Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 00:28, доклад
- одна из ведущих национальных школ, в широком смысле - американская антропологическая традиция. В рамках А.а.ш. сформировался ряд направлений, опирающихся на собственную методологию и методику исследования, отчетливо образующих самостоятельные школы: историческую (Боас, Кребер, Уисслер, Лоуи), этнопсихологическую (Кардинер, Бенедикт, М. Мид и др.), культурно-эволюционную (Л. Уайт, М. Салинс, Э. Сервис, Дж. Стюард и др.) и т.д.
Американская
- одна из ведущих национальных
школ, в широком смысле - американская
антропологическая традиция. В рамках
А.а.ш. сформировался ряд
А.а.ш. пережила ряд этапов
в своем развитии, связанных со
сменой преобладающего методологического
подхода: от классического эволюционизма
Л. Моргана (с сер. до конца 19 в.), его
дискредитации и полного
Особенность американской традиции в антропологии как науки о человеке - нерасчлененность знания, стремление к целостному подходу в изучении человека как существа биологического и культурного одновременно и выделение культуры как центр, объекта исследования, основного и автономного феномена истории.
Кребер, определяя принципы
построения антропологического знания,
рассматривал антропологический метод
как результат синтеза
Дисциплинарная дифференциация внутри американской антропологии сложилась к сер. 20 в. и имела свою специфику. Основное деление произошло по главным направлениям исследования биологической и культурной сущности человека, что соответствовало физической и культурной антропологии.
Физическая (биологическая) антропология (К. Брейс, Дж. Картер, Р.Халлоуей, У. Хауэлс, Ш. Уошберн и др.) сосредоточилась на изучении сравнит, морфологии приматов, генетике, биологической эволюции человека, разнообразии этнических типов (рас) и др. Проблемы психологии и поведения человека — пограничные темы и изучаются как физической (соматический аспект), так и культурной (экстрасоматический аспект) антропологией.
Согласно традиции, преобладающей в США, культурная антропология включает этнографию как изучение и описание специфики отд. культур, этнологию как сравнительно-исторический анализ культур, лингвистику, первобытную археологию, теоретическую антропологию.
В европейской традиции большее распространение получила социальная антропология (особенно в Великобритании и Франции), этнология (в Германии). В СССР под антропологией понималась только физическая антропология, а непосредственное изучение конкретных культур ограничивалось описательной фазой - этнографией.
Полем для этнографических исследований американских антропологов стала большая часть культурных регионов Земли. Первые полевые исследования проводились в целях изучения культур коренного населения Сев. Америки, затем в сферу интересов американской антропологии вошли Лат. Америка, Африка, Океания и Азия. Был собран и систематизирован объемный и уникальный материал по истории культуры, который составил основу музейных коллекций и послужил источником для социокультурного анализа.
История американской антропологической традиции насчитывает более 150 лет, начиная с первых работ Дж. Стефенса и Л. Моргана. Оформление антропологии как дисциплины произошло на рубеже 60-70-х гг. 19 в., но поворотным пунктом в ее развитии и зарождении собственной традиции стали работы Моргана 70-х гг.: “Системы родства” и “Древнее общество”, в которых ему удалось сделать для антропологии то же, что сделал для биологии Дарвин, т.е., на основе анализа эмпирического материала, полученного в результате исследований жизни и быта северо-американских индейцев, классифицировать системы родства, показать их универсальность для человеческой истории, что вкупе с другими данными позволило ему создать концепцию эволюции культуры. В книге “Древнее общество” Морган рассматривает две линии эволюции культуры (развитие интеллекта и развитие орудий труда) и предлагает свою периодизацию культурной истории, опирающуюся на смену технологий. Открытия Моргана оказали большое влияние на формирование антропологии в США и Европе. Он основал антропологическое отделение в “American Association for the Advancement of Science” и был избран президентом Ассоциации в 1880 г.
К к. 19 в. под влиянием идей Моргана и Спенсера сложилась значит, эволюционная школа (Ф. Патнэм, Ф. Кашинг, А. Флетчер, Э. Смит, У. Пауэлл и др.), представители которой со временем в большей степени стали опираться на опыт кабинетной работы. В этот период эволюционное направление подверглось жесткой критике и потеряло свои лидирующие позиции. Если в Европе борьба культурно-исторической школы против “спекулятивных теоретических конструкций эволюционистов” нанесла серьезный удар по эволюционизму, но не вытеснила его полностью с научной арены, то в США пересмотр методологических принципов и формирование новой, исторической школы, привел не только к забвению, но и к шельмованию эволюционных традиций в антропологии.
Историческая школа как идейный лидер американской антропологии первой трети 20 в. сложилась под влиянием взглядов и личности Боаса, который привнес в американскую антропологию традиции немецкой культурно-исторической школы.
В Колумбийском университете Боас создал первую проф. школу американских антропологов, где в основу подготовки была положена четко сформулированная программа интенсивных полевых исследований, изучение физической антропологии, лингвистики и этнографии.
Идейным стержнем исторической школы стал эмпирический метод. В качестве единственно возможного научного подхода Боас принимал накопление большого количества фактов и их тщательное описание, полностью отказываясь от синтеза полученных данных.
Историческая школа
По существу, исторический
метод Боаса предусматривал изучение
культуры в состоянии статики
в синхронном аспекте, т.е. демонстрировал
антиисторический подход, доведенный
до абсолюта его учениками и
Традиции исторической школы
во многом определили дальнейшее развитие
американской антропологии. Под влиянием
научных принципов Боаса
Под воздействием идей, рождавшихся в семинаре Кардинера при Колумбийском ун-те, работ Э. Сепира и Бенедикт 20-х гг., к 40-м гг. в А.а.ш. складывается направление “психологической антропологии”. Ядро новой школы составили М. Мид, М. Оплер, Линтон, К. Клакхон, К. Дюбуа, И. Халлоуэл и др.
Методологической основой
деятельности этой школы стали концепции
Бенедикт и традиции психоанализа.
Психологическая (этнопсихологическая)
школа в основу своей деятельности
положила изучение взаимодействия человеческого
сознания и культуры, в которой
живет индивидуум. Опираясь на идеи
психоанализа, Бенедикт создала целый
ряд концепций, формирующих психологический
подход к типологии культуры, в
т.ч.: конфигурации, паттерны культуры,
характеризующие целостность
Крёбер по-своему преодолел
ограниченность традиции Боаса. Он предложил
новое понимание культуры как
особого явления, подчиняющегося своим
собственным закономерностям, ввел
понятия реальной и ценностной культур,
“стилистический” подход к типологии
культуры, а также, под влиянием идей
Риккерта, Шпенглера, Тойнби, разработал
своеобразную модель циклического развития
культуры, которую назвал “конфигурации
развития культуры”. Одной из основных
задач культурной антропологии он считал
классификацию культур и
Коренной поворот в
истории американской антропологии
происходит в 50-е гг., с возвращением
на научную арену эволюционизма.
Необходимость дальнейшего
Решающую роль в возрождении эволюционизма в новом качестве и на новом уровне осмысления сыграл Л. Уайт. Под влиянием его работ произошел поворот от частных исследований локальных культур, устремленных в прошлое, к исследованию культурно-исторического процесса, целостному исследованию мировой культуры. Обращение к наследию Моргана, переиздание его трудов, публикация архивных материалов заставили Уайта по-новому взглянуть на эволюционную традицию, отказаться от антиэволюционизма исторической школы и выступить с критикой Боаса, Голденвейзера, Лоуи.
За 40 лет работы в Мичиган,
университете (1930-70) он воспитал целую
плеяду проф. антропологов. Некоторые
из них стали последователями
Уайта в научных изысканиях. В
начале своей деятельности он отошел
от боасовской концепции культурного
релятивизма. Открыто защищая непопулярную
до сер. 20 в. эволюционную теорию и концепцию
культурологии, поставил свои статьи и
книги под острую критику коллег.
Лишь в 60-е гг. концепции Уайта
как основоположника
К к. 50-х годов эволюционизм становится основным, но не единств, способом интерпретации культуры в американской антропологии. Разнообразие подходов четко обозначилось и в самом эволюционизме. В 20 в. к классической концепции однолинейной эволюции добавились концепция универсальной (общей) эволюции Уайта/ Чайлда, которая позволяла определить законы культурно-исторического процесса; многолинейный эволюционизм Дж. Стюарда, концепция специфической эволюции Салинса/Сервиса.
Опираясь на многолинейный эволюционный подход, Стюард предложил в качестве осн. единицы классификации “культурный тип”. Концепции Стюарда послужили методологической основой для археологии и этнографии США в 70-е гг.
Культурно-эволюционное направление
(под влиянием Уайта и, отчасти, Стюарда)
сосредоточило свои усилия на осмыслении
особенностей культурной эволюции и
ее отличии от эволюции биологической,
продолжили работу Уайта, дополнив его
концепцию универсальной
Последняя треть 20 в. представляет собой качественно новый этап в развитии А.а.ш. В 70-80-е гг. происходят изменения в традиционной ориентации на изучение незап., дописьменных культур и переход к изучению культур всех типов, включая постиндустриальное общество. Одним из объектов тщательного изучения становится культура США (М. Харрис, М. Салинс и др.). Изменились внешние привычные условия работы - резко сузилось поле этнографических исследований вместе с исчезновением многих локальных культур с лица Земли.
В целом, произошло перемещение
интересов с микроуровня
Определенное влияние
на развитие культурной антропологии
США в последней четверти 20 в.
оказал лидер направления “