Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:32, реферат
Античная культура Термин античность происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров. Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным компле
Античная культура Термин античность происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров. Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий. Главными, стержневыми в античной культуре били религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем - античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо прежде всего сконцентрироваться на этих доминантах античной культуры. Античная (или древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов. Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами: - эгейский или критомикенский (III - II тыс. до н.э.), - гомеровский (XI - IX вв. до н.э.), - архаический (VIII - VI вв. до н.э.), - |
.Ф.
ГОРОХОВ
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА:
У
ИСТОКОВ ЕВРОПЕЙСКОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ
Античная
культура столь значительное и фундаментальное
явление всемирной истории, что
для её всестороннего обстоятельного
анализа потребовалось бы написать
несколько десятков томов. Подобное
не под силу даже самому выдающемуся
исследователю и знатоку этого
вопроса. Автор ставит перед собой скромную
цель: в тезисной форме очертить некоторые
контуры греко-римской культуры, привлечь
внимание к её наиболее важным достижениям.
3.1. Феномен Античной культуры
3.1.1. Понятие “Античной культуры” и её периодизация.
То, что принято называть Античностью, античной культурой явление далеко неоднозначное. Несмотря на имеющееся по данному вопросу огромное количество публикаций существует большая разноголосица в трактовке этого феномена, определения его исторических и географических границ.
К началу ХХ в. в научной литературе сложилось мнение, что под античной культурой следует понимать культуру древних греков и римлян. Вместе с тем, вопрос об исторических рамках эпохи Античности остаётся открытым. Некоторые исследователи определяют этот феномен едва ли не трёхтысячелетним периодом, другие - двухтысячелетним, третьи - полуторатысячелетним и т.д. С нашей точки зрения исторические рамки греко-римской культуры ограничиваются эпохой примерно в 1300 лет, начиная с Гомера (IX-VIII в. до н.э.) и до падения Западной Римской империи (V в.н.э.). В пределах этого времени выделяют различные этапы её развития.
Для греческой культуры:
1. Архаический период (IX-VIII - VI вв. до н.э.).
2. Классика (V-IV вв. до н.э.).
3. Ранний эллинизм (конец IV в. до н.э. - I в. до н.э.).
4. Поздний эллинизм (I в. н.э. - V в. н.э.).
Для римской культуры:
1.
Культура царского периода (
2. Культура периода республики (V - I вв. до н.э.).
3. Культура периода империи (I - V вв. н.э.).
3.1.2. Происхождение греков и римлян.
Небезынтересен вопрос о том, “кто такие греки и римляне, какова их древнейшая история?”. Ответить на него с высокой степенью достоверности очень сложно. Греки и римляне (точнее италики) - народы арийского происхождения, которые на очень раннем этапе откололись от других ариев и пошли собственным путём. Вначале совместно, а затем самостоятельно. Начиная примерно с ХХ в. до н.э. греческие племена (ахейцы, ионийцы, эолийцы, дорийцы) переселились с севера Балканского полуострова на юг и близлежащие острова. Позже других это сделали дорийцы - наиболее воинственное греческое племя. Ощущая стеснённость в территории, греки колонизировали едва ли не всё побережье Средиземного моря. Они основали поселения даже в Крыму. То, что называют Древней Грецией - понятие условное (скорее культурное, чем политическое), ибо греки не представляли собой единого целого. Это был конгломерат огромного числа небольших городов-государств, которые жили по собственным законам, часто конфликтовали. Наиболее значительными из них являлись Афины, Спарта, Коринф, Милет, Эфес, Дельфы, Фивы. Надо сказать, что греки никогда не называли себя греками. Подобное название им дали римляне. Сами же греки именовали себя вначале данайцами, затем ахейцами и с IX в. до н.э. эллинами, а территорию, которую они населяли, обобщёно называли Элладой. В силу этого справедливее древнегреческую культуру называть эллинской.
Истоки
римлян еще более темны, чем эллинов.
Римский народ образовался из
большого числа разных племён. Его
основу составили латины, умбры, вольски,
герники, сабины, этруски, эквы. Не исключено
и присутствие троянцев, о чём свидетельствуют
мифы и другие источники. Рим, начиная
с VIII в. до н.э., стал постепенно разрастаться
и укреплять свои позиции, вначале на Апеннинском
полуострове, которым полностью завладел
к III в. до н.э., затем на соседних с ним территориях.
Ко II в. н.э. образовалась гигантская по
масштабам, мощи и культурной развитости
держава, которая впоследствии не сумела
устоять под натиском варваров, а также
в силу внутренних противоречий раскололась
на две части, а затем Западную римскую
империю завоевали германские племена.
3.1.3. Истоки античной культуры. Влияние других культур.
Разумеется, эллинская и римская культуры не возникли на пустом месте. Каждая из них имела как свой внутренний ресурс, так и испытала воздействие других культур. Исследователи эллинской культуры считают, что на неё оказали сильное влияние (или даже были непосредственными предшественницами) так называемые Эгейская (минойская, критская) и Микенская (ахейская) культуры.
Эгейская культура, центром которой был остров Крит, сформировалась в середине III тыс. до н.э. Судя по археологическим находкам, критяне мастерски сооружали здания, знали секреты живописи, прикладного искусства, имели письменность, земледелие. В критском государстве правил царь, имелись юридические установления, так называемые законы Миноса. Греческие племена знали достижения критян и поддерживали с ними контакты.
Микенская культура является более близкой предшественницей античной культуры. Её расцвет приходится на середину II тыс. до н.э. Микенская культура - это не только культура этого небольшого города, но и других городов-государств. В микенский период слагаются мифы, формируются религии, развиваются строительство, ремесло, прикладное искусство. По разным причинам к XII в. до н.э микенская цивилизация себя исчерпала, и в эллинской истории наступили так называемые “тёмные века” (XI -IX вв. до н.э.).
Эллинская культура ощутила на себе влияние египетской, финикийской, вавилонской и других древних культур. Любознательные эллины внимательно изучали всё значимое у этих народов, заимствовали самое ценное, достойное подражания, перерабатывали. Однако чужеродный элемент не возобладал, а лишь придал дополнительную энергию самобытно развивающейся греческой культуре. Греки первыми предприняли попытку раздвинуть горизонт одной культуры за счёт других. Как своеобразный феномен она сложилась уже к VIII веку до н.э. Если культура как таковая зарождается в глубочайшей древности, и очень медленно эволюционирует, то на земле Эллады происходит как бы её второе рождение, осуществляются глубинные содержательные и структурные изменения, можно даже сказать, свершается величайшая культурная революция, которую когда-либо испытывало человечество.
Что
касается римской
культуры, то вначале в ней преобладал
этрусский компонент, а затем она сильнейшим
образом эллинизировалась. Некоторые
исследователи считают её вторичной (дочерней
от эллинской культуры). Конечно, в мифологии,
религии, литературе, философии, архитектуре,
скульптуре, живописи, праве и других элементах
культуры, греческое влияние велико. Тем
не менее, заимствуя многое у греков, следуя
культурному конформизму, римляне придавали
всему собственный колорит. Несколько
упрощая духовное начало, они усиливали
прагматичную, регулятивную стороны заимствованного.
Во всём римляне стремились видеть практическую
пользу. В некоторых вещах - военном деле,
организации государства, праве, строительстве,
экономике, культуре быта - они, пожалуй,
сумели превзойти греков. Не стесняясь,
они у них учились, и стали достойными
учениками. Можно сказать, что римляне
завоевали эллинов политически, а те их
- духовно. На римскую культуру некоторое
воздействие оказали и культуры порабощённых
ими других народов. Благодаря
колонизации, а затем
македонской и римской
экспансии греко-римская
культура распространилась
далеко за пределы Балкан
и Апеннин. В орбиту
её влияния было вовлечено
огромное число народов.
3.1.4. Причины культурного взлёта
Античность - это уникальный феномен в истории мировой культуры. Эллинам и римлянам удалось создать невиданную раннее, а в некоторых отношениях и позже, высокоразвитую, гармоничную культуру, ставшую для европейцев архетипичной, классической.
Чем
можно объяснить столь
Во-первых, Греция - приморская территория, а море с его удобными сообщениями способствует активному освоению окружающего мира, изучению культурного опыта других народов;
во-вторых, недостаток земельных угодий и скудность природных ресурсов (включая воду) побуждал к разнообразной деятельности, поиску новых источников, возможностей. В то же время в изобилии имелся строительный материал (камень, мрамор), что способствовало развитию архитектуры, скульптуры и др.;
в-третьих, интенсивный характер экономики, её многопрофильный характер (садоводство, овощеводство, скотоводство, строительство, ремесло, кораблестроение, производство оружия и др.), активные торговые отношения, важная роль денег, банковского дела, наличие конституированной частной собственности;
в-четвертых, широкое использование рабского труда, благодаря чему греки освобождались от тяжёлой физической работы и занимались политической и духовной деятельностью;
в-пятых, природный талант эллинов, их увлечённость делом, любопытство, творчество, состязательность (агон), диалогичность, рациональный склад ума, любовь к знанию, критичность мышления, открытость, стремление к совершенству, терпимость;
в-шестых, стремление понять природу человека, сильные и слабые стороны его души, высокая ценность человека, человеческой жизни, его знаний и умений, развитой индивидуализм;
в-седьмых, стремление к автаркии (самоудовлетворению), автономии (жизни по своим законам), самостроительству, полисный характер государственного уклада, правовой характер взаимоотношений между индивидами, между личностью и государством;
в-восьмых, отсутствие деспотии, преимущественно демократический характер власти, её сменяемость и ответственность перед народом, контроль за её деятельностью, свобода личности, активное участие в культурном созидании большинства населения;
в-девятых, светский характер древнегреческой религии; отсутствие профессионального жречества как тормозящей консервативной силы, свободомыслие;
в-десятых, высокий уровень образованности и воспитанности граждан, патриотизм, здоровый образ жизни, органичное сочетание личных и общественных интересов, высочайший накал духовной жизни, приоритет духовного начала по отношению к остальному;
и, конечно же, субъективный (личностный) фактор, т.е. гений таких выдающихся личностей как Гомер, Гесиод, Солон, Клисфен, Перикл, Демосфен, Эсхил, Софокл, Еврипид, Фидий, Скопас, Пракситель, Харес, Аполлодор, Апеллес, Фалес, Пифагор, Анаксагор, Демокрит, Сократ, Протагор, Платон, Аристотель, Феофраст, Аристарх, Гиппарх, Евклид, Архимед, Гиппократ.
Некоторые
из перечисленных черт были присущи
в разной степени и римлянам, но,
разумеется, с оговорками. Они были
более сдержанны,
прозаичны, строги, прагматичны.
3.2. Миф и религия
3.2.1. Греческие и римские мифы
Одним из самых ранних и существеннейших элементов античной культуры является миф. Миф (от греч. muthos - слово, сказание) можно определить как повествование о происхождении мира, богов, героев, различных народов, событиях естественной и общественной истории, которые возникли в глубокой древности и в устной форме передавались из поколения в поколение. Миф апеллирует к старинным временам, к истокам, он сродни детскому, иллюзорному мировосприятию. Это исключительно важный шаг человека в познании сущего, в самопознании. В нём сочетаются как реальное, так и вымышленное, как рациональное, так и эмоциональное, как природное, так и культурное. Миф - универсальное обобщение человеческой жизни, животворящая энергиея культуры, можно сказать - неотъемлемое свойство всей культуры.