Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:32, реферат
Античная культура Термин античность происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров. Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным компле
Начиная с V века до н.э. огромную популярность приобретает драма (трагедия и комедия). Величайшие греческие трагики Эсхил, Софокл, Еврипид в общей сложности написали около 300 трагедий. Среди них особо отметим “Прометей прикованный”, “Семеро против Фив”, “Эвмениды” Эсхила; “Царь Эдип”, “Эдип в Колоне”, “Антигона”, “Электра” Софокла; “Медея”, “Андромаха”, “Алкеста”, “Гекуба”, “Электра”, “Орест” Еврипида.
Афинские
трагики создали галерею
Трагедия для греков была больше чем просто литературным жанром. В ней воплотились глубочайшие коллизии человеческого бытия: жизнь и смерть, правота и несправедливость, фатализм и героизм , доблесть и низость, честь и бесчестие, столкновение между государственным и личным, личным и общинным интересами.
Менее значимой, но всё же популярной, являлась комедия (в переводе на русский - песнь весёлой толпы). Аристофан в своих комедиях “Всадники”, “Облака”, “Осы”, “Птицы”, “Лягушки” и Менандр (“Брюзга”, “Третейский суд”, “Отрезанная коса”) иронично, а порой и сатирично, карикатурно и, даже в доходящих до неприличия остротах (Аристофан), обличали человеческие пороки, несовершенные стороны общественной, государственной, семейной и личной жизни. Богам, и тем доставалось от комедиографов.
Поучительным жанром являлась басня, в символической форме обличавшая пороки человеческой жизни. Величайший баснописец Эзоп сочинил множество басен и ныне не утративших своей актуальности. Его сюжеты легли в основу творчества писателей последующих времён - Федра, Бабрия, Лафонтена, Крылова, Глебова.
Греческие литераторы являются родоначальниками и прозаического жанра. По социальной значимости и глубине художественных идей проза уступала поэзии и драме. Но важен сам первый шаг, сделанный в этом направлении. До нашего времени дошли такие произведения прозаического характера: “Левкиппа и Клитофонт” Татия, “Дафнис и Хлоя” Лонга, “Херей и Каллироя” Харитона, “Эфесские рассказы” Ксенофонта Эфесского, “Эфиопика” Гелиодора. Заметим, что некоторые исследователи к прозе относят также красноречие (ораторское искусство), историческую и философскую литературу. Однако об этом будет сказано особо.
Греки являются творцами и такого популярного жанра как анекдот. Существовали целые сборники анектодов. Один из них “Филогелос” (смехач) и ныне восхищает читателей. В анекдотах в шутливой форме обличались педантизм, лень, глупость, нерадивость, пьянство, обжорство, супружеская неверность и т.п.
Весомое место в литературе занимали жизнеописания знаменитых людей. В этом жанре известны Плутарх и Диоген Лаэртский.
Римская литература - феномен более поздний, проявивший себя в III веке до н.э. В значительной степени она была подражанием эллинской литературе. Как отметил А.Ф. Лосев, римская литература являла собой расширенный, углубленный эллинизм, в котором органически соединились универсализм и индивидуализм; грандиозность, возвышенность, достоинство; риторика и динамика изображения соединялись с беспощадной трезвостью оценок, деловым подходом к жизни, страстностью чувств и натурализмом. Однако римские литераторы были не просто эпигонами или адептами греков, их творчество было весьма оригинальным и зрелым.
Римские литераторы изначально обратились к драматическому жанру, который, впрочем, в Риме не был столь популярен как в Греции. Многие авторы писали и трагедии и комедии. К числу наиболее известных драматургов относятся: Ливий Андроник (грек по происхождению), сочинивший “Ахилла”, “Данаю”, “Андромеду”, “Троянского коня”; Гней Невий, автор трагедий “Ликург”, “Андромаха”, “Троянский конь”, “Даная”, Ифигинея”, а также комедий, наиболее известная их которых “Тарентиночка”; Квинт Энний - автор трагедий “Александр”, “Андромаха - пленница”. Маститыми мастерами в области комедии были Плавт и Теренций, чьи произведения “Клад”, “Куркулион”, “Хвастливый воин” (Плавт), “Свекровь”, “Евнух”, “Самоистязатель” (Теренций), пользовались успехом у зрителей. Заметный след в области трагедии оставил известный философ Сенека, сочинивший “Медею”, “Октавию”, “Безумствующего Геркулеса”, “Эдипа”.
В жанре поэзии блестяще проявили себя многие римские литераторы. Среди них Вергилий, сочинивший “Энеиду”, которую римляне сравнивали с гомеровской “Илиадой”. Даже своей темой эта поэма как бы продолжала события, описанные греческим аэдом. Он же сочинил “Георгики” и “Буколики”, в которых воспевается труд и быт человека. Другой поэт Овидий, автор “Метаморфоз”, “Любовных элегий”, “Науки любви”, “Лекарств от любви”, “Скорбных элегий” проявил недюжинный талант в знании мифологии, человеческих чувств, нравов своей эпохи.
Рим подарил миру великолепную плеяду лириков - Катона, Катулла, Горация, Проперция, Тибулла; сатириков - Мениппа, Горация, Ювенала; мастера эпиграммы - Марциала; прозаиков - Петрония (автора “Сатирикона”), Апулея, написавшего “Золотого осла”. В Риме широкое распространение имел жанр исторической прозы (Юлий Цезарь, Катон Старший, Саллюстий, Тит Ливий).
К литературным заслугам римлян относят создание эпистолярного жанра. До нас дошли письма Цицерона, Плиния Младшего, Сенеки, в которых описание обычных житейских дел сочеталось с политическим, философским и художественным материалом.
В жанре басни плодотворно работал Федр. До нас дошли 135 его басен. В биографическом жанре работали Светоний, Аттик, Варрон. Варрон сочинил в стихах и прозе 700 биографий знаменитых греков и римлян, которые прославились в различных областях культуры. Все биографии были иллюстрированы портретами.
В
заключении заметим, что греко-римская
литература продлила
жизнь мифологии и религии,
увековечила как художественные,
так и реальные образы,
зафиксировала исторические
события, запечатлела
грандиозный накал духовной
жизни древней эпохи.
3.3.2. Театр
Неотъемлемой составляющей культурной жизни Античности являлся театр. Греки не просто любили его: возникает ощущение того, что вся Эллада была огромным театром. Не было ни одного крупного населённого пункта, в котором не было бы театрального сооружения, и не осуществлялись бы театральные постановки. Театральные здания были поистине грандиозными, некоторые из них вмещали 40 тысяч человек. Можно даже сказать, что театр был составляющей государственной политики, о чём свидетельствовало наличие магистратов отвечающих за театральную жизнь, а также выделение на это дело средств из государственного бюджета.
Эллинский
театр - феномен более древний, нежели
трагедия и комедия, с которыми и
связывают театральные
Как в организационном, так и творческом плане, греческий театр представлял собой многообразную систему мероприятий и действий. Организационная сторона состояла в том, чтобы определить время театральных постановок, достойных драматургов-участников театральных состязаний, актёров-исполнителей, изыскать финансовые ресурсы. Ответственным лицам предстояло решить, берет ли расходы на себя государство, или эта почётная обязанность (литургия) возлагается на состоятельных граждан. Важно было справедливо распределить места для публики, назначить судейскую коллегию, провести ритуальные действия, справедливо определить победителей среди авторов, актёров, хорегов; наградить их. Творческая сторона театра заключалась в содержании произведений, их умелой постановке, игре актёров и хора, использовании костюмов, масок, декораций.
Успех театральной постановки зависел от всех этих факторов, но решающее значение имела игра актёров. Первоначально актёрами были сами драматурги, затем Эсхил ввёл второго актера, Софокл - третьего, а позже тот же Эсхил - четвёртого. Один актёр исполнял множество ролей, для чего он использовал маски и костюмы, которые соответствовали трагедии, комедии, драме сатиров. Ему нужны были различные дарования - умение красиво петь, звучно говорить, танцевать, владеть музыкальными инструментами. Многие актёры блестяще вживались в роли, что не просто доставляло удовольствие зрителям, но и доводило их до экстаза. Публика выражала своё одобрение или неодобрение игрой актёров громкими возгласами. Талантливые актёры получали огромные гонорары, освобождались от налогов, военной службы, считались неприкосновенными. Некоторые были наставниками политиков. Актёрами становились только мужчины, игравшие и женские роли.
Немаловажной являлась роль хора. Как правило, хор символизировал жителей местности, где происходили изображаемые события, и выражал их точку зрения. Это было своего рода общественное мнение. Руководил хором запевала (корифей), часто вступавший в разговор с актёрами от имени хора. Число актёров хора составляло от 12 до 24 человек; хористы располагались рядами в орхестре театра. С конца III в. до н.э. хор потерял былую значимость, утратил связь с изображаемыми действиями; его песни стали не более чем дополнением к театральной постановке.
Эллинские театральные действия имели громадный размах, они проводились целый день - от восхода до заката Солнца. Трагические состязания во время Великих Дионисий предполагали участие трёх авторов, обязанных представить по три трагедии и одной драме сатиров. Состязания комедиографов на Великих Дионисиях и Леннеях предполагали по одной авторской работе.
Эллинская драма носила синтетический характер; игра актёра сочеталась с пением и пляской. Части текста близкие к обыденному разговору исполнялись посредством обычного чтения (каталоге), более оживлённые места переходили в речитатив (паракатологе), а места окрашенные повышенным чувством, исполнялись путём пения (мелос). Речитатив и пение сопровождались игрой на двойном кларнете (аулосе). Структура постановки, к примеру трагедии, выглядела в самом общем плане так. Она начиналась с завязки действия (пролог), затем следует песня, которую исполняет хор (парод), в дальнейшем происходит чередование диалогических частей (писодиев), исполняемых актёрами, а иногда и хором, а также песен самого хора (3-4 стасимов). Стасимы имели строфы и антистрофы. Они составляли основной объём постановки. При их исполнении хор двигался по орхестре. Песни хора сопровождались танцем (эммелейей). Завершалась трагедия песней (эксодом) в исполнении хора, после чего он покидал орхестру.
Римский театр отличался от греческого. Он формировался как под влиянием последнего, так и имел собственные истоки. В более значимой форме он стал обнаруживать себя, начиная с III в. до н.э. и был связан с постановкой произведений вышеупомянутых Гнея Невия, Ливия Андроника, а позже - Плавта и Теренция. Длительное время в Риме постоянных театральных помещений не было (вплоть до I в. до н.э.), чему противился Сенат. Постановки осуществлялись прямо на улицах или на Римском Форуме, где устанавливались подмостки и скамейки для зрителей. Только в 55 г. до н.э. Гней Помпей построил здание театра вмещавшего 40 тыс. человек. Чуть позже появились помещения театров Бальба и Марцелла.
Первое время трагические и комические роли исполнялись актёрами - любителями, в основном из числа вольноотпущенников. Позже - появились профессионалы (гистрионы), которые объединялись в труппы во главе с хозяином - антрепренером. Игра римских актёров не была столь впечатляющей как греческих. Их сценические действия сопровождались мимикой, жестами, при необходимости драками. Главным в игре был звучный голос. Но при этом передачи нюансов трагической или комической ситуации, женского, детского или старческого голосов, не требовалось. Создаваемые на сцене образы были лишены величия, глубины, монументальности, психологичности. На передний план выступала чисто событийная сторона, живость действий, гротеск, остроумные шутки, доходящие до непристойностей. Сюжет многих драматических постановок выглядел запутанным, не совсем ясным зрителю. Плутовство, обман, сплетни, хитроумные проделки фактически составляли театральную доминанту. Актёры явно увлекались этой стороной дела, подменяя подлинное мастерство. Не было в римском театре и состязательности между авторами, актёрами, что явно снижало стимулы к совершенству. Социальное положение и авторитет римских актёров были явно ниже, нежели греческих.