Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:58, контрольная работа
Античная культура столь значительное и фундаментальное явление всемирной истории, что для её всестороннего обстоятельного анализа потребовалось бы написать несколько десятков томов. Подобное не под силу даже самому выдающемуся исследователю и знатоку этого вопроса. Автор ставит перед собой скромную цель: в тезисной форме очертить некоторые контуры греко-римской культуры, привлечь внимание к её наиболее важным достижениям.
Античная архитектура была подлинным олицетворением своего времени, “эпохой гениально схваченной в камне”, существенно повлиявшей на архитектуру последующих эпох и всю культуру.
3.4.2. Скульптура
Пожалуй, самый высокий статус в греческой культуре занимала скульптура. Созданная греческими мастерами скульптура с полным правом может называться идеальной. В ней воплотились лучшие достижения человеческих рук и духа, идея гармоничного единства духовной, материальной и социальной культуры. Всё, что создано эллинами в этой области, сделано талантливо, с любовью, с глубоким знанием изображаемых объектов. Поражает не только совершенство форм, деталей, но также разнообразие и широта тем, их масштабность, многообразие используемого материала. Греки блестяще проявили себя как в монументальной скульптуре, характеризующейся значительностью идей, высокой степенью обобщения, духовностью, героикой, органическим единством с окружающей средой так и станковой, имеющей весьма углублённое, конкретное содержание, натурально воспроизводящую объекты. Не было им равных и в рельефной скульптуре, где изображение располагается на плоскости фона (на фронтоне, стене, плите).
Греческие скульптуры в своей работе использовали самые разные материалы - дерево, камень, глину, гипс, бронзу, железо, золото, слоновую кость, мрамор и применяли адекватные способы возделывания скульптуры - вырезание, высекание, лепку, чеканку, литьё, ковку. Работа ваятелей имела фундаментальное общественное значение, хотя и не была лишена индивидуального, частного аспекта. По тем образам, которые они создавали, их современники составляли себе представления о богах, героях, выдающихся личностях, мифических персонажах, животных. Статуи богов и героев освящали, им поклонялись, украшали ими храмы, площади, места народных собраний и знаменательных событий, даже специально строили для них храмы. Больше всего статуй посвящено Аполлону, Зевсу, Дионису, Афине, Афродите, Асклепию, Гераклу.
Высшие достижения эллинской скульптуры связаны с именами Фидия, Мирона, Поликлета Старшего, Скопаса, Праксителя, Лисиппа, Хареса. Фидий осуществил изумительное по красоте и величию скульптурное убранство Парфенона. Его статуи Афина-воительница, Афина - дева, Зевс Олимпийский относятся к числу бессмертных творений человеческого гения. Не случайно Цицерон говорил, что боги Фидия - настоящие небожители. Афинский скульптор умело работал с любым материалом. Современник Фидия Мирон создал великолепные изображения дискобола, бегущего Ладаса, Афины и Марсия; Персея, убивающего Медузу; атлетов Тиманфа Филиппа и Хеонида. Его работы выражают телесную гармонию, ритмику, динамичные движения, мощь и красоту тела, жизненность. В качестве материалов Мирон предпочитал бронзу. Ещё один представитель высокой классики Поликлет создал Дорифора, Диадумена, огромную статую Геры из золота и слоновой кости, сидящую на троне и держащую в одной руке скипетр, в другой - гранатовое яблоко. Ему же приписывают ещё несколько замечательных работ - Зевса-Милостивого и Зевса-Филия, Гекату, сделанную из меди, несколько выдающихся атлетов. Поликлет в своей работе использовал и мрамор, и медь, и бронзу, и другое сырьё.
Скопас сумел передать самые тонкие нюансы души - мечтательность, порывистость, пафос, безумие. Его произведения олицетворяют дионисийское начало в культуре. Он первым посмел изобразить Афродиту обнажённой. Среди других знаменитых работ ваятеля - Менада, Арес. Скопас участвовал в скульптурном обрамлении храма Артемиды в Эфесе и Галикарнасского мавзолея.
Пракситель зарекомендовал себя как глубокий знаток меры, гармонии, отдохновения, мастер, умеющий тонко, в деталях, передать внутренний и внешний облик. Он, несомненно, являлся классическим выразителем аполлоновского начала. Самые знаменитые его статуи - Афродита Книдская, Сатир, Гермес с ребёнком - Дионисом. Плодотворной работой отличался Лисипп. Он - создатель и великий мастер портрета в скульптуре, умеющий изобразить тончайшие штрихи облика героев. Есть сведения, что Лисипп изваял 1500 статуй. Среди его работ 25 всадников-спутников А. Македонского, погибших в битве при Гранике, статуи Посейдона и Зевса, Геракла, сидящего на скале. Одна из самых значительных скульптурных работ принадлежит ученику Лисиппа Харесу. Он вылил из бронзы знаменитого Родосского колосса высотой 34 м. Талантливыми скульпторами были Леохар, Деметрий, Пэоний, Александр.
Римская скульптура не имеет столь выдающихся творений и талантливых ваятелей, как греческая. Но римские мастера (впрочем, многие из них были греками по происхождению) не только старались создать красивый, абсолютно совершенный образ, сколько сделать его приближенным к действительности, передать в нём многообразную гамму качеств, свойств характера его реального носителя. Достаточно сказать, что статуи многих императоров, консулов, полководцев, знатных римлян вовсе не блещут красотой. Но ведь и сами эти люди не обладали ею. Они же не отличались и мощным телосложением. В смысле реализма произведений, их историчности, римские ваятели были ближе к истине.
Значительными произведениями римской скульптуры являются бюсты Брута, Помпея, римлянки, статуи Августа, Клавдия, Нервы, Марка Аврелия.
Широкое распространение в Риме имело копирование выдающихся творений греческих мастеров. До нашего времени дошли в основном именно копии, а не оригиналы, за что следует воздать должное римлянам.
3.4.3. Живопись
Античные мастера проявили свой талант и в области живописи. Именно они создали её совершенный облик. К сожалению, в силу уязвимости произведений живописания, их осталось очень мало. Но даже по тем “жалким крохам”, которые сохранились, а также по исследованиям Плиния и Павсания уместно говорить о существенной значимости этого элемента культуры в античной жизни.
Для греческой живописи характерна необычайная широта жанров и замыслов. Художников интересовали мифологические и исторические сюжеты, красота природы и натюрморт, миниатюра и портрет. Они творили как монументальные, так и станковые произведения, а также работы имеющие чисто прикладной характер.
Самым знаменимым художником доклассического периода был Полигиот. Его кисти принадлежит большое число картин. Особо прославился Полигиот разрисовав общественное здание в Дельфах, где воспроизвёл гомеровские “Илиаду” и “Одиссею”. Он создал восхитительные образы, возвышенные характеры. Платон и Аристотель считали его лучшим живописцем.
Выдающимися художниками периодов классики и эллинизма являлись Аполлодор Афинский (которому приписывают изобретение живописи на игре света и тени и активное применение перспективы), Микон, Зевксид, Паррасий, Филоксен Тиманф, Никий, Протоген, Мелантий, Асклепиодор, Апеллес. Зевксид написал картины “Скованный Марсий”, “Семья кентавров”, “Ребёнок с виноградом”. Его работа “Елена” положила начало выставкам картин. Паррасий специализировался в изображении бытовых сцен, занавесов, написал знаменитое полотно “Тесей”. Он ввёл в живопись симметрию, выразительность и красоту в лице, изящество в волосах. Пожалуй, самым известным художником Античности, которого считают создателем жанра портрета, был Апеллес. Нарисованная его кистью работа “Александр с молнией в руке” потрясла воображение современников. Как сообщает Плиний, за неё он получил самый крупный гонорар, который получал кто-либо из живописцев. Известны названия ещё нескольких его замечательных работ: “Габрон”, “Антей”, “Геракл”, “Герой”, “Афродита” и “Клевета”. “Ни дня без совершенства!” - таким был лозунг творческой жизни Апеллеса. Его произведения славились изумительным очарованием и обаянием, красотой и выразительностью. Апеллес часто выставлял свои незавершенные творения для обозрения прохожим, выслушивал их критические замечания, а затем дорабатывал картины с учётом общественного мнения. К тому же художник был одним из первых теоретиков живописи, сочинил несколько книг, в которых изложил собственное учение о ней. Художник Филоксен написал картину “Битва Александра Македонского с Дарием”. Её мозаическая копия дошла до наших дней; она была обнаружена при раскопках Помпей.
У греков существовали картинные галереи (пинакотеки), где хранились произведения лучших художников. Наиболее известными были афинская и герайонская пинакотеки.
История римской живописи не знала столь выдающихся мастеров и таких значимых произведений как греческая. Родоначальником римской живописи считается Гай Фабий Пиктор, известны также имена таких живописцев как Пакувий, Лабеон, Турпилий. В Риме широкое распространение имели декоративные стенные росписи, заупокойные портреты, настенные картины, мозаические композиции, исторические баталии, пейзажи. Римляне любили делать копии работ выдающихся греческих живописцев. Они, как и греки создавали галереи картин, причём преимущественно частные. Правда, известный политический деятель и полководец Марк Агриппа настаивал на том, что все картины и статуи должны стать общественным достоянием, а не находиться в изгнании на виллах. Картины талантливых художников ценились чрезвычайно высоко. Многие состоятельные римляне стремились их приобрести за баснословные деньги. Порою из-за этого даже судились.
И греческие и римские художники рисовали на холсте, дереве, мраморе, глинянных табличках, стенах, склепах, слоновой кости, пергаменте и папирусе. Живопись широко применялась для росписи щитов, амфор, ваз, киликов, украшений и многих других предметов.
Античные архитектурные, скульптурные, живописные творения во многом остались недосягаемыми для мастеров последующих эпох. Они и ныне являются идеалом совершенства, красоты, гармонии, глубокого понимания и утончённого изображения человека и природы. Пять шедевров античных мастеров - храм Артемиды Эфесской, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк, статуя Зевса Олимпийского (наряду с египетскими пирамидами и висячими садами Вавилона) причислены к наиболее удивительным творениям человеческой культуры, т.н. семи чудесам света.
3.5.1. Философия
Греки по праву считаются родоначальниками философии - важнейшего элемента культуры, который изменил жизнь людей радикальным образом. “Открытие” философии сродни формированию языка, укрощению огня, созданию колеса, появлению земледелия. Философы создали новый язык культуры, открыли и объяснили смысл человеческого бытия, укротили стихийность мышления, отделили его от чувств и сделали абстрактным, стали возделывать человеческий разум, раскрепостили его и заставили “двигаться” с необычайной дерзостью и быстротой как в глубь, так и вширь Вселенной. Благодаря философии человек стал активным субъектом познания. Античные мыслители настойчиво искали истину и также страстно её отстаивали, они блестяще владели словом. Но если слово не помогало, то дело доходило до рукоприкладства. Философия для них была не только любовью к мудрости, теорией бытия, наукой о сущем, но и искусством личной жизни. Философия появилась в Греции на рубеже VII - VI вв. до н.э.
Для раннего этапа философствования характерно стремление найти немифологическое объяснение мира, реальные основы вещей. Солон, Питтак, Периандр, Клеобул, Биас, Хилон, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен выделяют природу, общество и человека в качестве объектов изучения, ставят вопрос о сущности мира, о первоначале и первопричине, о порядке и законе, изучают проблему ценностей, стремятся понять сущность государства и человека. Тем самым была преодолена сакральность мира. Первые философы во всём ищут смысл, исследуют реальность с позиций естества, содержательно перерабатывают предшествующую культуру.
Следующий шаг философского движения делают представители элейской (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) и пифагорейской (Пифагор, Алкмен, Архит, Поликлет) школ. Они размышляют над вопросами бытия, познания, движения, изменчивости и противоречивости сущего, бесконечности пространства. Разрабатываются математические начала, диалектика; философия становится предметом образования. Пифагор вводит в оборот сам термин “философия”. Примерно к этому времени относится активный философский поиск Гераклита, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита. Они исследуют соотношение духовного и материального начал, проблему происхождения мира, его устройства, несотворимости, закономерности и случайности, материальности, причинности, текучести, изменчивости, противоречивости познания, сложности поиска истины, проблему Логоса. Культура начинает рассматриваться как “вторая природа” созданная самими людьми (Демокрит).
Дальнейшая ступень философского восхождения связана с софистами (Протагором, Горгием, Продиком, Гиппием, Антифонтом) и Сократом, которые акцентируют внимание на проблемах человека, его души, духовности, гуманизма, знания, истины, самосозидания, ответственности. Человек рассматривается как самоопределяющееся свободное познающее существо, как мера всех вещей и высшая ценность, как центральное звено мира. Человеческое познание и самопознание выступают в качестве фундаментальных идеалов. Ставятся проблемы нравственной ответственности, критицизма, релятивизма, необходимости широкого распространения философских знаний, взаимосвязи политики и морали, борьбы с предрассудками. У софистов преобладает субъективное начало. У Сократа субъективное и объективное взвешенно. Философские проблемы обсуждаются не только в узком кругу знатоков, но и на улицах, площадях; философии учат. Короче говоря, философия становится общим делом, в некотором смысле и предметом спекуляций (у софистов). Ради истины, собственной правоты, философы готовы к самопожертвованию, способны идти даже на смерть.
Высший этап развития философской культуры, который логически завершает развитие античной культуры в целом, связан с деятельностью Платона и Аристотеля. Они создают центры философских знаний - Академию и Ликей. Усилиями этих выдающихся мыслителей предпринято глубокое теоретическое осмысление философских, научных и социально-политических идей, разрабатываются фундаментальные системы знаний, в которых определяются возможности истинного познания мира, систематизации и классификации познанного, затрагиваются проблемы материального и идеального, создаётся понятийный аппарат, закладываются начала методологии познания, высказывается идея плюрализма, разрабатываются вопросы государства, человека, политики, экономики, законов, этики, эстетики, образования, воспитания и другие. Платон поднимает до предельной высоты, роль идей и идеального в человеческой жизни, указывает на их абсолютное значение и совершенство. Проблему идеального он распространяет и на государство, конструирует его “совершенную” модель. Реальный мир афинский философ рассматривает в качестве копии мира идей; идеи - это оригинал, они порождают вещи, а не наоборот. Путь к миру идей лежит через познание и самопознание, диалог с собственной душой, философствование. Платон размышляет о душе, её бессмертии, о путях совершенствования человеческой культуры. Но платоновская философия носит антиличностный характер; государство выше личности. Аристотель, в отличие от Платона, опирается на факты, стремится создать идеальный (философский, научный) мир из реального. Его принципы познания опираются на принципы бытия. Ойкуменой познания Аристотеля был весь мир, мыслителя интересовало всё - от мелкого насекомого до устройства Вселенной. С помощью законов логики мыслитель стремится обозреть сущее и реализовать синтез всех знаний. Во всём Аристотель пытается соблюсти меру, рассматривает её как “золотую середину”. Человека трактует как существо общественное, “политическое”, но в вопросе о приоритете личности или государства, отдаёт предпочтение личности. Рационализм Аристотеля сыграл фундаментальную роль в европейской культуре. Платон и Аристотель написали множество классических трудов: “Государство”, “Законы”, “Политик”, “Тимей”, “Парменид”, “Критий”, “Софист” и др. (Платон); “Политика”, “Афинская полития”, “Никомахова этика”, “Метафизика”, “Физика”, “Органон” и др. (Аристотель).