Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 09:29, реферат
Будущий живописец родился в Москве 17 февраля (1 марта) 1863 в семье священника. Через три года семья переехала в Петровско-Разумовское. В то время Яков Данилович Головин был назначен профессором богословия, а также настоятелем местного храма. Академия, где начал работу отец художника была только что основана, это была Петровская земледельческая и лесная академия. В настоящее время эта академия известна под названием «Тимирязевка».
I. Биография……………………………………………………………………..3
I I. Творчество……………………………………………………………….....6
§2.1 «Псковитянка» 1901 год……………………………………………… 12
§2.2 «Кармен» 1908 год…………………………………………………14
§2.3 «Маскарад»…………………………………………………………18
§2.4 «Безумный день, или Женитьба Фигаро» 1927 год………………….23
Список литературы………………………………………………………26
Александр Головин создавал
декорации, которые были подлинно новаторскими,
составлявшими единую цельную картину,
задававшими тон всему
А в начале 1917 года, когда состоялась премьера "Маскарада" М. Лермонтова, над оформлением которого А. Головин работал более пяти лет, юный Сергей Эйзенштейн, один из величайших кинорежиссеров XX века, назвал декорации Головина непревзойденными. Многие увидели тогда в них "пышные похороны императорской России".
Головин кардинально реформировал
оформительское искусство. Существует
забавное свидетельство самого художника
о первом своем опыте работы в
Большом театре. Он, «самоед» по натуре,
сильно сомневался в своих силах.
И вот: «Собравшись с духом, взял
я большую четырехугольную
После Октябрьской революции «серебряный век» фактически завершился, хотя многие его творцы еще долгие годы пытались создавать свои произведения. Александр Яковлевич Головин обладал выдающимся талантом и способностями, однако они становились все менее востребованными. И хотя в театре вошли в моду декорации-конструкции, спектакли, оформленные А. Головиным еще до революции, по-прежнему имели большой успех. Зрители любили их, а критики клеймили, обвиняя в "эстетстве" не только станковые произведения участников группы "Мир искусства", но и все работы А. Головина в театре, в частности, его, по их мнению, излишне нарядные декорации к "Севильскому цирюльнику".
Не все современники приняли и спектакль "Ледяная дева", поставленный в 1927 году Лопуховым в сотрудничестве с Асафьевым и Головиным по произведениям Г. Ибсена. Зато сегодня исследователи, по достоинству оценивая полные музыкальных ритмов декорации А. Головина, называют "Ледяную деву" "лучшим сказочным балетом, созданным в советском театре".
Ровно через день после
премьеры "Ледяной девы" на сцене
Московского Художественного
Александр Головин скончался 17 апреля 1930 года в Детском Селе, оставив потомкам столько раз оживавший на сцене, а теперь застывший в эскизах удивительный, сказочный мир своих живописных фантазий. Сегодня Головина называют отцом современного театрально-декорационного искусства.
§2.1 «Псковитянка» 1901 год
В 1901 году опера была поставлена
в Москве и шла в декорациях
Александра Яковлевича Головина. Этот
замечательный художник стремился
к созданию единого зрительного
образа спектакля, умел подчинить оформление
общему художественному замыслу. Декорации
и костюмы А.Я.Головина являлись
органической частью спектакля, помогающей
раскрытию содержания оперного и
драматического произведения. Знаток
художественных стилей различных исторических
эпох, А.Я.Головин давал им мастерскую
творческую интерпретацию. К числу
лучших театральных работ художника
относятся, по всеобщему признанию,
и декорации к опере Н.А.
О высоком мастерстве художника, глубоком проникновении его в сокровенную сущность произведения можно судить по двум эскизам, хранящимся в Государственной Третьяковской галерее. На одном из них изображен боярский терем в Довмонтовом городе с Троицким собором в перспективе. На втором — запечатлено псковское вече. Точными, скупыми, выразительными мазками художник изобразил ветреный вечер над Великой, багровый отблеск костров на белых стенах кремлевской крепости и Троицкого собора, светлое предгрозовое небо и пестрые толпы людей в глубокой задумчивости. Наместник, выступающий с речью, простер руки к небу. Художнику удалось очень сильно передать драматизм момента.
«Псковитянка», опера в 3 действие и 5 картина, с прологом «Боярыня Вера Шелога», муз. Н.А. Римского-Корсакова. Режиссер Р.В. Василевский, МБТ, 10 октября 1901 г.5
Эскизы декораций:
§2.2 «Кармен» 1908 год
Подлинным художественным открытием стали декорации А.Я. Головина к опере Ж. Бизе "Кармен", поставленной на сцене Мариинского театра в 1908 году. Эта работа была для художника особенно радостна: "Во мне воскресли воспоминания о моем первом путешествии по Испании, этой своеобразной стране, где столько яркой, пламенной романтики, которую не может омрачить даже господствующая во всей стране нищета". Головин несколько раз бывал в Испании, она неизменно становилась для мастера источником вдохновения. Он выучил испанский язык, был знатоком ее литературы, музыки и искусства. К испанской теме Головин обращался не только в театре, он написал несколько жанровых картин - "Праздник в Испании" (1912, частное собрание), "Испанская крестьянка" (1920-е годы, ГРМ) и другие.
К первому акту оперы
"Кармен" Головин создал эскиз
"Улица у фабрики", где изобразил
часть площади и узкую улочку
Севильи, ведущую к набережной
Гвадалквивира. Декорация
Автор написал эскиз
севильской улицы, где
«Кармен», опера в 4 действии, муз. Ж. Бизе. Режиссер В.П. Шкаффер. Мариинский театр, 10 марта 1908 г.
Эскизы декораций:
Эскизы костюмов. Бумага, акварель, гуашь, белила, тушь, перо, 32x24 см. Справа внизу: "А.Г.":
§2.3 «Маскарад»
Постановка «Маскарада»
Лермонтова в Александрийском театре
стала кульминацией творческих отношений
Мейерхольда и Головина. Работа над
спектаклем длилась очень долго,
заняв без малого шесть лет. Перед
этим велась работа над изучением
хронологии, согласовывались взгляды
художника и режиссера. Все должно
быть до мельчайших деталей так, как
задумывал сам автор. Посмотрите,
как искусно Головин все
Стоит обратить внимание на
этот контраст красного и черного
в главном занавесе, а также
в сцене с игроками. И если в
первом черные арлекины, являющиеся верхней
частью переднего плана, как бы еще
стушевываются на торжествующем
красном фоне, то в последней сцене,
они уже почти фатально предстают
над персонажами пьесы. Долгожданная
премьера произошла 25 февраля 1917 года
- в самый канун Февральской
революции, положившей конец императорской
России. Это выглядело символично
- спектакль прозвучал
«Маскарад», драма в 4 д. и 10 карт. М.Ю. Лермонтова, муз. А.К. Глазунова. Режиссер В.Э. Мейерхольд. Александринский театр, 25 февраля 1917 г.
Эскизы занавесов: