канцелярия. Поначалу каждая коллегия
руководствовалась собственным регламентом,
но в 1720 г. был издан обширный (из 56 глав)
"Генеральный регламент" -- устав
гражданской государственной службы,
детально определявший их единообразное
организационное устройство и порядок
деятельности обновленного административного
аппарата. Наряду с укреплением центрального
аппарата управления еще раньше началась
реформа местных учреждений. Вместо воеводской
администрации 1708 - 1715 гг. была введена
губернская система управления. Первоначально
страна была разделена на восемь губерний:
Московскую, Ингерманландскую (позднее
- Петербургскую), Смоленскую, Киевскую,
Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую
и Сибирскую. Затем были образованы еще
четыре губернии. Во главе губерний стояли
губернаторы, в руках которых находилась
вся полнота административно-полицейской
и судебной власти. В помощь губернатору
были приданы чиновники, руководившие
отдельными отраслями. Во главе уездов
вместо воевод стояли коменданты. В 1713
г. при губернаторе создали коллегию из
8 - 12 ландратов, избираемых дворянами,
но уже на следующий год ландраты превратились
в назначаемых чиновников, которые управляли
новыми административно-
В армии и флоте даже низший, 14-й класс, давал потомственное "кавалерство". Именно эта система предельной бюрократизации государственного аппарата позволила качественно изменить и укрепить социальную опору российского абсолютизма -- "благородное шляхетство", рекрутировав в состав дворянства выходцев из других социальных слоев. Так, около трети офицерского корпуса петровской армии получили дворянство исключительно благодаря службе. В то же время все они, дворяне старой и новой формации, получали земли и крепостных. Поэтому в Петровскую эпоху сотни тысяч крестьян из числа государственных и дворцовых перешли в частное владение. Обязательному привлечению дворян к службе способствовал и принятый в 1714 г. Указ о единонаследии, приравнявший поместья к вотчинам. "Табель о рангах"[9] Гражданские чины Соответствующие чины Военные Придворные Сухопутные Морские 1. Канцлер Генералиссимус. Фельдмаршал Генерал-адмирал 2. Действительный тайный советник Генерал от кавалерии, инфантерии и артиллерии Адмирал Обер-камергер, Обер-гофмаршал, Обер-шталмейстер, Обер-егермейстр, Обер-гофмейстер, Обер-шенк, Обер-церемониймейстер, Обер-форшнегдер 3. Тайный советник Генерал-лейтенант Вице-адмирал 4. Действительный статский советник, Обер-прокурор, Герольдмейстер Генерал-майор Контр-адмирал 5. Статский Советник Бригадир Церемониймейстер 6. Коллежский советник, Военный советник Полковник Капитан 1-го ранга 7. Надворный советник Подполковник Капитан 2-го ранга 8. Коллежский асессор Майор 9. Титулярный советник Капитан и Ротмистер Лейтенант 10. Коллежский секретарь Штабс-капитан и Штабс-ротмистер Мичман 11. Корабельный секретарь 12. Губернский секретарь Поручик 13. Провинциальный секретарь, Сенатский регистратор, Синодский регистратор, Кабинетский регистратор Подпоручик и Корнет 14. Коллежский регистратор Прапорщик Подробнее. Реформа центрального управления Реформа государственного аппарата началась в конце 1717 - в начале 1718 года, когда Петр I составил своеобразную программу предстоящих преобразований: он определил число и компетенции коллегий, назначил в них президентов, обязал их выбрать подручных. Но особенно для нас интересен документ от 12 декабря 1718 года, озаглавленный: "Реестр коллегиям. О должности, что в которой управляти надлежит". Он позволяет представить нам первоначальную структуру нового центрального аппарата: 1) "Чужестранных дел (что ныне Посольский приказ). Всякия иностранныя и посольския дела и пересылка со всеми окрестными государствы и приезды послов и посланников и приезды курьеров и других иноземцев; 2) Камор (или казенных сборов). Всякое расположение и ведение доходов денежных всего государства; 3) Юстиция (то есть расправа гражданских дел). Судные и розыскныя дела; в той же коллегии в ведении и Поместный приказ; 4) Ревизион. Счет всех государственных приходов и расходов; 5) Воинской. Армия и гарнизоны и все воинския дела, которые были ведомы в Военном приказе и которыя прилучаются во всем государстве; 6) Адмиралтейской. Флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлении; 7) Коммерц. Смотреть над всеми торгами и торговыми действиями; 8) Штатс-контор (казенный дом). Ведение всех государственных расходов; 9) Берг и Мануфактур. Рудокопные заводы и все прочие ремесла и рукоделия, и заводы оных и размножение, притом же и артилерия." Военная, Адмиралтейская коллегии и Коллегия иностранных дел занимали привилегированное положение в системе государственных учреждений благодаря тому огромному значению, которое придавал Петр армии, флоту, дипломатии, а также благодаря той огромной роли, которую играли в управлении их президенты - первейшие из первых сподвижников Петра: генерал-фельдмаршал светлейший князь А.Д. Меньшиков, генерал-адмирал граф Ф.М. Апраксин и канцлер граф Г.И. Головкин. Эти коллегии возникли не на пустом месте, т.к. в начале Северной войны создание новой армии, флота, активная дипломатия потребовали иных, отличных от старых, форм организации аппарата. Военный и Адмиралтейский приказы и Посольская канцелярия (Посольский приказ) были четко сориентированы на специализацию. Именно в них, быстрее чем где бы то ни было, прижились коллегиальные методы ведения дел. Все это впоследствии облегчило переход к коллегиям. Из всех коллегий особо выделяется группа финансовых коллегий - основа основ камеральной системы. Главной фискальной коллегией стала Камер - коллегия, ведавшая всем приходом денег и бюджетным планированием поступлений. Расход на нужды государства осуществлялся через Штат, за расходами за работой финансовых органов поручался независимой от других коллегий Ревизион-коллегии. Трехчленное деление фиска имело огромное значение в государственном управлении. В старом приказном аппарате эти три финансовые функции - приход, расход и контроль - осуществлял практически каждый приказ. Как правило, приказ сам облагал население налогами, часто шедшими на его нужды и под его собственным контролем. Теперь все изменилось - финансовая "чересполосица" XVII века была существенно потеснена. Такое же значение имел факт создания Юстиц-коллегии. Она заменила сразу несколько судных приказов, отобрала судебные функции у многих приказов несудебного профиля. Произошла резкая унификация, централизация юстиции - ведь для дореформенного периода было характерно смешение управленческих и судебных функций. Теперь, с образованием Юстиц-коллегии, произошла резкая перемена, но ее значение не следует переоценивать, т.к. по мере уточнения компетенции новой коллегии, из ее ведения "выпали" многие социальные группы населения: горожане, промышленники и работные - отошли в ведение Коммерц-, Берг-Мануфактур-коллегий, Главного магистрата, военными занимались Военная и Адмиралтейская коллегии, монастырскими - Синод и так далее. Все это были издержки сословного строя, существовавшего в России в рамках феодализмаОсобое место в системе управления заняли коллегии, ведавшие торговлей и промышленностью, - Коммерц-коллегия, Берг-Мануфактур-коллегия. В 1720 г. среди центральных учреждений появился Главный магистрат, основной обязанностью которого было управление городами, включая как судебную, так и административную власть. Состав петровских коллегий при жизни Петра претерпевал существенные изменения. В 1721 г. была образована Духовная коллегия - Синод, который был выведен из подчинения Сената. В 1722 г. из состава Берг-Мануфактур-коллегии была выведена Мануфактур-коллегия, образована для управления Украиной Малороссийская коллегия в Глухове, для лучшего управления поместными делами Вотчинную контору Юстиц-коллегии сделали отдельной коллегией - Вотчиной. Ревизион- и Штатс-контор-коллегии были лишены статуса центральных учреждений и стали конторами Сената. Всего в 1721 г. было 11, а в 1723 г. - 10 коллегий. Коллегии стали основой центральной системы управления, хотя от старого приказного управления сохранилось много более мелких учреждений:Дворцовая, Ямская, Печатная, Медицинская, Полицеймейстерская канцелярии, Преображенский приказ и некоторые другие. Постоянно сталкиваясь со знаменитой "московской волокитой", характерной для деятельности приказов, Петр пришел к выводу, что максимальная эффективность работы государственного аппарата может быть достигнута только с помощью детальной регламентации деятельности каждого должностного лица и учреждений. Этот вывод царя вполне отвечал камеральной системе, деятельность которой была бы невозможна без детально разработанного документа - регламента, фиксировавшего все необходимое для существования бюрократического учреждения: его функции, обязанности чиновников, режим работы, делопроизводство, оплату труда и так далее. Но Петр "перескакал" западноевропейских теоретиков камерализма. Ему принадлежит идея создания целой иерархии регламентов. При участии царя был создан документ, своеобразный регламент регламентов - Генеральный регламент (1719 - 1724 гг.). Он содержал самые общие принципы деятельности бюрократического аппарата, всех государственных учреждений. Каждое из них, кроме того, имело собственный регламент, в котором уточнялись особенности работы именно этого учреждения. Обязанности каждого чиновника были, в свою очередь, записаны в "должность" - инструкцию, включенную в коллежский регламент. Характерным для всеобъемлющего регламентационного мышления Петра стал регламент Адмиралтейской коллегии 1722 г., который Петр разрабатывал сам и считал образцом регламента центрального учреждения. В этот регламент входило 56 должностей, начиная с пространной должности президента и кончая краткой и даже анекдотичной должностью профоса: "Должен смотреть, чтоб в Адмиралтействе никто кроме определенных мест не испражнялся. А ежели мимо указанных мест будет испражняться, того бить кошками и велеть вычистить". Регламенты, как замысливал их Петр, отнюдь не были просто инструкциями. Тут важно заметить, что для Петра - реформатора государства - было характерно стремление перенести военные принципы на сферу гражданской жизни, государственного управления. Это проявлялось как в прямом распространении военного законодательства на гражданское управление, так и в придании законам, определяющим работу учреждений. Примечателен поясняющий это наблюдение указ Петра от 10 апреля 1716 г., присланный в Сенат: "Господа Сенат! Посылаю вам книгу Воинский устаф (которой зачат в Петербурхе и ныне совершен), которой велите напечатать число немалое, а именно чтоб не меньше тысячи книг, из которых ста три или более на словенском и немецком языке (для иноземццоф в нашей службе). И понеже оной хотя основанием воинских людей, аднакож касаетца и до всех правителей земских (как из оного сами усмотрите), того для, когда напечатают, то разошлите по препорции во все корпусы войск наших, также и по губерниям и канцеляриям, дабы неведением нихто не отговаривался. А оригинал оставьте у себя в Сенате. Петр". Комментарий тут не нужен - гражданские служители ("земские правители") получили в качестве нового свода законов воинский устав, который тотчас вступил в действие. Конечно, не все положения военных уставов были приложимы к гражданской сфере. Тогда прибегали к выборке из военных законов. В журнале Сената от 28 января 1723 г. записано: "При том предлагал канцлер граф Головкин, что справитца в Сенате надлежит ли с приличным указом выписать к гражданским делам что принадлежит из военного артикула". Генеральный регламент и многочисленные дополнения к нему установили четкий режим работы коллегий как бюрократических учреждений. Он заключался в соблюдении единства времени и места бюрократического действия: в определенное время недели, дня и только в здании коллегии. Реально это значило, что в назначенный для присутствия день и час члены коллегии собирались в аудиенцкамеру для заседания. Председательствующий президент - открывал заседание, секретарь оглашал список рассматриваемых дел, которые одно за другим зачитывались. Далее наступало самое важное таинство коллегиальной формы управления. По заслушенному делу вырабатывался проект решения, каждый из присутствующих, начиная с самого младшего по должности, высказывал свое мнение, и большинство решало судьбу дела. В коллегиях было три вида служащих: члены коллегий, канцелярские служители и так называемые "нижние служители" - курьеры, сторожа, вахмистры и солдаты. Центральной фигурой коллегиального совета был президент, который осуществлял управление коллегий от имени царя и поэтому имел право на особое почтение со стороны членов коллегии. 26-я глава Генерального регламента так и названа: "О респекте, надлежащем президентом". "1. Понеже президенты, а в отлучении их вицепрезиденты вышшие главы суть и в лице е. ц. в. сидят ради управления всех дел в коллегиях, також на каждого верность, прилежность и поступку надзирают, того ради надлежит всем членам, как коллегийным, так и канцелярным, учрежденному их президентувсякое достойное почтение и респект и послушание чинить и по указом их в делах, которые е. ц. в. высокой службе и интересу касаются, поступать". Основную массу членов коллегий составляли советники и асессоры. Между ними распределялись дела внутри коллегий. Это так же предусматривалось Генеральным регламентом: "А дела между советниками и асессорами тако разделяются, что каждому как из происходящих в коллегии дел определенная часть, так и над канцеляриею и канторами и над делами и трудами оных особливое надзирание дается, яко о том партикулярных инструкциях коллегиев пространно усмотреть можно". Вместе с членами присутствия в аудиенц-камере сидел еще один чиновник, который был полностью независим от коллегии и имел огромные права. Это был коллежский прокурор - должность необычайно важная в системе петровской бюрократии. Особенно полно обязанности прокурора были выражены в "Должности прокурора" Главного магистрата: "1. Оной имеет сидеть в Главном магистрте и смотреть накрепко, дабы оной магистрат свою должность хранил и в звании своем во всех делах истинно и ревностно без потеряния времяни все дела порядочно отправлял по регламенту и указом, разве какая законная притчина ко исполнению им помешает, что все записывать в юрнал свой".