Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 12:21, реферат
Литература есть отражение народной жизни. Появившись она в свою очередь воздействует в том или ином направлении на жизнь народа. Следовательно, чтобы понять античную литературу, необходимо знать и понимать жизнь тех народов, которые ее создали. Народы эти – древние греки и древние римляне.
Введение………………………………………………………………3-7
Рим. Специфические особенности римской литературы………...8
Архаическая пора доклассического периода……………………8-10
Зрелая пора доклассического периода…………………………..10-12
Конец доклассического и начало классического периода. Время кризиса и гибели республики……………………………………12-15
Послеклассическая литература. Ранняя Римская империя…….15-17
Заключение………………………………………………………………17
Литература…………………………
Как и во всяком фольклоре, здесь мы находим также зачатки народной драмы и даже не только зачатки. Были в ходу так называемые сатуры, нечто вроде наших импровизированных сценок. Историк Тит Ливий сообщает, что в 364 г. до н.э. для умилостивления богов во время эпидемий были приглашены актеры, танцоры из Этрурии, которые создали с помощью римских молодых людей здесь уже нечто вроде настоящего театра, с мимическими плясками под аккомпанемент флейты. Наконец, в области драмы большим распространением пользовались а Риме ателланы, особого рода фарс, пришедший их кампанского города Атеклы. Он тоже отличался пародийным и сатирическим характером, часто на общественные порядки и частных лиц и держался в Риме очень долго. Существенной особенностью этого фарса являлось выступление в нем четырех сатирически подаваемых типов: Макк (дурак и обжора), Букк (дурак и хвастун), Папп (старик в пародийном изображении) и Дюссен (псевдоучений, шарлатан и горбун). Ателлана всегда отличалась деревенским грубым и непристойным характером не без наличия политической сатиры. В первой половине 1 в. до н.э. из народного импровизационного театра сатиры превратилась в литературное произведение.
Кроме всей этой художественной словесности, с давних пор была представлена проза, считавшаяся привелегией знати и получавшая фиксацию сначала в виде надписей на памятниках и колоннах, а впоследствии составляющая целые книги. Эти прозаические произведения отчасти тоеж обладали стихотворным размером и потому приближались к поэзии. Можно отметить: книги главных жрецов и прочих жрецов, имевшие вначале форму летописи, куда кратко заносились выдающиеся события данного времени (вроде начала и конца войны, затмения солнца и т.д.); юридические памятники, тоже вначале в виде надписей, как, например, плохо сохранившиеся законы XII таблиц – (451-450 гг. до н.э.) – знаменитый памятник первого публичного законодательства; разного рода пророчества и предсказания как о судьбе всего римского народа, так и о частных событиях и лицах; государственные договоры (например, между царем Сервием Туллием и латинцами) или торговые договоры (например, между Римом и Карфагеном IV в. до н.э.); памятники частного характера (похоронные речи или надписи в домах покойников); стихотворные надписи в связи с триумфами полководцев или надписи надгробные. Все это дошло до нас в разрушенном виде и в ничтожном количестве.
Наконец, древняя римская словесность была богата разнородными пословицами и поговорками.
Общая характеристика литературы. Весь этот период отличается тем, что здесь еще нет никакого греческого влияния, которое в дальнейшем было настолько велико, что литература Рима уже оказывается без него немыслимой. Зачатки письменности в этом периоде отличаются краткостью, деловитостью, отсутствием всякой фантастики. Но не следует думать, что в римской литературе все определялось греческим влиянием, что сама римская литература не обладала ровно никакой оригинальностью. Если греческое влияние с известного момента возымело здесь огромное значение, то это только потому, что сам Рим достаточно созрел в социально-политическом отношении.
Зрелая пора
доклассического периода
(середина III – до первой половины II в. до н.э.)
Социально-историческая обстановка. К началу III в. до н.э. Рим представлял собой типичный для античности полис, государство-город. Во второй половине III в. римляне подчинили себе всю среднюю часть Италии, а затем территорию Южной Италии и остров Сицилию. Эта территория называлась Великой Грецией и была богатой греческой колонией. Экспансия Рима обогащала привилегированную часть его общества. Усилилось влияние денежно-ростовщических групп так называемого сословия всадников. Обогатилась и верхушка непривилегированных – плебса. Она добилась права занимать высшие государственные должности и образовала вместе с патрициями римскую знать-нобилитет.
Победоносные войны доставляли Риму толпы рабов, и рабский труд постепенно вытесняет труд мелких свободных собственников-крестьян и ремесленников.
Завоевание Великой Греции дало возможность римлянам непосредственно соприкоснуться с высокой греческой культурой. Продолжавшаяся торговая и военная экспансия в районе Средиземного моря столкнула Рим прежде всего с торговой аристократической республикой на севере Африки Карфагеном, господином всего Средиземного моря. 1-я Пуническая (карфагенская) война (264-241 гг.) доставила римлянам Сицилию; далее заняли Корсику, Сардинию и даже часть Иллирии в Греции; 2-я Пуническая война (218-201 гг.)отдала римлянам Испанию и весь карфагенский флот. 3-я Пуническая война (149-146 гг.) привела к сожжению самого Карфагена Сципионом Эмилианом. Тут же были присоединены к Риму Македония (148 гг.) и Греция (146 гг.), и таким образом к середине II в. Рим стал владыкой всего Средиземного моря.
Одним из самых важных социальных результатов всех упомянутых выше завоеваний и связанного с этим появления разбогатевшей интеллигенции является эллинизация Рима, в корне преобразовавшая всю духовную жизнь страны и народа. Вместо старых аскетических идеалов бережливости, труда, защиты родины и жизни в пределах небольшой городской общины теперь развивается стремление к роскоши, утонченной культуре и легко добываемым богатствам. Греки, приходившие в Рим, приносили с собой все плоды своей вековой культуры в суровую и строгую страну завоевателей и политиков. Несомненно, некоторое влияние Греции было в Риме и раньше. Достаточно указать на то, что римский алфавит и римские меры и веса были заимствованы из Греции. Однако это влияние, вероятно, было поверхностным и, главное, совершенно не отразилось на литературе. Другое дело – влияние Греции после 1-й Пунической войны. Один из первых римских писателей, грек Ливий Андроник, в 240 г., т.е. сейчас же после войны, ставит в Риме драму на латинском языке.
Особенно прославились своей приверженностью ко всему греческому Сципионы – род, прославленный на войне с Карфагеном. Эта страсть к эллинизму, конечно, не оставалась в Риме и без оппозиции. Особенной суровостью и консерватизмом в этом отношении отличался Марк Порций Катон (Старший), который добился в 173 г. изгнания греческих эпикурейцев Алкея и Филиска, в 161 г. – высылки из Рима греческих философов и риторов и в 155 г. – высылки афинского посольства, члены которого, философы Карнеад, Диоген, Критолай, пропагандировали в Риме свои учения. Все это было бесполезно, да и сам Катон принужден был в конце концов изучить греческий язык и пользоваться для своих сочинений греческими источниками, несмотря на свой староримский закал, ненависть к новшествам, к порче нравов и эллинизму. В эпоху войн, в суровые времена сплошных походов, опасностей, поражений и побед на темных улицах Рима появились греческие боги со своими светлыми, беззаботными лицами, эти небесные любители красоты и искусства, появились изящные греческие Музы, «своей беспечнейшей улыбкой просветляя будничные тревоги дня».
Первые шаги римской поэзии под влиянием греческой.
а) Ливий Андроник (ок. 280-207), грек из Тарента, прибывший в Рим в 272 г., после взятия его родного города. Для учебных целей он переложил сатурнийский стихон «Одиссею». После первой Пунической войны, в 240 г., Ливий поставил на праздничных играх одну трагедию и одну комедию, переделки с греческого, имевшие огромный успех. Кроме того, сохранились названия его трагедий: «Ахилл», «Алекс – биченосец», «Троянский конь», « Эгисф», «Гермиона», «Андромеда», «Даная», «Ино», «Терей». Известно, что в 204 г. Ливий Андроник сочинил по поручению властей гимн в целях предотвращения одного дурного предзнаменования. Он исполнялся хором девушек в 27 человек.
б) Гней Невий (около 270-201) был свободнорожденным уроженцем Кампании; его поэтическая деятельность протекала в Риме уже после первой Пунической войны. Его трагедии были тоже близким воспроизведением греческих подлинников. Сохранились такие заглавия: «Троянский конь», «Даная», «Гесиона», «Ликург», «Выступающий Гектор», «Ифигения», «Андромаха». Невий впервые вводит римскую национальную драму, претекстату (претекста – римский сенаторский костюм с пурпуровой каймой). Имеются известия о драмах «Ромуле» и «Кластидии». Гораздо более популярен был Невий в комедии, в которой он допускал «контаминацию» (объединение и переработку 2 греческих пьес в одну) и внесение черт из римской жизни (сохранились названия 33 пьес). Известно, например, «Тарентиночка» с ярким образом гетеры. Будучи либерально настроенным, он пытался подражать древней аттеической комедии и нападал на современников, но этот плебейский задор встретил отпор со стороны правительства и привел к изгнанию его из Рима. Прославилась и его эпическое произведение «Пуническая война», где рассказ шел еще об отбытии Энея из пылающей Трои, посещении им Дидоны в Африке, о внуке Энея Ромуле – основатели Рима. Изложение, очевидно, было весьма сухое.
Конец доклассического и начало классического периода. Время кризиса и гибель республики (середина II в. – до 30 г. 1 в. до н.э.)
Социальная и политическая борьба. Начиная со второй половины II века до н.э. в римском обществе проявляются острейшие классовые противоречия.
Беспощадно эксплуатируя захватываемых в беспрерывных войнах рабов, верхушка общества организовывала богатейшие обширные имения – латифундии. Вследствие этого с неслыханной силой проявилось основное противоречие рабовладельческого общества – противоречие между рабами и рабовладельцами, выразившееся в грандиозных восстаниях рабов в Сицилии, Малой Азии, наконец, в Италии под предводительством Спартака (74-71 гг. до н.э.)
Не менее острым были противоречия в среде самих свободных граждан – противоречие между крупными и мелкими собственниками, особенно между владельцами богатейших поместий и крестьянством. Мелкие земельные собственники разорялись, продавали свои участки и уходили в города, становясь в большинстве люмпен – пролетариями. Богатые землевладельцы, пользуясь правом сильного, захватывали даже землю, принадлежавшую всему обществу свободных граждан, так называемый ager publicus.
Во второй половине II в. до н.э. в Риме образовались две политические партии – оптиматов и популяров. Оптиматы были выразителями интересов сенатской знати и крупных земельных собственников. Популяры отражали инетерсы демократических кругов города и деревни. Под влиянием массового демократического движения, особенно крестьянства, усилилась роль народных трибунов и, наоборот, несколько ослабла роль сената. Демократическое движение, руководимые Тиберием и Гаем Гракхами, пытавшимися восстановить крестьянское землевладение, окончилось неудачей.
Когда Рим стал мировой державой, его государственная форма – аристократическая республика – потребовала уже более широкой социальной основы. Нужна была иная форма власти. Борьба за политическую власть вызвала длительные, ожесточенные гражданские войны, в которых основную роль играло войско, теперь уже большей частью наемное, а не навербованное из крестьянства, как это было раньше. Такое войско было послушным орудием в руках тех или иных полководцев, жаждавших встать у кормила государства. В 82 г. власть взял в свои руки Сулла и установил кровавую диктатуру оптиматов. После падения режима Суллы создается в 60 г. первый триумвират (Помпей, Юлий Цезарь Красс), который был выражением военной диктатуры в государстве.
В обстановке социальной и политической борьбы конца II – начала I в. до н.э. значительное развитие получила проза: красноречие, историография, мемуарная и эпистолярная литература.
Ораторское искусство. Особенного успеха достигло ораторское искусство. Благодаря разнообразно разработанному стилю оно оказало влияние на все виды литературы, и прежде всего на прозу. Развитию красноречия в Риме во многом способствовали блестящие образцы греческого ораторского искусства, которое со II в. до н.э. становится предметом тщательного изучения в специальных школах. Со страстными речами выступали политические деятели, как, например, реформаторы братья Гракхи, особенно Гай Гракх, который был оратором исключительной силы. Увлекая народные массы даром слова, он в своих выступлениях пользовался и некоторыми театральными приемами. Среди римских ораторов широко, например, был распространен такой прием, как показ рубцов от ран, полученных в борьбе за свободу. В красноречи были известны два направления: азианское и аттическое. Азианский стиль отличался цветистым языком, пристрастием к афоризмам. Представителем этого направления был Гортензий Гортал, старший современник Цицерона, консул 69 г.
Для аттицизма же был характерен сжатый, простой язык, каким писали греческий оратор Ликсий и историк Фукидид. Аттическому направлению в Риме следовали Юлий Цезарь, поэт Лициний Кальв, республиканец Марк Юний Брут, которому Цицерон посвятил свой трактат «Брут». Сам же Цицерон выработал средний стиль, в котором сочетались особенности азианского и аттического направления.
Биография, политическая и литературная деятельность Цицерона. Марк Туллий Цицерон, знаменитый оратор древности, оилцетворяет наравне с Демосфеном высшую ступень ораторского искусства.
Цицерон жил с 106 до 43 г. до н.э. Он родился в Арпине к юго-востоку от Рима, происходил из сословия всадников. Цицерон получил блестящее образование, изучал греческих поэтов, интересовался греческой литературой. В Риме он учился у знаменитых ораторов Антония и Красса красноречию, слушал и комментировал выступавшего на форуме известного трибуна Сульпиция, изучал теорию красноречия. Оратору необходимо было знать римское право, и Цицерон учился ему у популярного для того времени юриста Сцеволы. Зная хорошо греческий язык, Цицерон познакомился с греческой философией благодаря близости с эпикурейцем Федром, стоиком Деодором и главой новоакадемической школы Филоном. У него же он научился диалектике – искусству спора и аргументации.
Хотя Цицерон не придерживался определенной философской системы, но во многих своих произведениях он излагает взгляды, близкие к стоицизму. С этой точки зрения во второй части трактата «О государстве» он рассматривает лучшего государственного деятеля, который должен обладать всеми качествами высоконравственного человека. Только он мог бы оздоровить нравы и предотвратить гибель государства. Взгляды Цицерона на лучший государственный строй изложены в первой части этого трактата. Автор приходит к заключению, что лучший государственный строй существовал в Римской республике до реформы Гракхов, когда монархия осуществлялась в лице двух консулов, власть аристократии – в лице сената, а демократии – народного собрания. Для лучшего государства Цицерон считает правильным установить древние законы, возродить «обычай предков».
Первая дошедшая до нас речь (81 г.) «В защиту Квинкция», о возвращении ему незаконно захваченного имущества, принесла Цицерону успех. В ней он придерживался азианского стиля, в котором был известен его соперник Гортенсий. Еще большего успеха добился он своей речью «В защиту Росция Американского». Защищая Росция, которого из корыстных целей родственники обвиняли в убийстве родного отца, Цицерон выступил против насилий сулланского режима, разоблачая темные действия фаворита Суллы, Карнелия Хризабона, с помощью которого родственники хотели овладеть имуществом убитого. Цицерон выиграл этот процесс и своей оппозицией аристократии добился популярности в народе.