Английский романтизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 14:17, контрольная работа

Описание работы

Расцвет романтизма приходится на период 1795-1830 гг. – период европейских революций и национально-освободительных движений, и особенно ярко романтизм проявился в культуре Германии, Англии, России, Италии, Франции, Испании. В Англии, как и в других странах Западной Европы, календарный XIX век не совпадал с историко-литературным и общекультурным. И так же как на континенте, здесь были свои исторические ориентиры, свои события, определявшие характер развития культуры и литературы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………… 3
1. Английский романтизм в литературе………………………………………………………. 4
1.1. Озерная школа: Уильям Вордсворт, Семюэл Тейлор Колридж, Роберт Саути……….. 4
1.2. Джордж Ноэл Гордон Байрон…………………………………………………………….. 7
1.3. Перси Биши Шелли………………………………………………………………………... 10
1.4. Вальтер Скотт………………………………………………………………………………. 12
2. Английский романтизм в искусстве………………………………………………………… 14
2.1. Джон Констебл…………………………………………………………………………….. 14
2.2. Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер………………………………………………………… 16
Заключение……………………………………………………………………………… 18
Список литературы……………………………………………………………………... 19

Файлы: 1 файл

Культорология.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Тема: «Английский романтизм»

 

СОДЕРЖАНИЕ

          Стр.       

Введение…………………………………………………………………………………    3

1. Английский романтизм в литературе……………………………………………………….  4

1.1. Озерная школа: Уильям Вордсворт, Семюэл Тейлор Колридж, Роберт Саути………..    4

1.2. Джордж Ноэл Гордон Байрон……………………………………………………………..    7

1.3. Перси Биши Шелли………………………………………………………………………...    10

1.4. Вальтер Скотт……………………………………………………………………………….   12

2. Английский романтизм в искусстве…………………………………………………………   14

2.1. Джон Констебл……………………………………………………………………………..    14

2.2. Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер…………………………………………………………    16

Заключение………………………………………………………………………………    18

Список литературы……………………………………………………………………...    19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Романтизм (по-английски romanticism, по-французски romantisrne, по-немецки Romantik) – идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII – 1-й половины XIX в.

Романтизм –  явление, порожденное буржуазным строем. Как мировоззрение и стиль художественного творчества он отражает его противоречия: разрыв между должным и сущим, идеалом и действительностью. Осознание нереализуемости гуманистических идеалов и ценностей.

Исходным принципом  романтизма было «двоемирие»: сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров. Способом выражения этого двоемирия был символизм.

Романтический символизм  представлял органическое соединение мира иллюзорного и реального, что  проявилось в появлении метафоры, гиперболы, поэтических сравнений. Романтизму, несмотря на тесную связь с религией, были присущи юмор, ирония, мечтательность. Образцом и нормой для всех областей искусства романтизм объявил музыку, в которой, по мнению романтиков, звучала сама стихия жизни, стихия свободы и торжества чувств.

Возникновение романтизма было обусловлено рядом факторов. Во-первых, социально-политическими: Французская  революция 1769-1793 гг., наполеоновские войны, война за независимость Латинской Америки. Во-вторых, экономическими: промышленный переворот, развитие капитализма. В-третьих, он формировался под влиянием классической немецкой философии. В-четвертых, сложился на основе и в рамках существующих литературных стилей: просвещения, сентиментализма.

Расцвет романтизма приходится на период 1795-1830 гг. – период европейских революций и национально-освободительных движений, и особенно ярко романтизм проявился в культуре Германии, Англии, России, Италии, Франции, Испании.

В Англии, как и в других странах  Западной Европы, календарный XIX век  не совпадал с историко-литературным и общекультурным. И так же как на континенте, здесь были свои исторические ориентиры, свои события, определявшие характер развития культуры и литературы.

 

 

 

 

 

  1. АНГЛИЙСКИЙ РОМАНТИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ
    1. ОЗЕРНАЯ ШКОЛА

Первый этап английского романтизма (90-е годы XVIII в.) наиболее полно представлен так называемой Озерной школой. Сам термин возник в 1800 г., когда в одном из английских литературных журналов Вордсворт был объявлен главой Озерной школы, а в 1802 г. Колридж и Саути были названы ее членами. Жизнь и творчество этих трех поэтов связаны с Озерным краем, северными графствами Англии, где много озер. Поэты-лейкисты (от англ. lake - озеро) великолепно воспели этот край в своих стихах.

Первые поэтические произведения Уильяма Вордсворта (1770-1850) создавались в начале 90-х годов XVIII в. Мировоззрение поэта складывалось в период подъема радикально-демократического движения в Англии, революционных событий на континенте. Вордсворт был во Франции во время революции.

Вордсворт родился в Кэмберленде в семье провинциального юриста, большую часть жизни провел в Озерном крае, где сейчас в Грасмире находится музей поэта.

Учился в Кембридже, много путешествовал  по Франции, Швейцарии, Германии. Поэтическое  дарование пробудилось у Вордсворта очень рано, когда в четырнадцатилетнем возрасте он увидел силуэт деревьев на фоне чистого вечернего неба – картину весьма обыденную, но навсегда запечатленную в его сознании.

«Вина и скорбь» (1793-1794) – первое известное произведение Вордсворта, в котором он отразил трагический для крестьян и всего народа ход промышленного и аграрного переворота. Самое страшное последствие этих событий для поэта – духовное обнищание человека, озлобленного нищетой и бесправием.

Об ужасающей  бедности и разорении крестьян свидетельствуют стихотворения «Алиса Фелл, или Бедность», «Последний из стада», «Мать моряка», «Старый Кэмберлендский нищий» (повествовательная поэма), «Мечты бедной Сюзанны». Поэт восхищается житейской мудростью своих героев, их достоинством, жизненной стойкостью перед лицом многих невзгод, утратой близких и любимых.

Особо следует  отметить пейзажную лирику Вордсворта. Он умел передать краски, движения, запахи, звуки природы, умел вдохнуть в нее  жизнь, заставить переживать, думать, говорить вместе с человеком, делить его горе и страдания. «Строки, написанные близ Тинтернского аббатства», «Кукушка», «Как тучи одинокой тень», «Сердце мое ликует», «Тисовое дерево», – это стихи, в которых навсегда запечатлены и прославлены прекраснейшие виды Озерного края.

Поэзия Вордсворта – целая эпоха в развитии не только английской, но и мировой лирической поэзии. Он был первым крупным поэтом-романтиком, показавшим трагедию целого класса, уничтоженного промышленным переворотом.

Другим представителем Озерной школы был Самюэл Тейлор Колридж (1772-1834), которого В. Скотт назвал «создателем гармонии».

Колридж родился  в Оттери (Девоншире), в семье провинциального  священника. В школьные годы (1782-1791) Колридж увлекался изучением  философии, читал Вольтера, Э. Дарвина, Платона, Плотина, Прокла, Ямвлиха.

В 1796 г. Колридж  познакомился с Вордсвортом, поэтическое  сотрудничество с которым вылилось в создание в 1798 г. совместного сборника «Лирические баллады». Особая эмоциональная  атмосфера ранней юношеской поэзии Колриджа создается удивительным умением поэта на какое-то время погрузиться в свой собственный мир, увидеть сложный, причудливый, изменчивый и загадочный облик художника, наделенного тонкой и ранимой душой («Боль», 1789; «Сонет о прощании со школой», 1791).

В 1797-1802 гг., время, наиболее плодотворное в творчестве Колриджа, были созданы самые известные и значительные произведения поэта: «Баллада о Старом Мореходе» (1797), «Кристабель» (1797), «Кубла Хан» (1798), «Франция» (1798), «Уныние» (1802), «Любовь и старость» (1802) и др.

Лирика и прозаические произведения поэта этих лет отражают необыкновенную творческую активность Колриджа, вместе с тем являются своеобразным итогом его теоретических поисков, сочетавших в себе разнообразные и многокрасочные традиции предромантизма, метафизические веяния барочной лирики с наметившимися возможностями романтического искусства.

В эти годы Колридж  пересматривает и переоценивает  свои прежние политические идеалы. Обращение к событиям Французской  революции означало в новых исторических условиях разочарование в идеалах свободы, дискредитированных Наполеоном, которого поэт называл «безумным мечтателем безумного мира». Внутренний пафос оды «Франция» направлен на разоблачение бесперспективности индивидуалистического отношения к миру.

В 1816 г. Колридж  переезжает в Лондон, где занимается главным образом литературно-критической и просветительской деятельностью. Здесь он публикует «Литературную биографию» (1817), «Светскую проповедь: обращение к высшим и средним классам по поводу насущных бед и недовольств», «Листки Сивиллы», выступает с лекциями по философии, истории английской поэзии.

В 20-е годы Колридж  отходит от художественного творчества, больше занимается размышлениями о  религии, ценности религиозной этики.

Поэтическое мастерство Колриджа было высоко оценено его современниками. В.Скотт, часто цитировавший Колриджа, назвал его «великим поэтом».

Третьим представителем Озерной школы был Роберт Саути (1774-1843), разделявший многие эстетические искания Вордсворта и Колриджа.

Роберт Саути родился в семье торговца в Бристоле, учился в Оксфордском университете.

Творчество Саути  можно разделить на два периода: первый – 1794-1813 гг., для которого характерно преобладание поэзии и драматических произведений; второй – после 1813 г. до 1843 г., когда были созданы в основном прозаические произведения.

Свою творческую деятельность Саути начал в конце 90-х годов, обратившись к жанру  народной баллады. Его первые произведения пронизаны сочувствием к беднякам и нищим бродягам. В ряде произведений –  «Жена солдата», «Жалобы бедняков», «Похороны нищего» - поэт выступает против бесправия и угнетения народа.

Поэмы Саути, написанные во время наполеоновских войн – «Мэдок», «Талаба-разрушитель», «Проклятье Кехамы», «Родерик, последний из готов»,- объединены общностью восточной проблематики и сходством в характере главных героев, исполненных веры, которая наставляет их на путь истинный или помогает победить врагов.

Во второй период творчества, характеризующийся ослаблением  интереса Саути к поэзии, он написал  прозаические произведения («Жизнь Нельсона», 1813; «Смерть Артура», 1817; «Жизнь Уэсли», 1818 и др.), в которых сказалось мастерство Саути-прозаика.

Творчество Саути  даже в лучших его образцах сконцентрировало наиболее противоречивые и слабые стороны  поэзии лейкистов. Объяснялось это прежде всего политической неустойчивостью взглядов художника, быстро изменившего своим поэтическим замыслам и, по существу, после 1810 г. не создавшего ни одного сколько-нибудь значительного произведения.

Деятельность  поэтов Озерной школы и других английских романтиков той поры протекала во время завершавшегося промышленного переворота в стране и выработки новой системы взглядов на мир, на искусство, в период, который подводил итог исканиям просветителей и открывал качественно новую страницу в истории лирической поэзии, связанную с эпохой романтизма.

Второй этап в  развитии английского романтизма связан с творчеством Байрона, Шелли, Скотта, открывших новые жанры и виды литературы. Символами этого периода  стали лиро-эпическая поэма и  исторический роман.

 

 

1.2. ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН

Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788- 1824) родился в Лондоне 22 января 1788 г. Он принадлежал к старинному аристократическому роду.

Окончив университет и достигнув  совершеннолетия, Байрон решил предпринять  длительное путешествие по странам Средиземноморского бассейна (Португалия, Испания, Греция, Албания и Турция). Богатые впечатления, полученные во время путешествия, Байрон записывал в поэтический дневник, который послужил основой для его поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда». После возвращения на родину Байрон начал принимать активное участие в политической жизни своей страны.

Дом Байрона в г. Равенне стал тайным складом оружия и подпольным штабом заговорщиков. Поэт систематически передавал организации карбонариев  немалые суммы, заработанные литературным трудом. Расцвет творчества Байрона совпадает с годами наивысшей активности движения карбонариев.

После разгрома движения карбонариев  Байрон совместно с Шелли и  журналистом Ли Хантом готовит издание  журнала радикального направления. Этот журнал увидел свет лишь после гибели Шелли. В нем были помещены наиболее острые сатирические произведения Байрона - «Видение суда» и «Бронзовый век».

В 1823 г. Байрон прибыл в Миссолунги. Начинается кипучая деятельность Байрона - военного вождя, дипломата, трибуна. В последние месяцы жизни поэт, за недостатком времени, пишет мало, но те немногие строки, которые были созданы им, проникнуты высоким гражданским пафосом.

Внезапно поэта сразила болезнь: он простудился во время поездки  в горы. 19 апреля 1824 г. его не стало. Сердце Байрона было похоронено в Греции, а его прах перевезен на родину и предан погребению близ любимого им Ньюстедского аббатства.

Творчество Байрона по характеру  созданных им в разные годы жизни  произведений можно условно подразделить на два периода: 1807-1816 гг. и 1817- 1824 гг. В первый период творчества Байрон еще находится под влиянием английской классицистской поэзии. Во второй период он выступает как вполне оригинальный поэт-романтик.

Байрон является одним из величайших поэтов-лириков в мировой литературе. Национально-освободительные движения народов Ирландии, Испании, Италии, Греции и Албании, а также первые массовые выступления английских рабочих являются той почвой, на которой вырастает его бунтарское искусство.

Глубоко оценил значение творчества Байрона В. Г. Белинский, указав на сложность и неоднозначность позиции Байрона-романтика и Байрона-мыслителя, ставшего символом всего романтического искусства.

Информация о работе Английский романтизм