Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:58, контрольная работа
Античная культура столь значительное и фундаментальное явление всемирной истории, что для её всестороннего обстоятельного анализа потребовалось бы написать несколько десятков томов. Подобное не под силу даже самому выдающемуся исследователю и знатоку этого вопроса. Автор ставит перед собой скромную цель: в тезисной форме очертить некоторые контуры греко-римской культуры, привлечь внимание к её наиболее важным достижениям.
Наряду с тем, что называют философской классикой, в Греции имели место течения, проповедующие философию нигилизма. Это была своего рода оппозиция существующим культурным устоям. Киники (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет), эпикурейцы (Эпикур, Метродор, Эрмарх), скептики (Пиррон, Аркесилай, Карнеад), в некоторой мере стоики (Зенон, Клеан, Хризипп), решительно критикуют существующие порядки, призывают либо к естественной ограниченности, простоте жизни, пренебрежению нормами морали, либо к наслаждению, блаженству, освобождению от страданий, изоляционизму, индивидуализму, невозмутимости, безмятежности. Скептики пытались учить даже незнанию, т.е. проповедовали своего рода антифилософию, отрицали познаваемость мира, доводили сомнения до абсолюта. Во взглядах представителей названных школ, разумеется, не всё имеет негативный характер; были и глубокомысленные идеи: о приоритете разума, равенстве людей, свободе выбора, необходимости жить в согласии с природой.
Завершают более чем тысячелетний философский марафон неоплатоники (Аммоний, Плотин, Ямвлих, Порфирий, Прокл). Античная философия, и культура в целом, идут к своему упадку, ощущается сильное давление христианства. Представители неоплатонизма предпринимают первую существенную попытку критического анализа всей предшествующей культуры, её ценности, реальной значимости. Выводы, которые они делают, неутешительны. Всё, что было, хоть и красиво, но бесполезно, - так полагают они. Неоплатоники проповедуют мистически-интуитивное познание Высшего, освобождение человека от материальной обременённости для чистой духовности при помощи аскетизма или экстаза.
Что касается римской философии, то она не идёт в сравнение с греческой. Можно сказать, что римляне были далеки от философии. В римской интеллектуальной среде не так много людей знали, понимали философию и сами основательно философствовали. К наиболее известным из них относятся Цицерон, Лукреций Кар, Сенека. Усилиями Цицерона греческая философия была перенесена на римскую почву и своеобразно интерпретирована. Именно философию он считал душой культуры. С философских позиций Цицерон попытался осмыслить проблемы гуманизма, морали, культуры быта, совершенного государства, права, идеал политика, идеал гражданина и другие вопросы. Философию он возвысил красноречием, придал своему литературному, ораторскому и юридическому творчеству философский характер. Наиболее значимые произведения Цицерона: “Тускуланские беседы”, “Об обязанностях”, “О дружбе”, “О старости”, “Речи”, “О государстве”.
Лукреций Кар написал философскую поэму “О природе вещей”, где описывает становление и развитие мира, анализирует действующие в нём силы и причины, стремится понять соотношение фатализма и субъективных стремлений людей. Хотя значимость рока велика, всё же, человек преодолевает многие препятствия и тяготы, создаёт культуру и постоянно её совершенствует.
Сенека рассматривает философию в качестве нравственно-религиозного руководства для человека. Сама человеческая жизнь понимается им как совокупность строгих нравственных норм. Доминантой человеческой жизни выступает дух, в соответствии с которым человек обязан строить себя. Высшие человеческие добродетели - верность самому себе, строгость к себе. По отношению к другим римский философ советует быть снисходительным, свободным от сострадания и духовной зависимости. Большое значение имеют: “Письма к Луцилию”, “Естественнонаучные вопросы”.
Итак, античную философию можно рассматривать как исключительно важный шаг в развитии культуры. Именно благодаря титаническим усилиям древних мыслителей человек, образно говоря, поднялся из подземелья на космическую высоту, открыл глаза на мир, восхитился им, засомневался во многих вещах, поставил огромное количество вопросов и нашёл некоторые ответы на них. Философы выступили защитниками рациональной культуры, её генераторами и экспериментаторами; они, пожалуй, стали её интеллектуальными терапевтами, а частично и хирургами.
3.5.2. Научные знания
Человечество обязано грекам и таким элементом культуры как наука (греч - episteme). Несмотря на то, что первые научные знания зарождаются в культурах Древнего Востока, но лишь у эллинов они приобретают систематический характер, опираются на суждения, наблюдения, доказательства, анализ и синтез. Намечаются первые подступы к эксперименту, предпринимается попытка научного предвидения. Исследуя основы и принципы вещей, греки, в противоположность восточным мудрецам не довольствуются только вопросом “что?”, но также задаются вопросами “почему?”, “откуда?”, “как?”, стремятся постичь мир в понятиях. Наука у греков неразрывно связана с философией и представляет собой целостное знание. Начиная с Аристотеля и Гиппократа появляются зачатки частнонаучн
Античная наука не имела выхода в практику, не оказывала влияния на экономику. Даже выдающиеся достижения в архитектуре, скульптуре, судостроении и военном деле, за редким исключением, не зависели от научных данных. Греки стремились к знанию ради самого знания, что свидетельствует о высокой самоценности античной науки. Эллины стояли у истоков физики, математики, астрономии, медицины, логики, биологии, ботаники, зоологии, геологии, географии, минералогии, этики, эстетики, риторики, поэтики, истории, юриспруденции, политической науки и других.
Астрономия. Здесь эллины достигли крупных результатов, предвосхитив открытия, которые признают много веков спустя. Евдокс построил первую научную модель Вселенной, стоял у истоков астрономии. Хотя ещё раньше Фалес научился предсказывать солнечные затмения, а Эмпедокл и Анаксагор объяснили их причины. Пифагор высказал предположение о сферической форме Земли. Аристотель считает, что Земля является шаром. Метон устанавливает продолжительность года в 365 дней. Анаксагор рассматривает Луну как спутник Земли. Аристарх Самосский создаёт гелиоцентрическую систему мира, определяет величину солнечного диаметра и примерное расстояние от Земли до Луны. Гиппарх создаёт прецизионную наблюдательную астрономию, точно определяет положение центра солнечной орбиты, формулирует теорию эпициклов, открывает явления прецессии (предварения равноденствий), устанавливает точную продолжительность года (с ошибкой на 6 минут 20 секунд), разрабатывает теорию движения Луны, с точностью до одной секунды определяет периоды её обращения, составляет звёздный каталог; определяет точное расстояние от Земли до Луны. Птолемей сочиняет “Великое математическое построение астрономии”, создает геоцентрическую систему мира.
Математика. К числу наиболее значимых достижений относят теоремы Фалеса о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника; о том, что диаметр делит круг на две равные части. Демокрит открывает формулу для объёма конуса и пирамиды. Пифагор - таблицу умножения и знаменитую теорему о соотношении между сторонами прямоугольного треугольника. Евдоксом закладывает основы геометрической алгебры. Систематическое изложение геометрии даёт Гиппократ Хиосский. Развивается стереометрия. Евдокс разрабатывает теорию отношений и метод исчерпывания. Евклид создаёт классический труд “Начала”, являющийся первой научной парадигмой. Архимед разрабатывает методы исчисления площадей и объёмов, а также метод определения касательной к кривой. Он же устанавливает приближенное значение числа . Аполлоний Пергский создаёт теорию конических сечений. Диофант сочиняет труд “Арифметика”. Папп доказывает теоремы, относящиеся к изучению кривых на торе и других поверхностях. Мыслители Греции были склонны считать, что без математики не существует науки. Сам термин “математика” и означал - “наука”.
Физика. Парменидом высказывается идея множественности вещей, их рождения, изменения, гибели. Анаксагором формулируется идея эволюционной космологии, согласно которой космос однажды рождается и развивается в одном направлении, в нём ничего нет божественного, а всё состоит из всего. Он же высказывает идею о бесконечно малых физических величинах и положение о том, что “скорость порождает силу”. Поистине революционное значение для развития физики имела атомистическая теория строения мира Левкиппа-Демокрита. Евклид сформулировал идею о том, что лучи света распространяются по прямым линиям.
Механика. В этой области также имели место удивительные открытия. Ктесибий изобрёл двухцилиндровый водяной насос, водяной орган, водяные часы, военные метательные машины. Архимед обосновал законы рычага и гидростатического взвешивания (закон Архимеда); исследовал законы механики и начала статики; изобрёл сферические зеркала, подъёмный кран, катапульты. Герон изобрёл пневматический прибор, паровую машину, насос.
Биология и ботаника. Основоположником биологии принято считать Аристотеля. Он разделил природу на органическую и неорганическую, собрал материал о нескольких сотнях видов животных и классифицировал его. Но ещё ранее некоторые биологические идеи высказал Анаксимандр, по которому живые существа возникли во влажном иле. Теофраст описал 500 видов растений.
Медицина. Алкмеон первым практикует вскрытие трупов животных для изучения функций их органов. Ему приписывают открытие нервов и признание мозга важным органом человека. Гиппократ изучает естественные причины болезней и обосновывает особенности их лечения, формулирует положения врачебной этики. Гиппократа считают отцом медицины. Герофил исследует строение нервной системы, проводит разделение между артериями и венами, объясняет биение пульса, даёт описание глаза, печени, половых органов, сопоставляет анатомию человека и животных, исследует действия лекарств. Эризистрат устанавливает различие между головным мозгом и мозжечком, описывает строение сердца.
География. Анаксимандр первым начертил географическую карту Земли. Эратосфен определил окружность Земли в 39690 км, составил карту мира, описал Европу, Азию и Африку. Птолемей сочиняет руководство по географии, где даёт около 8000 координат различных пунктов по широте и долготе.Страбон пишет фундаментальный обобщающий труд “География”.
Историография. Геродот, основатель исторической науки, в своём труде “История” дал описание многих событий, стран и культур. Правда, он далёк от собственно научного изложения материала. Фукидид описал современные ему события в труде “История”. Он использует метод наблюдения и строгой хронологии, стремится к точности и критическому анализу. Ксенофонт в трудах “Анабасис”, “Киропедия”, “Греческая история” демонстрирует наблюдательность историка, философскую заострённость мысли, мастерство художника. Ценные сведения исторического характера оставили в своих сочинениях Полибий, написавший “Всемирную историю”; Диодор, сочинивший “Историческую библиотеку”; Плутарх, создавший знаменитые “Жизнеописания”. Выдающийся историко-культурный популярный труд под названием “Описание Эллады” создал Павсаний. Из него можно почерпнуть ценные сведения о личностях, событиях и памятниках эллинской культуры.
Римские учёные проявили себя в области юриспруденции, риторики, медицины, исторической, политической и сельскохозяйственной наук, т.е. в прикладных науках. Заслуживает внимания историческая мысль римлян. Усилиями Катона Старшего сочинившего “Происхождение”, Тита Ливия (“История Рима от основания города”), Корнелия Тацита (“Аналлы”, “История”), Аппиана (“Римские войны”), Аммиана Марцеллина (“Римская история”), Светония (“Жизнь двенадцати цезарей”), Саллюстия (“Югуртская война”, “Заговор Катилини”), Патеркула (“Римская история”) предпринята попытка воссоздания истории Рима и описание современных событий. Почти во всех произведениях показывается величие римского государства, героика прошлого и настоящего, патриотизм, возвышенность нравов. Если Катон и Ливий не брезгуют мифологией, то остальные более строги в изложении материала. Очень важным историческим произведением являются и “Записки о Галльской войне” Юлия Цезаря.
Весьма популярными у римлян были исследования в области аграрной науки. Катон Старший пишет знаменитое “Земледелие”, в котором впервые фигурирует термин “agricultura”. Варрон и Колумелла сочиняют труды под названием “Сельское хозяйство” и фактически создают теорию сельского хозяйства.
В области естествознания особняком стоит огромный компилятивный труд “Естественная история” написанный римским учёным Плинием Старшим. Изучив более двух тысяч источников он дал ценные сведения по самым разным отраслям знаний, при этом сам Плиний не сделал каких-либо важных новых открытий.
Нельзя, разумеется, не сказать о научной и практической деятельности врача, анатома, физиолога Клавдия Галена. Он не только систематизировал знания в области медицины, но и сам внимательно изучал анатомию человека и животных, заметил большое сходство в строении тела человека и обезьяны, стремился установить связь спинномозговых нервов с процессами дыхания и сердцебиения, работал над созданием лекарственных препаратов.
В IV - V вв. н.э. происходит закат античной науки. Её упадок был обусловлен общими историческими причинами гибели античной культуры, отсутствием социально-экономических стимулов, возрождающимся мифотворчеством, мистикой, оккультизмом.
Подводя итог, можно сказать: усилиями и талантом античных исследователей был сконструирован демифологизированный и десакрализованный образ космоса, природы, государства и человека, новое представление о действительности, что сыграло исключительную роль в интеллектуальном прогрессе человечества.
3.6.1. Влияние Античности на европейскую культуру
Несмотря на то, что к концу V в. н.э. античная цивилизация себя исчерпала, греко-римская культура не канула в небытие. Безусловно, варвары нанесли ей тяжелый урон, истощили её силы. Новая христианская культура тоже не жаловала античные ценности, их конфликт был неизбежен. И тем не менее, грядущая христианская Средневековая эпоха не могла полностью игнорировать великий культурный капитал, накопленный греками и римлянами. Варвары-победители начали потихоньку примерять к себе “античные наряды”. Латинский язык становится не только языком католицизма, но и языком всей Западной культуры. Активно используется римское право, пробуждается интерес к философии (особенно Аристотеля), литературе, архитектуре, прикладному искусству, образованию, риторике. Античная (особенно латинская) культура становится фактором сближения и примирения европейских народов.
С XIII - XIV вв. в Европе, прежде всего в Италии, начинается процесс активного возрождения античной культуры. К ней не просто проявляется интерес, но она становится фундаментом нового явления, названного культурой Возрождения. Такие маститые деятели Ренессанса как Данте, Бокаччо, Петрарка, Салютати, Альберти, Макиавелли, Рафаэль, Бруни, Фичино, Вазари, Шекспир и многие другие испытывают священный трепет перед великими гениями древности, становятся их апологетами. Большую популярность приобретают творения Гомера, Платона, Фидия, Скопаса, Вергилия, Лукреция, Цицерона, Эпикура, Сенеки, Плиния, Галена, Варрона. О них говорят, пишут, ими восхищаются, им подражают, их творения становятся широким общественным достоянием, их делают современниками. Словно бы оживают и успешно пробивают себе дорогу в жизнь античные мифы, литература, архитектура, скульптура, театр, живопись, наука, политические, правовые и многие другие утраченные ценности. Италия и иные страны Европы буквально “дышат античным воздухом”. Античная культура становится неоспоримым предметом философского, художественного и научного творчества. Знание Античности становится неотъемлемым атрибутом образованности. Во всех университетах Европы изучают наследие древних. По мере дальнейшего движения европейской культуры интерес к Античности и её реальное влияние всё более возрастают. В эпоху Просвещения создаются объёмные научные и художественные труды, посвящённые греко-римской культуре. Античность воспринимается как мудрая воспитательница, как мать, как значимая обобщённость, как европейский универсализм. “Каждый пусть будет, по-своему греком!” - пишет влюблённый в Античность Гёте. Английские, немецкие, французские учёные, а то и просто почитатели древности (Г. Шлиман), ведут активный археологический поиск памятников греко-римской культуры. Каждый музей мира считает за честь иметь их у себя. Даже свой быт европейцы пытаются обустроить таким образом, чтобы он хоть в чём-то напоминал древность. Поэты, драматурги, прозаики, живописцы, архитекторы, скульптуры, музыканты, философы, историки, филологи, юристы, политики, педагоги вот уже в течение нескольких веков неизменно обращаются к этой теме. Античная культура поистине стала идеалом, образцом для подражания, стилеобразующим фактором для европейского искусства, великой и непреходящей классикой.