Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 08:53, курсовая работа
Личность Петра I (1672 - 1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Проводимая им политика европеизации явилась главным фактором превращения России в великую державу. Петр родился в 1672 году в Москве и был единственным сыном царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Нарышкиной. Ему еще не было четырех лет, когда умер отец. Поскольку царь Алексей Михайлович имел тринадцать детей от своей первой жены, неудивительно, что развернулась длительная и иногда жестокая борьба за престол. Молодому Петру даже грозила гибель. В течение нескольких лет сестра Петра Софья была правительницей, и только в августе 1689 году, после государственного переворота, семнадцатилетний царь оказался в относительной безопасности. Формально Петр Алексеевич делил власть со своим братом, сыном Алексея Михайловича от Марии Милославской, царевичем Иваном до смерти последнего в 1969 г.
1. Россия, Петр Великий: портрет времени.................................................... 2
2. Исторические условия и предпосылки петровских реформ..................... 4
2.1. Цели внешней политики Петра Великого............................................... 6
2.2. Влияние Северной войны на реформы...................................................... 7
3. Реформы Петра Великого............................................................................. 8
Общий план реформ............................................................................................8
3.1. Реформы государственного управления.................................................... 9
Основа реформы.................................................................................................. 9
Реформы государственного управления.......................................................... 10
"Табель о рангах"................................................................................................ 12
Подробнее. Реформа центрального управления.............................................. 14
Подробнее. Реформа высшего управления...................................................... 17
Подробнее. Реформа низшего звена управления............................................. 19
Подробнее. Принцип работы нового государственного аппарата............. 21 3.2. Военная реформа........................................................................................... 22
Российское войско перед реформой................................................................... 22
Формирование регулярной армии...................................................................... 23
Строительство российского флота..................................................................... 24
Значение военной реформы................................................................................. 25
3.3. Финансово-податная реформа..................................................................... 25
Подробнее. Создание регулярной армии. Податная реформа......................... 26
3.4. Церковная реформа....................................................................................... 28 3.5. Реформа сословного устройства русского общества................................ 29 3.6. Реформы в области культуры и быта.......................................................... 29 4. Значение реформ Петра Великого.................................................................. 31
4.1. Эхо реформ. Социально-экономическое развитие и социальная политика Петра в первой четверти XVII в.......................................................................... 33
4.2. Современные аспекты реформ.................................................................... 39 4.3. Реформы Петра и особый путь России........................................................ 39 Использованные источники информации:...............................
Общим наблюдением обязанности прокурора не ограничивались. Особое внимание уделялось наблюдению за исполнением постановлений: "... также смотрить накрепко, чтоб в магистрате не на столе токмо дела вершились, но чтоб по оным самыя действа по указам, как скоро возможно, исполнены были, чего он должен спрашивать у тех, кому указы даны, что исполнено ль в такое время, в которое начало и совершенство оного исполнено быть может, и буде исполнено, зачем - невозможность ли какая помешала, или по какой страсти или лени, о чем немедленно магистрату предлагать должен". Также в компетенции прокурора входило наблюдение за судопроизводством. Из второй группы - "канцелярских служителей" - важнейшее место занимал секретарь. Его должность была близка должности приказного дьяка и состояла в руководстве делопроизводством: приеме и оформлении входящей корреспонденции, подготовке дел к докладу, изготовлении и отправке решений - исходящих документов. В соответствии со шведскими штатами в составе служащих коллегий появились три новые должности: нотариус, актуариус и регистратор. Нотариус составлял протоколы заседаний коллегий (поэтому он часто назывался протоколистом), затем сшивал все протоколы в книгу, вел также учет "вершенным" и "невершенным" делам. Актуариус сидел исключительно на входящей корреспонденции, осуществляя ее первоначальную обработку. Дальнейшей систематизацией корреспонденции, как и всем учетом поступивших и отправленных бумаг, ведал регистратор. Секретари, нотариусы, актуариусы, регистраторы, а также переводчики и фискалы были как бы аристократией канцелярии, резко выделенной из общей массы служащих своей ролью в бюрократическом действе, жалованьем, положением. Писцы - непосредственные делопроизводители, занятые, как и во все прежние времена, переписыванием бумаг, составляли плебс канцелярии. В приказах было три вида писцов: старые, средней руки и молодые подьячие. Все они попали в коллегии, хотя и стали соответственно называться канцеляристами, подканцеляристами и копиистами. Неизменность их работы в новых условиях фиксирует и Генеральный регламент: "... канцеляристом надлежит все то, что по реэстру из отправляемых дел от секретаря повелено будет, изготовлять... також и те дела, о которых они генеральные формуляры (образцовые письма) имеют, а имянно: дипломы, патенты и протчее". Подробнее. Реформа высшего управления Реформа центрального управления проводилась параллельно с реформой высшего управления. Суть преобразований состояла в изменении структуры, компетенций и состава высшего правительственного учреждения - Сената - в целях приспособления его к системе новых центральных учреждений - коллегий. Наиболее полно новое положение Сената в системе власти отразила "Должность Сената" - специальная инструкция, определявшая власть, устройство, делопроизводство Сената в новых условиях. С 1718 по 1722 год Петр шесть раз перерабатывал проект "Должности" т.к. этот документ имел большое значение для него. "Должность сразу же определила высокое место Сената как хранителя государственных интересов: "Едино же сказать - всегда Сенату подобает иметь о монашеской и государственной пользе неусыпное попечение, доброе бы простирать и все, что вредно может быть, всемерно отвращать". В соответствии с этим повышалась ответственность самих сенаторов, обязанных как зеницу ока хранить свое достоинство. 10-я глава "Должности" предупреждала: "1. Никому в Сенате позволяется разговоры иметь о посторонних делах, которые не касаются к службе нашей, меньши же кому дерзновение иметь бездельными разговорами или шутками являтися. 2. Но надобно ведать, что есть оное место сочинено, где поступать подобает со всякою надлежащею учтивостию, понеже Сенат собирается вместо присудствия нашей персоны во отлучении". Сенат занимал ключевое положение в петровской государственной системе. Он сосредотачивал судебные, административные и законосовещательные функции, ведал губерниями, а также - коллегиями и другими центральными учреждениями. Поначалу в 1718 г., Петр распорядился, чтобы в состав Сената вошли все президенты коллегий. Идея была заманчива - коллегиальный принцип пронизывал все управление: коллегии управлялись коллегией, состоящей из президентов коллегий. Однако вскоре от этой идеи пришлось отказаться: сосредоточение в одних руках обязанностей президента и сенатора эффекта не дало, кроме того президенты были перегружены работой в своих коллегиях. Работал Сенат согласно коллегиальным принципам. Единство места, времени и состава присутствия, как условия, необходимого для деятельности Сената - бюрократического учреждения, сохранялось и фиксировалось "Должностью": " 1. Без согласия всего Сената ничто делать подобает, паче же ниже, что вершить возможно; 2. Ежели ж бы иногда кто за болезнию или некоторой крайней нужды не в присутсвии был, того для делам оставленным быть не надобно; 3. Однако о важных делах и отсудствующим подобает прежде вершения всякому осведомлену быть; сии отлучки раумеетца кроме дальних и ево мнение на письме получить; 4. И надобно, чтоб всякие дела не в обособливых домах или в беседах, но в Сенате вершить и в протокол введеным быть надлежит; 5. И не надлежит же сенатцким членам никого посторонних с собою в Сенат брать, которому бы тамо по званию своему быть не подобало". В истории государственной реформы особое место занимает указ от 12 января 1722 г. Он свидетельствует об умении Петра оценивать изменяющуюся обстановку, вносить коррективы в планы преобразований. Поняв ошибочность ситуации, когда президенты в качестве сенаторов должны сами себя судить, Петр этим указом вывел президентов из Сената и признал неудачу своей затеи создать коллегию коллегий. Кроме того, указ углубил реформу Сената, заложил в его основу некоторые новые принципы, усилившие значение Сената в системе управления. 4-й пункт указа гласит: "Надлежит быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут репортовать генерала-пркурора. Также надлежит быть при Сенате рекетмейстеру, эксекутору и герольдмейстеру или иной какой чин, кто б дворян ведал и всегда представлял к делам, когда спросят". Этим указом создавался важнейший орган самодержавного государства XVIII века - прокуратура. К ее организации Петр шел давно, назначая в Сенат для наблюдения за сенаторами гвардейских офицеров, затем В.Н. Зотова в должности генерал-ревизора, и в конце концов в 1722 г. по образу французского государственного аппарата в России появился генерал-прокурор. На этой основе был образован целый институт, возглавляемый генерал-прокурором - институт публичного, явного надзора. Помимо должности генерал-прокурора, которую занял один из ближайших сподвижников Петра - П.И. Ягужинский, была образована специальная Прокурорская контора при Сенате, введена должность помощника генерал-прокурора - обер-прокурора, а самое главное, - вводилась должность прокурора во всех центральных учреждениях. Коллежские и судебные прокуроры были независимы от своих учреждений, подчинялись непосредственно генерал-прокурору, а последний согласно "Должности": "1. Должен смотрить над всеми прокуроры, дабы в своем звании истинно и ревностно поступали; 2. А ежели кто в чем преступит, то оных судить в Сенате; 3. И должен все прокурорские донешения предлагать Сенату и инстиговать чтоб по них исполнено было".
Петр возлагал большие надежды на эффективность работы прокуратуры, т.к. царя воодушевлял пример генрал-прокурора П.И. Ягужинского, не запятнавшего себя злоупотреблениями или взятками. Чтобы обезопасить свою систему от должностных преступлений, Петр считал необходимым продублировать институт явного государственного надзора институтом тайного надзора. Речь идет о фискалах - чиновниках, название должности которых стало печально знаменито в России. Впервые о фискалах было упомянуто в указе Петра от 2 марта 1711 г.: "Учинить фискалоф во фсех делах, а как быть им, пришлетца известие". "Известие" было прислано через три дня. "Выбрать обер-фискала, человека умнова и доброва (ис какого чина ни есть)". В его обязанности входило тайное наблюдение за деятельностью администрации. Важнейшим принципом деятельности фискалитета-института, широко распространенного в Западной Европе, были тайна и безнаказанность. Фискал не нес ответственности за ложные доносы, ибо, как утверждал указ 1714 г., "невозможно о всем акуратно ведать". Документы доносят до нас крайне негативное отношение современников к фискалам. С одной стороны, сам характер деятельности состоящих на государственной службе тайных надзирателей и доносчиков, защищенных законом от наказания за ложный донос, сделал их презираемыми, а их работу - грязной, нечистоплотной, связанной с наушничеством, нарушением моральных норм. С другой стороны, для чиновников, причастных к обогащению за счет казны, деятельность фискалов представляла реальную опасность. Петр всячески поддерживал фискалитет, пологая, что, когда речь идет об интересах государства, необходимо поступиться моралью. Сенатская реформа способствовала развитию института фискальства уже на новом уровне. В 1723 г. был назначен генерал-фискал, а в 1725 г. опубликована разработанная Петром "Должность" генерал-фискала и его помощника - обер-фискала. Уже ее преамбула говорит о тех задачах, которыми предстояло заниматься главным фискалам: "О должности генерал-фискала и его помощника государственного обер-фискала. Оные имеют быть в резиденции е. в., прочие ж провинциал-фискалы и фискалы в коллегияхи в провинциях и в городах, каждой во учрежденииом своем месте под их дирекцию". Институты прокуратуры и фискалитета были прочно связаны: фискалы доносили о делах прокурорам и генерал-фискалу, подчиненному генерал-прокурору. Прокуратура и фискалитета были звеньями одной цепи контроля, который создавался Петром как в связи с реформой Сената, так и в связи с реформой судопроизводства. Подробнее. Реформа низшего звена управления Создание нового полноценного государственного аппарата, построенного на принципах камерализма: субординации, дифференциации, регламентирования - было бы невозможно, если бы реформа не коснулась низшего звена управления - местного аппарата. Естественно, что областная реформа проводилась параллельно с реформой центральных и высших ведомств и основывалась на тех же принципах. Более того, при создании нового областного устройства также был использован шведский административный опыт, отраженный в специальном проекте Г. Фика - агента Петра I, побывавшего в Швеции и хорошо изучившего шведскую административную систему. Проект Фика, воспроизводящий шведское устройство местного управления, обсуждался в Сенате и был принят за основу с определенными изменениями, учитывающими специфику России. Такой подход был определен Петром в резолюции на проект Фика: "Земское управление надлежит перво один уезд от мужика до правителя уезда, а потом до ландсгевдинга, шведское с русским сложа, и на мере свои мнения поставя, изготовить в доклад по порядку и чинам". Тогда же, 9 мая 1718 г., было уточнено, как складывать шведскую и русскую организацию: "сколко ланцэвдингоф и над сколькими уезды один, и под ними сколко каких чиноф, и как оныя связаны послушанием и должностию, то выписывать и приносить в Сенат, где надлежит спускать с русским обычаи, что может быть по-старому и что переменить". В постановлении Петра идет речь об анализе и изменении шведской областной системы, трехчленной по своему устройству: приход (кирхшпиль) - дистрикт (херад) - земля (ланд), - во главе которой стоял упомянутый Петром чиновник - ландхевдинг. Петру и его сподвижникам было о чем думать: шведская система была принципиально иной, чем российская, точнее, чем та, которую они хотели создать. Низшим и важным звеном шведского управления был приход ( кирхшпиль). Его деятельность была основана на активном участи в управлении народа, крестьян, выборные от которых входили в административные и судебные органы кирхшпиля. Кроме того, важную роль играл пастор - высшая нравственная власть в приходе. Ознакомившись с системой кирхшпиля, Петр и сенаторы полностью отвергли ее: ни о каком участии народа и духовенства в управлении в системе российского самодержавия петровских времен не могло идти и речи. Рассуждая о неприемлемости для России системы низших выборных чинов, Сенат постановил: "Кирхшпильфохту и ис крестьян выборным при судах и у дел не быть для того, что всякие наряды и посылки бывают по указом из городов, а не от цергвей; к тому же и в уезде ис крестьянства умных людей нет". И это говорилось о народе с давней земской, общинной традицией, негогда спасшей страну и престол от гибели! Впрочем, стоит ли этому удивляться - авторитарная власть и бюрократическое презрение к "глупому" народу всегда идут рука об руку. Два других элемента шведской системы были сохранены. Провинция (ланд) стала основной единицей областного управления. Существовавшие к этому времени 11 губерний были поделены на 45, а затем на 50 провинций. Губернии не были отменены, хотя власть губернатора распространялась только на провинции губернского города. Примечательно, что в будущем (при Екатерине II) петровские провинции стали губерниями. Провинции делились на дистрикты, в которых сидели земские комиссары; общее руководство провинциями осуществляли воеводы, подчинявшиеся непосредственно Сенату, за исключением военных и апелляционных дел, по которым они подчинялись губернаторам. Инструкция провинциальному воеводе, принятая в 1719 г., делала его полновластным правителем в своей провинции. Под его руководством находились конторы камериров (надзирателей земских соборов), а также рентрея (место, где сосредотачивались денежные средства). Кроме того, воевода руководил канцеляриями рекрутского сбора, розыскных, провиантских дел, таможней и другими учреждениями. С проведением второй областной реформы сеть местных учреждений стала заметно гуще, чем раньше, а редкие уезды допетровской России выглядели анахронизмом по сравнению с мощной разветвленной структурой губернии, провинции, дистриктов. В основу областного устройства, возникшего к концу петровского царствования, также были положены принципы камерализма. Все местные учреждения были тесно связаны с соответствующими центральными органами - коллегиями. Сверху донизу было установлено единообразие, достигаемое единством внутреннего устройства, четкостью соподчинения, идентичностью компетенции органов и должностей одного административного уровня на территории всей страны. С этого момента был задействован "бюрократический принцип единообразия", нередко игнорирующий специфику каждого района, например: Кунгурская провинция по своему устройству ничем не отличалась от Старорусской или Саратовской. Государство, строившееся на регулярной основе, должно было стремиться к единообразию т.к. это облегчало реализацию указов центра и контроль за их исполнением.
Подробнее. Принцип работы нового государственного аппарата Государственные учреждения (местные, центральные и высшие) представляли собой сооружение, подобное сужающейся к верху пирамиде, на вершине которой находился самодержец, осуществлявший верховную неограниченную (абсолютную) власть. В принципе порядок работы созданных Петром центральных и высших учреждений не предусматривал участия самодержца в их деятельности. Реформатор пытался решить принципиальную задачу создания такой бюрократической машины, все части которой работали бы безотказно согласно принятым регламентам. Эта непрерывно работающая машина должна была быстро и результативно пропускать через себя все дела, решения по которым состояли преимущественно в применении к ним действующего законодательства. До нас дошло много резолюций Петра, в которых он настаивал, чтобы дела, попадающие под соответствующие принципы, рассматривались в учреждениях, без обращения непосредственно к нему: "Учинить по государственным правилам", "Решить по правам нелицемерно" и т. д. Петр требовал, чтобы к нему направляли лишь спорные или не имеющие прецедента дела. Так в указе от 19 декабря 1718 г., посвященном судопроизводству, говорится: "... разве такое спорное новое и многотрудное дело от челобитчиков объявится, которого по Уложенью решить самому тому Сенату без докладу и без именного от е. и. в. указу отнюдь будет нельзя, тогда ему, Сенату, челобитчиков (в чем уже необходимость), Сенату доносить его величеству... И, получая указ, решить". Позже Петр требовал, чтобы ему представляли только самые важные дела по обвинениям в государственных преступлениях. Тот же принцип избирательности был применен и в административной сфере. А 17 апреля 1722 г. Петр предписал, что на его личное рассмотрение представлять дела при не ясном на этот счет законодательстве. Так должно было быть в идеале. Как же было на практике? Подготовленные Комиссией по изданию писем и бумаг Петра Великого данные, позволяют нам судить о "функционировании" царя как руководителя государственной машины. Всего за 1713 - 1725 годы Петр отправил 7584 письма и указа. Если разбить их на две группы - до и после государственной реформы (1713 - 1718 и 1719 - 1725 гг.) - то можно заметить, что после образования коллегий и преобразования Сената деловая активность Петра понизилась незначительно. За шесть предшествующих реформе лет он отправил 3877 писем и указов, а за шесть лет после образования коллегий и реформы Сената - 3707 документов. Петр по-прежнему занимался массой текущих дел, которые в принципе должны были быть отданы для решения аппарату. Такое обилие дел, рассматривающихся непосредственно самодержцем, должно было иметь какое-то организационное оформление, должен был существовать механизм, с помощью которого в системе государственной власти мог функционировать монарх. Таким передаточным звеном стал созданный в 1704 г. Кабинет его императорского величества, во главе которого стоял кабинет-секретарь Петра А. В. Макарова. Под руководством Макарова работал целый штат подьячих, готовивших доклады для царя. Кроме того, кабинет ведал личным имуществом царя, был его казначейством, т.к. в кассу поступали огромные суммы от соляных сборов. Следует отметить, что с годами в работе Кабинета отчетливо прослеживается ведущая тенденция усиливающейся бюрократизации деятельности самодержца при исполнении им функций верховной власти. С укреплением значения Кабинета как своеобразного учреждения "при особе государя" что-либо докладывать, доносить, предлагать, просить становилось равнозначным направить соответствующий документ в Кабинет, где его фиксировали, обрабатывали, чтобы затем, вместе с ему подобными, включить в виде пунктов в доклад к царю. Доклад, прочитанный Макаровым, с резолюциями Петра возвращался в Кабинет и становился основой для указа или служебного письма Макарова чиновнику, направившему "доношение". Естественно, что всякая бюрократизация, ставящая во главу угла движение бумаг, выдвигает на первое место фигуру бюрократа. Такой фигурой на верхних этажах управления в петровское время стал А. В. Макаров. Мимо него не проходил ни один обращенный к Петру документ. Макаров, таким образом, сделался незаменимым передаточным звеном между императором и государственной машиной. Важно заметить, что в Кабинет направлялось большое количество донесений из местных и центральных учреждений, которые были формально подчинены коллегиям и Сенату. И, тем не менее, руководители этих ведомств, минуя вышестоящие инстанции, писали прямо в Кабинет, куда, таким образом, стягивались все нити управления на разных уровнях. В сущности, это было явным нарушением заведенного пропагандируемого самим Петром бюрократического порядка, требующего субординации. По-видимому, в ряде случаев активное участие царя было необходимо, чтобы преодолеть неповоротливость бюрократической машины, исправить создаваемые ее же бюрократической сущностью недостатки. Здесь следует сказать, что само по себе создание бюрократической машины, пришедшей на смену системе средневекового управления, в основе которого лежал обычай, - естественный процесс. Бюрократия необходимый элемент структуры государства нового времени. Однако в условиях российского самодержавия создание бюрократической машины стало своеобразной "бюрократической революцией". Начиная с петровских времен, эта машина работала по присущем ей внутренним законам, ради конечной цели - упрочнения своего положения, - подстраиваясь под всяческие изменения в жизни. Все эти черты созданной петровским режимом бюрократии позволили ей успешно функционировать вне зависимости от того, какой властитель сидел на троне - умный или глупый, деловой или бездеятельный. Многие из этих черт и принципов сделали сплоченную касту бюрократов неуязвимой и до сего дня. Итак, петровскими реформами создавалась неведомая ранее Руси система. Государственность Российской империи была как бы в лесах стройки, и Петр - ее инженер и строитель - постоянно вносил необходимые поправки и дополнения. 3.2. Военная реформа Все петровские реформы во внутренней политике, помимо общего замысла преобразования России в великую державу, в значительной мере были направлены на коренную реорганизацию вооруженных сил страны: создание регилярной армии и постройку мощного флота. Поэтому военная реформа была первоочередным преобразованием Петра, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа. Она имеет очень важное значение в нашей истории; это не просто вопрос о государственной обороне: реформа оказала глубокое действие на склад общества и дальнейший ход событий. Российское войско перед реформой Петр застал русское войско в полном расстройстве. Прежде солдатские и рейтарские, распущенные по домам на мирное время призывались на службу в случае надобности. Это был уже призыв отпускных или запасных, бывалых людей, уже знакомых со строем. При формировке Петром армии для борьбы со Швецией такого запаса уже почти не оставалось. Полки пополнялись двумя способами: или "кликали вольницу в солдаты", или собирали с землевладельцев рекрутов по числу крестьянских дворов. Петр приказал писать в солдаты вольноотпущенных холопов и крестьян, годных к службе, и даже дал холопам свободу поступать в солдатские полки без отпуска господ. При такой вербовке наскоро составленные, наскоро обученные немцами полки новобранцев, по выражению бывшего в Москве в 1698 - 1699 г. секретаря австрийского посольства Корба, являлись сбродом самых дрянных солдат набранных из беднейшей черни. Подобным же способом составлена была и первая армия Петра в Северную войну. Нарва обнаружила их боевое качество.
Формирование регулярной армии[10] С 1698 г. стали распускаться стрелецкие и создаваться регулярные полки. При их комплектовании использовалась практика наборов солдат и драгун, сложившаяся во второй половине XVII в. Была оформлена рекрутская система, в соответствии с которой солдатский состав полевой армии и гарнизонных войск стал набираться из крестьян и других податных сословий, а офицерский корпус - из дворян. После Нарвы началась неимоверная трата людей. Наскоро собираемые полки быстро таяли в боях, от голода, болезней, массовых побегов, а между тем расширение театра военных действий требовало усиления численного состава армии. Для пополнения убыли и усиления армейского комплекта один за другим следовали частичные наборы добровольцев и рекрутов из всех классов общества, из детей боярских, из посадских и дворовых, из стрелецких детей и даже из детей духовенства. Указ от 1699 г. предусматривал создание 30 пехотных солдатских полков из "даточных" и "охочих" людей. А указ 1705 г. завершил складывание рекрутчины. В итоге с 1699 по 1725 гг. было проведено 53 набора в армию и на флот (23 основных и 30 дополнительных). Они дали более 284 тыс. человек, призванных на пожизненную воинскую службу. И если в 1699 г. было фактически создано, помимо двух гвардейских, 27 пехотных и 2 драгунских полка, то к 1708 г петровская армия была доведена до 52 пехотных (в том числе 5 гренадерских) и 33 кавалерийских полков. После победы под Полтавой штаты армии несколько уменьшились: почти 100-тысячная армия состояла из 42 пехотных и 35 драгунских полков. Однако новая табель 1720 г. определила в составе армии 51 пехотный и 33 конных полка, что к концу правления Петра составляло 130-тысячную армию изтрех родов войск - пехоты, кавалерии и артиллерии. Кроме того, около 70 тыс. человек находились в гарнизонных войсках, 6 тыс. - вландмилиции (ополчении) и свыше 105 тыс. - в казачьих и иных иррегулярных частях. Армия постепенно становилась всесословной, но в нее ставилось кое-как на ходу выправленное или совсем не боевое сырье. Отсюда возникла потребность в другом порядке комплектования, который давал бы заранее и правильно подготовленный запас. Случайный и беспорядочный набор охотников и даточных был заменен периодическими общими рекрутскими наборами, хотя и при них иногда повторялись старые приемы вербовки. Рекрутов распределяли по "станциям", сборным пунктам, в ближайших городах партиями человек в 500 - 1000, расквартировывали по постоялым дворам, назначали из них же капралов и ефрейторов для ежедневного пересмотра и надзора и отдавали их отставным, по причине ран и болезней, офицерам и солдатам "учить военному солдатскому строф по артикулу непрестанно". С этих сборных учебных пунктов рекрутов рассылали, куда требовалось, "на упалые места", для пополнения старых полков и создания новых. Первый такой общий набор был произведен в 1705 г.; он повторялся ежегодно до 1709 г. К концу царствования Петра всех регулярных войск, пехоты и конницы, числилось уже до 212 тысяч, да 110 тысяч казаков. Притом была создана новая вооруженная сила, незнакомая древней Руси, - флот. Для обучения солдат и офицеров, помимо "Устава воинского" (1698 г.), были подготовлены многочисленные наставления "Упреждение к бою", "Для военной битвы правила", "Воинские статьи" и др. Наконец, в 1716 г. был издан новый "Устав воинский", обобщивший 15-летний опыт непрерывной вооруженной борьбы Для обучения офицеров еще в 1608 - 1699 гг. была основана бомбардирская школа при Преображенском полку, а в начале нового столетия создавались математическая, навигацкая (морская), артиллерийские, инженерные, иностранных языков и даже хирургическая школы. В 20-е гг. для подготовки унтер-офицеров действовало 50 гарнизонных школ. Широко практиковалась стажировка молодых дворян за границей для обучения воинскому делу. Одновременно правительство отказывалось от найма иностранных военных специалистов. Для управления, комплектования, обучения, содержания и обмундирования этой регулярной армии был создан сложный военно-административный механизм с коллегиями Военной, Адмиралтейской, Артиллерийской канцелярией с генерал-фельдцейхмейстером во главе, с Провиантской канцелярией под начальством генерал-провиантмейстера, с главным комиссариатом под управлением генерал-кригскомиссара для приема рекрутов и их размещения по полкам, для раздачи войску жалования и снабжения его оружием, обмундированием и лошадьми. Сюда надо еще прибавить генеральный штаб во главе с генералитетом. Расходы на содержание армии составляли 2/3 всего тогдашнего бюджета. Строительство российского флота Указ о строительстве флота был издан в январе 1696 г. Петр устраивает верфи в Воронеже и окрестных местах. Выбор не был случайным. На берегах Дона н Вороны уже издавна сооружали плоскодонные речные суда - струги. Строили здесь и морские суда во время Чигиринских и Крымских походов. Вокруг Воронежа росли хорошие корабельные сосны. Они шли в ход. Зимой Петр направился в Воронеж, несколько месяцев наблюдал за постройкой судов, сам не раз брал в руки топор. Сюда согнали 26 тысяч плотников. Трудная работа, спешка, зимняя стужа, пожары мешали постройке. Но, несмотря ни на что, дело двигалось - к началу апреля начали спускать на воду суда. А изготовили их немало: 23 галеры, 2 корабля, 4 брандера и 1300 стругов. Вообще, идея создания флота в то время в России многим казалась неосуществимой: страна была сухопутной, отсутствовали традиции кораблестроения, в казне попросту на это денег не было. Но основная проблема, с которой столкнулся Петр I, звучит следующим образом: где взять деньги? Царь разрешил этот вопрос оригинальным способом. Были организованы "кумпанства", каждому из которых поручалось в 2-х летний срок (а именно к апрелю 1698 г.) соорудить, оснастить и вооружить один военный корабль. Итак, со 10 тысяч помещичьих крестьян их владельцам надлежало поставить один корабль в одиночку, а более мелкие составляли компанию так, чтобы ее члены владели 10 тысячами крестьян. Церкви тоже надлежало поставлять со своих крестьян корабль, но уже с 8 тысяч человек. Всего образовалось 42 светских и 19 духовных "кумпанств". Посадские люди городов и черносошные крестьяне Поморья, а также иностранцы, постоянно проживающие в России, и купцы 3-х гильдий обязывались построить 14 кораблей для этого составляли единые "кумпанства". Четвертым строителем флота стала казна - Адмиралтейство сооружало корабли на деньги, собранные с мелких помещичьих крестьян и духовных землевладельцев; они построили 16 кораблей. Итого на строительство, примерно, было затрачено полмиллиона рублей, что составило 1/3 бюджета на 1671 г. Сам Петр принял деятельное участие в создании флота, помимо общего руководства: при строительстве кораблей возникло много трудностей: - разногласия между различными школами кораблестроения: приглашались иностранцы;
- корабли строили в Воронеже: как довести суда до Черного моря? Технические трудности - нарушались пропорции кораблей - море глубже рек. Петр собрал Великое посольство и отправился изучать кораблестроение в Англию и Голландию. С началом северной войны азовская эскадра была заброшена потом потеряно и само азовское море. Поэтому, все усилия Петра обратились на создание балтийского флота. Еще в 1701 г. он мечтал, что у него здесь будет 80 больших кораблей, Спешно вербовали экипаж и в 1703 г. Лодейнопольская верфь спустила 6 фрегатов: это была первая русская эскадра, появившаяся на Балтийском море. К концу царствования балтийский флот насчитывал в своем составе 48 линейных кораблей и до 800 галер и других мелких судов с 28 тысячами экипажа. Флот строился и на юге, и на севере страны. Основные усилия были сосредоточены на создании Балтийского флота. В 1708 г. был спущен первый 28-пушечный фрегат на Балтике, а через 20 лет Российский военный флот на Балтийском море был самым мощным: 32 линейных корабля (от 50-до 96-пушечных), 16 фрегатов, 8 шняф, 85 галер и другие мелкие суда Набор на флот осуществлялся также из рекрутов (впервые в 1705 г) Для обучения морскому делу составлялись инструкции: "Артикул корабельный", "Инструкция и артикулы военные Российскому флоту" "Устав морсой" и, наконец, "Регламент адмиралтейский" (1722 г.). В 1715 г. в Петербурге была открыта Морская академия, готовившая морских офицеров. В 1716 г. было положено начало подготовке офицерских кадров через гардемаринскую роту. Значение военной реформы Военная реформа Петра осталась бы специальным фактом военной истории России, если бы она не отпечаталась так сильно на социальном и нравственном складе русского общества и даже на ходе политических событий. Она требовала средств для содержания преобразованных и дорогих вооруженных сил и особых мер по поддержанию их регулярного строя. Рекрутские наборы, распространяли воинскую повинность на неслужилые классы, сообщая новой армии всесословный состав, изменяли установившиеся общественные соотношения. Дворянству, составлявшему основную массу прежнего войска, приходилось занять новое служебное положение, когда в ряды преобразованной армии стали его холопы и крепостные крестьяне, и не спутниками и холопами своих господ, а такими же рядовыми, какими начинали службу сами дворяне. 3.3. Финансово-податная реформа Осуществление крупномасштабных государственно-политические и социально-экономических преобразований эпохи Петра великого, формирование многотысячной регулярной армии и строительство мощного военно-морского флота, проводившиеся одновременно с осуществлением активного внешнеполитического курса, изнурительной Северной войной, требовали колоссальных финансовых расходов Доставшаяся Петру I от его предшественников на троне введенная в России с 1678 г подворная система налете обложения, в которой единицей учета и обложения выступало крестьянское или посадское хозяйство - двор, в условиях беспрецедентного роста государственных расходов уже не могла удовлетворять потребности бюджета. На первых порах правительство пыталось решить эту задачу путем увеличения прямых налогов и значительного расширения косвенных платежей. Специальными "прибыльщиками", возглавляемыми А.А Курбатовым, выискивались все новые источники пополнения казны вводились банная, рыбная, медовая, конская и другие подати, вплоть до налогов на бороды н дубовые гробы. Всего косвенных (канцелярских) сборов к 1724 г. насчитывалось до 40 видов. Значительные доходы приносила и казенная торговля, том числе винная монополия. В дополнение к этому вводились также прямые налоги рекрутские, драгунские, корабельные и другие особые сборы. Немалые средства приносила чеканка монеты меньшего веса. Однако население стремилось всеми способами уйти от налоговых поборов. Если крестьяне спасались от налогов побегами, то помещики повсеместно искусственно уменьшали количество плательщиков. Поиски новых источников пополнения государственного бюджета привели к коренной реформе всей налоговой системы - введению единой подушной подати, при которой учитывалось все мужское население страны. С конца 1718 по 1724 г. в России сначала была проведена перепись населения, а затем из-за неверных данных, поданных помещиками о количестве крестьян, силами офицеров была проведена первая ревизия (с этого времени переписи населения в Российской империи назывались "ревизиями"). В соответствии с ее результатами было учтено 5,6 млн. душ мужского пола, обложенных единой податью: с помещичьих крестьян -- 74 коп., с государственных крестьян - 1 руб. 14 коп., с посадских (ремесленников и купцов - 1 руб. 20 коп. Эти суммы были определены из потребностей ежегодного содержания армии (4 млн. руб.) и флота (2,2 млн. руб.). Осуществление податной реформы имело на только финансовые, но также и серьезные социальные последствия, еще более усилив крепостнический гнет и распространив податную повинность на ранее свободные категории населения "гулящие люди", вольные холопы) и одновременно образовав новый социальный слой внутри крестьянства (государственные крестьяне). Наконец, новая фискальная система еще более ужесточила полицейский надзор в стране, учредив паспортную систему, которая стала дополнительным средством прикрепления сельского населения. В итоге по сравнению с 1701 г. государственные доходы к концу петровского правления выросли почти в 4 раза и составили 8,5 млн. руб., из которых более половины (4,6 млн. руб.) приходилось на подушную подать. Подробнее. Создание регулярной армии. Податная реформа Стремление Петра организовать государство по военным образцам, влекло за собой усиление роли военных в обществе и государстве. Нет сомнения, что государственная и военная реформы привели к достаточно четкому разделению военной и гражданской служб, что и было зафиксировано известным Табелем о рангах. Но вместе с этим петровские реформы знаменовались широким распространением практики участия профессиональных военных в государственном управлении. Это проявлялось не только в назначениях военных на гражданские должности, но и в весьма частом их использовании (особенно гвардейцев) в качестве эмиссаров царя, высших учреждений. Обычной картиной стали регулярные командировки сержантов и офицеров гвардии в губернии, провинции и уезды, где они, имея чрезвычайные полномочия, исполняли роль своеобразных "толкачей", "погонял". За неисполнение приказов они имели право "посадить в оковы, на чепи и в железа" любых чиновников, и держать их так неограниченное время. Практика использования военных в гражданском управлении, отчасти объяснимая экстремальной ситуацией Северной войны, не была отменена и в более спокойные времена, а, наоборот, стала систематической и нормальной, что подчеркивало военно-бюрократическую суть созданной Петром империи. Важно отметить, что известная интеграция военных и гражданских институтов вела к подчинению первых вторым даже в мирное время. Особенно ярко эта тенденция прослеживается в истории податной реформы - типично финансового мероприятия, в результате которой в России в 1724 г. была введена подушная подать.