Античная культура: мифология, философия, искусство.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:53, реферат

Описание работы

Древние народы и цивилизации оставили нам богатое наследство. Античное искусство, родившееся в Древней Греции и Древнем Риме, послужило родоначальником всего последующего западного искусства. Слово "античный" происходит от латинского "антиквус", что в переводе на русский означает "древний". Впервые термин "античность" был использован примерно в XV веке в Италии, во время формирования новых настроений эпохи Возрождения.

Файлы: 1 файл

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

Античная культура: мифология, философия, искусство.

Античность: культура и античное искусство

  Древние народы и цивилизации оставили нам богатое наследство. Античное искусство, родившееся в Древней Греции и Древнем Риме, послужило родоначальником всего последующего западного искусства. Слово "античный" происходит от латинского "антиквус", что в переводе на русский означает "древний". Впервые термин "античность" был использован примерно в XV веке в Италии, во время формирования новых настроений эпохи Возрождения.

    На протяжении всей эпохи античности укреплялось представление об античном искусстве, античной культуре в самом широком проявлении как об идеальном, недостижимом образце для подражания. Античные греческие и римские произведения привлекали мастеров эпохи Возрождения не только как образчики высочайшего мастерства, но и своей идеологической подоплекой, возвышающей образ человека и утверждающей высочайшую ценность свободы. Таково было великое мировоззрение античности.

Эгейское искусство  III-II тыс. до н. э. 
Эгейским называют искусство Крито-микенского периода античности, эпохи расцвета Минойской и Микенской цивилизаций и возникновения оригинальной письменности. По сути, искусство Эгеи - это предыстория античного искусства, символом которой является великий Кносский дворец и фресковая роспись.

Гомеровский период античности XI-VIII века до н. э. 
Состояние эллинских обществ, ближайшее к историческому времени гомеровского периода, обрисовано с замечательною яркостью и полнотою в гомеровских поэмах Илиаде и Одиссее. В эпоху гомеровского периода Греческой истории были заложены основы великого греческого искусства архаики и клациссизма.

Греческая архаика VII-VI века до н. э. 
Начало античного периода, который начинается одновременно с закатом Бронзового века. Началом периода античности принято считать дату учреждения Древних Олимпийских Игр в 776 до н. э. Характерно распространение элементов частной собственности.

Греческая классика V-IV века до н. э. 
Период высшего расцвета полисного устройства Античной Греции. Расцвет античного искусства и культуры. В результате победы греков в греко-персидских войнах (500—449 до н. э.) происходит возвышение Афин и возникает Делосский союз (во главе с Афинами).

Период эллинизма IV-I века до н. э. 
Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной государственности. В этот период античности создаются такие шедевры, как Ника Самофракийская, пергамский алтарь, Венера Мелосская.

Этруски VII-IV века до н. э. 
Этруски - древние племена, населявшие в I тыс. до н. э. Апенины и создавшие развитую цивилизацию, предшествовавшую римской. Этруски подарили миру своё инженерное искусство, умение строить города и дороги, арочные своды зданий и бои гладиаторов, гонки на колесницах и погребальные обычаи.

Римская республика IV-I века до н. э. 
Историческая эпоха Древнего Античного Рима, отличавшаяся аристократическо-олигархической формой правления, в которой высшая власть сосредотачивалась главным образом у сената и консулов. Иногда условно подразделяется на Раннюю и Позднюю эпоху.

Римская империя I-IV века 
Главное содержание этого периода античности составляет процесс всестороннего объединения античного мира. Оно совершалось уже Римской республикой, но было тогда материальным, заключалось в факте завоевания и подчинения; теперь этот процесс одухотворяется и усложняется.

     Точкой отсчета начала Эпохи античности принято считать первые Олимпийские игры, проведенные в 776 до н. э. Исчезновение эпохи античности относят к падению Рима в 776 году до нашей эры. Античную эпоху подразделяют на несколько исторических периодов, каждому из которых была характерна самобытная культура и своеобразное искусство.

У истоков  античности лежит Крито-микенский  период (конец III—II тысячелетия до нашей эры), во время которого зародились первые основы государственного строя, возникновение письменного языка, налаживание связей с древними цивилизациями Востока. Этот период закончился завоеванием Крита ахейцами и дорийцами. Именно ахейцы дали начало великой цивилизации Древней Греции. Начался огромный Полисный период античности, который разделялся на гомеровский период, периоды греческой архаики, греческой классики и эллинизм.

            Термином «античная культура»  обозначают культуру Древней  Греции и Древнего Рима с  XIII-XII  вв. до н.э. и до   IV-V вв. н. э., связанную с зарождением, расцветом и упадком рабовладельческого строя.

            Гегель, характеризуя греческую  культуру, отмечал, что у греков  мы чувствуем себя дома, «потому,  что находимся в сфере духа, и если национальное происхождение и различие языков можно проследить далее, в Индии, то все-таки подлинного подъема и истинного возрождения духа следует искать прежде всего в Греции». (Гегель. Соч. М...; Л., 1935, т. −8, с 211).

Гегель не преувеличивал значение греческого мира для последующей истории. Духовный импульс, которым древние греки воздействовали на всю мировую культуру, оказывает свое влияние и сегодня.

           Греция на протяжении веков  не представляла собой  единого географического пространства. Не было единства и в социально-политическом плане: существовала в рамках особой государственной системы — городов-полисов. Различие между ними были существенными: в языковых диалектах, собственных календарях и монетах, богах и героях. (например, Спарта и Афины). Несмотря на региональные различия, античная культура позволяет, говорит о себе как об определенной целостности. Представляется возможным выделить следующие черты древнегреческой культуры:

-                                      интерактивный характер (интеракция — взаимодействие), так как она синтезировала достижения культур многих народов: ахейскую, крито-микенскую, египетскую, финикийскую, избегая слепого подражания;

-                                      космологизм, ибо Космос выступал абсолютом культуры. Он не только Мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу. Утверждались эстетические категории — красота, мера. Мера едина и неделима, она — характеристика совершенства. "Прекрасное есть надлежащая мера во всем "- Демокрит. Природа Греции сама осуществляет меру — в ней нет ничего громадного, все обозримо и понятно. Поэтому одна из основных черт бытия — гармония — единство в многообразии.

Наличие канона — совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры. Теоретик пропорции — скульптор Поликлет (2-я пол. V в. до н. э.), автор труда «Канон».

Идеал, к которому должен стремиться человек — калокагатия (kalos) — прекрасный, (agalhos) — хороший, добрый. Достичь идеала можно упражнениями, образованием и воспитанием.

         Таким образом, уже космологизм  греческой культуры предполагал  антропоцентризм. Космос постоянно  соотносится с человеком., о чем  писал Протагор — «Человек есть мера всех вещей».

Антропоцентричность культуры предполагала культ тела человека.

Состязательность  характеризовала различные сферы  жизни греческого общества — художественную, спортивную и др. Первые Олимпийские были проведены в 776 г. до н.э.

              В Древней Греции берет начало  диалектика — умение вести беседу.

Греческая культура поистине празднична, внешне красочна, зрелищна. Обычно праздники были связаны  с регулярными шествиями и  соревнованиями в честь богов. Связующим звеном между древневосточными цивилизациями и античностью являлась крито-микенская культура (II тыс. до н.э.). О ее высоком уровне развития свидетельствует развитая письменность, технические изобретения (водопровод и бассейны), наличие астрономических знаний, расцвет искусства (фрески царских дворцов в Кноссе и Фесте, расписные каменные сосуды, изящные изображения женщин, керамика). Крито-микенское искусство было прекрасной прелюдией греческого искусства. Письменным источником, содержащим бесценные сведения о культуре крито-микенской цивилизации, являются «Илиада» и «Одиссея».

          Гомеровская эпоха (X-VIII вв. до  н. э.) характеризовалась упадком  культуры, так как в XI в. до  н. э. в Грецию вторглись  дорийцы, принесшие примитивные  формы культуры — так называемый геометрический  стиль искусства, похожий на искусство неолита. Общество того времени было безграмотным. Широкое распространение получили мифологические представления, послужившие основой развития античной науки, литературы и искусства.

С VIII-VI вв. до н. э., периода  возникновения полисного строя, складываются вполне отчетливые и цельные стилистические черты греческой архаики. Становление и развитие культуры греческих полисов (городов-государств) базировалось на достижениях в развитии горного дела и металлургии,  строительной техники и архитектуры, керамического и  текстильного производства, развитии флота.

           В эту эпоху возникли почти  все основные формы античной  культуры и искусства — материалистическая и весьма рациональная философия, классическая литература (лирическая поэзия), изобразительное искусство — архитектура, скульптура, живопись. Архаическая культура  — исходный рубеж классической культуры Эллады.

Социальной  основой образования и развития античной культуры служил полис — типичная для Древней Греции и Древнего Рима форма социально-экономической и политической организации общества. В полисы входила городская территория и окружающие ее земледельческие поселения. В полисах действовали разные органы управления, но верховным органом в большинстве полисов было народное собрание. Еще одной особенностью полиса было совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивающим неприкосновенность полиса, а значит и своей собственности. В соответствии с основными принципами полиса вырабатывалась полисная система ценностей: уверенность в том, что полис — высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса. Непременным атрибутом полиса являлись театры, музеи, гимназии, стадионы, рынки и т.д. Полисы выступали также центрами становления и развития философии, науки, литературы, искусства, архитектуры и т.д. Именно в условиях полисной культуры родилась личность, так как полисная демократия предоставляла такую возможность, защищая ее права и свободу. С падением полиса (IV в. до н. э.) начинается упадок греческой культуры, но сохранилось достоинство данной культуры, ценнейшим завоеванием которой была личность.

Мифология

Большую роль в оформлении античной культуры сыграла мифология. Сами по себе мифы представляют собой архаические повествования о деяниях богов и героев на основе фантастических представлений о мире. В своей основе мифы содержат описания творения мира, происхождения людей и животных.

Греческая мифология сложилась во II тыс. до н э. В это время окончательно оформился  пантеон богов, живущих на горе Олимп  и подчиненных власти одного бога — Зевса, «отца людей и богов». Каждое олимпийское божество было наделено определенными функциями: Афина - богиня войны, высших родов искусства, ремесел, охранительница городов и стран; Гермес - бог торговли; Артемида — богиня охоты; Афродита — богиня любви и красоты и т.д.

Пантеон богов  воспроизводился в архитектурных  сооружениях (храм Артемиды и др.). Антропоморфизированные изображения богов стали основной формой развития античного искусства.

Философия. Особое место в древнегреческой культуре занимает философия. Не  будем останавливаться подробно (это — предмет истории философии), отметим ряд основных положений.

Во-первых, признавая огромную роль древневосточных культур в дальнейшем развитии человечества, следует признать именно Древнюю Грецию в качестве той ступени социального развития, на которой рождается  философия. Рождение философии сопровождалось разложением мифа. От него философия унаследовала целестно-мировоззренческое восприятие мира. Но вместе с тем, в процессе своего развития, философия вбирала в себя различные предшествующие научные знания, бытовые описания. В результате довольно четко оформился отличительный признак философии — стремление к мудрости, к постижению мира и места человека в нем. Именно не мудрость сама по себе, а любовь к мудрости, стремление к ней как постоянное состояние человеческого духа.

Во-вторых, философия  развивалась в пределах полисов как свободные объединения, школы, например, милетская школа (VI в. до н.э.), положившая начало материалистическому направлению в философии, элейская школа (VI-V вв. до н. э.) и др.

              Новый период в ее развитии  начался с Сократа (V в. до  н. э.), который признавал истинно философскими чисто человеческие проблемы. Грандиозные философские системы Платона и Аристотеля включали в себя основные мировоззренческие положения, учение о бытии и небытии, диалектику, теорию познания, эстетику, логику, учение о государстве и др.

Древнегреческая философия явилась исходной основой  всего последующего развития западноевропейской философии.

В-третьих, именно древнегреческая философия положила начало формированию системы понятий, категорий, которые в своей совокупности остались и поныне средоточием знания — развивающегося, обогащающегося в ходе практического и духовного освоения мира.

Наука

В тесном взаимодействии с философией развивались естественно-научные  взгляды древних греков. Их источник — та же мифология, но именно поэтому раннегреческая наука во многом отличается от современной. Это были лишь зачатки той или иной группы естественных наук. Греки в  VI в. до н э. представляли мир следующим образом: он замкнут и един, сверху ограничен небесным куполом, по которому совершали регулярные движения. Солнце, Луна и другие планеты. Они зафиксировали ритмику природных процессов, смену дня и ночи, чередование фаз Луны, смену времен года и др.

          Выделялись 4 субстанции природы, жизненно необходимые для повседневной деятельности человека: земля, вода, огонь и воздух. Гармонию мира, космический порядок нарушают катастрофы и стихии: землетрясения, ураганы, наводнения, затмения, которые тогда не могли объяснить, а потому они характеризовались как проявления неких мистических сил.

Информация о работе Античная культура: мифология, философия, искусство.