Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:32, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать организацию культурно-просветительной деятельности учреждениями культуры и досуга в годы Великой Отечественной войны.
Объект исследования: анализ организации культурно-просветительской деятельности в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: работа учреждений культуры и досуга в военное время.
Введение 3
1. Анализ организации культурно – просветительной деятельности учреждениями культуры и досуга в годы Великой Отечественной войны через документальные источники 6
1.1. Перестройка работы учреждений культуры в условиях военного времени. 6
1.2. Основные направления и формы работы культурно-досуговых учреждений в тылу. 10
1.3. Организация культурно-просветительной деятельности на фронтах Великой Отечественной войны. 15
Заключение 19
Список литературы 21
Кировское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Вятский колледж культуры»
КУРСОВАЯ РАБОТА по МДК 01.01. «Организация
социально-культурной
Анализ организации культурно – просветительной деятельности учреждениями культуры и досуга в годы Великой Отечественной войны через документальные источники
Выполнила: студентка группы 4СП заочной формы обучения В.И. Пантелеева _______________ (подпись)
Проверил: Преподаватель Н.М.Симонова _______________ (подпись)
Работа оценена на «_________»
Киров 2013 |
Введение 3
1. Анализ организации культурно – просветительной деятельности учреждениями культуры и досуга в годы Великой Отечественной войны через документальные источники 6
1.1. Перестройка работы учреждений культуры в условиях военного времени. 6
1.2. Основные направления и формы работы культурно-досуговых учреждений в тылу. 10
1.3. Организация культурно-просветительной деятельности на фронтах Великой Отечественной войны. 15
Заключение 19
Список литературы 21
Актуальность. Великая Отечественная война – одна из самых печальных страниц истории нашего государства. Сегодня о ней мы знаем из исторических источников, литературных произведений, фильмов, рассказов ветеранов. Всем известно, что русский народ одержал победу в этой войне. Непоколебимый боевой дух, стойкость и сплоченность народа – вот, что помогло нам победить. Но что стоит за всем этим? Что остается в тени?
Во всех источниках, несущим нам информацию о Великой Отечественной войне, на первый план выходят государственные указы, хроника военных действий, результаты войны. Многим моментам внимания уделяется мало или вовсе не уделяется. К примеру, работа культурных учреждений освещена, на мой взгляд, мало, хотя играла огромную роль в жизни людей в военное время. В фильмах или книгах мы можем наблюдать эпизодические сцены, где фронтовики поют вечером у костра или смотрят фильм в каком-нибудь сельском клубе. У молодежи формируется мнение, что культура в военное время не занимала умы людей, не играла никакой важной роли. Но это мнение ошибочно, ведь именно благодаря работе культурно-досуговых учреждений поддерживался и формировался боевой дух русского народа, чувство коллективности.
Все это определило актуальность исследования и позволило выделить существующее противоречие между:
Цель исследования: проанализировать организацию культурно-просветительной деятельности учреждениями культуры и досуга в годы Великой Отечественной войны.
Объект исследования: анализ организации культурно-просветительской деятельности в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: работа учреждений культуры и досуга в военное время.
Гипотеза исследования: для того, чтобы проанализировать организацию культурно-просветительской деятельности учреждений культуры и досуга в годы Великой Отечественной войны, необходимо:
|
|
|
|
|
|
Исходя из цели и гипотезы, были поставлены следующие задачи:
|
|
|
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
Работа А.М.Мазурицкого «Художественная самодеятельность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
Работа Ф.П.Андриченко «
Методы исследования: анализ и синтез специальной, методической, справочной, литературы.
Теоретическая значимость:
|
|
|
|
|
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы. |
Военное время – очень сложный период жизни людей. Порой сами того не желая, мирные жители в короткое время должны суметь перестроить свою жизнь таким образом, чтобы как можно больше суметь помочь своему государству. В истории нашего государства ярким примером такой перестройки жизни мирного населения является Великая Отечественная война. Ее нежданное наступление загнало русский народ в узкие рамки. Благодаря четким указам правящих вершин и немедленному исполнению этих приказов в массах, страна довольно в короткие сроки сумела перестроиться на жизнь в условиях военной обстановки. Русского человека, который даже в самые тяжкие минуты своей жизни может найти время для песни, никому и никогда не сломить. Несмотря на то, что обстановка в стране и мире была не самой лучшей, учреждения культуры продолжали свою работу, тем самым повышая боевой дух мирных жителей и фронтовиков.
Великая Отечественная война, длившаяся 1418 бесконечных дней и ночей и унесшая почти 27 миллионов жизней советских людей, была огромным испытанием для культурно-досуговых учреждений. С началом войны резко сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, домов культуры, уменьшилась их сеть. Уже во второй половине 1941 г. количество клубных учреждений и библиотек уменьшилось наполовину по сравнению с предвоенным периодом. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры. [1,С.113]
Многие учреждения культуры
стали базой военных
Перестройка исполнительской и хозяйственной деятельности страны на военный лад под лозунгом «Все для фронта! Все для победы!» коснулась и учреждений культуры. [3,С.97] Деятельность каждого из них была подчинена организации масс на защиту Родины, на решение насущных народнохозяйственных задач военного времени.
Перестройка работы культурно-досуговых учреждений в соответствии с требованиями военного времени осуществлялась на основе приказа Наркомпроса РСФСР «о работе политико-просветительных учреждений в военное время». [14,С.180]
Основным содержанием работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб-читален на основе перестройки стало разъяснение характера и цели войны, освещение ее хода, ознакомление с международным и внутренним положением Советского Союза. Учреждения культуры пропагандировали героические подвиги советских людей в тылу и на фронте; тема патриотизма стала ведущей в их деятельности. [16,С.56]
Несмотря на все трудности военного времени, значительно расширилась сфера влияния клубов, библиотек, музеев, их работа была перенесена в цеха, красные уголки домоуправлений, полевые станы, бомбоубежища, метро, агитпункты вокзалов, в воинские части, госпитали, на призывные пункты военкоматов по месту жительства. [16,С.58]
Коренным образом изменились и условия работы с началом войны. Люди с утра до вечера находились на производстве, был увеличен рабочий день, продлена рабочая неделя, отменены отпуска. В этих условиях учреждения культуры вынуждены были отказаться от привычных форм и методов работы. Фактически остались в прошлом массовые формы клубной работы: вечера, смотры художественной самодеятельности, праздники. Проводилась групповая и индивидуальная работа с населением: беседы, читки газет, небольшие концерты в перерывах между сменами, встречи с фронтовиками, прибывшими в краткосрочный отпуск по ранению. Работа культурно-досуговых учреждений стала носить передвижной характер. [4,С.115]
Были созданы самые
разнообразные передвижные
В суровое военное время особое место в деятельности культурно-досуговых учреждений занимала художественная самодеятельность.
Военные условия требовали создания мобильных групп, фронтовых бригад, способных выступать в любых условиях фронта и тыла. Изменился репертуар: в нем преобладала политическая направленность, концертные номера и одноактные пьесы посвящались героической борьбе Красной Армии, трудовым подвигам в тылу, действиям партизан и подполья в тылу врага. Значительное место отводилось и лирической теме. [18,С.145-146]
В концертах и тематических программах фронтовых бригад разоблачалась сущность фашизма, воспитывались патриотические чувства, звучал призыв к защите Родины, но в условиях удлиненного рабочего дня и изнурительного труда художественная самодеятельность являлась неизменным средством организации досуга миллионов людей.
Характерные процессы военного времени повлекли за собой сокращение коллективов художественной самодеятельности, кадров профессиональных руководителей. В мирное время сформировались практически все жанры художественной самодеятельности – музыкальный, театральный, хореографический и др. В военное время все жанры были сконцентрированы в агитбригаде, концертной бригаде. [14,С.157]
Первые в стране фронтовые бригады самодеятельных артистов Дворца культуры Московского автозавода (директор Л. А. Хайло) и Московского дома культуры им. Горького (директор В.В. Симбуховский) стали действовать уже в 1941 г. Особый интерес в их программах проявлялся к произведениям малых форм: скетчам, отдельным сценкам, стихам, песням, частушкам. Из классических произведений использовались главным образом те, в которых отражалось героическое прошлое русского народа. [3,С.149]
В коллективах художественной самодеятельности до минимума сократилась учебная работа и увеличилось количество концертных выступлений. В 1942 г. силами художественной самодеятельности профсоюзов было проведено около 20 тыс. спектаклей и концертов и обслужено около 500 тыс. человек, а в 1944 г. - около 50 тыс. концертов и спектаклей и обслужено 12.487.968 человек. [3,С.153]
Вывод: В самый сложный период жизни нашего государства, во времена Великой Отечественной войны, учреждения культуры не прекращали своей работы. С одной стороны, они были вынуждены выполнять социальный заказ государства: основным направлением стала организация масс на защиту Родины. С другой стороны, культурная деятельность расслабляла напряженную обстановку, воодушевляла народ на действия против врага, повышала боевой дух, вселяла святую веру в победу. Перестройка работы не была простой для культурно-досуговых учреждений. Резкое сокращение рабочих кадров и ограничение тематики мероприятий, изменение форм и условий работы однако не повлияли на востребованность культурных учреждений. Сфера их влияния расширилась, их работа была перенесена в цеха предприятий, госпитали, воинские части. Передвижной характер работу культурно-досуговых учреждений и сконцентрированность деятельности на патриотической теме – характерные для военного времени черты работы учреждений культуры.