Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:53, реферат
Древние народы и цивилизации оставили нам богатое наследство. Античное искусство, родившееся в Древней Греции и Древнем Риме, послужило родоначальником всего последующего западного искусства. Слово "античный" происходит от латинского "антиквус", что в переводе на русский означает "древний". Впервые термин "античность" был использован примерно в XV веке в Италии, во время формирования новых настроений эпохи Возрождения.
Античная культура: мифология, философия, искусство.
Античность: культура и античное искусство
Древние народы и цивилизации оставили нам богатое наследство. Античное искусство, родившееся в Древней Греции и Древнем Риме, послужило родоначальником всего последующего западного искусства. Слово "античный" происходит от латинского "антиквус", что в переводе на русский означает "древний". Впервые термин "античность" был использован примерно в XV веке в Италии, во время формирования новых настроений эпохи Возрождения.
На протяжении всей эпохи античности укреплялось представление об античном искусстве, античной культуре в самом широком проявлении как об идеальном, недостижимом образце для подражания. Античные греческие и римские произведения привлекали мастеров эпохи Возрождения не только как образчики высочайшего мастерства, но и своей идеологической подоплекой, возвышающей образ человека и утверждающей высочайшую ценность свободы. Таково было великое мировоззрение античности.
Эгейское искусство III-II тыс. до н. э.
Эгейским называют искусство
Крито-микенского периода античности,
эпохи расцвета Минойской и Микенской
цивилизаций и возникновения оригинальной
письменности. По сути, искусство Эгеи
- это предыстория античного искусства,
символом которой является великий Кносский
дворец и фресковая роспись.
Гомеровский период
античности XI-VIII века до н. э.
Состояние эллинских обществ,
ближайшее к историческому времени гомеровского
периода, обрисовано с замечательною яркостью
и полнотою в гомеровских поэмах Илиаде
и Одиссее. В эпоху гомеровского периода
Греческой истории были заложены основы
великого греческого искусства архаики
и клациссизма.
Греческая архаика VII-VI века до н. э.
Начало античного периода,
который начинается одновременно с закатом
Бронзового века. Началом периода античности
принято считать дату учреждения Древних
Олимпийских Игр в 776 до н. э. Характерно
распространение элементов частной собственности.
Греческая классика V-IV века до н. э.
Период высшего расцвета полисного
устройства Античной Греции. Расцвет античного
искусства и культуры. В результате победы
греков в греко-персидских войнах (500—449
до н. э.) происходит возвышение Афин и
возникает Делосский союз (во главе с Афинами).
Период эллинизма IV-I века до н. э.
Кратковременное утверждение
мировой державы Александра Македонского.
Зарождение, расцвет и распад эллинистической
греко-восточной государственности. В
этот период античности создаются такие
шедевры, как Ника Самофракийская, пергамский
алтарь, Венера Мелосская.
Этруски VII-IV века до н. э.
Этруски - древние племена,
населявшие в I тыс. до н. э. Апенины и создавшие
развитую цивилизацию, предшествовавшую
римской. Этруски подарили миру своё инженерное
искусство, умение строить города и дороги,
арочные своды зданий и бои гладиаторов,
гонки на колесницах и погребальные обычаи.
Римская республика IV-I века до н. э.
Историческая эпоха Древнего
Античного Рима, отличавшаяся аристократическо-
Римская империя I-IV века
Главное содержание этого
периода античности составляет процесс
всестороннего объединения античного
мира. Оно совершалось уже Римской республикой,
но было тогда материальным, заключалось
в факте завоевания и подчинения; теперь
этот процесс одухотворяется и усложняется.
Точкой отсчета начала Эпохи античности принято считать первые Олимпийские игры, проведенные в 776 до н. э. Исчезновение эпохи античности относят к падению Рима в 776 году до нашей эры. Античную эпоху подразделяют на несколько исторических периодов, каждому из которых была характерна самобытная культура и своеобразное искусство.
У истоков античности лежит Крито-микенский период (конец III—II тысячелетия до нашей эры), во время которого зародились первые основы государственного строя, возникновение письменного языка, налаживание связей с древними цивилизациями Востока. Этот период закончился завоеванием Крита ахейцами и дорийцами. Именно ахейцы дали начало великой цивилизации Древней Греции. Начался огромный Полисный период античности, который разделялся на гомеровский период, периоды греческой архаики, греческой классики и эллинизм.
Термином «античная культура» обозначают культуру Древней Греции и Древнего Рима с XIII-XII вв. до н.э. и до IV-V вв. н. э., связанную с зарождением, расцветом и упадком рабовладельческого строя.
Гегель, характеризуя греческую культуру, отмечал, что у греков мы чувствуем себя дома, «потому, что находимся в сфере духа, и если национальное происхождение и различие языков можно проследить далее, в Индии, то все-таки подлинного подъема и истинного возрождения духа следует искать прежде всего в Греции». (Гегель. Соч. М...; Л., 1935, т. −8, с 211).
Гегель не преувеличивал значение греческого мира для последующей истории. Духовный импульс, которым древние греки воздействовали на всю мировую культуру, оказывает свое влияние и сегодня.
Греция на протяжении веков не представляла собой единого географического пространства. Не было единства и в социально-политическом плане: существовала в рамках особой государственной системы — городов-полисов. Различие между ними были существенными: в языковых диалектах, собственных календарях и монетах, богах и героях. (например, Спарта и Афины). Несмотря на региональные различия, античная культура позволяет, говорит о себе как об определенной целостности. Представляется возможным выделить следующие черты древнегреческой культуры:
-
-
Наличие канона — совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры. Теоретик пропорции — скульптор Поликлет (2-я пол. V в. до н. э.), автор труда «Канон».
Идеал, к которому должен стремиться человек — калокагатия (kalos) — прекрасный, (agalhos) — хороший, добрый. Достичь идеала можно упражнениями, образованием и воспитанием.
Таким образом, уже
Антропоцентричность культуры предполагала культ тела человека.
Состязательность
характеризовала различные
В Древней Греции берет начало диалектика — умение вести беседу.
Греческая культура поистине празднична, внешне красочна, зрелищна. Обычно праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов. Связующим звеном между древневосточными цивилизациями и античностью являлась крито-микенская культура (II тыс. до н.э.). О ее высоком уровне развития свидетельствует развитая письменность, технические изобретения (водопровод и бассейны), наличие астрономических знаний, расцвет искусства (фрески царских дворцов в Кноссе и Фесте, расписные каменные сосуды, изящные изображения женщин, керамика). Крито-микенское искусство было прекрасной прелюдией греческого искусства. Письменным источником, содержащим бесценные сведения о культуре крито-микенской цивилизации, являются «Илиада» и «Одиссея».
Гомеровская эпоха (X-VIII вв. до
н. э.) характеризовалась упадком
культуры, так как в XI в. до
н. э. в Грецию вторглись
дорийцы, принесшие
С VIII-VI вв. до н. э., периода возникновения полисного строя, складываются вполне отчетливые и цельные стилистические черты греческой архаики. Становление и развитие культуры греческих полисов (городов-государств) базировалось на достижениях в развитии горного дела и металлургии, строительной техники и архитектуры, керамического и текстильного производства, развитии флота.
В эту эпоху возникли почти все основные формы античной культуры и искусства — материалистическая и весьма рациональная философия, классическая литература (лирическая поэзия), изобразительное искусство — архитектура, скульптура, живопись. Архаическая культура — исходный рубеж классической культуры Эллады.
Социальной основой образования и развития античной культуры служил полис — типичная для Древней Греции и Древнего Рима форма социально-экономической и политической организации общества. В полисы входила городская территория и окружающие ее земледельческие поселения. В полисах действовали разные органы управления, но верховным органом в большинстве полисов было народное собрание. Еще одной особенностью полиса было совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивающим неприкосновенность полиса, а значит и своей собственности. В соответствии с основными принципами полиса вырабатывалась полисная система ценностей: уверенность в том, что полис — высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса. Непременным атрибутом полиса являлись театры, музеи, гимназии, стадионы, рынки и т.д. Полисы выступали также центрами становления и развития философии, науки, литературы, искусства, архитектуры и т.д. Именно в условиях полисной культуры родилась личность, так как полисная демократия предоставляла такую возможность, защищая ее права и свободу. С падением полиса (IV в. до н. э.) начинается упадок греческой культуры, но сохранилось достоинство данной культуры, ценнейшим завоеванием которой была личность.
Мифология
Большую роль в оформлении античной культуры сыграла мифология. Сами по себе мифы представляют собой архаические повествования о деяниях богов и героев на основе фантастических представлений о мире. В своей основе мифы содержат описания творения мира, происхождения людей и животных.
Греческая мифология сложилась во II тыс. до н э. В это время окончательно оформился пантеон богов, живущих на горе Олимп и подчиненных власти одного бога — Зевса, «отца людей и богов». Каждое олимпийское божество было наделено определенными функциями: Афина - богиня войны, высших родов искусства, ремесел, охранительница городов и стран; Гермес - бог торговли; Артемида — богиня охоты; Афродита — богиня любви и красоты и т.д.
Пантеон богов
воспроизводился в
Философия. Особое
место в древнегреческой
Во-первых, признавая огромную роль древневосточных культур в дальнейшем развитии человечества, следует признать именно Древнюю Грецию в качестве той ступени социального развития, на которой рождается философия. Рождение философии сопровождалось разложением мифа. От него философия унаследовала целестно-мировоззренческое восприятие мира. Но вместе с тем, в процессе своего развития, философия вбирала в себя различные предшествующие научные знания, бытовые описания. В результате довольно четко оформился отличительный признак философии — стремление к мудрости, к постижению мира и места человека в нем. Именно не мудрость сама по себе, а любовь к мудрости, стремление к ней как постоянное состояние человеческого духа.
Во-вторых, философия развивалась в пределах полисов как свободные объединения, школы, например, милетская школа (VI в. до н.э.), положившая начало материалистическому направлению в философии, элейская школа (VI-V вв. до н. э.) и др.
Новый период в ее развитии начался с Сократа (V в. до н. э.), который признавал истинно философскими чисто человеческие проблемы. Грандиозные философские системы Платона и Аристотеля включали в себя основные мировоззренческие положения, учение о бытии и небытии, диалектику, теорию познания, эстетику, логику, учение о государстве и др.
Древнегреческая философия явилась исходной основой всего последующего развития западноевропейской философии.
В-третьих, именно
древнегреческая философия
Наука
В тесном взаимодействии
с философией развивались естественно-
Выделялись 4 субстанции природы, жизненно необходимые для повседневной деятельности человека: земля, вода, огонь и воздух. Гармонию мира, космический порядок нарушают катастрофы и стихии: землетрясения, ураганы, наводнения, затмения, которые тогда не могли объяснить, а потому они характеризовались как проявления неких мистических сил.
Информация о работе Античная культура: мифология, философия, искусство.